Лэпбук по развитию речи для младших дошкольников
Лэпбук по развитие речи для младших дошкольников.
Для своих малышей решила сделать лэпбук по развитию речи «Говорушки». Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста. Поэтому, так важно уделять особое внимание речевому развитию.
Лэпбук «Говорушки» представляет собой папку-раскладушку, состоящую из 3 страниц. Включает: дидактические игры, игровые упражнения, картотеки,- которые размещаются в отдельных кармашках, мнемо таблицы.
Всё содержание можно условно разделить на 3 раздела:
Дидактические упражнения по развитию звуковой культуры речи (дыхательная гимнастика, словесные игры, звукоподрожание.)
Игры по формированию словаря («Что за предмет?», «Где, чья мама?»», «Один-много», «Большой, маленький», «Кто, что ест?»).
Игры на развитие связной речи («Расскажи сказку», Д/и « Что делает Маша?»).
Для того что бы понять как это работает, лучше проверить на себе. Предлагаю немного поиграть.
Сначала он был для диагностики развития речи малышей. Хотела узнать, насколько у каждого ребенка развит словарный запас. Может ли ребенок звукоподражать голосам животных. Затем он стал постоянным атрибутом индивидуальной работы по развитию речи детей. Сейчас использую его на работе как один из элементов на занятиях. Например, заучивали стих И. Сельвинский «Как кого зовут?». Сначала показала игрушки: цыпленка, утенка, котенка. Объясняет, что стоит кого-нибудь из них правильно позвать и они придут к ребенку. Предложила кому-то из детей позвать котенка. Если малыш зовет котенка «кис-кис-кис», тот подбегает к ребенку. Малыш гладит котенка, угощает его молоком. Упражнение повторяется 6-7 раз. Затем из лэпбука играли в игру «Чья мама?». Дети с удовольствием расставляли котят, утят и цыплят по карточкам.
Каждое занятие по развитию речи начинаем с игры «Волшебный кубик». Каждый ребенок бросает кубик на стол, выпавшую картинку ребенок показывает всем и озвучивает её.
Звуковая дорожка так же является атрибутам всех занятий, проговариваем хором, на индивидуальных встречах учимся правильно произносить звуки с усилением голоса. На индивидуальных занятиях детям нравится сдувать бабочку с цветочка.
В свободное время с малышами играет в игры «Расскажи сказку», на помощь приходят картинки, мнемо таблицы. Уже легко определяют большие и маленькие предметы, один – много.
В игру «Что делает Маша?» так же играют с удовольствием, придумывают не только глаголы, но и рассказывают небольшие рассказы. Если Маша играет в хоккей, оо обязательно скажут с кем играет, как нужно играть с друзьями.
Лэпбук способствует:
• развитию речи как средству общения детей друг с другом, с взрослыми.
• формированию словаря (понимание речи и активизация словаря – способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей)
• обогащению словаря детей: существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.
• развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания (умение пользоваться (по подражанию) высоты и силы голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
• умению согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
Предполагаемые результаты:
В результате использования лэпбука у детей формируется:
-умение договариваться со сверстниками;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
-искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Морозова Татьяна
Шабанова Алёна