12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новоселова Юлия Михайловна1251
Преподаю 25 год. Стараюсь на учебных занятиях и внеурочной деятельности применять различные новые технологии и делюсь опытом со своими коллегами. Люблю активный отдых, люблю готовить
Россия, Кировская обл., Нолинск

Ю. М. Новоселова, преподаватель физики и информатики

КОГПОБУ «Нолинский техникум механизации сельского хозяйства», г.Нолинск, Кировская область

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

Профессиональный рост преподавателя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. Преподаватель должен организовать и управлять учебной деятельностью своих воспитанников. А реализовать это можно, используя различные современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии. Они позволяют привлечь внимание и мобилизовать мышление и память на различных этапах урока. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания – это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала

Использованием ИКТ в преподавании физики и во внеклассной, воспитательной работе я занимаюсь более десяти лет. В практике применения ИКТ на уроках физики выделяю следующие аспекты:

Использование компьютерных моделей.

Использование компьютерной измерительной (виртуальной) лаборатории.

Использование средств Microsoft Office.

Использование Internet.

Системное использование ИКТ имеет следующие результаты: растет интерес к изучаемому предмету повышается познавательная активность обучающихся, улучшается общая организация занятия, повышается качество контроля результатов обучающихся, активизируется творческий потенциал обучающегося и преподавателя.

Использование ИКТ на уроках физики и внеурочной деятельности дает новые возможности образовательному процессу, такие как:

1. Интерактивность – это поочередное взаимодействие преподавателя и студента с использованием цифрового образовательного ресурса.

2. Мультимедийность – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации. В процесс восприятия информации включается не один человек, а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы.

3. Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса.

4. Производительность - использование ИКТ приводит и к расширению возможностей урока:

обогащает деятельность обучающихся спектром чувственных ощущений, являющихся базой для абстрактного мышления;

позволяет увеличить объем информации, не увеличивая темпа урока;

дает возможность продемонстрировать в интерактивном режиме эксперимент, который иногда невозможно качественно провести в условиях образовательного учреждения;

позволяет увеличить время и уровень самостоятельной работы студентов;

уменьшает возможность бездеятельности студентов, дает возможность сосредоточить и удерживать внимание обучающихся;

позволяет преподавателю не вещать информацию и передавать знания, а управлять учебным процессом, создавая информационную среду урока;

информационные границы урока значительно расширяются возможностью доступа к мультимедийным файлам и интернет-ресурсам.

Мультимедийные средства можно использовать на каждом этапе урока:

1. Этап формирования мотивации обучающихся к деятельности по освоению нового материала. Важным преимуществом в применении ИКТ является значительная экономия времени.

2. Этап активного и сознательного усвоения новых знаний. Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль обучающегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Основным средством активизации обучения является самостоятельная работа студентов. Например, самостоятельно студенты работают со схемами, выводят формулы, определяют зависимости между физическими величинами. Активизирует познавательную деятельность обучающихся и проблемное изложение нового материала. Например, изучение новой темы можно начать с создания проблемной ситуации, демонстрируемой в виде видеоролика, виртуального эксперимента. Посредством серии вопросов «Почему?» разрешается проблемная ситуация. Используются слайды презентаций, удобство которых состоит в следующем: все вопросы одновременно находятся на экране, во время дискуссии можно установить общие признаки, а затем и причины явлений. Возможность вернуться к предыдущему слайду позволяет проанализировать описанные явления и ответить на затруднительные вопросы. Активность студентов проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Активные методы обучения не только улучшают запоминание материала, но и способствуют его реализации в повседневной жизни. В результате поисковой работы обучающихся и использования функции Microsoft Power Point на проецируемое изображение можно наносить пометки, делать чертежи и записи. Большое внимание при изучении нового материала уделяется использованию интерактивных курсов «Физика 7-11 класс «Ваш Репетитор» (TeachPro)», «Открытая физика 2.6», «Уроки физики K&M», которые способствуют лучшему усвоению материала благодаря наглядности и звуковому сопровождению материала.

3. Этап организации активной познавательной деятельности студентов при систематизации, обобщении и закреплении учебного материала. Одним из условий достижения положительных результатов является применение различных способов закрепления знаний, требующих мыслительной активности обучающихся, например использование интерактивных моделей при выполнении практических работ исследовательского характера. Практикуется организация выступлений студентов с мультимедийным сопровождением. В основе этой работы лежит использование метода информационного ресурса, основная цель которого - закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации обучающегося в огромном количестве самой разнообразной информации. Главное достоинство этого метода - возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Деятельностью студента при подборке и систематизации мультимедиа-ресурсов, оформлении презентации руководит преподаватель. Интерактивное устройство дает возможность работать непосредственно у доски, без использования мыши и клавиатуры, что делает сообщение студентов более зрелищным, приучает их к публичным выступлениям.

Формирование умений и навыков при выполнении тренировочных заданий с использованием ИКТ позволяет скрыть решение или ответы к задаче, что применяется при поэтапной или самостоятельной проверке решения. Перемещение объектов позволяет обучающимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое. Цвет можно использовать для акцентирования внимания студентов на чем-то важном, для обозначения связи между элементами схем, рисунков, формул. Вставка или вырезка частей изображения наряду с отменой и повтором действия позволяют создавать на уроке ситуацию успеха, так как студент знает, что всегда может исправить свои ошибки.

4. Этап организации контроля знаний. Выполнение интерактивных упражнений, тестов, проверочных и контрольных работ. В работе преподавателя используются такие готовые цифровые образовательные ресурсы, как полный интерактивный курс физики «Открытая физика 2.6», «Уроки физики K&M». Несмотря на то, что первоначально на предварительную подготовку преподавателя затрачивается много времени, но постепенно накапливается методическая база, которая значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.

Таким образом, использование ИКТ помогает не только создать позитивный эмоциональный настрой и положительную рефлексию, но и обеспечить устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Но все же в ряде случаев нельзя забывать традиционные методы обучения, средства наглядности, физический эксперимент. Современные компьютерные технологии должны помогать обучению предмету, а не заменять его. ИКТ являются средством, с помощью которого преподаватель может достичь различных задач, поставленных на уроке и во внеклассной работе.

При создании занятия с применением ИКТ необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации. Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности обучающихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности. Зрительный ряд и дикторский текст должны быть связаны между собой.

При введении новых информационных технологий в процесс обучения физике преподаватель должен знать:

положительные и отрицательные аспекты использования информационных и коммуникационных технологий;

роль и место информатизации образования в информационном обществе;

общие методы информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения;

требования, предъявляемые к средствам ИКТ;

понятийный аппарат.

Систематическое внедрение в процесс преподавания физики ИКТ способно расширить и изменить существующий арсенал методических средств.

Уроки с использованием мультимедийных возможностей очень нравятся студентам, они активизируют их интерес к изучению предмета. Занимаясь вопросом использования ИКТ в преподавании физики, можно отметить следующие позитивные результаты в реализации задач повышения уровня образования:

Повышение у студентов познавательного мотива в изучении физики. Несмотря на то, что физика – это достаточно трудный предмет, студенты все же называют физику одним из самых интересных предметов.

Повышение качества знаний обучающихся.

Повышение интереса к исследовательской деятельности (количество участников в работе конференции исследовательских работ студентов ежегодно растет).

Повышение активности студентов во внеурочной деятельности по физике (желание участвовать в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх).

Но, при всех видимых плюсах данной методики работы, при всех её преимуществах, необходимо помнить одну старую, давно известную истину: всё хорошо в меру. Нельзя переусердствовать. Материал, излагаемый с использованием новых технологий, должен быть строго дозирован. Нельзя убить эффект новизны и необычности. Тогда интерес ребят не гаснет, а наоборот только растёт.

Несмотря на все плюсы использования ИКТ на учебных занятиях, нельзя не отметить и ряд проблем: 1) разный уровень ИКТ-компетентности студентов; 2) недостаточный уровень готовых учебных продуктов; 3) трудоёмкость подготовки урока.

Список литературы:

З. В. Александрова и др. Уроки физики с применением информационных технологий. 7 – 11 классы. Методическое пособие с электронным приложением – М.: «Глобус», 2009. – 313 с.

Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со Smart-устройствами и программами. Изд-е 2-е, испр. и доп. – М.: «ИНЭК», 2008.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.