Мнемотаблицы для заучивания стихов

10
4
Материал опубликован 1 November в группе

Развитие речи детей дошкольного возраста
с использованием мнемотаблиц

Мнемотехнология — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Содержание мнемотаблицы — это графическое изображение явлений природы, героев стихотворения. некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев стихотворения. 

Этапы использования мнемотаблиц: 
Этап №1  -  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап №2  -  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3 -  Осуществляется пересказ стихотворения с опорой на символы (образы),т.е. происходит отработка метода запоминания.
Этап №4  - зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5  - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

В структуру занятий по заучиванию стихотворений входили:

- чтение и разбор текста детьми;

- рассматривание мнемотаблицы;

- перекодирование информации;

- заучивание стихотворения.



t1730487097aa.jpg

В. Степанов «Наша армия»

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад. 

Шелестят березы,

Распевают птицы,

Подрастают дети

У родной страны.

Скоро я в дозоре

Встану на границе,

Чтобы только мирные

Снились людям сны.



t1730487097ab.jpg

И. Белоусов «Весенняя гостья»

Милая певунья, ласточка родная,
К нам домой вернулась из чужого края.
Под окошком вьётся с песенкой живою:
«Я весну и солнце принесла с собою...»


t1730487097ac.gif

Федор Тютчев

Зима недаром злится…

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

t1730487097ad.jpg

Бэла Белова. Веселая работа.

Папа для мамы
Сажает цветок.
Мама для бабушки
Вяжет платок. Бабушка гладит
Катины платья.
Катя стирает
Панамки для братьев. Братья для всех
Мастерят самолет… Весело в доме
Работа идет! А почему?
Это дело понятное:
Весело делать
Друг другу
Приятное.

t1730487097ae.gif

Данилина Анастасия - Утренняя зарядка

Утренняя зарядка
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем мы вставать.
Ну-ка, быстро — не ленись,
На зарядку становись!
Раз, два, три, четыре —
Руки выше! Ноги шире!
И наклон туда — сюда,
Как по горочке вода!
Я водички не боюсь,
Из ведёрка обольюсь.
Будем закаляться,
Спортом заниматься!

В результате работы по мнемотаблицам дети с большим интересом заучивают стихи. Дети сами рисуют мнемотаблицы и придумывают новые. Работа по развитию речи детей стала более эффективной и интересной.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Очень интересная методика. Вы это наглядно показали.

2 November

Спасибо большое за оценку!

2 November

Тема мне близка, интересна. С одной из учениц писали проект "Использованием мнемотехник для запоминания словарных слов". Молодцы! Методика на самом деле эффективна!

2 November

Спасибо большое! Я тоже надеюсь, что детям эта техника запоминания пригодится в школе.

2 November