Методическая разработка классного часа «Мне посчастливилось родиться на Руси»

2
0
Материал опубликован 11 May 2023

Набор для творческой работыDOCX / 5.66 Мб

/data/files/x1683810040.docx (Набор для творческой работы)«Историческое значение каждого

человека измеряется его заслугами Родине,

а человеческое достоинство – силою его

патриотизма».

Н.Г. Чернышевский


 

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Величайшей национальной ценностью был и есть патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

Детские годы — лучшее время для привития бесценного чувства самоотверженной любви к своей Родине. По этой причине патриотическое воспитание обучающихся в начальных классах является одной из первостепенных задач каждой школы. Но эта работа начинается не только в начальной школе. Дети получают первые познания в кругу семьи, а затем в детском саду. А приходя в первый класс, начинают расширять свой кругозор и продолжают укреплять любовь к России.

Растить патриотов в наше время непросто. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций о прошлом русского народа, о русских традициях имеет большое значение. Принимая участие в данном мероприятии, хотелось донести до ребенка чувство личной ответственности за свою Родину и ее будущее; пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.

Мероприятие разработано для обучающихся первого класса начальной школы (возраст - 7-8 лет); входит в систему мероприятий, направленных на патриотическое воспитание, которое запланировано на все четыре года обучения.

Цель: в процессе совместной деятельности педагога, обучающихся и их родителей сформировать патриотические знания, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям.

Задачи:

воспитательные:

воспитывать любовь к Родине;

вызвать интерес и уважение к великому прошлому русского народа;

воспитывать бережное отношение к русским традициям, гордость за свой великий русский народ, за свой родной край;

образовательные:

познакомить обучающихся с жизнью русских крестьян, жилищем, одеждой;

расширить общий кругозор обучающихся;

учить сотрудничеству при подготовке общего мероприятия;

знакомство с местной поэтессой Барановой И.Ф. и её творчеством;

развивающие:

развивать грамотную речь обучающихся, творческие способности;

развивать интерес к русскому языку, русскому народному творчеству;

создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь).

Планируемые результаты:

личностные: развитие нравственных качеств, творческих способностей, желания узнавать новое, навыков коллективной и индивидуальной работы;

познавательные: получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края; знакомство с произведениями русских композиторов и поэтов; знакомство с русскими традициями; овладение первоначальными оформительскими навыками;

регулятивные: обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности;

коммуникативные: организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; отработка умения слушать и вступать в диалог; отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; участие в коллективных творческих делах; сотрудничество со сверстниками и другими людьми; обучение владению диалогической и монологической речью.

Форма проведения воспитательного мероприятия: тематический классный час.

Учитывая цели и задачи данного мероприятия, возрастные особенности обучающихся; то, что в развивающей системе классный час имеет немаловажное значение и создаёт условия для интеллектуального развития детей, их способностей, познавательных интересов, кругозора, а также индивидуальных качеств личности, была определена указанная выше форма проведения запланированного мероприятия.

Педагогические технологии:

технология организации и проведения группового воспитательного дела;

здоровьесберегающая;

технология сотрудничества;

информационно-коммуникационная технология (ИКТ).

Методы:

объяснительно-иллюстративный (рассказ, использование презентации Microsoft Power Point);

частично-поисковый (планирование и систематизация материала);

аналитический (выводы и обобщения по результатам классного часа);

практические;

опора на личностный опыт.

Приёмы:

самостоятельная работа;

практическая деятельность;

коллективная работа;

переключение на разные виды деятельности.

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

1 этап – подготовительный:

составление плана проведения мероприятия;

разработка сценария

подборка иллюстраций, фотографий, стихотворений о родине;

создание мультимедиа-презентации (основной);

создание мультимедиа-презентации «Моя малая Родина»;

подбор музыкальных произведений;

разучивание стихотворений, песни «Мы дети твои, Россия» (обучающиеся и их родители);

роспись букв М О Я Р О С С И Я (обучающиеся и их родители);

подготовка наборов для игры «Собери флаг»;

подготовка наборов для творческой работы (детали вырезаны);

выполнение рисунков на тему «Мой край» (обучающиеся и их родители);

подготовка пригласительной открытки для Ирины Фёдоровны Барановой-поэтессы, библиотекаря СДК с.Галкино;

оформление классной доски – выставка рисунков, прикрепление в верхней части доски букв МОЯРОССИЯ);

2 этап – основной:

организация проведения мероприятия в соответствии с разработанным планом;

3 этап – заключительный:

подведение итогов классного часа.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

презентация «Моя малая родина»;

презентация к занятию;

музыкальное сопровождение к презентациям и к занятию: «Ромашковая Русь», музыка - Ю. Чичков, слова – М.Пляцковский; «Мы дети твои, Россия», музыка - В. Осошник, слова - Н. Осошник; «Моя Россия», музыка – Г.Струве, слова – Н.Соловьёва; «Я – гражданин России» (плюс и минус), слова Якова Перадзе; «Калинка» - народная;

рисунки обучающихся и их родителей на тему «Мой край»;

наборы для творческой работы;

бумажные цветы для рефлексии;

наборы для игры «Собери флаг»;

носовые платочки (для танца «Калинка»);

мультимедийный проектор; экран;

компьютер;

классная доска;

магниты;

буквы МОЯРОССИЯ;

фотоаппарат;

клей ПВА (индивидуально каждому обучающемуся);

подкладные листы для выполнения индивидуальных творческих работ;

салфетки для рук;

приглашенные гости.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Данная методическая разработка рассчитана на детей младшего школьного возраста - первоклассников. Направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Цель данного мероприятия: в процессе совместной деятельности педагога, обучающихся и их родителей сформировать патриотические знания, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям. Сопровождается презентациями: первая – основная: «Мне посчастливилось родиться на Руси» (Приложение 1), вторая – «Моя малая Родина» (Приложение 3) - составлена из фотографий из личного архива. Имеются дополнительные приложения:

приложение 2 – материал для творческой работы;

приложение 4 – музыкальное оформление.

В организации и проведении мероприятия принимают участие обучающиеся и их родители, классный руководитель, библиотекарь сельского ДК. Активность детей и родителей при подготовке к мероприятию зависит от активности педагога, его заинтересованности в ребенке, во взрослом, как личности. Лучший прием – личный пример.

 

 

Ход занятия

1.Вводная часть.

(звонок)

Итак, друзья, внимание-

Приступим мы сейчас

Садитесь по удобнее-

Начнём наш классный час.

2.Основная часть.

Рассказ-беседа «Как жили люди на Руси» (параллельно идёт демонстрация презентации к занятию)

-Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сей­час живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. (слайд 2) Много места занимали и болота. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки - славяне.

Жили наши предки все вместе племенем. Управляли племенем вожди. Это были самые храбрые воины. Восточных славян часто называли русью. (слайд 3) Поэтому и их земли стали величать Русской зем­лей или Русью.

Много разных народов живут на нашей планете и у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Родина русского народа – Россия. (слайд 4)

Чтение стихотворения Г.Ладонщикова «Родная земля», наизусть (читают дети)

1.Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.


2.Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.


3.И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.

(Закрывается окно проектора)

-В разных частях России люди живут по-разному, имеют свои обычаи, свой язык. Кем же являемся мы? (ответы детей)

- Мы - граждане России, россияне. А кто такой гражданин? (ответы детей)

-Гражданин-житель страны, который признаёт её законы, любит, гордится ею. Вместе с ней переживает её горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.

-Что же нас объединяет и делает гражданами одной страны? (ответы детей)

-Это общая территория, законы, которые все обязаны выполнять. Так же у страны есть государственная символика. Какая? Где можно увидеть эти символы?

(беседа о гербе, флаге, гимне (примечание: дети знакомились с этим на уроках окружающего мира):

Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями, – эмблема власти, а в другой – золотой шар с крестом, который называют «держава». Скипетр – символ власти, держава – символ могущества страны. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона (змея). Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость добра, победу добра над злом.

У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. У России флаг трехцветный.

Какие это цвета и что они обозначают? (открывается окно проектора) (слайд 5)

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.

У каждого государства обязательно есть свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну. Это самая главная песня государства, которую исполняют только в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.) (закрывается окно проектора)

Игра «Собери флаг»

Командам раздаются наборы: цветные полоски - красная, синяя, белая. После обсуждения представитель от каждой команды на доске демонстрирует собранный флаг. (музыкальное сопровождение (фоном) «Я – гражданин России» - минус)

-Где бы ни был человек, он всегда вспоминает свою малую родину. Что мы называем своей малой родиной? (место, где он родился, рос, где его друзья.) Чем знамениты наши сёла? (ответы детей), (примечание: в нашей школе обучаются дети из трёх сёл)

(открывается окно проектора)

(презентация «Моя малая родина» + музыкальное сопровождение «Ромашковая Русь»)

(закрывается окно проектора)

-У нас в гостях человек, которого вы все знаете - Ирина Фёдоровна Баранова, наша поэтесса, библиотекарь, хореограф СДК. Предоставляем ей слово.

(И.Ф.Баранова читает стихотворение собственного сочинения)

Живу я в селе

Живу я в селе, за которым

Шумят, не смолкая, леса

И тихо плывут по реке небеса.

Тут воздух целебней, чем в Сочи

И столько цветов на лугах,

Что мы их тут косим до ночи

И возим возами в стогах.

Скрипит от причала к причалу

Паром на реке у села…

Тут нет ни конца, ни начала

Тревогам, заботам, делам.

И все ж знаменито повсюду

Село по причине другой -

Здесь очень хорошие люди

С богатою русской душой!

Физминутка

. Как у нас на Руси

Уж давно повелось,

Чтобы весело всем

И счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто

И никто не скучал-

Сам народ для себя

Шутки, песни слагал.

Наши дедушки, бабушки

Нам говорили,

Как плясали они,

Хороводы водили

Как смеялись, шутили,

Песни звонкие пели,

Своих деток учили

Петь ещё с колыбели.

(под «Калинку» Ирина Фёдоровна разучивает с детьми несколько танцевальных движений; родители тоже принимают участие)

-Издавна на Руси любил народ жанр устного народного творчества – это загадки, сказки. Отгадайте, о какой русской народной сказке идёт речь?

1. Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль) (открывается окно проектора)

(слайд 6)

2. Ах ты, Петя-простота,

Оплошал немножко-

Не послушался кота.

Выглянул в окошко. (Петушок-золотой гребешок) (слайд 7)

3. Красна девица грустна.

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка) (слайд 8)

 

1.Стоит жилище - деревянные бочища,
Внутри печь да дрова, - это русская....
(изба). (слайд 9)

 

-У каждого живущего в нашем селе, есть свой родной дом. Дом, в котором живут родители, близкие люди, где тебя ждут и любят. Учёные утверждают, что человек, половину своей жизни проводит дома. Каждый человек заботится о своём доме по-своему. Как хорошо дома, где чисто и уютно, где пахнет испечёнными мамиными блинами, где знаком каждый уголок. Расскажите, за что вы любите свой родной дом?

2.Зимой нет теплей, 
Летом нет холодней
(печь)

- В избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка. (рассказ о русской печке – личный опыт детей) (слайд 10, 11)

-"Без печки изба - не изба". В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами.

- В каждой избе обязательно есть "красный угол". 

- Что означало слово красный? (красивый, торжественный, главный). Здесь принимали гостей, отмечали праздники. В красном углу висели иконы. (слайд 12)

- А где же люди хранили свои вещи? (ответы детей)

-Сундук – большой ящик (обычно деревянный, иногда с металлической отделкой) с откидной крышкой и с замком. (слайд 13)

-Одежда людей, живущих в разных областях России, отличалась, друг от друга по форме, цвету, орнаменту. Но основу любого костюма составляла белая длинная рубаха, которую носили и женщины, и мужчины. Славились русские одежды, своей красотой, яркостью. (слайд 14)

-А сейчас мы с вами построим русскую деревню сами. У вас на столах лежат наборы для творческой работы. (технология выполнения демонстрируется на слайдах 15-18)

(Дети выполняют работу + музыкальное сопровождение «Я – гражданин России», «Моя Россия»; «строим» деревню на классной доске под словами «МОЯ РОССИЯ» + музыкальное сопровождение - «Мы дети твои, Россия», песня не смолкает; остаемся у доски и подпеваем.)

Стихотворение О. Милявского «Любите Россию!» читают наизусть родители

Колышет березоньку ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон...
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.
Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлет журавлей.
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.
Нам русские песни с рождения пели.
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал:
И белые рощи, и ливни косые.
И мысленно детям своим завещал:
Любите Россию, любите Россию -
Россию, которую я защищал.
Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою.
Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!
Рефлексия.

-Кому понравилось наше занятие, возьмите красный цветок, кому что-то не понравилось - синий и украсьте нашу полянку. (участвуют все присутствующие на мероприятии)


 

-Спасибо всем!


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.