Урок литературы «Зачем нам нужна ненависть? Всегда ли спасительна любовь?» (7–9 классы)

1
0
Материал опубликован 12 March 2018

 

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА НЕНАВИСТЬ? ВСЕГДА ЛИ СПАСИТЕЛЬНА ЛЮБОВЬ?

(УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО ТЕКСТАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.Горького)

1. Д/з. Ответить на вопросы:

Когда мы испытываем чувство ненависти?

Как ты относишься к чувству ненависти?

Как мы боремся в своей душе с возникшей злобой на кого-либо?

Помогает нам ненависть в жизни или только мешает?

2. На экране — эпиграф к уроку:

ЗЛОБА, ГРУСТНАЯ ЗЛОБА                                  О НЕСЧАСТНЫХ И СЧАСТЛИВЫХ,

КИПИТ В ГРУДИ…                                              О ДОБРЕ И ЗЛЕ,

ЧЁРНАЯ ЗЛОБА, СВЯТАЯ ЗЛОБА                      О ЛЮТОЙ НЕНАВИСТИ И СВЯТОЙ ЛЮБВИ

                                  А. Блок.                                                                         Никольский.

2. Вступительное слово учителя. Вопросы:

Как понять это противоречие? Злоба и любовь — разве могут одновременно быть «святыми»?

На экране — картины художников, помогающие определить отношение к концептам «любовь», «ненависть». 

Корчагин М. "Страх, ненависть и равнодушие"

 

Л.Химич «Любовь»

3. Работа с лексическими значениями (по словарям):

Что такое ненависть?

Что такое любовь?

Подобрать синонимы и антонимы, а также ассоциации к словам «ненависть», «любовь».

Вспомнить, что такое антитеза.

*Ненависть — чувство сильной вражды и отвращения.

*Любовь — 1. Чувство самоотверженной привязанности.

                  2. Склонность, пристрастие к чему-либо.

*Святой —1. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный.

                2. Заветный, истинный, величественный и исключительный по важности.

                3. Обладающий Божественной благодатью

                4. Человек, посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религии, а 

                после смерти признанный верующими образцом христианской жизни.

                                                                                                (Словарь С.И.Ожегова)

(Примерные ответы:

ЛЮБОВЬ

Синонимы – согласие, привязанность

Антонимы – ненависть, злоба, эгоизм

Ассоциации – дружба, верность

 

НЕНАВИСТЬ

Синонимы – вражда, зложелательство, отвращение

Антонимы – любовь, симпатия

Ассоциации – гордыня, гнев, месть)

 

4. На экране — картина Кривоногова.

П.Кривоногов «Поединок»

 

Вопросы:

Смог бы герой картины выйти на этот неравный поединок, если бы не испытывал ненависти к врагу?

Злоба и ненависть— одно и то же?

Могут ли святые испытывать это чувство?

Как вы понимаете слова Василия Великого: «Познал грех свой и возненавидел»?

ИТАК, Помогает ли ненависть человеку и человечеству?

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА НЕНАВИСТЬ? (ДЛЯ ТОГО,ЧТОБЫ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВРАГАМ, ГРЕХУ)

Выразите своё отношение к высказыванию:

«Любовь к деньгам есть корень всех зол». (Это означает, что безнравственность обусловлена человеческим пристрастием к деньгам; одержимость деньгами создаёт зло в этом мире, а не деньги сами по себе). ВСЯКАЯ ЛИ ЛЮБОВЬ СПАСИТЕЛЬНА? В каких ситуациях любовь — это зло?

5. Работа по группам. (Тема ненависти и любви в произведениях М.Горького)

ПЕРВАЯ группа. Рассказ «Макар Чудра»

Почему любовь Лойко и Радды приводит героев к такому концу? Или чувство, которое ими владеет, отличается от любви?

При каком условии они смогли бы выстроить совместную жизнь?

(ЕСЛИ БЫ ВОЗНЕНАВИДЕЛИ СВОЮ ГОРДОСТЬ)

ВТОРАЯ группа. Рассказ «Старуха Изергиль»

Кого любит Ларра? Помогает ли ему эта любовь?

Что осуждает Горький в строчках: «В его (Ларры) глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

При каком условии Ларра смог бы жить с людьми?

Приносит ли любовь Изергиль счастье её избранникам? Как вы оцениваете слова Изергиль: «Я бежала к тому, кого любила…И так я бегала три месяца, пока была любовь». Почему чувство Изергиль так непостоянно и она «никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила»?

Какое чувство помогает Данко спасти людей? Почему эпитет «гордый» по отношению к Данко (в отличие от Ларры и Изергиль) не вызывает отрицательного отношения?

(ЛАРРА ЛЮБИТ ТОЛЬКО СЕБЯ, И ПОЭТОМУ ТАКАЯ ЛЮБОВЬ МЕШАЕТ ЖИТЬ; ИЗЕРГИЛЬ ЛЮБИТ «ПОДВИГИ», НО НЕ ВИДИТ ПОДВИГА В ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ; А ВОТ ЧУВСТВО ДАНКО К ЛЮДЯМ ПОМОГАЕТ ЕМУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕГОДОВАНИЯ ИЗ-ЗА НЕБЛАГОДАРНОСТИ ЛЮДЕЙ)

 

ТРЕТЬЯ группа. «Детство»

Кто открыл перед Алёшей прекрасный мир? Какое место в жизни мальчика занимает бабушка?

Что поразило Алёшу в доме Кашириных?(ссора дядьёв, сцена с напёрстком, порка детей)

О чём это выражение: «свинцовые мерзости жизни»? Что возненавидел Алёша?

(ВОЗНЕНАВИДЕЛ ЛЮДСКУЮ ЖЕСТОКОСТЬ И ПОШЛОСТЬ ЖИЗНИ)

 

6. Итоговое обобщение.

Осталось ли отношение к понятиям «любовь», «ненависть» прежним?

Как по-новому раскрылись произведения М.Горького?

7. Выполнение творческих работ (на выбор).

- Составление презентации «Любовь и ненависть в произведениях М.Горького»

- Сочинение «Зачем нам нужна ненависть? (по произведениям М.Горького)»

- Сочинение «Всегда ли спасительна любовь? (по произведениям М.Горького)»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.