Методическая разработка интеллектуальной викторины с элементами спортивных конкурсов «Мы – знатоки космоса»
«Мы – знатоки космоса»
Методическая разработка
интеллектуальной викторины с элементами спортивных конкурсов
для детей старшей разновозрастной группы
Горяинова Татьяна Николаевна,
воспитатель МБОУ «Завидовская ООШ» дошкольные группы
Яковлевский городской округ Белгородская область
Цель. Развивать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
Задачи. Закрепить знания о первом космонавте – Ю.А. Гагарине и других героях космоса, о планетах солнечной системы. Развивать интеллектуальные способности детей. Воспитывать умение работать в команде. Создавать эмоционально благоприятную атмосферу.
Материал: эмблемы для команд; портреты: Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, С. Королева и несколько портретов детских писателей и писательниц; строительный материал для постройки ракеты для 2-х команд, листы с образцами построенных ракет; листы с развивающими заданиями для каждого участника команд; фломастеры; обручи; 2 скакалки; звезды по количеству детей; раскраски планет; ватман с нарисованной солнечной системой; клей; салфетки; звезды – бонусы за правильные ответы; портативная колонка; флэшка с музыкой группы «Зодиак», «Спейс»; медальки для награждения «Знатоки космоса».
Ход викторины.
Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете какой праздник сегодня отмечает вся страна? Ответы детей. 12 апреля – знаменательный день в истории космонавтики. Именно в этот день более 60-ти лет назад Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет человека в космическое пространство. И сегодня в честь этого праздника предлагаю вам провести интеллектуальную викторину «Знатоки космоса» и проверить ваши знания. В игре примут участие две команды. За правильные ответы команды будут получать звезды. В конце нашей игры мы их подсчитаем. У кого окажется больше звёзд – тот и выиграл. Давайте с вами разделимся на две команды. Первая команда будет называться «Ракета», капитан команды…, вторая – «Спутник», капитан команды… Команды выходят и занимают свои места. А сейчас разрешите представить жюри. Представление жюри, объяснение правил викторины.
- Ну, что, как сказал Юрий Алексеевич Гагарин «Поехали!» А игра наша начнётся с космической разминки.
1 конкурс «Космическая разминка»
Воспитатель. Я буду задавать вопросы командам по очереди, а вы быстро отвечайте.
Вопросы первой команде:
- Как называется наша планета? Земля.
- Самая большая и горячая звезда во вселенной? Солнце.
- Какая планета самая большая. Юпитер.
- У какой из планет есть кольца? У Сатурна.
- Как звали собак, которые летали в космос до людей и благополучно вернулись? Лайка, Белка и Стрелка.
- На каком космическом корабле летал Гагарин? Восток.
- Как называется прибор для исследования и изучения космических тел? Телескоп.
Вопросы второй команде:
- Какую форму имеет наша планета земля? Форму шара.
- Как называется спутник Земли? Луна.
- Самая маленькая планета? Меркурий.
- Как называется профессия тех, кто летает в космос? Космонавт.
- Кто был первым космонавтом? Юрий Гагарин.
- Одежда космонавта? Скафандр.
- Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)
Подведение итогов.
2 конкурс «Космические загадки»
- Самый первый в космосе, летел с огромной скоростью
Отважный русский парень, наш космонавт … Гагарин.
- Освещает ночью путь, звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна, в небе светит нам …луна.
- Планета голубая, любимая, родная.
Она твоя, она моя, а называется…Земля.
- Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный …спутник.
- В космосе сквозь толщу лет ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света, а зовут объект…комета.
- Что видим мы, взглянув в оконце,
Нам ярким светом светит …солнце.
- Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре он из космоса глядит. Космонавт.
- Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится. Луноход.
- Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить,
Млечный путь увидеть, чтоб нужен мощный …телескоп.
- На корабле воздушном, космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер, несемся на…ракете.
Подведение итогов.
3 конкурс «Кольца Сатурна»
Воспитатель. Сатурн – это планета солнечной системы, которая окружена кольцами.
Участники каждой команды поочередно с обручем добегают до ориентира, возвращаются, передают обруч следующему и т.д.
4 конкурс «Куда летит ракета?»
Игроки каждой команды поочередно добегают до доски и выполняют развивающие задания: определить к какому объекту летит ракета и провести линию, провести линию-траекторию полета ракеты, кометы. Задания на каждого ребенка. Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнит задания.
Подведение итогов.
5 конкурс «Конкурс капитанов»
Перед детьми портреты Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, С. Королева и несколько портретов детских писателей и писательниц. Воспитатель предлагает найти портрет:
- первого человека, который полетел в космос и назвать его имя;
- космонавта, который первый вышел в открытый космос и назвать его имя;
- первой женщины, летавшей в космос…;
- конструктора межпланетных кораблей, назвать его имя.
Воспитатель. Продолжаем нашу игру.
6 конкурс «Выход в открытый космос»
Капитан команды держит одной рукой обруч, другой – скакалку. Участники каждой команды по одному проходят через обруч держа в руке другой конец скакалки, берут звезду, возвращаются и передают эстафету следующему игроку команды. Чья команда первой закончит, та и победила.
7 конкурс «Конструкторское бюро»
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам стать настоящими конструкторами и собрать космическую ракету из тех деталей, которые есть у вас на столах.
Дети строят ракету по образцу. Один игрок от каждой команды подбегает к столу, ставит одну деталь, возвращается. Затем остальные игроки по очереди, пока ракета будет построена.
Воспитатель. Ребята, пока жюри подводят итоги, предлагаю поиграть.
Игра «Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты на одну меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты для полёта на планеты.
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах». Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять вкруг, и игра начинается сначала.
Подведение итогов, награждение.
Воспитатель. Ребята, не важно у кого сколько звезд, вы все были активными, выполняли задания, все молодцы. А сейчас я приглашаю вас в нашу космическую изостудию и предлагаю вам раскрасить планеты. Под музыку дети раскрашивают планеты, а потом приклеивают их на ватман с заранее нарисованной солнечной системой.
Информационные ресурсы и литература:
1. https://www.maam.ru/detskijsad/viktorina-kosmos-ko-dnyu-kosmonavtiki-dlja-starshih-doshkolnikov.html
2. https://rosuchebnik.ru/material/intellektualnaya-igra-zazhgi-svoyu-zvezdu-7128/
3. Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/авт.-сост. Г.П. Попова, В.И. Усачева – Волгоград: Учитель, 2005 – 252 с. ISB № 5-7057-0698-7 Издательство «Учитель»