Методические указания «Модернизация репродуктивных практик при формировании лингвистической компетенции в рамках итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе (задание №21)»
Модернизация репродуктивных практик при формировании лингвистической компетенции в рамках итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе (задание №21)
Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна –
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ№14»(НОЦ)
2019г.
Пояснительная записка к содержанию методического продукта
Вид методического продукта и его название:
Дидактические материалы
Предметная тема методического продукта:
Модернизация репродуктивных практик при формировании лингвистической компетенции в рамках итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе (задание №21).
Актуальность:
Актуальность МП заключается в дидактическом и методическом обеспечении формирования навыка обучающихся производить пунктуационный анализ текста в соответствии с условиями нового задания №21 КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2019 – 2020 гг.
Новизна:
Моделирование корпуса дидактических материалов и их технологического сопровождения, способствующих формированию лингвистической компетенции обучающихся производить пунктуационный анализ текста.
Цель создания методического продукта:
Обеспечение педагогов-русистов дидактическими материалами и методическими рекомендациями по их применению на практике, направленными на формирование умения производить пунктуационный анализ текста в рамках подготовки обучающихся к выполнению нового задания № 21 ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
Актуализировать теоретические положения русского синтаксиса и частные принципы русской пунктуации;
Проанализировать методы теоретического и практического изучения пунктуации в школе;
Изучить метод теоретическо-практического изучения пунктуации в школе «Пунктуационный разбор предложения»;
Отобрать необходимую теоретико-методическую информацию, необходимую для создания дидактических материалов в рамках пунктуационного анализа предложения;
Разработать корпус оригинальных дидактических материалов и технологические рекомендации по их применению, необходимые для формирования умений и навыков обучающихся выполнять задание №21 ЕГЭ по русскому языку;
Апробировать дидактические материалы и технологические приемы их применения.
Образовательные технологии, используемые при создании МП:
Игровая технология
Терминосистема:
Грамматическая основа, двоеточие, интонация, запятая, обособление, предложение, пунктограмма, пунктуация, синтаксис, словосочетание, тире, точка.
Практическая значимость:
Использование корпуса оригинальных дидактических материалов в соответствии с технологическими рекомендациями по их применению на уроках русского языка в старшей школе при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ (в рамках нового задания №21 КИМ ЕГЭ по русскому языку).
Адресат материалов:
Учителя русского языка в 10 ‑ 11 классах, обучающиеся 10 ‑ 11 классов.
Введение
Сложность формирования пунктуационных умений заключается в том, что они предполагают и грамматико-синтаксические, и речевые операции. Осознание структуры синтаксической конструкции проходит с опорой на синтаксические познания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлеченной схемой, а выбор необходимого знака предполагает и синтаксические, и пунктуационные умения, и способность соотносить конкретный материал со схемой, с образцом, и понимание смысловых оттенков той или иной конструкции. Этим обусловлены низкие результаты усвоения участниками единого государственного экзамена пунктуационных норм. Именно поэтому в этом году ввели новое задание №21.
Материал синтаксиса и пунктуации в планировании уроков русского языка традиционно выносится в 11 класс, и это позволит не в ущерб другим урокам организовать системное повторение материала. Кроме того, следует понимать, что это задание в определённой степени помогает решать проблему повышения уровня пунктуационной грамотности в целом. Так 5 заданий, которые были включены в демоверсии прошлых лет, тоже касались пунктуационного разбора простого и сложного предложений. При обобщении сведений о синтаксисе и пунктуации нужно уделять большее внимание формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в тексте и применять полученные знания в продуктивной речевой (письменной) деятельности. Необходимо добиваться осознанного подхода учащихся к употреблению знаков препинания, формируя представления об их функциях в письменной речи. Это возможно, если пунктуационный разбор предложений проводится систематически.
Задание №21 новое по форме, но не по содержанию. Четко выработанной общей технологии подготовки именно к этой форме задания в методической литературе на данный момент не существует. Новизна методической разработки заключается в разработке корпуса дидактических материалов с применением игровой технологии.
Когда ребенку хочется учиться? Ответ простой: когда учиться интересно. Интерес – это главная движущая сила познавательной деятельности учащихся, позволяющая учителю сделать процесс овладения знаниями, умениями и навыками более привлекательным. Наиболее эффективным средством поддержки интереса школьников к обучению является игровая деятельность, в частности дидактическая игра.
Понятие "Игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра должна обладать существенным признаком ‑ четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:
дидактическую, которая расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность;
развивающую, которая способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения;
воспитательную, которая формирует определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, развиваются навыки коммуникативности.
Дидактические игры могут быть использованы как на уроках при закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях во внеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использования дидактических игр и при выполнении домашнего задания. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов:
игровой замысел;
игровое действие;
познавательное содержание или дидактические задачи;
оборудование;
результат.
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний. Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением. Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.
Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др. Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при введении в новую тему, проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
При подготовке к ЕГЭ по русскому языку могут успешно применяться и проблемно-поисковые технологии, так как они развивают самостоятельность, приобщают ученика в процессе обучения к творчеству, способности делать «открытия», опираясь на собственный опыт.
Знания, полученные подобным образом, хорошо усваиваются и надолго укореняются, особенно если их закрепить тренингом и практикой. Говоря о теоретической стороне вопроса, можно назвать следующие общие черты проблемно-поисковых технологий:
-направленность на обучение мышлению и процессам поисковой деятельности как основного содержания обучения;
-постановка учащегося в позицию исследователя, первооткрывателя;
-стимулирование имеющихся потребностей к собственному поиску, сотворчеству.
Можно выделить четыре главных условия успешности проблемно-поискового обучения:
-обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
-обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
-значимость информации, получаемой при решении проблемы;
-необходимость доброжелательного общения учителя и ученика, диалогическое общение.
Новое задание проверяет способность обучающихся проводить пунктуационный̆ анализ текста, то есть объяснять, какой знак препинания необходимо поставить и почему. Оно предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием и тире в предложенном тексте. За верное решение даётся 1 балл. Номера правильных ответов можно указывать в любом порядке, их количество ограниченно только количеством предложений.
Что необходимо знать? Необходимо знать правила пунктуации, а именно в каких случаях ставятся следующие знаки препинания: запятая, двоеточие, тире.
Кодификатор задания №21
7.1 Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
7.2 Знаки препинания в простом осложненном предложении.
7.3 Знаки препинания при обособленных определениях.
7.4 Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
7.5 Знаки препинания при сравнительных оборотах.
7.6 Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
7.7 Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение).
7.8 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
7.9 Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение).
7.10 Знаки препинания при прямой речи, цитировании.
7.11 Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
7.12 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
7.13 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
7.14 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
7.15 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
7.16 Тире в простом и сложном предложениях.
7.17 Двоеточие в простом и сложном предложениях.
7.18 Пунктуация в простом и сложном предложениях.
7.19 Пунктуационный анализ.
Рекомендации для выполнения задания №21
Внимательно прочитать текст.
Выделить главное в задании. Сконцентрировать внимание на постановке знака препинания.
Провести пунктуационный анализ каждого предложения.
Вспомнить правила постановки тире (запятой, двоеточия) в предложении и применить их к предложениям.
Выбрать предложения в соответствии с условием задания.
Подготовительная работа
Повторить правила, составив схемы или таблицы;
Проводить тренинг на каждом уроке;
Разнообразить задания тренинга;
На первом этапе формирования навыка пунктуационного анализа текста использовать дидактические материалы с условиями постановки знака препинания в соответствии с одним пунктуационным правилом.
Для отработки навыков и умений выполнения пунктуационного анализа текста целесообразно использование техники (игры) «Получи допуск к выполнению задания №21» в рамках применения игровой технологии на уроках русского языка. Данная техника может быть использована именно на первом этапе формирования навыка пунктуационного анализа текста.
Дидактико-технологическое обеспечение игры:
Групповая или парная работа.
Обучающимся предлагается комплект заданий, состоящий из 3-х конвертов.
Каждый конверт содержит задания, связанные с употреблением только одного из пунктуационных знаков: запятой, тире, двоеточия.
Каждый конверт состоит из 5карточек:
Карточка №1. Распределение всех предложений в соответствии с заданными условиями постановки того или иного знака препинания по группам.
Карточка №2. Распределение предложений в соответствии с заданными условиями по группам с исключением предложений, не соответствующих заданным условиям постановки того или иного знака препинания.
Карточка №3. Нахождение ошибочных объяснений постановки знака препинания в предложении.
Карточка №4. Выполнение заданий на соответствие предложений и объяснения постановки знаков препинания в этом предложении.
Карточка №5. Выполнение задания №21 в формате ЕГЭ.
В течение урока обучающимся необходимо выполнить задания всех 3-х конвертов, в результате чего они получают «зачтено» в рамках отработки навыков выполнения задания №21.
ПЕРВЫЙ КОНВЕРТ
Карточка №1.
Распределение всех предложений в соответствии с заданными условиями постановки того или иного знака препинания по группам
Задание. Распределите предложения с тире по трем группам в соответствии с заданными условиями:
постановка тире при приложении;
постановка тире при несогласованном определении, выраженном инфинитивом;
постановка тире между подлежащим и сказуемым.
(1) Двадцать лет – хорошая вещь. (2) Посреди их время от времени встречались кирпичные строения ‑ грубые огромные коробки. (3) На улице мальчишка ‑ торговец газет ‑ что-то выкрикивал. (4) Журнал «Новый мир» – один из лучших литературно-художественных журналов России. (5) Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. (6) Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарское чувство – заслонить, оградить, защитить. (7) Величайший наш поэт, основатель российского литературного языка, наикрупнейший представитель государственной литературы ‑ Пушкин по праву занимает одно из первых мест в истории культурного развития РФ. (8) Твои радость и горе — это радость и горе для меня. (9) С батареи получен приказ — не отнимать трубку от уха и каждые пять минут проверять линию.
Ответ:
№ |
Условие постановки тире в предложении |
№ предложения из текста |
1) |
постановка тире при приложении |
2,3,7 |
2) |
постановка тире при несогласованном определении, выраженном инфинитивом |
6,9 |
3) |
постановка тире между подлежащим и сказуемым |
1,4,5,8 |
Карточка №2
Распределение предложений в соответствии с заданными условиями по группам с исключением предложений, не соответствующих заданным условиям постановки того или иного знака препинания
Задание. Распределите предложения с тире по трем группам, исключив предложения, в которых постановка тире не соответствует заданным условиям:
постановка тире при приложении;
постановка тире при несогласованном определении, выраженном инфинитивом;
постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Я был озлоблен – он угрюм. (2) Говорить с ним – только слова тратить. (3) Жить – Родине служить. (4) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо. (5) Он сделал всего тридцать – сорок шагов, свернул вправо и остановился. (6) Мой возница Лизар – молчаливый, низенький старик – втягивал голову в плечи, дёргал локтями. (7) Великая радость – работа, в полях, за станком, за столом. (8) Самым же лучшим показался Сивооку Ярило – щедрый бог плодородия. (9) Мы все одержимы одной страстью — сопротивляться. (10) Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарские чувства — заслонить, оградить, защитить.
Ответ:
№ |
Условие постановки тире в предложении |
№ предложения из текста |
|
постановка тире при приложении |
6,8 |
|
постановка тире при несогласованном определении, выраженном инфинитивом |
9,10 |
|
постановка тире между подлежащим и сказуемым |
3,7 |
Карточка №3
Нахождение ошибочных объяснений постановки знака препинания в предложении
Задание. Найдите ошибку в объяснении постановки знака препинания в предложении:
Предложение |
Объяснение постановки знака |
1) Прошла неделя, месяц – он к себе домой не возвращался.
|
Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями предложения можно вставить союз но или а). |
2) Я умираю – мне не к чему лгать.
|
Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда). |
3) Писать о лесах – любимое моё занятие, в некотором смысле даже гражданская обязанность. |
Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
|
4) Я люблю свою сестру ‑ малышку. |
Тире при несогласованном определении, выраженном инфинитивом. |
Ответ: 4
Карточка №4
Выполнение заданий на соответствие предложений и объяснения постановки знаков препинания в этом предложении
Задание. Установите соответствие между предложениями и объяснением постановки знаков препинания в предложении: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения |
Объяснение постановки знака препинания |
А) "Я приду вечером, - сказал он. - Принесу тебе книгу". |
1)Тире ставится между подлежащим и сказуемым, т.к. оба члена предложения. |
Б) Говорящие фамилии – это приём, благодаря которому автору удаётся метко охарактеризовать героев. |
2)Тире ставится при вводной (вставной) конструкции, дополняющей или поясняющей основное предложение. |
В) Ты не знаешь, что это за чувство — зависть. |
3)Тире ставится при несогласованном определении, выраженном н.ф. глагола |
Г) Я выбежал на улицу – тут у нас в доме была кондитерская – купил пирожные и вернулся к гостям. |
4) Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения |
Д) Справитесь с заданием быстрее – сможете уйти раньше. |
5) Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления |
|
6) Тире отделяет слова автора от прямой речи. |
|
7)Тире ставится при приложении, если оно не распространено и находится в конце предложения |
Ответ: А-6, Б-1,В-7, Г-2, Д-3
Карточка №5
Выполнение задания №21 в формате ЕГЭ
Задание. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». (2) Для ребёнка дом — это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. (3) Для взрослого домом является его семья. (4) « Будьте, как дома», — говорим мы. (5) А народная мудрость гласит: «Дом вести — не лапти плести». (6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. (7) Дом — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.
Ответ и пояснение к нему:
В предложениях 2 и 7 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.
ВТОРОЙ КОНВЕРТ
Карточка №1.
Распределение всех предложений в соответствии с заданными условиями постановки того или иного знака препинания по группам
Задание. Распределите предложения с двоеточием по трем группам в соответствии с заданными условиями:
постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающими словами при них;
постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, где вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно);
постановка в бессоюзном сложном предложении, где вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз потому что).
(1)Мать наказала сына: она не пустила его гулять. (2)Бабушка была расстроена: внук сказал ей неправду. (3)Все собаки мной описаны: Ярик, Джульбарс, Шарик, Мухтар, Соловей. (4)Об его учёности знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. (5)В осеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разнообразный запах прелых листьев и оттаявшей земли. (6)Витя прекрасно говорит по-английски: он каждый день занимается с репетитором.
Ответ:
№ |
Условие постановки двоеточия в предложении |
№ предложения из текста |
1) |
постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающими словами при них |
3,4 |
2) |
постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, где вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно); |
1,5 |
3) |
постановка в бессоюзном сложном предложении, где вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз потому что). |
2,6 |
Карточка №2
Распределение предложений в соответствии с заданными условиями по группам с исключением предложений, не соответствующих заданным условиям постановки того или иного знака препинания
Задание. Распределите предложения с двоеточием по трем группам, исключив предложения, в которых постановка двоеточия не соответствует заданным условиям:
постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них;
постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, где вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно);
постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, где вторая часть дополняет первую (можно вставить союз что или слова и увидел, что; и услышал, что; и понял, что).
(1)Мы знаем: хлеб - самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования.(2) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать. (3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не приедается. (4) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей». (5) Если присмотреться, то можно заметить целую палитру цветов: тёмно-коричневый, охра, шафран, алый. (6) Я доверяю любящим: они великодушны. (7) Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. (8) Часто смотрю вокруг и думаю: как изменились люди!
Ответ:
№ |
Условие постановки двоеточия в предложении |
№ предложения из текста |
1) |
постановка двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них |
5,7 |
2) |
постановка двоеточия в БСП, где вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз а именно); |
3,8 |
3) |
постановка двоеточия в БСП, где вторая часть дополняет первую (можно вставить союз что или слова и увидел, что; и услышал, что; и понял, что). |
1 |
Карточка №3
Нахождение ошибочных объяснений постановки знака препинания в предложении
Задание. Найдите ошибку в объяснении постановки знака препинания в предложении:
Предложения |
Объяснение постановки знака |
Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. |
2 предложение поясняет содержание первого (а именно) |
Все изменилось в ней: лицо, походка, взгляд. |
После обобщающего слова перед однородными членами |
Ей старик с поклоном отвечает: « Смилуйся, государыня-рыбка!» |
После слов автора в предложениях с прямой речью |
Я оглянулся: котенок топал за мной. |
2 предложение дополняет первое |
Ответ: 1
Карточка №4
Выполнение заданий на соответствие предложений и объяснения постановки знаков препинания в этом предложении
Задание. Установите соответствие между предложениями и объяснением постановки знаков препинания в предложении: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения |
Объяснение постановки знака |
А) Мальчик был счастлив: ему подарили велосипед.
|
второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз потому что) |
Б) Предметы потеряли свою форму: все сливалось в серую массу. |
перед однородными членами предложения после обобщающего слова |
В) Подойдя к прилавку, Алексей сказал: «Дайте мне, пожалуйста, пакет молока». |
после слов автора в предложении идет прямая речь |
Г) Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в каждой мелочи. |
второе предложение поясняет смысл первого (можно вставить союз а именно)
|
Д) Из-под сена виднелись: самовар, кадка и ещё какие-то привлекательные коробочки. |
второе предложение дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первом (можно вставить союз что). |
|
при отсутствии обобщающего слова перед предстоящим перечислением. |
Ответ: А-1, Б-4, В-3, Г-2, Д-6
Карточка №5
Выполнение задания №21 в формате ЕГЭ
Задание. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Среди трёх тысяч озёр Южного Урала одно из самых живописных — озеро Тургояк. (2) Про него уральцы говорят: «Тургояк — младший брат Байкала». (3) И не случайно: вода Тургояка по чистоте и прозрачности близка байкальской, а голубизной напоминает небесный аквамарин. (4) Прозрачность воды позволяет видеть дно, растения, рыб на глубине до 18 метров! (5)Размеры озера тоже сравнимы с величиной «старшего брата»: при протяжённости 12,5 км и ширине 11 км площадь составляет 2638 га. (6) Близ озера раскинулся национальный парк «Таганай» — уникальнейший природный комплекс Южного Урала, включающий несколько горных массивов: Таганай, Юрма, Ицыл. (7) Эти места за дивную красоту называют русской Швейцарией, сравнивая со знаменитыми европейскими Альпами. (8) Мрачные ущелья и горные кручи породили легенды о тайнах Таганая, которые и ныне передают старожилы. (9) Многие истории были когда-то мифами: о загадочном народе, проживавшем здесь, повествует древнеславянская и финно-угорская мифология.
Ответ: 359
Пояснение:
2 двоеточие при прямой речи
3 двоеточие в БСП
5 двоеточие в БСП
6 обобщающее слово при однородных
9 двоеточие в БСП
ТРЕТИЙ КОНВЕРТ
Карточка №1.
Распределение всех предложений в соответствии с заданными условиями постановки того или иного знака препинания по группам
Задание. Распределите предложения с запятыми по трем группам в соответствии с заданными условиями:
постановка запятой в предложениях с вводными словами и конструкциями;
постановка запятой в предложениях с обособленными членами;
постановка запятой в сложносочинённых предложениях
(1) Он улыбнулся другу и, перепрыгивая через лужу, побежал домой. (2)После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились. (3) Я увидел старушку, несущую большую сумку, и решил ей помочь. (4) Может быть, он станет победителем. (5)Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал. (6) Дверь отворилась, и в комнату вошел незнакомец. (7)Оглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного в обыденных вещах.
Ответ:
№ |
Условие постановки запятой в предложении |
№ предложения из текста |
1) |
постановка запятой в предложениях с вводными словами и конструкциями; |
4,5 |
2) |
постановка запятой в предложениях с обособленными членами |
1,2,3 |
3) |
постановка запятой в сложносочинённых предложениях |
6,7 |
Карточка №2
Распределение предложений в соответствии с заданными условиями по группам с исключением предложений, не соответствующих заданным условиям постановки того или иного знака препинания
Задание. Распределите предложения с запятыми по трем группам, исключив предложения, в которых постановка двоеточия не соответствует заданным условиям:
постановка запятой в предложениях с однородными членами;
постановка запятой в сложноподчиненных предложениях;
постановка запятой в предложениях с обособленными членами предложения.
(1)Сергей Иванович, наш учитель математики, вышел на пенсию. (2) Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари. (3) Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце. (4) За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека, который сказал бы, что не любит море. (5) Долго глядишь в тѐмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. (6) Идем пить чай с постными пирогами», — говорит отец. (7) Утром все отправились к роднику, потом мальчишки вернулись в лагерь.
Ответ:
№ |
Условие постановки запятой в предложении |
№ предложения из текста |
1) |
постановка запятой в предложениях с однородными членами |
2,3 |
2) |
постановка запятой в сложноподчиненных предложениях |
3,4 |
3) |
постановка запятой в предложениях с обособленными членами предложения |
1,5,7 |
Карточка №3
Нахождение ошибочных объяснений постановки знака препинания в предложении
Задание. Найдите ошибку в объяснении постановки запятой в предложении:
Предложения |
Объяснение постановки знака |
Мы тронулись, когда взошло солнце. |
Между частями сложноподчиненного предложения |
Моя знакомая, возвращаясь из отпуска, забыла в вагоне поезда телефон. |
Деепричастные обороты и одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, добавочное действие которого они обозначают. |
Папа приготовил шашлык, и семья стала ужинать в саду. |
Между частями сложносочиненного предложения. |
Спортсмен, пропускающий тренировки, лишает себя шансов победить. |
Согласованные определения, выраженные причастным оборотом и находящиеся в предложении после определяемого слова. |
Девочка, любимица отца, вбежала смело в комнату. |
Однородные члены предложения |
Ответ: 5 (Распространенное приложение, стоящее после определяемого слова)
Карточка №4
Выполнение заданий на соответствие предложений и объяснения постановки знаков препинания в этом предложении
Задание. Установите соответствие между предложениями и объяснением постановки знаков препинания в предложении: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения |
Объяснение постановки знака |
А) Книга, написанная известным писателем, уже вышла из печати. |
Между частями сложносочиненного предложения |
Б) Уставший, я пришел домой. |
Причастие или причастный оборот, стоящие до или после определяемого слова, выраженного личным местоимением. |
В) Он, смеясь, бежал мне навстречу. |
Деепричастные обороты и одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, добавочное действие которого они обозначают. |
Г) Ныне замок заброшен, но даже развалины восхищают красотой и вызывают уважение к мастерству талантливого архитектора. |
Однородные члены предложения
|
Д) Замок был построен когда-то в вотчине полковника Храповицкого, который в 1884 году получил усадьбу в наследство и с душой и любовью приступил к её обустройству. |
Согласованные определения, выраженные причастным оборотом и находящиеся в предложении после определяемого слова. |
|
Между частями сложноподчиненного предложения |
Ответы: А-5; Б-2; В-3; Г-1; Д-6
Карточка №5
Выполнение задания №21 в формате ЕГЭ
Задание. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Великолепие Тункинских Гольцов очаровывает человека, монументальные виды покоряют сердце и воображение. (2)Тункинские Гольцы являются частью огромной горной системы под названием Восточный Саян в Южной Сибири. (3) Длина Тункинского хребта — 160 км. (4) Его рельеф очень разнообразен: при средней высоте гор 3000-3300 м перепад высот может достигать 2000 м. (5) Горы тянутся с запада на восток, закрывая прекрасную Тункинскую долину от суровых северных ветров. (6)Живописными пейзажами Гольцы похожи на альпийские горы, за что их называют Тункинскими Альпами. (7)Природа трудилась миллионы лет, чтобы сотворилось это природное чудо. (8) Движения земной коры, наступление и отступление гигантских ледников, эрозия горных пород талыми водами и водами горных рек постепенно сформировали этот уникальный по красоте ландшафт.
Ответ: 67
Пояснение
1 запятая в БСП
5 запятая при деепричастном обороте
6 запятая в СПП
7 запятая в СПП
8 запятая между однородными членами
Список источников информации
Цыбулько И.П. Методические рекомендации для учителей, подготовленныена основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку. М.,2018.19с. [Электронный ресурс]. URL: https://4ege.ru/materials_podgotovka/56962-metodicheskie-rekomendacii-ot-fipi-dlya-uchiteley.html (дата обращения 17.06.2019)
Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: учебное пособие /С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. - Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2019.- 336с.
ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019.-384с. - (ЕГЭ. ФКР – школе)
Материалы для подготовки к 21 заданию ЕГЭ 2019года. [Электронный ресурс]. URL: https://4ege.ru/russkiy/57176-materialy-dlya-podgotovki-k-21-zadaniyu-ege-2019-goda.html (дата обращения 17.06.2019)
ЕГЭ-2019: задание 21 - задание повышенной сложности. Русский язык. . [Электронный ресурс]. URL:https://multiurok.ru/files/ege-2019-zadanie-21-zadanie-povyshennoi-slozhnosti.html (дата обращения 17.06.2019)