Статья «Мини-проекты в практике преподавания физики в основной общеобразовательной школе»

5
1
Материал опубликован 22 March 2021

Мини-проекты в практике преподавания физики в основной общеобразовательной школе.

Шалавина Н.В., учитель физики МБОУ СОШ №1

им. И. П. Чайковского г. Воткинска Удмуртской Республики.

Автор активно использует технологию мини- проектов на своих уроках, начиная с 7 класса, когда учащиеся только начинают заниматься физикой.

Цель технологии мини-проектов: повысить мотивацию к изучению физики, обучить приемам самостоятельной деятельности.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Временные затраты: от нескольких минут до целого урока. Мини-проект может быть домашним заданием.

Виды мини-проектов:

информационно-практические;

практико-исследовательские;

исследовательские;

технические.

В начале 7 класса проекты носят информационный характер, но содержательная часть обязательно о том, что окружает ребенка, поэтому проект носит название информационно- практический. Далее проекты носят частично- исследовательский характер. Особый интерес у учащихся вызывают технические проекты, где надо изготовить прибор, модель, приспособление.

Оформление проектного продукта: таблица, фотовыставка, коллаж, модель…. Нет необходимости требовать на этом этапе от учащихся четкого оформления проекта на бумаге (цели, задачи, этапы работы, вывод…), т.к. это требует большого количества времени. Устно этапы работы над проектом обговариваются.

Оценивание мини-проектных работ: критерии оценивания обговариваются заранее.

Ожидаемые результаты применения технологии мини-проектов на уроке физики:

Это самостоятельная работа по подготовке проекта.

Выбор интересующего направления работы в процессе создания готового продукта.

Частично-поисковая или исследовательская деятельность.

Самовыражение учащегося через творческий подход в реализации проекта.

Перспективы развития: дальнейшее накопление различных видов мини-проектов для основной и старшей школы, совершенствование системы оценивания мини-проектов.


Примеры мини-проектов на уроках физики.

Учитель не дает инструкций по выполнению проекта

Мини-проект «Писающий мальчик».

Цель: Изучить зависимость дальности полета струи воды от высоты отверстия.

Оборудование: шило, пластиковая бутылка с крышкой, сосуд с водой, лоток

Задачи: 1. Проколоть отверстия в стенке бутылки шилом. СОБЛЮДАЙТЕ ОСТОРОЖНОСТЬ!

2. Пронаблюдать, из какого отверстия вытекающая вода попадает дальше от бутылки. Постарайтесь пролить воду на стол.

3. Провести исследование, как дальность струи зависит от количества воды.

4. Защитить проект.



Мини-проект «Реклама колющих и режущих предметов».

Цель: Изучить принцип работы различных домашних инструментов и канцелярских товаров.

Оборудование: канцелярский нож, кнопка, ножницы, отвертка, шило, скрепка, степлер.

Задачи: 1. Изучить и описать предмет с точки зрения физики.

2. Качественно рассчитать давление на поверхность (объяснить, почему давление очень большое).

3. Оформить рекламный лист с правилами техники безопасности.

4. Защитить проект.


Мини-проект «Плавание твердых тел в воде»

Цель: Выяснить, от чего зависит, плавает тело или тонет.

Оборудование: банка с водой, салфетка, мелкие тела: гайки, пробки, морковь, картофель, кусочки пластмассы, пластилин, губка, ткань, бумага, фольга, лед.

Задачи: 1. Исследовать, какие тела тонут, всплывают, плавают внутри жидкости.

2. Составить таблицу, сделать вывод.


Мини-проект «Проводники и изоляторы»

Цель: систематизировать вещества на проводники и диэлектрики.

Оборудование: кусок картона, клей или скотч, мелкие тела: гайки, металлические предметы, пробки, стекло, кусочки пластмассы, резины, пластилина, губки, ткани, бумаги, фольги, раствор соли…

Задачи: 1. Выяснить, какие тела являются изоляторами, а какие проводниками.

2. Составить коллекции «Проводники» и «Изоляторы».

Мини-проект «Сообщающиеся сосуды»

Цель: найти применение сообщающимся сосудам.

Оборудование: трубки, пластиковые сосуды, вода,

Задачи: 1. Выяснить, как «работают» сообщающиеся сосуды.

2. Сделать макет устройства, в котором применяются сообщающиеся сосуды.


Мини-проект «Как вбить и вытащить гвоздь»

Цель: выяснить, почему гвозди вбиваются в брусок по-разному.

Оборудование: два гвоздя, молоток, брусок деревянный, плоскогубцы, шайбы.

Задачи: 1. Выяснить, почему один из гвоздей плохо вбивается.

2. Предложить способ вытащить гвоздь и не повредить поверхность.

Мини-проект «Давление воды»

Цель: выяснить, как вода действует на руку.

Оборудование: 3-х литровая банка с водой, полиэтиленовый пакет.

Задачи: 1. Выяснить, как зависит давление воды от глубины погружения.

2. Предложить способ глубоководного погружения.


Мини-проект «Изготовление электроскопа»

Цель: изготовить простейший электроскоп.

Оборудование: стеклянная банка с пластиковой крышкой, большой гвоздь, кусочки тонкой бумаги, скотч, расческа

Задачи: 1. Выяснить, как «устроен» электроскоп.

2. Сделать макет электроскопа.

3. Продемонстрировать работу электроскопа.


Мини-проект «Роль инерции при движении транспорта»

Цель: продемонстрировать явление инерции.

Оборудование: детская машинка, на которую можно поставить фигуру «человечка».

Задачи: 1. Выяснить, как ведут себя автомобиль и «человечек» при разгоне, торможении, повороте автомобиля.

2. Составить отчет.

3. Составить инструкцию для пешехода или пассажира.


Мини-проект «Электромагнитная индукция»

Цель: получить индукционный ток и выяснить, от чего зависит величина и направление индукционного тока.

Оборудование: постоянный магнит, катушка, миллиамперметр.

Задачи: 1. Получить индукционный ток и выяснить, от чего зависит величина и направление индукционного тока.

2. Составить отчет.

3. Предложить возможности использования способа получения тока на практике.


Мини-проект «Повторим физику»

Цель: повторить и систематизировать материал по физике.

Оборудование: учебник «Физика.7 кл.», «Физика.8 кл.», «Физика.9 кл.»

Задачи: 1. Составить шпаргалку по учебнику, которую можно «использовать» на уроках повторения.

2. Защитить проект.


Мини-проект «Сравнение коэффициентов трения скольжения и трения качения»

Цель: Сравнить коэффициенты трения скольжения и трения качения.

Оборудование: деревянный брусок, два стержня, динамометр, набор грузов.

Задачи: 1. Определите μ скольжения дерева по дереву

2. Определите μ качения.

3. Предложить возможности использования явления на практике.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересные мини- проекты. Попробую их использовать на своих уроках.

26 March 2021