Деловая игра для педагогов или учащихся «Мифы и антимифы исследовательской деятельности»
Цель деловой игры более полное осмысление предназначения, проблем организации и отношения учащихся и педагогов к исследовательской деятельности.
Игра состоит из двух относительно самостоятельных частей, которые могут прерываться лекцией или беседой, могут быть организованы как самостоятельное мероприятие, а также использоваться каждая сама по себе.
Проводить игру можно для учащихся средних и старших классов, для педагогов на педагогическом совете или как отдельное занятие.
Часть первая. «Мифотека исследовательской деятельности»
Цель первой части: выявить существующие в сознании и педагогической практики участников семинара мифы об исследовательской деятельности.
Планируемый результат: создание подборки мифов об исследовательской деятельности, с которыми педагоги сталкиваются в своей практике.
Проведение игры: работа осуществляется в командах по 3-4 человека. Ведущий обеспечивает участников материалами и оборудованием, оказывает организационную и методическую помощь, контролирует соблюдение хронометража.
Информация о целях и смысле игры излагается ведущим в устной форме во время вводного этапа.
Вступительное слово ведущего.
Миф – очень удобная для нашего сознания форма подачи информации. Человеку вообще присуще создавать и воспринимать мифы. Мы говорим с вами о педагогических мифах. Педагогическая мифология – это набор мифов, распространенных в педагогическом сообществе.
Не избежала мифологизации и исследовательская деятельность. Мы с вами постараемся выявить негативные мифы и собрать своеобразную мифотеку. Мифотека – собрание мифов.
Ведь управление педагогическими мифами повышает эффективность образовательного процесса и педагогической деятельности.
Время игры: 45 мин.
Оснащение игры: игровая аудитория на 5-6 рабочих мест, писчая бумага, канцелярские принадлежности, экспозиционные стенды.
Описание игры: игровые группы, взаимодействуя внутри команды, обсуждают, вырабатывают общее решение и формулируют 2-3 мифа, подбирают способы иллюстрирования основных положений. Затем команды оформляют предложенные ведущим листы. Обсуждают презентацию своей работы.
Первый этап: установка на игру (5 мин.). Второй этап: работа команд участников (20 мин.). Третий этап: презентация мифов командами (10 мин.)
Подведение итогов игры: Оценка работы команд, хода игры. Подчеркивается значимость полученных результатов (10 мин.)
Часть вторая. «Антимифологемы исследовательской деятельности»
Цель второй части: обсудить существующие в сознании и педагогической практики участников семинара мифы об исследовательской деятельности, коррекция мифологического сознания педагогов.
Планируемый результат: выработка и оформление образного понимание мифов об исследовательской деятельности, создание антимифологемных способов их преодоления.
Проведение игры: работа осуществляется в командах по 5-6 человек.
Время игры: 45 мин.
Оснащение игры: игровая аудитория на 5-6 рабочих мест, компьютер для оперативного набора материалов, разработанных командами, писчая бумага, канцелярские принадлежности, экспозиционные стенды.
Описание игры:
Первый этап: Слово ведущего (5 мин.).
Какие же мифы определяют отношение к исследовательской деятельности?
Оглашение мифотеки, собранной в ходе предыдущей деловой игры.
Второй этап: группам участников раздаются 2-3 мифа. Необходимо придумать образные выражения, отражающие путь преодоления негативного влияния этого мифа - антимифологем. Полученные антимифологемы оформляются участниками на отдельных листах (20 мин).
Третий этап: презентация созданных группами антимифологем (20 мин.)
Кияйкина Наталья Федоровна
Бобровницкая Виктория