12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пятиконова Татьяна Ивановна31
Учитель географии, 25 лет стажа, люблю свою профессию, свой предмет, своих учеников и свою родную школу
Россия, Краснодарский край, Гулькевичи

Методическая разработка урока географии в 6 классе

учителя географии МБОУ СОШ №15 им.В.П.Михалько

Пятиконовой Татьяны Ивановны



Тема урока: «Мировой океан и его части».

Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.

Форма урока: урок освоения новых знаний и видов учебных действий

Планируемые результаты учебной деятельности:

Личностные: осознание ценностей географических знаний о Мировом океане, как важнейшего компонента научной картины мира; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, в группе; воспитание интереса к географии как науки, формирование экологической культуры.

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выделять глав-ное, существенные признаки понятий; составлять описания объектов; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников.

Предметные : развивать умение работать с различными источниками информации, объяснять географические особенности природы Мирового океана, выделять составные части и определять их отличительные черты, объяснять значение понятий «океан», «море», «заливы», «проливы», «остров», «полуостров»; называть и показывать по карте основные географические объекты Мирового океана;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах

Средства обучения: физическая карта, контурные карты, презентация по теме урока

Понятия и термины: мировой океан, море, залив, пролив, остров, полуостров

Географическая номенклатура: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Марианская впадина, заливы, проливы, моря.

Ход урока

1. Организационный этап. (Приветствие, психологический настрой. Проверка подготовленности учащихся к уроку.)

2. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: В своей книге «В мире безмолвия» французский океанолог Жак Ив Кусто пишет о том, что можно приспособить человека к подводной среде. О морях, водных пространствах слагают стихи, поют песни, но согласитесь, знаем мы о морях и океанах только самое необходимое. А есть ведь ещё и много всего дополнительного, неважного, но не менее интересного.

3. Актуализация знаний.

В 1519-1522гг состоялась экспедиция на 5 кораблях. Слайд 1

- Кем был организован экспедиция, участниками были 234 человек, а вернулись только 18?

- Чей это портрет? Слайд 2

- Какое путешествие совершил Фернан Магеллан?

- Кто расскажет о путешествии Ф.Магеллана?

(Учащиеся рассказывают о плавании Ф.Магеллана, демонстрируется Слайд 3.)

- Какие крупные водные пространства преодолела экспедиция?(океаны)(Слайд 4.)

- Через какие географические водные объекты проходила экспедиция Магеллана кроме океанов?(Моря, проливы, заливы).

Таким образом, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Ответы учащихся.)т.е мировой океан: также моря, проливы, заливы – это части Мирового океана. Итак, тема нашего урока звучит? Мировой океан и его части. Проблемный вопрос: имеет ли границы Мировой океан?

на который мы должны получить ответ в конце урока.

4. Познавательные задания:

Совершите кругосветное путешествие через заданные точки и определите по карте географические объекты (острова, океаны, заливы, проливы, моря), через которые пройдёт маршрут. Проложите (пунктирной линией) на карте маршрут кругосветного путешествия по водам океана таким образом, чтобы побывать во всех точках, обозначенных на ней.

Нанесите на контурную карту океаны, по которым совершил первое путешествие Ф.Магеллан.

Выделите отличительные черты каждого океана, на основе анализа карт атласа, текста в учебнике составьте описание океанов по плану (План проецируется на доску и лежит на каждой парте)

Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся

океана – по рядам (групповое выполнение задания). Оформляют



ответы в виде таблицы.

Название океана

С какими другими океанами связан?

Наибольшая

глубина

Какое место занимает по площади?

Тихий океан




Атлантический океан




Индийский океан




Северный Ледовитый






5.Регулятивное задание

По результатам работы сравни океаны, сформулируйте выводы:

-самый большой по площади океан;

-самый глубокий;

- океан, омывающий наибольшее количество материков.

Моря, проливы, заливы.

6.Познавательное задание

Учитель: Найди определение понятий «море», «пролив», «залив», «остров», «полуостров». Сейчас найдите на карте атласа самые крупные заливы на земной поверхности (это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы)- Скажите, частью какого океана они являются. (Северного Ледовитого, Индийского, Атлантического). Найдите Магелланов пролив, а также пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким. Найдите на карте атласа самый длинный пролив – Мозамбикский – 1760 км. , он разделяет Африку и о. Мадагаскар. Давайте нанесем на контурные карты проливы (Слайд 4) Учитель:- Как называется водная оболочка Земли? 

7.Коммуникативное задание

Составьте 2-3 вопроса по изученному материалу. Учащиеся составляют и задают вопросы.

8.Познавательное задание

Учитель: - А теперь поговорим о море. Кто был на море. Кокое впечатление произвело оно на вас. Какая вода на вкус? Как вы думаете почему образуются волны, используя текст учебника найдите информацию о причинах образования волн, их строении. Чем опасны волны?



9. Регулятивное задание

Учитель: Ребята посмотрите на карту и скажите, если мы с вами бросим бутылку с посланием в одной части океана, почему мы ее выловим в другой? Правильно, из-за океанических течений. (Творческое задание - работа в группах. Исследуйте карту, загляните в учебник и найдите ответ.«Я- теплое течение», «Я – холодное течение»)

Учитель: Есть ли название на карте Мировой океан? (Нет, это название 4 океанов)

Ответ на проблемный вопрос.( Мировой океан окружает Землю непрерывающимися водами и образует единую океан)

- Закрепление материала.

Учитель:-А теперь займемся выполнением творческого задания и составим синквейн на тему«Океан»

синквейн

дети

Существительное

океан

Два прилагательные

Индийский, Тихий

Три глагола

волнуется, бушует, синеет

Одно предложение

большая часть гидросферы, обособленная сушей

слово

вода

10. Рефлексия.

Опрос - итог

В конце учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

Что на уроке было главным?

Что было интересным? (следует различать главное и интересное)

Что нового сегодня узнали?

Чему научились?

11.Подведение итогов.

Учитель:-Какая была тема нашего урока? ? «Мировой океан и его части».

Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.

Задачи урока:

Рассмотреть географические особенности Мирового океана

Познакомить учащихся с особенностями вод Мирового океана, его составными частями.

Раскрыть особенности природы океанов Земли.

Сформировать представление о единстве Мирового океана.

12. Домашнее задание:

Изучить материал параграфа 29 (Учебник 5-6 класс, авторы: А.И.Алексеева, В.В.Николина, Е.К.Липкина),регулятивное задание: подготовьте маршрут путешествия по любому океану, определите цели путешествия, собери фото и иллюстрации своего путешествия, подготовься к презентации, оцени свою работу)

Дополнительный материал

1.Океаны постоянно увеличиваются в размерах!
2.
 Высота океанских волн может превышать 30 метров!
3. Практически во время каждого глубоководного погружения обнаруживается новый вид морских существ!
4. Если система циркуляции воды (глобального конвейера) нарушится, то Гольфстрим может остановиться, и тогда в Англии, вероятно, будет такой же климат, как на Аляске!
5. Если бы все океаны испарились, то планета оказалась бы покрытой слоем соли толщиной в 50 метров!
6 Средняя глубина океанов примерно в пять раз превышает средний подъем земли. Если в Марианскую впадину поместить Эверест, то его вершина окажется под водой на глубине 2х километров!
7. Вода, которая опускается на дно в районе Арктики, через 150-250 лет выйдет на поверхность на экваторе!
8. Вес океанского планктона в целом больше, чем вес всех дельфинов, рыб и китов, вместе взятых!
9. Действующая по всему миру армада Арго, насчитывающая 3,000 буев, способна отследить влияние глобального изменения климата!
10. Океаны нашей планеты прячут в своих глубинах горные хребты выше Гималаев. Впадины и ущелья могут соперничать пейзажами с американским Гранд Каньоном!


1.Экосистема океанов существовала за 3 млд. лет до появления животных и жизни на земле. 

2. Большая часть поверхности земного шара покрыта океаном - около 71%. На сегодняшний день изучено всего около 10% этой территории.

3. По оценкам, около 70% всех форм жизни на Земле находится в океанах.

4. Самая глубокая точка мирового океана - марианская впадина, её глубина составляет примерно 11 км. Если опустить Эверест на дно марианской впадины, то над ним останется ещё больше километра воды.

5. Давление в самой глубокой точке мирового океана составляет более 11 тысяч тонн на квадратный метр. Тем не менее, там есть жизнь.

6. В каждом литре океанической воды содержится около 0.02 миллиграмма золота.

7. Вода Атлантического океана содержит столько же питательных веществ, сколько 20 тысяч урожаев, собираемых в год на всей суше.

8. Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительные ресурсы морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.

9. Каждый день с поверхности мирового океана испаряется около 1 триллиона тонн воды.

В океанах сосредоточено 97% земной воды.

008 А общая площадь Мирового океана — 375 миллионов кв. км.

009 Океану — около 4 миллиардов лет.


Учение о земных океанах называется океанологией.

Морская вода представляет собой водный раствор хлорида натрия (поваренной, если кто забыл, соли) с добавлением фтора, брома, серы, фосфора, кальция, калия, железа, меди, серебра и даже золота.

 Если высушить все океаны, из оставшейся соли можно было бы построить стену высотой 230 км и толщиной почти 2 км. Такая стена смогла бы обогнуть по экватору весь земной шар.

Свои примеры

1.Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу

Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

2.Проведите конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный, самый важный, самый оригинальный вопрос.


Каждая группа должна угадать «свой» океан по описанию Положить в «чёрный ящик»

Тихий океан был назван португальским мореплавателем Ф. Магелланом

Из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение 3х месяцев и 20 дней во время его плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов. На русских картах до 1917г. употреблялось название Восточный океан.

Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого.

Происхождение названия связано с мифом об Атланте – титане, державшим на своих плечах небесный свод, - местопребыванием которого греки считали крайний запад Средиземноморья.(Атлантический)

Посмотрите на карту и скажите, отличаются ли Тихий и Атлантический океаны протяженностью с севера на юг? (протяженность примерно одинаковая).

Действительно, он называется так по своему географическому положению – омывает полуостров Индостан. На площади Индийского океана могли бы уместиться обе Америки и Африка.

Северный Ледовитый океан расположен на самом севере планеты. Впервые появился на картах в середине XVII века и назывался Гиперборейским (от. Борей – мифический Бог северного ветра, в переносном смысле Север и приставка “гипер” – сверх, крайний север).

И только в начале XIX века назвали этот океан Северным Ледовитым.











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.