12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аниса16
1

Модернизация репродуктивных практик при формировании лингвистической компетенции в рамках итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе (задание №21)


Модернизация репродуктивных практик при формировании лингвистической компетенции в рамках итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе (задание №21)


Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ№14»(НОЦ)




Пояснительная записка к содержанию методического продукта


Вид методического продукта и его название:

Дидактические материалы

Предметная тема методического продукта:

Модернизация репродуктивных практик при формировании лингвистической компетенции в рамках итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе (задание №21).

Актуальность:

Актуальность МП заключается в дидактическом и методическом обеспечении формирования навыка обучающихся производить пунктуационный анализ текста в соответствии с условиями задания №21 КИМ ЕГЭ по русскому языку.

Новизна:

Моделирование корпуса дидактических материалов и их технологического сопровождения, способствующих формированию лингвистической компетенции обучающихся производить пунктуационный анализ текста.

Цель создания методического продукта:

Обеспечение педагогов-русистов дидактическими материалами и методическими рекомендациями по их применению на практике, направленными на формирование умения производить пунктуационный анализ текста в рамках подготовки обучающихся к выполнению нового задания № 21 ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:

Актуализировать теоретические положения русского синтаксиса и частные принципы русской пунктуации;

Проанализировать методы теоретического и практического изучения пунктуации в школе;

Изучить метод теоретическо-практического изучения пунктуации в школе «Пунктуационный разбор предложения»;

Отобрать необходимую теоретико-методическую информацию, необходимую для создания дидактических материалов в рамках пунктуационного анализа предложения;

Разработать корпус оригинальных дидактических материалов и технологические рекомендации по их применению, необходимые для формирования умений и навыков обучающихся выполнять задание №21 ЕГЭ по русскому языку;

Апробировать дидактические материалы и технологические приемы их применения.

Образовательные технологии, используемые при создании МП:

Игровая технология

Терминосистема:

Грамматическая основа, двоеточие, интонация, запятая, обособление, предложение, пунктограмма, пунктуация, синтаксис, словосочетание, тире, точка.

Практическая значимость:

Использование корпуса оригинальных дидактических материалов в соответствии с технологическими рекомендациями по их применению на уроках русского языка в старшей школе при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ (в рамках нового задания №21 КИМ ЕГЭ по русскому языку).

Адресат материалов:

Учителя русского языка в 10 ‑ 11 классах, обучающиеся 10 ‑ 11 классов.


Введение

Сложность формирования пунктуационных умений заключается в том, что они предполагают не автоматизированное действие, а устойчивое умение сознательно анализировать логико-грамматический строй предложения или целого текста, умение быстро улавливать такие особенности синтаксической конструкции, которые служат основанием для определенных правил пунктуации. Кроме того, эти умения включают способность обучающихся соотносить конкретный языковой материал с отвлеченной схемой. Низкие результаты усвоения участниками единого государственного экзамена пунктуационных норм русского литературного языка обусловили введение в ЕГЭ по русскому языку задание №21.

Повторение материала по синтаксису и пунктуации русского языка традиционно осуществляется в 11 классе. Безусловно, введение задания №21 помогает решать проблему повышения уровня пунктуационной грамотности в целом, поскольку это задание формирует умение распознавать разнообразные синтаксические структуры в тексте и применять полученные знания в продуктивной речевой (письменной) деятельности, что влечет за собой осознанное употребление знаков препинания, формирует представление о функциях всех знаков препинания в письменной речи.

Задание №21 новое по форме, но не по содержанию. Четко выработанной общей технологии подготовки именно к этой форме задания в методической литературе на данный момент существует в ограниченном количестве. Новизна методической разработки заключается в разработке корпуса дидактических материалов с применением игровой и проблемно-поисковой технологий.

Когда ребенку хочется учиться? Ответ простой: когда учиться интересно. Интерес – это главная движущая сила познавательной деятельности учащихся, позволяющая учителю сделать процесс овладения знаниями, умениями и навыками более привлекательным. Наиболее эффективным средством поддержки интереса школьников к обучению является игровая деятельность, в частности дидактическая игра.

Понятие "Игровые педагогические технологии" включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра должна обладать существенным признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

дидактическую, которая расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность;

развивающую, которая способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения;

воспитательную, которая формирует определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, развиваются навыки коммуникативности.

Дидактические игры могут быть использованы как на уроках при закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях во внеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использования дидактических игр и при выполнении домашнего задания. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов:

игровой замысел;

игровое действие;

познавательное содержание или дидактические задачи;

оборудование;

результат.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний. Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением. Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др. Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при введении в новую тему, проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку могут успешно применяться и проблемно-поисковые технологии, так как они развивают самостоятельность, приобщают ученика в процессе обучения к творчеству, способности делать «открытия», опираясь на собственный опыт.

Знания, полученные подобным образом, хорошо усваиваются и надолго укореняются, особенно если их закрепить тренингом и практикой. В методической литературе выделяются следующие общие черты проблемно-поисковых технологий:

направленность на обучение мышлению и процессам поисковой деятельности как основного содержания обучения;

постановка учащегося в позицию исследователя, первооткрывателя;

стимулирование имеющихся потребностей к собственному поиску, сотворчеству.

Кроме того, существует четыре главных условия успешности проблемно-поискового обучения:

обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

значимость информации, получаемой при решении проблемы;

необходимость доброжелательного общения учителя и ученика, диалогическое общение.

Новое задание №21 проверяет способность обучающихся проводить пунктуационный анализ текста, то есть объяснять, какой знак препинания необходимо поставить и почему. Оно предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием и тире в предложенном тексте. За верное решение даётся 1 балл. Номера правильных ответов можно указывать в любом порядке, их количество ограниченно только количеством предложений.


Кодификатор задания №21


7.1 Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
7.2 Знаки препинания в простом осложненном предложении.
7.3 Знаки препинания при обособленных определениях.
7.4 Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
7.5 Знаки препинания при сравнительных оборотах.
7.6 Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
7.7 Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение).
7.8 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
7.9 Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение).
7.10 Знаки препинания при прямой речи, цитировании.
7.11 Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
7.12 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
7.13 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
7.14 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
7.15 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
7.16 Тире в простом и сложном предложениях.
7.17 Двоеточие в простом и сложном предложениях.
7.18 Пунктуация в простом и сложном  предложениях. 
7.19 Пунктуационный анализ.

Чтобы не ошибиться в выполнении задания следует повторить правила, проводить тренинги на каждом уроке, на первом этапе отрабатывать только один знак препинания.

Для отработки используем следующие формулировки заданий:

Распределение по группам (без лишних предложений).

Распределение по группам (с лишними предложениями).

Нахождение ошибочных объяснений постановки знака препинания.

Выполнение заданий на соответствие.

Выполнение реального задания 21.


Рекомендации для выполнения задания №21

Внимательно прочитать текст.

Выделить главное в задании: сконцентрировать внимание на постановке знака препинания.

Провести пунктуационный анализ каждого предложения.

Вспомнить правила постановки тире (запятой, двоеточия) в предложении и применить их к предложениям.

Выбрать предложения в соответствии с условием задания.


Подготовительная работа

Повторять правила на основе схем и таблиц;

Проводить тренинг на каждом уроке;

Разнообразить задания тренинга;

На первом этапе формирования навыка пунктуационного анализа текста использовать дидактические материалы с условиями постановки знака препинания в соответствии с одним пунктуационным правилом.

Для отработки навыков и умений выполнения пунктуационного анализа текста целесообразно использование техники (игры) «Получи допуск к выполнению задания №21» в рамках применения игровой и проблемно-поисковой технологий на уроках русского языка. Данная техника может быть использована именно на первом этапе формирования навыка пунктуационного анализа текста.


Дидактико-технологическое обеспечение игры


Групповая или парная работа.

Обучающимся предлагается комплект заданий, состоящий из 3-х конвертов.

Каждый конверт содержит задания, связанные с употреблением только одного из пунктуационных знаков: запятой, тире, двоеточия.

Каждый конверт состоит из 5карточек:

Карточка №1. Распределение всех предложений в соответствии с заданными условиями постановки того или иного знака препинания по группам.

Карточка №2. Распределение предложений в соответствии с заданными условиями по группам с исключением предложений, не соответствующих заданным условиям постановки того или иного знака препинания.

Карточка №3. Нахождение ошибочных объяснений постановки знака препинания в предложении.

Карточка №4. Выполнение заданий на соответствие предложений и объяснения постановки знаков препинания в этом предложении.

Карточка №5. Выполнение задания №21 в формате ЕГЭ.

В течение урока обучающимся необходимо выполнить задания всех 3-х конвертов, в результате чего они получают «зачтено» в рамках отработки навыков выполнения задания №21.

Все задания конвертов сопровождаются ключами.


ПЕРВЫЙ КОНВЕРТ


Карточка №1.

Распределение всех предложений в соответствии с заданными условиями постановки того или иного знака препинания по группам

Задание. Распределите предложения с тире по трем группам в соответствии с заданными условиями:

постановка тире при приложении;

постановка тире при несогласованном определении, выраженном инфинитивом;

постановка тире между подлежащим и сказуемым.

(1) Двадцать лет – хорошая вещь. (2) На окраине города еще сохранились деревянные постройки ‑ грубые огромные коробки. (3) На перекрестке мальчишка – чистильщик обуви ‑ что-то оживленно рассказывал новому клиенту. (4) Газета «Уральский шахтер» - любимая газета горожан. (5) Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. (6) Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарское чувство – заслонить, оградить, защитить. (7) Наш известный земляк, член Союза писателей и Союза журналистов России, член Русского географического общества, военный моряк, путешественник. - В.Арефьев по праву занесен в Почетную книгу известных людей города. (8) Твои радость и горе — это радость и горе для меня. (9) С батареи получен приказ — не отнимать трубку от уха и каждые пять минут проверять линию.

Ответ:

Условие постановки тире в предложении

предложения из текста

Постановка тире при приложении

2,3,7

Постановка тире при несогласованном определении, выраженном инфинитивом

6,9

Постановка тире между подлежащим и сказуемым

1,4,5,8


Карточка №2

Распределение предложений в соответствии с заданными условиями по группам с исключением предложений, не соответствующих заданным условиям постановки того или иного знака препинания

Задание. Распределите предложения с тире по трем группам, исключив те, в которых постановка тире не соответствует заданным условиям:

постановка тире при приложении;

постановка тире при несогласованном определении, выраженном инфинитивом;

постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Я был озлоблен – он угрюм. (2) Рассказ о разгроме Игорева войска – горький упрек самонадеянным князьям-братьям. (3) Жить – Родине служить. (4) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо. (5) Лена прошла всего двадцать – тридцать шагов, свернула влево и неожиданно остановилась. (6) Мой ямщик Степан – молчаливый, высокий старик – рассказал грустную историю, приключившуюся с сыном его брата. (7) Великая радость – работа, в полях, за станком, за столом. (8) Самым же лучшим показался Сивооку Ярило – щедрый бог плодородия. (9) Мы все одержимы одной страстью — сопротивляться. (10) Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарские чувства — заслонить, оградить, защитить.

Ответ:

Условие постановки тире в предложении

предложения из текста

Постановка тире при приложении

6,8

Постановка тире при несогласованном определении, выраженном инфинитивом

9,10

Постановка тире между подлежащим и сказуемым

2,3,7


Карточка №3

Нахождение ошибочных объяснений постановки знака препинания в предложении


Задание. Найдите ошибку в объяснении постановки знака препинания в предложении:

Предложение

Объяснение постановки знака

1) Прошла неделя, месяц она у себя дома не появилась.

Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями предложения можно вставить союз НО или  А).

2) Я умираю мне незачем вас обманывать.


Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда).

3) Писать о родных местах – любимое моё занятие.

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

4) Береги платье снову, а честь — смолоду.

Тире в неполном простом предложении.

Ответ: 4

Карточка №4

Выполнение заданий на соответствие предложений и объяснения постановки знаков препинания в этом предложении

Задание. Установите соответствие между предложениями и объяснением постановки знаков препинания в предложении: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Предложения

Объяснение постановки знака препинания

А) «Лена зайдет утром, ‑ сказал он. ‑ Принесет тебе документы».

1) Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Б) Говорящие фамилии – это приём, с помощью которого Д.И.Фонвизин удачно характеризует героев своих произведений.

2) Тире при вводной или вставной конструкции.

В) Ты не ведаешь, что это за чувство — сострадание.

3) Тире при несогласованном определении, выраженном начальной формой глагола.

Г) Егор вышел на улицу – тут у нас в доме было небольшое кафе – купил торт и вернулся к Лене.

4) Тире при нераспространенном приложении, находящемся в конце предложения.

Д ) Каждый из присутствующих членов этой большой, дружной семьи должен был решить – эмигрировать или остаться – для себя, для своих родных и близких.

5) Тире перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов предложения.

 

6) Тире при словах автора в прямой речи.

Ответ: А-6, Б-1,В-4, Г-2, Д-3


Карточка №5

Выполнение задания №21 в формате ЕГЭ

Задание. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Для человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». (2) Для ребёнка дом — это мама, папа, бабушка, дедушка. (3) Для взрослого домом является его семья. (4) «Будьте, как дома», — говорим мы. (5) А народная мудрость гласит: «Дом вести — не лапти плести». (6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. (7) Дом — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.

Ответ: 2,7

Пояснение: В предложениях 2 и 7 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.


ВТОРОЙ КОНВЕРТ


Карточка №1.

Распределение всех предложений в соответствии с заданными условиями постановки того или иного знака препинания по группам

Задание. Распределите предложения с двоеточием по трем группам в соответствии с заданными условиями:

постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них;

постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно);

постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз потому что).

(1) Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (2) Дубровский приставил фитиль, выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены. (3) Во время отпуска я посетил города: Москва, Санкт-Петербург, Тула. (4) О хобби Ольги знали все: мама, папа, брат и сестра. (5) Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. (6) Анна проводит мастер-классы по вышиванию: она любит этим заниматься.

Ответ:

Условие постановки двоеточия в предложении

предложения из текста

1)

Постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них.

3,4

2)

Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно).

1,5

3)

Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз потому что).

2,6


Карточка №2

Распределение предложений в соответствии с заданными условиями по группам с исключением предложений, не соответствующих заданным условиям постановки того или иного знака препинания

Задание. Распределите предложения с двоеточием по трем группам, исключив те, в которых постановка двоеточия не соответствует заданным условиям:

постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них;

постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно);

постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть дополняет первую (можно вставить союз что или слова и увидел, что; и услышал, что; и понял, что).

(1) Вдруг я почувствовала: кто-то берет меня за плечо и толкает. (2) Учитель прикрыл окно: шум с улицы отвлекал ребят от выполнения контрольной работы. (3) Наша жизнь имеет одно замечательное свойство: она, как хлеб, никогда не приедается. (4) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей». (5) На столе лежало много предметов: книги, тетради, ручки, ножницы. (6) Я могу довериться другу: он никогда меня предаст. (7) Летним каникулам рады все: и учителя, и ученики, и родители. (8) Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.

Ответ:

Условие постановки двоеточия в предложении

предложения из текста

1)

Постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них.

5,7

2)

Постановка двоеточия в БСП, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно).

3,8

3)

Постановка двоеточия в БСП, в котором вторая часть дополняет первую (можно вставить союз что или слова и увидел, что; и услышал, что; и понял, что).

1


Карточка №3

Нахождение ошибочных объяснений постановки знака препинания в предложении

Задание. Найдите ошибку в объяснении постановки двоеточия в предложении:


Предложения

Объяснение постановки знака

А) Читайте книги: они помогут найти выход в сложных жизненных ситуациях.

Постановка двоеточия в БСП, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно).

Б) Все изменилось в ней: лицо, походка, взгляд.

Постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них.

В) Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня-рыбка!»

Постановка двоеточия после слов автора в предложениях с прямой речью.

Я оглянулся: щенок бежал за мной.

Постановка двоеточия в БСП, в котором вторая часть дополняет первую (можно вставить союз что или слова и увидел, что; и услышал, что; и понял, что).

Ответ: 1

Пояснение: Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз потому что).


Карточка №4

Выполнение заданий на соответствие предложений и объяснения постановки знаков препинания в этом предложении

Задание. Установите соответствие между предложениями и объяснением постановки двоеточия в предложении: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Объяснение постановки знака

А) Печален я: со мною друга нет.

Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз потому что)

Б) В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом более и более.

Постановка двоеточия в простом предложении с однородными членами и обобщающим словом при них.

В) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Постановка двоеточия в простом предложении после слов автора в предложениях с прямой речью.

Г) Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в каждой мелочи.

Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно).

Д) Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и ещё какие-то привлекательные узелки и коробочки.

Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть дополняет первую (можно вставить союз что или слова и увидел, что; и услышал, что; и понял, что).


Постановка двоеточия в простом предложении при отсутствии обобщающего слова перед предстоящим перечислением.

Ответ: А-1, Б-4, В-3, Г-2, Д-6

Карточка №5

Выполнение задания №21 в формате ЕГЭ

Задание. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Россия всегда была богата талантливыми людьми самых разных профессий: композиторами и кузнецами, архитекторами и плотниками, врачами и крепостными художниками. (2) Но сегодня считается, что страна проигрывает на мировом рынке в области электроники. (3) Это мнение сложилось из-за того, что люди забыли важный факт: почти все идеи, ставшие научной основой теле- видеотехники, создали русские учёные. (4) Вот несколько ярких примеров: идея последовательной передачи элементов изображения впервые пришла в XIX веке П. И. Бахметьеву, радиоволны в 1895 году открыл и научился ими управлять А. С. Попов, творцом телевидения является В. К. Зворыкин. (5) Будущее телевизоров, как становится ясно всем, — за плоскими экранами. (6) И они были изобретены отечественными учёными: осенью 1996 года успешно провели испытания жидкокристаллического плоского экрана на основе полимеров, синтезированных А. В. Ванниковым. (7)И таких примеров множество!

Ответ: 3,4,6

Пояснение: Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно).


ТРЕТИЙ КОНВЕРТ

Карточка №1.

Распределение всех предложений в соответствии с заданными условиями постановки того или иного знака препинания по группам

Задание. Распределите предложения с запятыми по трем группам в соответствии с заданными условиями:

постановка запятой в предложениях с вводными словами и конструкциями;

постановка запятой в предложениях с обособленными членами;

постановка запятой в сложносочинённых предложениях.

(1) Яхты в море не выходили, отстаиваясь в порту. (2) Снег, неожиданно выпавший за эту ночь, застал коммунальные службы врасплох. (3) Мальчик заметил пожилую женщину, с трудом катившую тяжелый чемодан, и вызвался ей помочь. (4) Несомненно, он станет олимпийским чемпионом. (5) Дождь, мне казалось, только усиливался. (6) Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него свою печать. (7) А я уж все поняла, покраснела, и у меня сердце от ожидания запрыгало.

Ответ:

Условие постановки запятой в предложении

предложения из текста

1)

Постановка запятой в предложениях с вводными словами и конструкциями.

4,5

2)

Постановка запятой в предложениях с обособленными членами.

1,2,3

3)

Постановка запятой в сложносочинённых предложениях.

6,7


Карточка №2

Распределение предложений в соответствии с заданными условиями по группам с исключением предложений, не соответствующих заданным условиям постановки того или иного знака препинания

Задание. Распределите предложения с запятыми по трем группам, исключив те, в которых постановка запятой не соответствует заданным условиям:

постановка запятой в предложениях с однородными членами;

постановка запятой в предложениях с обособленными членами;

постановка запятой в сложноподчиненных предложениях.

(1) Вера Николаевна, наша учительница физики, победила в городском конкурсе «Учитель года». (2) Для освещения сквера использовали как электрические гирлянды, так и фонари. (3) Любимый город, где я родился и вырос, всегда будет в моем сердце. (4) За всю жизнь я ни разу не встретила человека, который сказал бы, что не любит море. (5) Долго глядишь в темно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. (6) «Идем пить чай с ватрушками», - сказал отец. (7) Утром все отправились к роднику, находившемуся на расстоянии одного километра.

Ответ:

Условие постановки запятой в предложении

предложения из текста

1)

Постановка запятой в предложениях с однородными членами

2

2)

Постановка запятой в предложениях с обособленными членами предложения

1,5,7

3)

Постановка запятой в сложноподчиненных предложениях

3,4



Карточка №3

Нахождение ошибочных объяснений постановки знака препинания в предложении

Задание. Найдите ошибку в объяснении постановки запятой в предложении:

Предложения

Объяснение постановки знака

Туристы проснулись, когда взошло солнце. 

Постановка запятой между частями сложноподчиненного предложения

Елена Сергеевна, возвращаясь из командировки, забыла в салоне самолета телефон.

Постановка запятой в предложениях с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

Папа приготовил шашлык, и вся семья собралась на ужин в саду.

Постановка запятой между частями сложносочиненного предложения.

Спортсмен, пропускающий тренировки, лишает себя шансов на победу.

Постановка запятой при согласованном определении, выраженном причастным оборотом и находящимся в предложении после определяемого слова.

Анечка, любимица отца, смело направилась в его кабинет.

Постановка запятой при однородных членах предложения.

Ответ: 5

Карточка №4

Выполнение заданий на соответствие предложений и объяснения постановки знаков препинания в этом предложении

Задание. Установите соответствие между предложениями и объяснением постановки знаков препинания в предложении: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Объяснение постановки знака

А) Роман, написанный известным писателем, уже появился на прилавках книжных магазинов.

Постановка запятой между частями сложносочиненного предложения

Б) Уставший, я пришел домой.

Постановка запятой в предложениях с причастиями или причастными оборотами, стоящими до или после определяемого слова, выраженного личным местоимением.

В) Он, смеясь, бежал мне навстречу.

Постановка запятой в предложениях с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

Г) У Веры Ивановны случился сердечный приступ, и Катя была вынуждена вернуться домой.

Постановка запятой в предложениях с однородными членами

Д) Удивительная повесть этого человека так захватила меня, что я старался записывать ее как можно подробнее.

Постановка запятой в предложениях с согласованными определениями, выраженными причастными оборотами и находящимися в предложении после определяемого слова.


Постановка запятой между частями между частями сложноподчиненного предложения

Ответы: А-5; Б-2; В-3; Г-1;


Карточка №5

Выполнение задания №21 в формате ЕГЭ

Задание. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. (2) Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. (3) Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим.... (4) Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом… (5) А тут еще пошли болеть дети. (6) Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания. (7) Елизавете Ивановне приходилось одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького и ходить почти на другой конец города стирать белье.

Ответ: 6,7

Пояснение: постановка запятой между однородными членами


Список источников информации

Цыбулько И.П. Методические рекомендации для учителей,

подготовленныена основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку. М.,2018.19с. [Электронный ресурс]. URL:

https://4ege.ru/materials_podgotovka/56962-metodicheskie-rekomendacii-ot-fipi-dlya-uchiteley.html (дата обращения 17.06.2019)

Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: учебное пособие /С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. - Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2019.- 336с.

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019.-384с. - (ЕГЭ. ФКР – школе)

Материалы для подготовки к 21 заданию ЕГЭ 2019года. [Электронный ресурс]. URL: https://4ege.ru/russkiy/57176-materialy-dlya-podgotovki-k-21-zadaniyu-ege-2019-goda.html (дата обращения 17.06.2019)

ЕГЭ-2019: задание 21 - задание повышенной сложности. Русский язык. . [Электронный ресурс]. URL:https://multiurok.ru/files/ege-2019-zadanie-21-zadanie-povyshennoi-slozhnosti.html (дата обращения 17.06.2019)






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.