Многофункциональная образовательная доска «Теремок»
Многофункциональная учебно-образовательная доска «Теремок»
В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно-обоснованные подходы к обучению детей в условиях семьи и специально организованных учреждениях. Для всестороннего качественного процесса образования воспитания, педагоги используют разные виды деятельности, включая игру. Ещё Сухомлинский В. Подчёркивал, что «…игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Именно игра является мощным источником не только информации, но и результатом самой продуктивной деятельности детей. Как правило, в играх нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка, поэтому она является увлекательной развивающей средой, формой жизнедеятельности, зоной социализации, сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает речь; у него формируется грамотность высказываний, создаются предпосылки письма. Не следует забывать и о том, что играя, у него развиваются и психические функции организма: внимание, воображение, восприятие, мышление, мелкая моторика. Учитывая тот факт, что игра – средство всестороннего развития, мы попытались создать многофункциональное пособие/ доску, варианты которой могут изменяться в зависимости от поставленных целей и задач, как воспитателями, так и специалистами, и учителями на уроках, переменах. Данное пособие может быть использовано как в детских образовательных учреждениях, так и в специальных коррекционных классах. Главная задача взрослых, при использовании этого пособия- это научить детей мыслить- мыслить словами и производить действия руками, добиваясь решения поставленных задач разными способами, развивая при этом внимательность, усидчивость, упорство, настойчивость в достижении результата, что облегчает запоминание учебного материала; толерантности и уважении к сверстникам.
Основной метод работы с данным пособием заключается в использовании учебно-познавательных пособий специализированного/узкого назначения.
Описание пособия:
Высококачественная фанера 145*120см, толщина 8-10 мм, прочное настенное крепление.
Встроенные пособия:
- счёты (варианты: костяшки, пластмассовые игрушки, геометрические объёмные формы и т.д. нанизанные на стальную проволоку)
- 4 ряда встроенных, поворачивающихся вокруг своей оси кубиков с кармашками для иллюстративного материала
- магнитная доска с полочкой/ для наглядного и практического материала, в центре пособия
- декоративные гвоздики, по типу игры «Геоконт»
- 2 пластмассовых диска с кармашками для иллюстративного материала
- ковролиновая дорожка
- 3 комплекта вкручивающихся крышек разного цвета и диаметра
- резиновая игрушка «бегающая» по натянутой толстой леске
- наборное полотно для иллюстративного материала
Нами использовались разработки, пособия и игры известных педагогов Коноваленко, Ткаченко.
Цель работы с данным пособием:
- развитие мелкой моторики
- развитие фонематического слуха
- развитие восприятия
- развитие памяти/ слуховой и зрительной
- развитие счётных операций
-развитие умений обобщать классифицировать предметы
- развитие связной речи
- обучение чтению
- развитие ориентации на плоскости и в пространстве.
Задачи обучения:
Учить определять временные рамки суток/утро, день, вечер, ночь
Учить пользоваться предметами в решении математических действий на сложение и вычитание.
Учить классифицировать и обобщать предметы по разным признакам.
Учить составлять слоги, слова, предложения по слуховому или зрительному образцу.
Развивать фонематический слух путём определения места положения звука в слове.
Учить по образцу и собственным представлениям выстраивать фигуры.
Развивать мелкую моторику пальцев рук путём закручивания/ откручивания крышек.
Закреплять зрительный образ буквы с её название, чтение слогов, слов.
Учить работать на дисках, находить пары картинок сходных/ противоположных.
Варианты игр:
Работа с часами: по показанной цифре произнести определённое количество звуков, слогов – на закрепляемый звук; показать большой и маленькой стрелками определённые цифры, посчитать слово в этих числовых пределах, называние цифр в прямом и обратном порядке; знакомство со временем.
Счёт: отложить на счётах определённое количество ягодок- по количеству услышанных звуков, слов, хлопков, притопов; и т.д.
Игры с кубиками:
- «5/4 лишний по лексическим темам»
- «Запомни-повтори- разложи»
- «Кто? Что?»
- «Схема описательного рассказа»
- «Что сначала, что потом»
- «Найди пару»
- «Соедини шнурком соответствующие пары картинок»
- «Найди предмет»
- «Найди сходства и различия»
- Составь предложение по схеме
4. Магнитная доска
- составление слогов, слов, фраз
- «Буквы перепутались»
- «Скажи наоборот» - парные согласные
- «Задания по ориентации на плоскости»
- Шарады
- Выкладывание первых букв слов, чтение нового слова и т.д.
5. Цветные гвоздики: составление узоров по образцу, по памяти, под диктовку.
6. Круги Луллия: «Найди пару», «Чей? Чья? Чьё», «Большой - маленький», «Один - много» и.т.д
7. Цветные крышки, вкручивающиеся в виде цветочка: «Кто быстрее, соберёт красный/синий, зелёный цветочек», «Прочитай слоги/на крышках», «Подбери слова на прочитанные слоги»
8. Резиновый ёжик, «бегающий» по леске: на определение места звука в слове
Ходит ёжик вдоль дорожек от начала до конца.
В слове ёж найти не может место звука-беглеца.
Ребёнок протягивает игрушку по леске к цветку (из крышек), определяя место звука в слове и даёт этому звуку словесную характеристику.
9.Ковролиновая дорожка позволит закрепить плоскостные игрушки по лексическим темам, сказочных персонажей, иллюстраций к игре «4 лишний» и т.д.
Игра «Поезд» направлена на развитие фонематического восприятия, зрительной и слуховой памяти
Пластиковое наборное полотно позволить расставлять картинки в определённой последовательности для составления рассказов по сериям; размещать планы, схемы, картины.
Вариантов игровых заданий очень много. Педагоги могут варьировать и замещать задания, стимулируя и развивая психические качества обучающихся. Дублирование игр позволяет более глубже закрепить знания в разных видах игровой деятельности на разном речевом и иллюстративном материале.
Данная многофункциональная доска прошла апробацию на базе МДОУ ЦРР д/с «Берёзка» РБ.
Мы наблюдали за деятельностью ребят до объяснения последовательности выполнения заданий. Ребята самостоятельно подбирали для себя задание, учили других, как нужно выполнить то или иное задание, выступая в роли учителя, придумывали и создавали свои задачки для сверстников. В ходе наблюдений мы пришли к выводу, что дети проявляют устойчивый интерес к заданиям на данном пособии.