«Мир головоломок» для развития дошкольников

1
0
Материал опубликован 15 July

«Мир головоломок» для развития дошкольников.



Приняв решение включиться в федеральный инновационный проект «Мир головоломок», мы должны опираться на развитие познавательных интересов наших воспитанников, основ их логического и креативного мышления, формирование мотивации к техническому творчеству, к решению сложных интеллектуальных задач. 

  Как никогда ранее актуализировались проблемы взаимодействия взрослых и детей в образовательном пространстве, обострились противоречия между возможностями, потребностями детей и арсеналом тех «педагогических инструментов», которыми пользуется воспитатель детского сада.

Взрослым стоит задуматься, какой предмет или игрушку дать ребёнку сегодня, чтобы завтра ему было проще адаптироваться в любой ситуации, чтобы он смог увидеть проблему, не спасовать перед нестандартной задачей, чтобы был готов к продуктивному общению.

Головоломки, по мнению В. И. Красноухова- это модели проблемных ситуаций. А технология проблемного обучения давно зарекомендовала себя как одно из самых эффективных развивающих средств.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. Федеральные государственные образовательные стандарты сегодня диктуют нам направления на достижение у дошкольников познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Известный психолог Л.С. Выготский сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Дошкольники с развитым интеллектом более уверены в своих силах, быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в период школьного обучения. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления. Современными исследованиями установлено, что головоломки могут быть эффективным средством умственного и, в частности, интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется только в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Игры-головоломки служат своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности. Педагоги знакомя воспитанников с играми, должны руководствоваться принципами «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Эти принципы способствуют поддержанию у ребенка интереса и веры в свои возможности в результате самостоятельно выполненного задания и создания условий для умственного и творческого развития личности дошкольника, способного к достижению цели. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию. Дети очень активны в восприятии головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Решение головоломок способствует активизации не только мыслительной деятельности, но и развитию у ребёнка разнообразных качеств: инициативности, целеустремлённости, самостоятельности.

Набор «Мир головоломок» состоит из игр-головоломок:

«Складушки», «Слагалица», «Репка»-плоскостных головоломок., «Осенний кубик», «Гала куб»-объёмных головоломок, методических рекомендаций, карточек к играм-головоломкам.

Головоломки рекомендуются для игр детей, начиная с пятого года жизни. К играм-головоломкам ребёнка-дошкольника необходимо готовить. В процессе игры должно происходить «мышление руками», что повлечёт за собой развитие мелкой моторики и речевого развития, а словесные игры-головоломки помогут развить и закрепить навыки речевого развития.

Работа с комплектом «Мир головоломок» строится по принципу «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Следование данным принципам формирует у детей уверенность, интерес и веру в собственные возможности, создаются условия для творческого развития личности.

Лучше начать знакомство с комплектом игр с пособия «Слагалица» и «Складушки», автора Красноухова В.И.


«Складушки»-представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесёнными на них рисунками в виде ¼ круга, расположенных по углам, окрашенных в три цвета.

Суть игры- расположить фишки, соединяя их так, чтобы в углах составлялись круги в заданном цвете. Игра имеет 3 уровня сложности, отмеченных на карточках звёздочками. В эту игру можно играть одновременно несколькими наборами.

Данный набор позволяет вводить в игры соревновательный элемент. Можно соревноваться в скорости выполнения задания, играть в парах или командами.


Карточка «Горка»

Цель: развитие внимания, моторики руки, совершенствование умения разбираться в сочетании цветов и форм.

Дидактические задачи: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости, развивать мелкую моторику руки, знания геометрических фигур; развивать самостоятельность.

Игровые действия: предложить вспомнить и рассказать какие горки бывают, какие есть во дворе, на каких катался. Собрать горку из 2х квадратных фишек и назвать её цвет. Горка может получиться жёлтого, красного, зелёного цвета.

Карточка «Паровозик»

Цель: развитие внимания, моторики руки, закрепление счёта и названия цветов.

Дидактические задачи: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости, развивать мелкую моторику руки, знания геометрических фигур; развивать воображение.

Игровые действия: рассмотреть картинку с изображением паровозика, уточнить из каких частей он состоит. Предложить составить паровозик из трёх квадратных фишек и назвать цвета, получившихся вагонов.

Карточка «Колобок»

Цель: развитие внимания, моторики руки, закрепление умения работать со схемой.

Дидактические задачи: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости, располагая геометрические фигуры различного цвета в соответствии с предложенной схемой; развивать мелкую моторику руки; развивать самостоятельность.

Игровые действия: предложить составить героя сказки из четырёх квадратных фишек, ориентируясь на схему.


«Слагалица»-плоскостная игра-упражнение, состоит из 7 геометрических фигур, уложенных в коробочку, фигуры разные. Отличаются и по форме, и по величине.

Вначале дети рассматривали набор, называли фигуры, ощупывали, рассматривали. Суть игры-составление фигур по силуэтам или с заданными свойствами.

Силуэты на карточках разной степени сложности (обозначены 1,2,3 весёлыми звездочками). А, Б-логические упражнения, более лёгкие для решения, со сплошной заливкой-головоломки. Карточки используются на 3-м и последующих этапах.


Карточка «Дом»

Цель: развитие внимания, моторики руки, закрепление умения работать со схемой.

Дидактические задачи: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости, развивать мелкую моторику руки; развивать самостоятельность.

Игровые действия:

Логические игры-упражнения-этапы.

1-«по образцу»

Первый раз собирает взрослый. Затем пробует ребёнок. Сравнивает, оценивает результат. Предварительно были рассмотрены картинки с изображением домов, строились дома из кубиков.

2-«по памяти»

Ребёнок рассматривает собранный взрослым образец, затем образец накрывается, и ребёнок составляет фигуру –по памяти. Затем совместно со взрослым результат оценивается. Желательно наличие второго набора.

Эти игры-упражнения помогут дошкольнику познакомиться с деталями головоломки, принципом их соединения, а также подготовить к следующему, более сложному этапу-«прочтению схем».

3-«по схеме»

Используется карточка с прорисованными фигурами. При затруднении-игрок подбирает и раскладывает детали поверх образца.

4-«заверши образ»

Не все детали прорисованы. Нужно предложить детям закончить образ на карточке-найти и расположить недостающие детали.

Если предыдущие этапы — это упражнения-головоломки, то следующие именно «головоломки».

5-«Создай новый образ»

Можно спросить у ребёнка, какие дома он видел по дороге в детский сад, рассмотреть картинки домов с разным назначением (школа, магазин и т.п.) Предложить детям подумать и создать при помощи деталей головоломки новый образ.

Игра-головоломка

Геометрическая головоломка на плоскости более проста и понятна по сравнению с объёмной, так как выполняется в одной плоскости. Именно с неё начинаем.

Ребёнку предлагается рассмотреть схему со сплошной заливкой. Надо отметить, что количество используемых деталей может быть меньше, чем в наборе. Нужно суметь подобрать и правильно расставить элементы головоломки. Предложить подбирать варианты расположения деталей путём наложения (примеривания) на схему.


Карточка «Разводные мосты»

Цель: развитие внимания, моторики руки, закрепление умения работать со схемой, логического мышления, целостности восприятия.

Дидактические задачи: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости, развивать мелкую моторику руки; развивать самостоятельность.

Игровые действия: побеседовать с ребёнком о том, знает ли он, что такое мосты? Рассказать о разводных мостах, показать иллюстрации. Объяснить, для чего и где их строят. Затем, предложить собрать из деталей разводной мост с опорой на схемы, разной сложности или собрать свой мост.

За плоскостными головоломками-следующий этап, который очень привлекает детей-решение «объёмных головоломок». Здесь тоже важно помнить о ситуации успеха. Ребёнку важен положительный опыт.


«Осенний кубик» - представитель самого старейшего и большого класса среди механических головоломок (головоломки на складывание и сборку). Задачей является – собрать объект их составных элементов, чтобы он отвечал некоторым заданным условиям. Так называемые 2 D и 3 D головоломки.

В комплект «Осенний кубик» так же входят карточки с заданиями разной степени сложности. А, Б-логические упражнения, более лёгкие для решения, со сплошной заливкой-головоломки.

Головоломка обследуется ребёнком совместно со взрослым. Далее, предлагаем ребёнку собрать конструкцию с опорой на схему.


Карточка «Рыбка»

Цель: формирование умения работать со схемой, развитие логического мышления, целостности восприятия.

Дидактические задачи: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости, располагая детали головоломки в соответствии с предложенной схемой; развивать мелкую моторику руки; развивать связную речь.

Игровые действия: побеседовать с ребёнком о рыбах их видах, особенностях. Рассмотреть иллюстрации в книгах о рыбах. Предложить описать рыбку, рассказать какая она. Опираясь на схему, головоломки выложить изображение.

Карточка «Собака»

Цель: развитие пространственного мышление, воображения, развитие логического мышления, целостности восприятия, формирование умения работать со схемой.

Дидактические задачи: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, располагая детали головоломки цвета в соответствии с предложенной схемой; развивать мелкую моторику руки; развивать самостоятельность.

Игровые действия: загадайте загадку о собаке.

Если видит – там чужой,

Вздыбит шерсть и станет злой.

А хозяин на крылечке –

Хвост закрутится в колечко.

Можно нарисовать собаку, а затем собрать её из деталей головоломки.


Из всего вышесказанного можно сделать вывод,что применение игрового набора «Мир головоломок» даёт возможность:

-познакомить детей с видами головоломок;
-овладеть способами и правилами решения головоломок;
-развивать наглядно-образное, логическое мышление, целостность восприятия,
-произвольное внимание и воображение;
- проявлять познавательный интерес, инициативность, целеустремлённость.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.