Буклет для родителей дошкольников «Задержка психического развития»

2
0
Материал опубликован 2 April 2018 в группе

МКДОУ № 274 « Белочка»

Задержка психического развития


 

Новосибирск 2018г

 

Не секрет, что на многих родителей такая аббревиатура, как ЗПР, наводит страх, они изо всех сил сопротивляются таким диагнозам, упорно доказывая, что с их ребенком все в порядке, а ведь вовремя поставленный диагноз это залог успеха. Давайте попробуем разобраться с понятием задержка психического развития.

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего за­паса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интере­сов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Это пограничное состояние между нормой и патологией (например, умственная отсталость). Но в отличие от патологии это процесс обратимый, правда, при наличии специально -организованного коррекционного обучения, возможно медикаментозной помощи.

Поэтому родителям не стоит впадать в панику, а нужно понять, что ЗПР это не приговор на всю жизнь, что развитие их ребенка идет в своем темпе, несколько замедленным по сравнению со среднестатистической нормой и ребенку для преодоления такой задержки нужна помощь специалистов и индивидуальный подход к обучению.

Диагноз не может быть поставлен одним только неврологом, решение принимает специальная комиссия, в составе которой есть психолог, психотерапевт, дефектолог, логопед.

Как правило, диагноз ЗПР ставится специалистами ближе к школьному возрасту, к 5-6 годам, когда становятся очевидными проблемы ребенка в обучении.

Диагностирование ЗПР в более раннем периоде жизни ребенка затруднено и основано на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.


 

Признаки ЗПР

Итак, что же должно настораживать родителей для вовремя поставленного диагноза:

- В первые годы жизни у ребенка наблюдается отставание в формировании двигательных и общепсихических функций, т.е. задержка психомоторного созревания: ребенок позже своих сверстников начал садиться, ползать, ходить, более позднее появление гуления, лепета, первых слов). Возможны тики, гиперкинезы.

- После 3х лет:

- высокая утомляемость, истощаемость всех психических процессов (ребенок быстро устает);

- слабая мелкая моторика ( ребенку тяжело рисовать, собирать мозаику);

-двигательная неловкость, недостаточная координация, следовательно несформированность навыков самообслуживания (ребенок с трудом одевается, умывается);

-эмоционально-волевая незрелость (волевое усилие затруднено, частая смена настроения, аффективные вспышки, сниженная контактность со сверстниками);

- речь замедленна, множественные нарушения звукопроизношения и грамматического строя речи, трудности построения связного текста.

-внимание поверхностное, концентрация затруднена ( ребенок легко отвлекается от того, чем занят);.

- память снижена, запоминиание мозаичное, в основном наглядно-образное.

- трудности с соотнесением, прогнозированием, упорядочиванием, деланием выводов.

- нарушения игровой деятельности (трудно соблюдать правила игры, однообразный, стереотипный сюжет игры).

Эти признаки могут заметить внимательные к своему ребенку родители и подтвердить или опровергнуть на комиссии специалисты.

При вовремя организованной коррекции, к началу средней школы у ребенка есть шанс догнать в психическом развитии своих сверстников – и это не может не радовать.

Как же предупредить диагноз?

Профилактика ЗПР

Рекомендации родителям:

- Благоприятные условия для протекания беременности и родов, избегание любых негативных внешних факторов, которые могут повлиять на развитие ребенка.

-Телесно- эмоциональный контакт матери и ребенка с первых дней жизни (ребенка нужно обязательно брать на руки, носить, поглаживать не только по головке, по всему телу, обнимать, целовать, разговаривать с ним, очень важен контакт глаз).

- Благополучная семейная обстановка.

- Богатый сенсорный опыт ребенка в первые годы жизни.

- Разнообразие игровой деятельности со взрослыми.

- И, конечно, посещение невролога, педиатра, не пренебрежение их рекомендациям.

Ничего сложного или невозможного, предотвратить ЗПР, гораздо проще, чем преодолеть, но и это возможно!


 

Удачи вам! Будьте здоровы и счастливы!


 

С уважением, педагог-психолог МКДОУ №274 Пермякова Ольга Михайловна.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации