Внеклассное мероприятие «Как кукла паки друзей искала»
Мини - проект
Приглашаем в мир народной сказки
Инсценировка сказки на хантыйском языке»
«Как кукла паки друзей искала »
Авторы: воспитатели младшего корпуса девочек интерната
Зубку Анна Валерьевна.
Николаенко Светлана Александровна
Жаткина Елена Васильевна
Золотарёва Наталья Сергеевна
1 |
Наименование учреждения |
МБОУ Русскинская - СОШ- (интернат) Адрес. ХМАО Тюменская область Сургуткий район Русскинская ул. Набережная 2в |
2 |
Название проекта |
Приглашаем в мир народной сказки Инсценировка сказки на хантыйском языке «Как кукла друзей» |
3 |
Описание проекта: |
Инсценирование и драматизация сказки народа ханты на родном языке. |
4 |
Авторы проекта |
Зубку Анна Валерьевна. Николаенко Светлана Александровна Жаткина Елена Васильевна Золотарёва Наталья Сергеевна |
5 |
Вид проекта |
Информационно творческий, групповой |
6 |
Продолжительность проекта |
Краткосрочный |
7 |
Образовательная область: |
Знакомство с творчеством народа ханты - сказки, развитие речи, артистическая деятельность. |
8 |
По характеру контактов |
Осуществляется внутри интерната(ОУ) в контакте семьей |
9 |
Участники проекта |
Воспитанницы корпуса младших девочек, воспитатели |
10 |
Цель проекта |
Сохранение традиций и культуры народа ханты. |
11 |
Задачи |
Задачи: -познакомить детей с хантыйской народной сказкой «Как кукла друзей искала»; -воспитывать интерес к народным литературным произведениям на родном языке; -развивать творческие качества личности. |
12 |
Проблема, значимая для детей, на решение который направлен проект. |
Понять, чем уникальна культура, обычаи и традиции народов ханты и манси. |
13 |
Предлагаемый результат дети, родители |
Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты. Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности. Желание играть в национальные игры, инсценировать сказки народов Югры. Уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО. |
14 |
Партнёры |
Центр Национальной культуры п. Русскинская. |
15 |
Название итогового мероприятия проекта |
Инсценировка сказки на хантыйском языке» «Как кукла паки друзей искала » |
Содержание
Актуальность…………………………………………………………
Введение...............................................................................................
Основная часть………………………………………………………
Заключение...........................................................................................
Список литературы и Интернет-ресурсов………………………....
Приложение (сказка народном языке.) ………………………………………………………….
Актуальность
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению.
При определении путей приобщения читателей к литературному произведению, совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги.
Югра... Этот чудесный край - край необъятной тайги с её щедрыми дарами, большими реками, бесчисленными речушками, болотами с зелёным мхом, усыпанным красной клюквой и янтарной морошкой, богатейших недр. Мы знаем, что живём на земле, издревле принадлежащей коренным представителям Югры - народам ханты и манси. Особенность северных народов – их близость к природе, бережное отношение к каждой травинке, цветку, боязнь разрушить красоту природы, так как она – неотъемлемая часть их жизни.
Культура народов Севера ничем не похожая, совершенно другая, как бы из другого мира. Странная для нас, но родная и любимая ими – коренными народами ханты и манси. За свою многовековую историю сумели они создать многогранную национальную культуру, отражающую и быт, и образ жизни, но самое главное – национальный дух.
Каждый народ бережно хранит память о своих предках, родной земле, традициях, быте, культуре своего народа и передаёт это новым поколениям с помощью различных жанров народного творчества, в том числе и сказок. Мы очень любим, читать сказки. Они волшебные, красивые, страшные завораживающие.… В них много интересного, познавательного.
Но особо нас заинтересовали сказки, где главными героями являются животные. Часто в их сказках животные выступают в роли наставника или учителя: видимо, суровые условия жизни вынуждают человека не побеждать животное, а жить с ним в мире, заимствуя его опыт. Мы читали сказки и анализировали, какими чертами характера наделён тот или иной герой, в каких поступках и словах раскрываются его душевные качества, как к нему относится рассказчик. Пролистав сказки народа ханты, мы заметили, что они мало иллюстрированы. Такие сказки не вызывают интереса у детей.
Введение
И нельзя без сказки нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Мы живем в очень непростое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети стали очень мало читать книг. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а вместо семейных библиотек занимают компьютерные игры. Компьютер, агрессивная визуальная среда, интернет и телевидение являются более привлекательными для современного человека. Получение информации из этих источников не требует напряжённой работы ума, вдумчивого чтения и осмысления. Традиционным книгам всё труднее становится конкурировать с современных массмедиа ресурсами. В результате дети теряют интерес к чтению книги. Это вызывает тревогу. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем с иллюстрацией детской книг.
Цель: сохранение традиций и культуры народа ханты.
Задачи:
-познакомить детей с хантыйской народной сказкой «Как кукла друзей искала»;
-воспитывать интерес к народным литературным произведениям на родном языке;
-развивать творческие качества личности.
Оборудование:
для оформления сцены: чум, деревья, очаг, стол, посуда, люлька, сеть с рыбой;
музыкальное сопровождение, колокольчики, костюмы зайца и ворона, палочки для игры, сувениры для гостей, интерактивная доска.
Сказка на земле, как и вода, проходит быстро. Тысячи и тысячи лет назад, ушло очень много поколений людей, но они оставили самое ценное это сказки.
Каждая бабушка, каждый дедушка знают всё это и рассказывают своим детям, внукам и правнукам сказки.
Сказка учит добру, жить с природою и её обитателями в мире и согласии. Нельзя без надобности рубить растения, топтать траву, убивать зверей, птиц, букашек и жучков.
А вот и наша сказка о куколке, которая одна жила в таёжной глуши. Кукла очень хотела найти себе друзей, которые бы помогли в трудную минуту, а в час веселья спели бы с ней песенку.
Но ни зайчик, ни ворон не смогли стать верными друзьями, потому, что они привыкли заботиться только о себе.
Кто же подружился с куклой, вы узнаете, когда посмотрите нашу сказку «Как кукла друзей искала».
Гипотеза:
Знакомясь со сказками разных народов, путём устного чтения, драматизаций, инсценировок, у детей возникнет желание обращаться к произведениям детской литературы. Разовьётся возможность самостоятельно находить нужную для себя информацию, анализировать прочитанное, использовать пример положительных литературных героев для подражания. Театрализованная деятельность будет способствовать воспитанию уверенности в своих творческих качествах, разовьются коммуникативные качества. Будут созданы условия для передачи общекультурных, духовно-нравственных, эстетических ценностей.
Реализация проекта даст возможность формировать у воспитанников чувства патриотизма, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации.
Основная часть
Сказка — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного фольклора, включающий в себя разно жанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. У каждого народа – свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, только рассказаны они на своём языке, имеют свои национальные особенности.
Свой облик и у хантыйских сказок. В этих фантазийных рассказах отражена история и быт народа.
Сказки показывают национальную особенность фольклора каждого народа. Животные – герои сказок – напоминают и своей речью, и поведением, людей той национальности, где бытуют эти сказки.
Северные сказки своими корнями уходят в далекое прошлое, когда человек думал, что животные ведут такую же разумную жизнь, как и люди. В занимательных сказочных историях и животные, и люди, разговаривают между собой, помогают друг другу или обманывают один другого, смеются и плачут, радуются и горюют.
В сказках можно встретить осуждение людских пороков: обман, зло, хвастовство, пустозвонство, грубость, ложь.
Образы животных в хантыйских народных сказках.
В хантыйских сказках: Северные сказки своими корнями уходят в далекое прошлое, когда человек думал, что животные ведут такую же разумную жизнь, как и люди. В занимательных сказочных историях и животные, и люди, разговаривают между собой, помогают друг другу или обманывают один другого, смеются и плачут, радуются и горюют. Человек полностью зависел от прихотей природы. Непонятные явления природы казались чудесами.
В своем фольклоре, ханты пытаются передать это отношение своим детям. Например, хантыйские сказки, в которых главными героями являются животные, учат читателя отличать доброе, светлое начало от злого, сопереживать и помогать слабому, верить в справедливость, во взаимосвязь человека с природой. Ждать счастливого завершения испытаний.
Особенности сюжета сказки.
Действие сказки разворачивается в лесу.
В хантыйских сказках основная роль отводится диким животным, обитающим в тайге.
Все животные думают, разговаривают, трудятся как люди.
В хантыйских сказках отмечается употребление двоекратного повтора:Когда захочу, тогда и вернусь.
Хантыйские сказки поучительные, в них много серьезных моментов связанных со связью человека и природы, раскрывающих законы природы.
В сказках происходит борьба добра над злом и его победа. Героями становятся животные, с которыми чаще связана жизнь самого народа. В этом отражается тесная связь человека с природой.
Заключение.
Сказки – самые древние творения человеческого духа. Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки. Повзрослев, мы читаем сказки сами и будем их читать и изучать ещё долго. В какой бы стране ты не жил, к какой бы национальности не принадлежал, ты всегда сможешь понять и полюбить сказку другого народа. Так как сказки наших народов имеют большое сходство. В них отражается борьба добра со злом. Сказки учат нас быть честными и добрыми, щедрыми, отзывчивыми, любить с. Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.
Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно.
Через сказку легче объяснить ребёнку что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.
Сказка – это способ общения с ребёнком на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе смы используем сказки, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Читая и рассказывая сказки развивается внутренний мир ребёнка. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал.
Ведь сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этап в развитии детей, этапом который формирует запас жизненной прочности, или является некой библиотекой жизненных ситуаций.
В воспитательной работе мы используем театрализованную деятельность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Свою Родину и любить, и защищать слабых.
Литература
1. Е.Р. Акбальян « Фольклёр народов севера -северная библиотека школьника»
2. Е.Т. Пушкарёва «Мифы, предания народов севера».
3.Ю. Шесталов « Сказки дедушки» 1991
4.Северные сказки (сборник Н.Е.Ончукова)
5. Жир кулика (Запись и обработка П. Егорова. Художник Х. Аврутис )
6.Маченкат (Запись и обработка В. Пухначёва.Художник Х. Аврутис)
7.Хантыйская сказка « Мальчи - корешок».( Обработка Сиражевой А.У)
8.У.Т. Сирелиус «Путешествие к хантам»
9.Юван Шесталов «Собрание сочинений»
10.Еремей Айпин «Клюквинки»
11.Андрей Тарханов «Заповедь язычника»
12.Владимир Волдин «Так Молупси»
Приложение
Основная часть
Сказка — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного фольклора, включающий в себя разно жанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. У каждого народа – свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, только рассказаны они на своём языке, имеют свои национальные особенности.
Свой облик и у хантыйских сказок. В этих фантазийных рассказах отражена история и быт народа.
Сказки показывают национальную особенность фольклора каждого народа. Животные – герои сказок – напоминают и своей речью, и поведением, людей той национальности, где бытуют эти сказки.
Северные сказки своими корнями уходят в далекое прошлое, когда человек думал, что животные ведут такую же разумную жизнь, как и люди. В занимательных сказочных историях и животные, и люди, разговаривают между собой, помогают друг другу или обманывают один другого, смеются и плачут, радуются и горюют.
В сказках можно встретить осуждение людских пороков: обман, зло, хвастовство, пустозвонство, грубость, ложь.
Образы животных в хантыйских народных сказках.
Разнообразные животные появились на земле вместе с человеком, всегда окружали его и играли большую роль в жизни человеческого общества. Издревле человек присматривался к этим существам природы, внешне столь не похожим на него самого, но так же наделенным умом и характером, дивился тому, что многие виды животных, совсем как люди, объединяются в коллективы, у которых есть свои вожаки. Из подобных наблюдений складывались представления о том, что животные - тоже «люди»: они могут разговаривать друг с другом, понимать, жениться, ходить на охоту. Думали, что животные - народ со своей особой жизнью, но так как они живут вместе с людьми под одним небом, на одной земле, то значит и права у них те же. Эти верования воплощались в сказке, в которой можно было дать волю фантазии и творчеству. Поэтому в сказках звери и люди на равных ведут диалог, могут жить вместе, ходить в гости, помогать друг другу.
Особенности сюжета сказок.
Действие сказок разворачивается в лесу.
В хантыйских сказках основная роль отводится диким животным, обитающим в тайге.
Все животные думают, разговаривают каклюди, трудятся.
В хантыйских сказках отмечается употребление двое кратного повтора:
Когда захочу, тогда и вернусь.
Хантыйские сказки поучительные, в них много серьезных моментов связанных со связью человека и природы, раскрывающих законы природы.
В сказках происходит борьба добра над злом и его победа. Героями становятся животные, с которыми чаще связана жизнь самого народа. В этом отражается тесная связь человека с природой
Картина первая:
Возле очага сидит хантыйская семья. К ним входят гости. Приветствуют друг друга на родном языке. Начинается непринуждённая беседа:
Как ваши дела? Здоровы ли ваши родственники? (Да они здоровы, они помогли нам построить избушку, найти потерявшихся оленей).
В это время хозяйка готовит стол, гости угощаются.
Начинают угощать.
- Просим вас отведать мяса глухаря.
Гости кушают мясо.
- По старинному обычаю, тот, кому досталась голова глухаря, должен рассказать сказку.
Лена, исполняющая роль сказительницы.
- Мне досталась голова глухаря, я расскажу сказку.
Семья и гости сидят. Перед ними выбегают девочки и сказительница, шепчутся, как будто договариваются, как они будут рассказывать сказку.
Звучит песня о сказке на хантыйском языке «Мончьарэх», в исполнении группы девочек. Уходят.
Слышатся звуки леса …
Сказительница начинает …
Картина вторая:
Показ сказки.
Как кукла друзей искала
Сказитель:
Когда-то давным-давно жила кукла-Паки одна в чуме. Сама зверя добывала. Сама шкурки мягкими делала, из них обувку шила. Сама рыбачила и рыбу впрок сушила.
Надоело ей самой о себе заботиться, с собой разговаривать.
Кукла-паки: Менлэм, лохескэнлэм!
Сказитель: Пошла кукла-паки лесной тропой,вышла на лужок.всё кругом разглядела,а друга никакого нету.
Кукла-паки: Мух,оссарнамменлем?
Сказитель: Вдруг из-за куста зайчик-чевр выскочил. Удивился он,ушами захлопал.
Зайчик: Нун коя восэнсикэнави? Колнамменлен? Нон ничилохескэнлеен?
Кукла –паки: Ма паки восэм,лохэскэнлем, малуватлахэлминтойлэмпанэлувирхэл ко тэнтэталанлэм.
Сказитель: Понравился кукле-паки приветливыйШевэр.
Зайчик: Манунлухсэнхэйэлэм.
Сказитель: Привёл зайчик Чевр куклу Паки домой и на охоту убежал. Прибралась Паки, повышивала и стала ждать зайчика к ужину. Не дождавшись, так и уснула. На рассвете прибежал Чевр домой.
Кукла: Нунитэн кот волэн, манунатлихлэм?
Зайчик: Макунтиландэм, чилатэнкутэмайовэтлэм.
Кукла: Маномэксэм, мин лохэсхэнвосмэн,манунирхэнколэнтэталанкэм.
Зайчик: Маарэхэнтиарэхлем, маарэхипэлэм.
Сказитель: И не простившись зайчик ускакал. Обиделась паки и пошла дальше друга искать. Перешла лужок, села под дерево отдохнуть. Кто-то сверху её спрашивает, смотрит, а это ворон.
Ворон: Нун коя восэнсикэнави? Колнаммэнлэн? Нунничилохэскэнлэн?
Кукла: Ма паки восэмлохэскэнлэм, малуватлахэлминтойлэм пан ирхэлколэнтэталанлэм.
Ворон: Манунлухсэнхэйэлэм.
Сказитель: Согласиласьпаки. Поднял её ворон в гнездо. А сам на охоту улетел. Прибралась кукла –паки повышивала и стала ждать ворона, но не дождавшись уснула.На рассвете прилетел ворон.
Кукла: Вурнилохэс .нунмухатитэнэнтийовтэн.
Ворон: Макунтиланклэм, чилатэнкутэмайовэтлэм.
Кукла: Маномэксэм, мин лохэсхэнвосмэн. Манунирхэнколэнтэталанкем.
Ворон: Маарэхэнтиарэхлэм.Маарэхарэхта кол энтивулэм.
Сказитель: Обиделась паки на ворона и пошла куда глаза глядят. Идёт паки и плачет.
Кукла: Неужели я друга хорошего не найду, песен не услышу.
Сказитель: Тут послышалась ей чья-то хорошая песенка.
(песня девочки)
Кукла: Вот кто может быть настоящими подружками!
/звучит песня девочки. Кукла танцует/
Сказитель: И пока танцевала кукла под песню девочек. Наступил вечер. Не стало слышно песни. Смолк звон колокольчиков. А на тропе, по которой убежали девочки, сделалось совсем темно. Но Паки не испугалась, она ведь таёжная кукла. Теперь то, она знала, кто навеки ей будет верными подружками.
Картина третья:
Семья и гости сидят у очага.
Вопросы по содержанию к аудитории (задают сидящие у очага)
- Понравилась ли вам сказка?
- Почему кукла решила искать себе друзей?
(Надоело ей самой о себе заботиться, с собой разговаривать.)
- Кого встретила кукла?
- Что спросил у неё зайчик?
(Ты кто такая красивая девочка? Куда идёшь? Что ищешь?)
- Что ответила кукла?
(Я кукла, я ищу себе друзей, я бы им спела песенку.)
- Что сделал зайчик, после того, как привёл куколку домой?
- Зайчик захотел стать другом кукле, привёл её домой и убежал.
- Что делала кукла, когда осталась одна?
Прибралась Паки, повышивала, и стала ждать зайчика к ужину. Не дождавшись, так и уснула. На рассвете прибежал Чевер домой.
- Что сказала кукла зайцу, когда он вернулся утром? (Кукла говорит с упрёком зайцу о том, что настал вечер, а друга всё нет.)
- Что ответил ей зайчик? (Когда захочу, тогда и вернусь.)
- Что произошло, после того, как зайчик грубо ответил кукле?
Кукла очень расстроена, она думала, что зайчик ей друг, что им будет весело вместе. Ведь ей так хотелось услышать его песни.
- Почему же зайчик не захотел петь песенки с куклой?
Зайчик оправдывается: зайцы песен не поют, они их боятся.
- Кого ещё встретила кукла?
Кукла объясняет ворону, что она ищет друга, которого будет любить и слушать его песни. (Ворон тут же решает стать другом девочки.)
- Что спросила кукла у ворона, когда он прилетел на рассвете? (Друг ворон, ты где, почему вечером не вернулся?)
- Что ответил ей ворон? Когда захочу, тогда и вернусь.
- Кукла думала, что они с вороном друзья, что она хотела слушать его песни.
- Что ответил ей ворон? (Песен он не знает, и петь их не умеет.)
- Кто стал для куколки настоящими подружками?
Картина четвёртая
Выбегают дети, играют в догонялки, останавливаются, приветствуют гостей.
Один из семьи спрашивает:
- Ребята, почему вам так весело?
- Потому что мы играем все вместе весело и дружно!
- Приглашаем и вас поиграть!
Пальчиковые игры: «Строим домик», «Дружная семья».
Игра соревнование «Самый ловкий» (народная игра с палочками).
Картина пятая
Один из гостей:
- А загадки вы любите?
- Да мы знаем много загадок, любим их загадывать и отгадывать.
Загадывают загадки на родном языке присутствующим в зале.
Легенда
Много легенд сложил наш народ. Послушайте люди слова мудрости и старины.
Жили-были муж и жена. Однажды они пошли в тайгу, остановились переночевать, разожгли костёр. А утром мужчине на руку упал огонёк. Мужчина рассердился и начал топором рубить огонь. А жена сказала: нельзя так делать.
Пошли они дальше. Остановились переночевать. У них была маленькая девочка. Маленький огонёк разжёгся и сказал: вы меня изранили, отдайте мне эту маленькую девочку, больно ей не будет.
Они посадили её на костёр, она засмеялась и улетела.
С тех пор люди дарят огоньку маленькие красные куколки и никогда не обижают огонь.
Тувэт сам, най сам,
Тэт вэлипэл, тот вэлипэл
Тувэтсул, найсул.
Тувэт сам, най сам.
Йэм вар вулэм, атэм вар вулэм
Чел-чел-чел, чел-чел-чел…
Тувэт сам, най сам,
Тувэтсул, найсул.
Картина шестая
- Как хорошо мы провели время в нашей большой дружной семье возле тёплого очага. На память о нашей встрече мы дарим вам частичку нашего тепла.Девочки подходят к очагу, берут куколку на ладошку, и преподносят гостям.
Литература
1. Е.Р. Акбальян« Фольклёр народов севера-северная библиотека школьника»
2. Е.Т. Пушкарёва «Мифы, предания народов севера».
3.Ю. Шесталов « Сказки дедушки» 1991
4.Северные сказки (сборник Н.Е.Ончукова)
5. Жир кулика (Запись и обработка П. Егорова. Художник Х. Аврутис)
6.Маченкат (Запись и обработка В. Пухначёва.Художник Х. Аврутис)
7.Хантыйская сказка « Мальчи- корешок».( Обработка Сиражевой А.У)
8.У.Т. Сирелиус «Путешествие к хантам»
9.Юван Шесталов «Собрание сочинений»
10.Еремей Айпин «Клюквинки»
11.Андрей Тарханов«Заповедь язычника»
12.Владимир Волдин«ТакМолупси»