Конспект занятия по нравственному воспитанию «Мы играем очень дружно —радостью делиться нужно!..»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ТУРГАЙ»
В МЕНЗЕЛИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ»
Конспект
занятия по нравственному воспитанию
«Мы играем очень дружно —
радостью делиться нужно!..»
с детьми младшего школьного возраста
Воспитатель
Завьялова Эльвира Ильдаровна
село Старая Матвеевка – 2021 год
Тема | «Мы играем очень дружно —радостью делиться нужно!..» |
Возраст | 7-11 лет |
Виды детской деятельности | Игровая Коммуникативная Восприятие художественной литературы |
Форма проведения | Фронтально и индивидуально |
Цель | формировать нравственные качества человека и объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и нечестности. |
Задачи: | |
Воспитательные | Воспитывать необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих. |
Развивающие | Развитие внимания, самовоспитания, саморегуляции эмоционально-волевой сферы, формирование таких качеств, как эмпатия, толерантность, терпимое отношение друг к другу. |
Образовательные | Объяснить истинное понятие слова «честность». Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни. |
Методы | Словесно-наглядный Игровые Практические |
Приемы | Художественное слово Вопросы Решение поставленных задач Поощрительная оценка |
Наглядные средства | демонстрационный: колода «Мастер сказок», «Семейка Гномс», вырезанные «листочки» из цветной бумаги, свеча раздаточный: друдлы (листы А4 с изображением графических головоломок), маркеры |
Организация детей | Свободная Полукругом, сидя на стульях Свободная Полукругом, сидя на стульях |
Индивидуальная работа | Продолжать формировать положительные качества и применять их Поощрительная оценка Закреплять умение выражать свои мысли |
Словарная работа | Обогащение: взаимовыручка, доброта, помощь. |
Предварительная работа | Работа с детьми: работа с метафорическими картами, работа в технике «Друдлы»; Подготовка дидактического и раздаточного материала; Подбор релаксационной музыки. |
Структура | I часть: Организационный момент психологический настрой Знакомство, приветствие. Упражнение «Это я потому, что…» II часть: Вводная. Игра «Две правды и ложь» III часть: Основная часть Беседа о качествах. Игра «Волшебный базар» Упражнение «Доброе дерево» Игра «Эмоции» IV часть: Итог. Рефлексивно-оценочный этап. Работа в технике «Друдлы» Упражнение «Магическая свеча» |
1 часть. Организационный момент, психологический настрой.
Воспитатель:
Добрый день, уважаемые члены комиссии. Я, Завьялова Эльвира Ильдаровна, воспитатель группы младшего школьного возраста. Сегодня представляю вашему вниманию занятие из цикла нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на тему: «Мы играем очень дружно —радостью делиться нужно!..»
Добрый день, ребята! Рада вас снова видеть на занятии. Кто помнит, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии? (о добре, о зле) И мы с вами договорились, что вы будете собирать «добро», совершенное вами. Записывать на листочки и складывать в мешочек. Вот ваши мешочки, кто хочет рассказать о своих добрых делах?
А сейчас оглянитесь вокруг. Вам нравится в этом зале? Что нового? Необычного? (Дерево не имеет ни листочков, ни цветов)
Правильно, дерево.
Нравится ли оно вам? Какое оно?
У этого дерева пока нет названия, но в конце занятия мы ему придумаем «имя».
Предлагаю поприветствовать друг друга с помощью упражнения
«Это я потому, что……»
Упражнение «Это я потому, что…»
Инструмент: колода «Мастер сказок»
Цель: приветствие участников друг с другом, создание положительного эмоционального фона, стимулирование воображения.
У меня есть колода карт, на каждой из них нарисован сказочный персонаж и сюжет. Для начала ваша задача представиться, назвав свое имя. Не обязательно называть имя так, как оно указано в паспорте. Как вы себя назовете, так и будет группа обращаться к вам. Поэтому вы можете выбрать то имя или псевдоним, который вам нравится или как вас называют близкие. Затем вам нужно будет наугад выбрать карту из колоды и долго не раздумывая найти на ней себя (персонажа, похожего на вас) и продолжить фразу «Это я потому, что...».
2 часть. Вводная.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за ваши интересные рассказы. Прежде чем мы узнаем тему сегодняшнего занятия, поиграем в игру «Две правды и ложь»Игра «Две правды и ложь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, навыков определения того, когда собеседник говорит правду, а когда обманывает.
Воспитатель: Каждый из вас сейчас расскажет три факта о себе. При этом два факта о себе должны быть правдивым, а третий факт — вымышленным. Но вымышленный факт должен выглядеть максимально правдоподобно. А первой начну я: «Я работаю директором в приюте, люблю рисовать акварелью и у меня три кошки!
3 часть. Основная.
Воспитатель: Мы свами поиграли, постарались угадать где правда, а где ложь. На нашей планете живет много людей и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые.
Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? Почему?
Какие внутренние качества людей вы знаете?
Внутренние качества людей тоже бывают разные, но условно их можно разделить на две группы: одни качества помогают нам общаться с людьми, помогают в учебе и работе – это положительные качества, а другие – наоборот, мешают – это отрицательные качества.
Мы должны уметь отличать положительные качества от отрицательных качеств.
Какими положительными качествами должен обладать человек? (доброта, вежливость, забота, трудолюбие, честность и много других)
А какие отрицательные качества вы знаете?
(лень, неуважение, обида, злость, ложь и др.)
Давайте обозначим положительные качества светлыми листочками, а отрицательные – темными. Предлагаю написать все качества.
(Дети и воспитатель записывают качества по определенным цветам)
Сегодня мы с вами поговорим о таком очень важном качестве, как честность.
Ребята, а как вы понимаете смысл понятия «честность»?
Говорить правду, независимо от того, что она обрадует или огорчит собеседника.
Жизнь преподносит разные ситуации, и я не всегда говорю правду.
Это жизнь со спокойной совестью.
Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость. Честность – это умение говорить правду, не обманывать родителей, друзей, всех людей.
Воспитатель:
Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Волшебный базар». Особенность этого базара состоит в том, что на нем торгуют и обмениваются человеческими качествами.
Разделимся на две команды: одна команда будут «продавать», а другая «покупать». На листочках крупными буквами напишите по одному качеству, которые вы хотели бы продать или обменять на базаре.
Итак, вы на волшебном базаре (включается музыка). Вы можете обменять свой товар на одно, два, три качества. Делать двойной или тройной обмен. Только помните: нельзя просто отдавать, ничего не получив в обмен.
Воспитатель: Теперь, я предлагаю вам поделиться впечатлением от игры.
Легко или трудно было найти качества. Которые хотелось бы приобрести или от которых хотелось бы избавиться?
Что удалось, что не удалось реализовать на рынке и почему?
Какая роль больше всего понравилась: покупателя или продавца?
Что чувствовали? О чем думали, когда играли ту или иную роль?
Упражнение «Доброе дерево»
Перед вами, ребята, волшебное дерево. Оно совсем без листочков. Давайте вспомним, о каких качествах мы сегодня говорили? Какими качествами украсим наше дерево? Возьмите листочки, которые вам приглянулись, и прикрепите их на дерево. Вот такое нарядное дерево у нас получилось. Но у дерева нет названия. Как мы его назовем?
(На отдельном листе пишем название дерева и прикрепляем к верхушке)
- Смотрите, какое нарядное дерево получилось. Какая у него пышная крона. Всё это от вашей доброты и честности.
Ребята, как вы думаете, почему на зло нужно отвечать добром?
Приведите примеры из своей жизни или жизни ваших друзей, в которых доброта помогала людям.
От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем добры, честны, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем получать хорошее отношение.
Воспитатель: «В нашей жизни случаются и хорошие и плохие ситуации, на которые мы реагируем разными эмоциями. Если мы будем знать свои эмоции, распознавать их, это позволит нам лучше управлять собой, понимать себя. Бывают ситуации, когда эмоции могут взять верх над вами. В таком случае вы уже не контролируете себя и свое поведение. Когда вы знаете свои эмоции «в лицо», вы владеете ситуацией, можете полноценно прочувствовать счастье момента или собраться и решить проблему».
Предлагаю по очереди вытащить из колоды «Семейка Гномс», с которыми мы с вами играем.
(Все карты расположены рубашкой вниз, и выбор происходит «вслепую».)
Воспитатель: На каждой карте изображена эмоция. Посмотрите, какая карта вам попалась.
Ваша задача – подумать и рассказать, в какой ситуации вы можете испытывать или испытывали данную эмоцию.
Предлагаю отвечать по очереди, я начну первой. У меня карта с эмоцией (например: грусть). Я такой тогда, когда (например: что-то теряю).
4 часть. Итог. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Ребята! Вы сегодня отлично поработали.
- А что вы узнали нового?
- Что тебе запомнилось из сегодняшнего занятия?
- Что показалось необычным?
Предлагаю оценить наше занятие с использованием техники «Друдлы». Дорисуйте ваше отношение к занятию и озвучьте его.
(Детям раздаются друдлы на листах А4, маркеры). Звучит релаксационная музыка. Дети дорисовывают друдлы, затем озвучивают свои работы.
Упражнение «Магическая свеча»
Воспитатель: В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжём свечу и представим, что она магическая. И отныне, кто возьмёт её в руки, превращаются в волшебника. Включите фантазию, представьте, что бы вы сделали, став сказочным волшебником? Напишите на листочках. И сложите листочки в волшебную коробочку. А следующее занятие, мы начнем с ваших желаний.
Начните так:
- Если бы я стал (а) волшебником, я бы сделал(а) так…