Статья «Преподавание физики развивающего ученика»

0
0
Материал опубликован 11 November 2017

Преподавание физики развивающего ученика.

Преподавание физики развивающего ученика и развитие познавательного интереса к предмету на его основе.

Цель: на уроках создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхода и обеспечение на его основе качественного образования в области физики.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

активизация познавательной деятельности школьников через использование современных информационных технологий, исследовательскую деятельность, совместную деятельность учителя и обучающихся по решению основных задач урока;

формирование чувства успеха у обучающихся, уверенности ученика в том, что он добьется цели, укрепление веры учащихся в возможность преодоления трудностей  через дифференциацию обучения на основе когнитивных стилей;

формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся, а также умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни.

Основные принципы:

1) Принцип включенности ученика в процесс познания.

2) Принцип сотрудничества, сопровождения и поддержки.  

3) Принцип индивидуально-личностного подхода.      

4) Принцип развития и саморазвития.

Содержание  

Преподавание физики ведется на профильном уровне в 11 классе-5ч. в неделю;

10 класс – базовый уровень 4 ч. в неделю;

9 класс – базовый уровень  3 ч. в неделю;

7-8 класс – базовый уровень 2ч. в неделю.

Комплекс организационно-педагогических условий по реализации личностно-ориентированного подхода на уроках физики в школе, включает в себя следующие компоненты:

1) Использование методов, средств и форм организации обучения физике, соответствующих когнитивным стилям учащихся.

2) Создание вокруг ученика личностного пространства из физических явлений и процессов, позволяющего сделать физические знания частью его жизни путем активизации ученика и включения его в процесс познания.

Приобретение и овладение знаниями осуществляется в деятельности и общении на основе сотрудничества участников учебного процесса (учитель – ученик, ученик – ученик).

Учебный материал дается с учетом индивидуальных, возрастных потребностей и интересов обучающихся.

Развивается рефлексивная способность. Рефлексию включаю на любом этапе урока, в конце работы, или по завершению какой то части.

В начальном этапе изучения физики обучающиеся рассказывают, что делал или как пришел к результату, ответы в свободной форме.

На следующем этапе заполняют таблицы после проведения опыта или решения задачи: что делал, что получил, почему, что сделал неправильно. Такой анализ показывает достижения и пробелы в знаниях.

Для обеспечения состояния успешности каждого школьника и эмоционального фона при освоении физики, использование Интернет- технологий, способствующие реализации стандарта образования, а также повышению интереса и мотивации учащихся к изучению физики, активизации их познавательной деятельности.

Реализуются следующие направления работы с использованием цифровых образовательных технологий:

• использование ЦОР;

• мультимедийных сценариев уроков;

• использование сетевых ресурсов Интернет.

Технология деятельности происходит сначала на изучение личности ученика, выяснение когнитивного стиля обучающихся, определяется уровень сформированности и качество развития познавательного интереса. Подбирается комплекс мер, способствующих формированию познавательного интереса, развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников.

Выстраивается системы работы по предмету, составляется личностно-ориентированная программа обучения, отслеживание динамики развития.

Процесс обучения организуется в различных формах. 

Основной формой организации учебных занятий по физике остается урок того или иного типа.  Методика организации типичных видов учебных занятий по физике, на которых в процессе реализации личностно-ориентированного подхода обеспечивается для каждого ученика комфортная и одновременно развивающая учебная деятельность, обуславливающая формирование и развитие познавательного интереса.

Обязательными элементами практически каждого урока, имеющего личностно-ориентированную направленность, являются этапы мотивация – целеполагание актуализация субъектного опыта. Также важным этапом каждого урока является этап рефлексии. Учащиеся на этом этапе осознают механизм познания, анализируют свою деятельность на уроке, оценивают значимость изученного материала.

Кроме уроков изучения нового материала, уроков решения задач и уроков – лабораторных работ, в практике обучения физике используются разнообразные формы организации учебных занятий: уроки-конференции, уроки обобщения материала, семинары.

В работе используются все формы организации деятельности учащихся, однако их выбор определяется типом урока, выбранным методом обучения и когнитивными стилями учащихся.

Именно когнитивные стили принимаются во внимание как важнейший фактор при комплектовании групп при выполнении лабораторных работ, решения задач. Разделение учащихся на группы в зависимости от когнитивного стиля и обучение их с учетом познавательных особенностей позволяет ученикам достичь одного уровня знаний, причем путем наиболее для них удобным, так как принцип построения работы учащихся соответствует их когнитивным стилям.

Технология индивидуализации на основе учета когнитивного стиля ученика обеспечивает максимальный психологический комфорт для учащихся в процессе обучения и в конечном итоге приводит к самореализации каждого обучающегося, что является необходимым результатом применения личностно-ориентированного подхода. Психологический комфорт и успешность обучения в свою очередь создают необходимые  условия для развития познавательного интереса школьников при изучении физики

Применяются методы щадящего опроса, светофор, которые стимулируют обучающихся к получению знаний; используется обратная связь обучения.

Обратная связь осуществляется в ходе наблюдений, работы над ошибками, в процессе выполнения заданий. Обратная связь важна во время подготовки к контрольным (зачетным) работам. При этом главной функцией обратной связи обратной связи является функция воздействия на образовательный процесс с целью повышения его эффективности и комфортности. Так, обратную связь ученикам даю после выполнения задания. Некоторые задания можно проверить в считанные минуты. Тут же ученику даю возможность исправить недочеты, подсказав, над чем надо поработать, на что надо обратить внимание. Выставленная «тройка» не даст положительного эффекта. А обратная своевременная обратная связь позволит ученику поверить в себя, в свои возможности. Обратная связь позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых. Обратная связь позволяет обратить внимание на методы и приемы, которые, возможно, не дают положительного результата. Вносится изменения в процесс преподавания, чтобы улучшить его. Через обратную связь узнаю, на каком этапе развития находится его ученик.

Методы обучения, которые используются, словесные, наглядные, практические. 

Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.

Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося.

Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся.

Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика.

Выбор методов обучения зависит от характера изучаемого материала и уровня подготовленности обучаемых, когнитивного стиля учащихся.

Кроме того, методы и приемы, используемые при реализации личностно-ориентированного подхода, соответствует таким требованиям:

диалогичность;

деятельностно-творческий характер;

направленность на поддержку индивидуального развития обучающегося.

Ииспользуютсяследующие педагогические технологии:  

1) обучение в сотрудничестве. Личностно-ориентированное обучение – это, прежде всего, совместная деятельность учителя и ученика, учащихся между собой.

Взаимодействие учащихся в процессе совместной деятельности на уроках физики способствует: во-первых, более быстрому разрешению поставленной проблемы; во-вторых, в процессе ее решения совершается меньше ошибок; в-третьих, активность и продуктивность деятельности усиливается.

2) метод проектов. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Проекты в работе используются: индивидуальные и групповые.

Кратковременные проекты используются на уроках при обобщении полученных знаний в данной теме. При этом используются информационные технологии.

Длительные проекты. В рамках выполнения работ школьники выбирают написание исследовательских и проектных работ по физике, работу над которыми они ведут в течение нескольких месяцев.  Результаты представляются на научно-исследовательских, муниципальных конференциях, на предметной недели в школе. Где обучающие на протяжении 5 лет становятся абсолютными победителями, победителями в номинациях конференции.

  Используется сайт учителя как элемент образовательной среды.

Сайт учителя позволяет: привлечь внимание к изучаемому предмету; расширить возможности работы с дополнительной информацией; осуществить индивидуальный подход и повысить качество усвоения и закрепления учебного материала при помощи различных материалов; развить навыки самостоятельной работы; развивать сотрудничество и партнерство между педагогом и учеником, так как осуществляется обратная связь между учителем и учеником посредством специальных возможностей сайта. Ресурсы сайта позволяют создавать интерактивные тесты разных типов. Для подготовки учащихся к контрольным работам, итоговому тестированию, к ГИА, ЕГЭ.

Размещение интересной и занимательной информации по предмету позволяет повысить интерес школьников к изучаемому предмету или сообщить необходимую для их обучения информацию, новости ЕГЭ и ГИА.

Средства обучения   

Необходимым условием осуществления личностно-ориентированного обучения физике является создание учебного кабинета по физике, который может рассматриваться как элемент программно-методического обеспечения личностно-ориентированного обучения.

Для этого в  кабинете физики имеются:

• разработки уроков, собранный и распределенный по темам наглядный и дидактический материал;

• физическое оборудование для проведения фронтальных опытов, лабораторных работ, исследовательских работ, практикума;

• компьютерные средства: компьютеры, мультимедийный проектор.    

Мониторинг ведется по следующим направлениям:

1) отслеживание динамики и характера развития познавательного интереса;

2) личностная направленность уроков по физике;

3) получение достоверных и объективных данных об уровне обученности школьников.

Результаты работы:

Одним из показателей эффективной работы являются достижения учащихся на предметных олимпиадах, так как при личностно-ориентированном подходе большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Учащиеся становятся призерами и победителями муниципального этапа.

Результаты ЕГЭ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.