Методическая разработка «Знатоки профессий»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Методическая разработка
Знатоки профессий
Подготовила
педагог-психолог
МОУ «ШКОЛА № 39 Г. ДОНЕЦКА»
Чурсина Татьяна Анатольевна
Донецк 2017
Цель: представление информации о мире профессий, оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся, открытие перспектив дальнейшего личностного роста, помощь в определении своих жизненных планов и выстраивании алгоритма действий.
Задачи:
формирование актуального для подростков «информационного поля»;
обеспечение средствами самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию;
формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Психолог: Уважаемые выпускники, скоро вам предстоит сделать очень важный выбор, от которого будет зависеть ваша дальнейшая судьба. Это выбор профессии. Конечно, можно прервать учебу, если на третьем курсе института ты поймешь, что это дело не твое, а можно через несколько лет оставить работу, которая не нравится. Однако время будет потеряно, да и разочарование неминуемо.
Есть такое выражение: «Счастье - это когда утром хочется идти на работу, а после работы возвращаться домой». Сегодня мы начнем с малого. Мы окунемся в мир профессий, оценим, насколько вы хорошо осведомлены о разнообразии профессиональных сфер и определим план совместных действий на этот учебный год.
Упражнение "Знакомство"
Цель: введение в атмосферу занятия.
Каждый обучающийся на первую букву своего имени указывает одно из своих положительных качеств.
Упражнение «Золотая рыбка»
Цель: ожидания участников от мероприятия.
На рисунке с золотой рыбкой каждый обучающийся прикрепляет ракушку с записью своих ожиданий от мероприятия.
Психолог. В ходе данного мероприятия мы вспомним профессии и выясним, какая группа является их лучшим знатоком.
Объединение обучающихся в группы по типу профессий
Задание «Угадай профессию»
Цель: Осознание привлекательности и непривлекательности сторон любой профессии.
Командам предстоит назвать профессию, о которой говорится в задании.
Задание «Кем бы могли работать в наши дни»
Цель: актуализация имеющихся знаний о профессиях.
Командам предлагается придумать современные профессии сказочным героям.
Психолог. Многие иностранные слова вошли в нашу повседневную жизнь и понятны без перевода. Вместе с новыми предметами и явлениями возникают новые профессии.
Цель: соотнесение знаний о профессиях со своими возможностями и представлениями о каждой из профессий.
Командам необходимо к каждой из предложенной профессии подобрать ее правильную характеристику.
Задание «Профессия на букву»
Цель: расширение у участников знаний о мире профессионального труда.
Каждой команде предлагает одну букву. Их задача за одну минуту назвать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы.
Задание «Самая-самая»
Цель: обобщение и систематизация приобретенных знаний о профессиях.
Команды должны называть те профессии, которые в наибольшей степени подходят к зачитываемым характеристикам.
Психолог. А теперь несколько советов от психолога, которые, надеюсь, помогут вам в выборе профессии
• Выбор профессии —может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей в выборе профессии.
• Подумай, чем бы тебе хотелось заниматься. Составь список подходящих профессий.
Составь перечень требований к выбираемой профессии и определи значимость каждого требования.
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. В новом учебном заведении ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Пройди проф. диагностику у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
• Осознавай свои реальные силы.
• Страх — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики. Например, многие врачи вначале работали медсестрами или медбратьями.
• Постарайся особое внимание уделить тем учебным предметам, которые необходимы для поступления.
• Попытайся узнать как поступают, как учатся, как устраиваются на работу после окончания учебного заведения.
• Старайся участвовать во школьных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению в коллективе.
Принципы, которые следует учитывать при выборе профессии.
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ.
-что я хочу;
-что я могу;
-что от меня потребует работа.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Будущая профессия должна соответствовать интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль играют участие в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей».
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Развитие мышления, памяти, внимания, трудолюбия, добросовестности, организованности, самостоятельности, инициативности, выдержки, настойчивости.
Наше мероприятие позволило рассмотреть некоторые особенности профессий, а следовательно, лучше осознавать эти особенности.
Таким образом, знатоками профессий является команда, которая набрала больше всего баллов во всех конкурсах.
Упражнение «Золотая рыбка»
Цель: подведение итогов мероприятия.
Те выпускники, чьи ожидания от мероприятия оправдались, на ракушках должны закрепить жемчужины.
Психолог. Я надеюсь, что наше мероприятие пробудило в вас желание найти правильное решение в вопросе профессионального самоопределения, прилагая максимум усилий. А я, со своей стороны, буду вас в этом вопросе направлять и поддерживать. Спасибо за работу!
Ватолина Светлана Анатольевна