Составление тестовых заданий в рамках подготовки учащихся выпускных классов к итоговой аттестации
Тема: «Тренинговые задания в тестовой форме в раках подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9,11 классов».
Цель: качественная подготовка учащихся выпускных классов к итоговой аттестации.
Тема моего вопроса звучит следующим образом: «Тренинговые задания в тестовой форме в рамках подготовки к итоговой государственной аттестации учащихся 9,11 классов.
Целью работы в данном направлении является качественная подготовка учащихся выпускных классов к экзаменационной сессии.
Мое выступление будет состоять из 2 частей: 1 – теоретическая: я коротко расскажу о принципах составления заданий в тестовой форме.
Во 2 части – практической – я изложу принцип работы с тестовой программой.
Внедрение новых технологий в образовательный процесс, связанных с обучением и контролем знаний снова привлек интерес к тестам.
Тесты позволяют получить объективные оценки уровня ЗУН учащихся, проверить соответствие требований подготовки к стандартам, выявить пробелы в знаниях.
На сегодняшний день, итоговую государственную аттестацию в тестовой форме могут пройти не только учащиеся 11, но и 9 классов.
Естественным становится вопрос: каким образом качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации в тестовой форме?
Для этого педагог либо берет за основу готовые тесты, либо составляет их сам с целью отработки навыков.
Я сама составляю тесты, потому что хочу, чтобы тестовые испытания соответствовали моим требованиям как педагога. Мною разработаны задания в тестовой форме по курсу: «История России в 19веке» (для учащихся 8кл.).
Для того, чтобы правильно составить задания в тестовой форме, учителю необходимо знать некоторые требования, предъявляемые к этим заданиям.
Задание должно отвечать следующим требованиям:
1.цель: проверка уровня подготовленности,
2.краткость: тщательный подбор слов, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смыслового содержания заданий,
3.технологичность: необходима такая компановка заданий, которая позволит весь процесс тестирования вести с помощью технических средств: точно, быстро, экономично, объективно,
4.логическая формулировка высказывания: средство упорядочения и эффективная организация содержания теста,
5.определенность места для ответов: внешние признаки задания с выбором ответов – это код цифр или букв,
6.одинаковость правил оценки ответов в рамках принятой формы (ни одному испытуемому не дается никаких преимуществ перед другими: все отвечают на одни и те же задания, одинаковое время),
7.адекватность инструктажа и содержания заданий: взаимное соответствие компонентов в условиях адекватности позволяет довести до сознания испытуемого все то, что заложено в содержании.
Главная задача учителя – при испытании тестовых технологий- научить стандартам правильного мышления.
Главная задача тестируемого – определить уровень подготовленности испытуемого.
Каков алгоритм составления заданий в тестовой форме?
Мне хотелось бы предложить Вашему вниманию несколько образцов заданий в тестовой форме:
1.задания с выбором одного правильного ответа.
Инструкция: обвести кружком номер правильного ответа (или: отвечая на задания теста, нажимайте на клавишу с номером правильного ответа)
1.Крепостное право в России отменил
1.Павел 1 3.Николай 1
2.Александр 1 4.Александр 2
2.задания с выбором нескольких правильных ответов.
Инструкция: вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и более правильных ответов:
1.К классу относят
1.дворян 3.купцов 5.феодалов
2.наемных рабочих 4.крестьян 6.интеллигенцию.
3.Цепные задания – такие задания, в которых правильный ответ на последующее задание зависит от ответа на предыдущее задание (содержательная зависимость).
Инструкция: дополнить
1.С 962г. по 972г. на Руси правил князь ………..
2.Этот правитель был сыном ………..
3.Он совершил удачные походы против ………..
4.Князь в 971г. вел войну с …………
5.Он погиб в бою с юго-восточным соседом Руси …….
(Святослав).
4.Задания на установление соответствия.
Инструкция: установить соответствие
1.Авторы Произведения
1.Ярослав «Повесть временных лет»
2.Всеволод «Русская правда»
3. В. Мономах «Устав»
4.Нестор «Слово о законе и благодати».
5.Задание на установление правильной последовательности.
Инструкция: установить правильную последовательность
1.События февраля-октября 1917г.
-6съезд РСДРП (б)
-отречение Николая 2 от престола
-Корниловский мятеж
-взятие Зимнего дворца
Ликвидация двоевластия
Создание Петроградского совета
-2съезд Советов.
Данные формы заданий педагог использует в зависимости от целей, возрастных особенностей учащихся их учебных способностей.
В течении 5минут испытуемый проходит тест.
Сейчас я хочу перейти к практической деятельности.
На каждом уроке я использую тестовую программу Эйзи Куэйзи.
Каковы возможности данной тестовой программы?
Простота и удобство в работе определяется следующим. Я сама составляю задания в тестовой форме и работаю с тестовой оболочкой.
Данная программа позволяет работать испытуемому с 3типами заданий в тестовой форме:
1.одиночный выбор: выбор одного варианта ответа из списка предложенных.
2.множественный выбор: выбор одного или нескольких вариантов ответов из списка предложенных.
3.свободный ответ: тестируемый вводит ответ с помощью клавиатуры.
Вы сами осуществляете настройку теста: количество задаваемых вопросов, определяете порядок задания вопросов (может ли испытуемый вернуться к неотвеченным вопросам), шкала оценивания, время на выполнения одного вопроса и теста в целом, отчет по вопросам и ответам испытуемого. По окончании выполнения теста появляется результат (оценка). Вся информация о результатах остается у учителя в протоколе на компьютере.
Как правило, я составляю 10вопросов, касающихся разных предыдущих тем пройденного материала. Пока я со всеми учащимися повторяю дом. задание, испытуемый, как я уже говорила выше, в течение 5мин. его проходит. Отвечает на вопросы теста. Учащимся очень нравится данная форма работы, они всегда хотят пройти тестирование и определить свой уровень знаний, а также увидеть пробелы, а педагог может проанализировать проблемы как у каждого тестируемого, так и класса в целом.
Таким образом, используя данную программу на уроках, элективах, факультативах, через дистанционные формы работы, я считаю можно качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации в тестовой форме.
Из практического опыта мне хотелось бы выделить следующие положительные моменты использования тестовых заданий на компьютере:
объективное оценивание качества обучения
определение пробелов знаний
экономия времени (например, при опросе дом. задания)
использование информационных технологий в образовательном процессе накопление оценок.
К допустимым рискам я бы отнесла отсутствие компьютеров в предметном кабинете на каждого учащегося.