12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Капустина Марина Сергеевна281 Россия, Кемеровская обл., Междуреченск Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Урок окружающего мира по теме «Мир глазами эколога», 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе (по ФГОС).
Тема: Мир глазами эколога.
Рекомендации для учителя перед проведением урока:
1. Обязательно дать обучающимся опережающие задания, разделив класс на 3 группы (например, по рядам).
Опережающие задания:
1) Подготовить материал по темам для сообщений по плану (см. ниже).
2) Подготовить фото, вырезки из газет, журналов, интернета по темам для изготовления плаката.
3) Принести к уроку фломастеры, карандаши (краски), клей, ножницы, трафареты, линейки, 3 ватмана (каждому по 1 на группу), можно цветную бумагу (или заготовки из нее) для оформления плаката.
2. Целесообразно проводить сдвоенный урок, чтоб достичь желаемой цели.
3. Задания для групп даются общими, но важно, чтоб в группах обучающиеся распределили обязанности между собой.
4. Указано максимальное количество заданий для групп. Некоторые задания можно дать в качестве домашнего или опережающего (например: составить рассказ «Мир с точки зрения эколога», изготовление рисунка - символа).
Цель: формирование системных знаний об экологических проблемах, о действиях человечества по защите своей планеты.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
-
способствовать формированию понятий: экология, экологическая проблема, международные экологические организации;
продолжить развитие умений рассуждать, обобщать, делать выводы;
расширять представление об окружающем мире.
продолжить обучение работе с различными источниками информации; способствовать развитию умения отбирать главное и существенное из текста, предъявлению и обобщению информации;
развить познавательный интерес у обучающихся к практическим занятиям на уроках окружающего мира;
развивать коммуникативные навыки через работу в группах, парах.
Развивать логическое мышление, память, пространственное воображение.
Воспитывать организованность, ответственность, самостоятельность;
Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;
Формировать творческую активность, дисциплину, внимание.
Планируемые образовательные результаты В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут: | ||
На предметном уровне | На метапредметном уровне | На личностном уровне |
Сформулировать определение понятий: экология, экологические проблемы, международные экологические организации. Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения. Оценивать свое поведение в природе, правильно вести себя в природном окружении. Рассказывать об охране природы в своем крае. | Принимать и сохранять целевые установки урока (Р); выделять известные и неизвестные знания и умения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р). Понимать и толковать знаково-символические средства для решения учебных задач (П); находить и выделять информацию из различных источников, необходимую для выполнения заданий (П); овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, отнесения к известным понятиям; строить рассуждения, моделировать объекты (П). Проявлять творческие способности при выполнении рисунков, составлении рассказов (П). Взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий (К); формулировать ответы, выводы из изученного материала (К); признавать свои ошибки, поддерживать доброжелательное отношение друг к другу; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке (К). | Ценить разнообразие и красоту природы на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения эколога; способность к сотрудничеству со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о правилах безопасного поведения в природном окружении. Мотивация к творческому труду, бережное отношение к природе. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Экология, экологические проблемы, международные экологические организации. | |
Межпредметные связи | Связь с экологией, биологией, географией, обществознанием. | |
Учебник | Плешаков А.А. Е.А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс Ч. 1.-М.:Просвещение, 2013. | |
Оборудование | Учебник, рабочая тетрадь | |
Тип урока | Изучение нового материала | |
Технология построения урока | Системно-деятельностный подход | |
Формы организации учебной деятельности | - фронтальная - в группах - индивидуальная |
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | |||||||||
Этап 1. Организационный момент | (Создает эмоциональный настрой). Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята. Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать и экспериментировать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет все узнать наша любознательность. Посмотрите, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку? | Приветствуют учителя. Проверяют принадлежности к уроку. | Личностные | |||||||||
Этап 2. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации Этап 3. Мотивация и Целеполагание | Ребята, давайте вспомним, что изучает наука экология? Правильно, экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой. А что делается на Земле для сохранения природы? Когда-то очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Наши предки преклонялись перед силой природы, чувствовали свою зависимость от нее. Но многое изменилось с тех пор. Вооруженный техникой, человек решил, что ему все на планете подвластно. В результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы – изменения в окружающей среде под влиянием человека. Поэтому, охрана окружающей среды – главная задача всего человечества! Сегодня мы познакомимся с некоторыми экологическими проблемами, проанализируем их и предложим способы их решения, а так же выполним ряд других заданий. Вы уже разделены на группы, у вас есть все необходимое на столе. Я раздаю вам карточки с заданиями, распределяете между собой, кто за что отвечает, выполняете все задания. Затем заслушиваем выступления каждой из групп. | Отвечают Высказывают свои предположения, вступают в диалог с учителем. Определяют, какими знаниями владеют, каких знаний не хватает. Слушают | Познавательные, коммуникативные Коммуникативные Познавательные, регулятивные | |||||||||
Этап 4. Освоение нового содержания. Работа в группах (отводится максимальное время). | Карточки с заданиями раздаются 3 группам. Каждая группа рассматривает свою экологическую проблему. Все свои результаты группы представляют перед классом. Задания: 1. Сделайте рисунок – символ для изучаемой вами экологической проблемы. Объясните предложенный вами рисунок – символ. 2. Оформите плакат по изучаемой вами экологической проблеме. Представьте свою работу классу. 3. Составьте рассказ «Мир с точки зрения эколога». Используйте слова: природа, человек, живые организмы, окружающая среда, экологические связи, цепи питания, круговорот веществ, охрана природы. 4. Подготовьте сообщение об экологической проблеме по плану: 1). Причины возникновения проблемы. 2). Проявление экологической проблемы. 3). Последствия экологической проблемы. 4). Способы решения проблемы. . | |||||||||||
А) самостоятельная работа в группах по карточкам | Контролирует, корректирует работу каждой группы и помогает справиться с трудностями. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. | Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Работают с различными источниками информации, анализируют, обобщают, представляют информацию в виде рисунков, плакатов. Готовят сообщение. | Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные. | |||||||||
Б) Сообщение групп. | Заслушивает выступления каждой из групп. | Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку полученных результатов. | Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные. | |||||||||
Этап 5. Рефлексия (итог урока) | Предлагает вспомнить тему и цель урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успеха группы в целом. Прием «Незаконченное предложение» Самым интересным сегодня на уроке было ____________ Самым сложным для меня сегодня было___________ Сегодня я понял __________ Сегодня я научился _______ Сегодня я задумался_______ Сегодня урок показал мне__ На будущее мне надо иметь в виду________________ Оцените работу группы, используя карточку «Лестница успеха».
| Формируют свой конечный результат работы на уроке. Оценивают свою работу на уроке (индивидуально и в группе). | Личностные, коммуникативные, регулятивные | |||||||||
Этап 6. Домашнее задание | Учебник: Стр. 41-47, ответить на вопросы устно. Сделать рисунок на альбомном листе «Защитим свою планету» | Записывают домашнее задание. |