Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В согласии с природой» естественнонаучной направленности
«Станция юных натуралистов Волоконовского района Белгородской области»
ПРИНЯТО на педагогическом совете МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Протокол №__________ от «___» _________ 2024г.
|
УТВЕРЖДЕНО: Приказ МБУ ДО «Станция юных натуралистов» № __ от «___» ________ 2024 г.
Директор _______ Н. Карайман
|
Модульная
дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«В согласии с природой»
естественнонаучной направленности
Возраст обучающихся – 6 - 9 лет
Срок реализации - 1 год
Объем программы – 72часа
Уровень сложности программного
материала – стартовый
Авторы – составители:
Шенцева Татьяна Николаевна,
Щепкина Ирина Евгеньевна,
педагоги дополнительного образования
МБУДО «Станция юных натуралистов»
Волоконовка
2024
Модульная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В согласии с природой» естественнонаучной направленности.
Авторы-составители программы: Шенцева Татьяна Николаевна, Щепкина Ирина Евгеньевна, педагоги дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов Волоконовского района Белгородской области».
Год разработки модульной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы – 2021 год.
Модульная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В согласии с природой» рассмотрена на заседании методического совета от __________20___г., протокол № ___.
Программа принята на заседании педагогического совета от_______20____г.,
Протокол № ___
Председатель педагогического совета: _______________________________.
Содержание программы
Комплекс основных характеристик……………………………........ |
4 |
1.1. Пояснительная записка (направленность программы, уровень сложности программного материала, отличительные особенности, актуальность, адресат программы, объём программы, режим занятий, формы проведения занятий, цель и задачи программы, планируемые результаты)………………………………………………………………… |
4-6 |
1.2. Учебный план…………………………………………………………. 1.3. Календарный учебный график …………………... …………………. |
6 6 |
2. Модуль № 1 «Эти загадочные животные» (пояснительная записка)… |
7 |
2.1. Учебно-тематический план ……………………………………........... 2.2. Содержание модуля ……………………………………………........... 2.3. Формы аттестации/контроля, оценочные материалы ……………… 2.4. Методическое обеспечение………………………...…………………. 2.5. Условия реализации…………………………………………………… 3. Модуль № 2 «В мире природы» (пояснительная записка) …………… 3.1. Учебно-тематический план ……………………………………........... 3.2. Содержание модуля ……………………………………………........... 3.3. Формы аттестации/контроля, оценочные материалы ……………… 3.4. Методическое обеспечение…………………………………………… 3.5. Условия реализации...…………………………………………………. Список литературы ………………………………………………………... Приложение 1 Учебно-методический комплекс к модулю № 1…………………………. Учебно-методический комплекс к модулю № 2…………………………. Приложение 2 Календарно-учебный график к модулю № 1 …………………………….. Календарно-учебный график к модулю № 2 …………………………….. |
7-8 8-10 10-11 11 11 12 12-13 13-15 15-16 16 16 17-18
19-39 40-61
62-63 64-65
|
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, является неотъемлемой частью обучения. Ведь сложившаяся в настоящее время тяжёлая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человек в природу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В согласии с природой» разработана в соответствии с нормативными документами, определяющие объем, порядок, содержание изучения и обучения по данному виду деятельности: - Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; (с изменениями от 31 июля 2020 г.) Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.) - - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27.07.2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 601573); - Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09- 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; Уставом образовательного учреждения; - Лицензией образовательного учреждения на образовательную деятельность; - Образовательной программой Учреждения.
Программа «В согласии с природой» естественнонаучной направленности по познавательному, проектному, творческому видам деятельности, рассчитана на организацию занятий с обучающимися 6 - 9 лет.
Тематический цикл –эколого-биологический.
Предметная область –экология, фенология, биология.
Форма обучения – очная
Форма организации деятельности обучающихся – групповая.
Функциональное предназначение программы – дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа.
Уровень сложности программного материала – стартовый уровень.
Учебный курс «В согласии с природой» состоит из 2 блоков-модулей, каждый из которых способствует систематизации и расширению представлений детей о предметах и явлениях природы, развитию интереса к их познанию, формированию бережного отношения к богатствам природы, навыков экологического и нравственного поведения в природной среде.
Модуль № 1«Эти загадочные животные», группирует вопросы по теме «Мир животных» и обеспечивает формирование у детей знаний о животном мире, их разнообразии, месте обитания. Содержание занятий обогащает знания обучающихся о разнообразии мира животных, способствуют формированию навыков экологически правильного поведения детей. Занятия по программе дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка.
Модуль № 2 «В мире природы» представляет собой совокупность знаний о природе родного края (рельеф, климат, животные и растения, растения и животные Красной книги Белгородской области), окружающем мире, комнатных растениях и домашних животных. Используемые информационно - коммуникационные технологии, игровые познавательные программы, театрализованные представления, викторины, природоохранные мероприятия позволят значительно повысить эффективность учебного процесса, а значит достичь реализации поставленных цели и задач программы.
Модульная программа «В согласии с природой» позволяет использовать разнообразные формы, методы и средства для изучения материала. Экскурсии в природу, беседы, дидактические игры, рисование, практические работы, работы с природным материалом – все это позволит сделать занятия увлекательными и интересными для детей. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственное представление, воображение, сообразительность.
В блоках модулей каждой темы предусмотрены воспитательные цели и задачи, что очень важно для формирования экологической, духовно – нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в природоохранной деятельности.
Для того чтобы наполнить учебный процесс познавательным, практическим, разнообразным материалом, педагог должен применять различные формы организации учебного процесса через внедрение современных образовательных технологий.
Направленность программы: Программа «В согласии с природой» естественнонаучной направленности по познавательному, проектному, творческому видам деятельности, рассчитана на организацию занятий с обучающимися 6 - 9 лет.
Уровень освоения программы: Данная программа реализуется стартовым уровнем сложности программного материала. Освоение на стартовом уровне предполагает расширение и закрепление знаний об окружающей природе.
Актуальность: Программа предоставляет возможность обучающимся расширить теоретические и практические знания по биологическим дисциплинам (фенологии, биологии, экологии), выработать умения, позволяющие выполнять простейшие проекты по направлению деятельности.
Отличительная особенность: Отличительная особенность обусловлена тем, что программа является модульной. Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых материал распределен по темам. Из блоков-модулей формируется учебный курс программы.
Воспитательная компонента. Воспитательный потенциал программы реализуется в рамках комплекса воспитательных задач: формирование экологического мировоззрения базирующегося на осознании мира природы, экологической культуры, понимания влияния социально-экономических процессов на природу, воспитания чувства ответственности за поведение в природе. Календарный план воспитательной работы отражен в таблице№1.
Календарный план воспитательной работы
Таблица №1
№ п/п |
Мероприятие |
Срок проведения |
Результат |
1 |
Участие экологических акциях |
Сентябрь - май
|
Фотоматериалы |
2 |
Праздник «Синичкин день» |
ноябрь |
Фотоматериалы |
3 |
КВН «Знаешь ли ты животных?» |
декабрь |
Фотоматериалы, публикации в группе в социальной сети ВК |
4 |
Экологический праздник «День птиц». |
апрель |
Фотоматериалы, публикации в группе в социальной сети ВК |
Адресат программы: Дети младшего школьного возраста (6 - 9 лет), которые проявляют интерес к миру природы.
Объём и сроки освоения программы: Программа «В согласии с природой» составляет 72 учебных часа. Данная модульная общеобразовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года и построена с учетом возрастных, психологических особенностей и уровня подготовки обучающихся.
Формы организации образовательного процесса: Формами организации педагогического процесса при реализации данной программы являются теоретические, практические и комбинированные занятия, при проведении которых приоритет отдается творческой самореализации обучающихся. Такой подход усиливает личностную направленность фактором в процессе обучения детей. Руководство со стороны педагога, является важнейшим
Режим занятий: Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 2часа (1 час – 45 минут).
Форма обучения: Форма обучения – очная.
Оптимальная наполняемость учебной группы - 15 обучающихся.
Цель, задачи, способы определения результативности, а также формы подведения итогов реализации модульной дополнительной образовательной программы представлены в каждом модуле.
Цель и задачи программы:
Цель программы:
Систематизация знаний детей о животном и растительном мире.
Задачи программы:
Развивающие:
- Развивать эмоциональную, мотивационную сферу обучающихся;
- способность к стремлению распространения экологических знаний и личного участия в практических делах по охране природы;
- развивать творческие способности личности ребенка.
Воспитывающие:
Воспитывать активность по изучению животного и растительного мира и ответственного отношения проблеме охраны природы;
- личностно – волевые качества: усидчивость, дисциплинированность, настойчивость;
- любовь и бережное отношение к миру животных и растений.
Обучающиеся:
Познакомить с многообразием животного и растительного мира;
- научить применять умения и навыки естественнонаучных знаний на практике;
- прививать навыки правильного поведения в окружающей природной среде, осознание необходимости бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Модуль «Эти загадочные животные»
В результате освоения модуля «Эти загадочные животные» обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты.
Обучающиеся должны знать:
- Что такое природа и животный мир;
- правила поведения в природе;
- что такое охрана природы;
- основные факторы окружающей среды, влияющие на жизнь животных;
- экологические проблемы, влияющие на жизнь животных;
- видовое разнообразие животных;
- редкие и охраняемые животные.
Обучающиеся должны уметь:
- оценивать экологическую ситуацию;
- ухаживать за животными;
- выполнять творческие проекты;
- самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Модуль: «В мире природы»
Планируемые результаты.
В результате изучения модуля «В мире природы» обучающиеся должны знать:
- растительный и животный мир родного края;
- правила поведения в природной среде;
- виды редких и исчезающих растений и животных;
- охраняемые природные территории.
уметь:
- характеризовать взаимосвязи человека с окружающей средой;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой, справочниками.
Вся модульная программа опирается на основные содержательные линии, которые определены стандартом начального общего образования и представлены следующими разделами-модулями: «Эти загадочные животные», «В мире природы».
Модуль № 1 «Эти загадочные животные»
Пояснительная записка
Цель: Систематизация знаний по изучению животного мира и ответственного отношения к проблеме охраны природы.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразным животным миром.
- изучить животных разных природных зон;
- воспитывать у обучающихся навыки бережного отношения к животному миру.
1.2. Учебный план
№ М |
Название модуля. |
Количество часов |
М1 |
«Эти загадочные животные» |
36 часов |
М2 |
«В мире природы» |
36 часов. |
|
72часа |
2.1. Учебно - тематический план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1
|
Введение. Эти удивительные обитатели планеты. Царство животных. Особенности животных. |
2
|
2
|
|
Входящая диагностика
|
2 |
Планета шестиногих. Бабочки – летающие цветы. |
2 |
2 |
|
Тематические карточки, загадки |
3 |
Экскурсия в природу с целью наблюдения за насекомыми |
2 |
|
|
Тематические загадки |
4 |
Пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, крокодилы |
2 |
2 |
|
Блиц-викторина |
5 |
Млекопитающие. Кто такие звери? Многообразие. |
2 |
2 |
|
Устный опрос |
6
|
Лев – царь зверей |
2
|
2
|
|
Карточки – задания, верификатор |
7 |
Самый высокий зверь |
2 |
2 |
|
Устный опрос |
8 |
Лучший прыгун |
2 |
2 |
|
Творческое задание |
9 |
Морские великаны |
2 |
|
2 |
Тематические карточки, загадки |
10 |
Удивительный мир крылатых зверьков |
2 |
2 |
|
Устный опрос |
11 |
Праздник «Синичкин день» |
2 |
|
|
Тематические карточки, загадки |
12 |
Знакомство с Красной книгой Белгородской области |
2 |
|
2 |
Тематические карточки, загадки |
13
|
Викторина «Эти забавные животные» |
2
|
|
2
|
Викторина, ребусы, шагословы |
14
|
КВН «Знаешь ли ты животных?» |
2
|
|
4
|
Тематические загадки, творческие задания |
15 |
Охрана и привлечение птиц. |
2 |
2 |
|
Тематические карточки |
16 |
Экскурсия в природу с целью наблюдения за птицами |
4 |
|
4 |
Устный опрос |
17 |
Итоговое занятие. Тест «Какие бывают животные?» |
2 |
|
2 |
Тест |
|
Всего |
36 |
|
|
|
2.2. Содержание модуля № 1«Эти загадочные животные» (36 часов)
Тема: Введение. Эти удивительные обитатели планеты.
Теория: Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности. Показ книг, иллюстраций, викторина. Царство животных. Особенности животных.
Практика: Работа по группам. Поиск информации. Конкурс рисунков.
Тема: Планета шестиногих. Бабочки – летающие цветы.
Теория: Жизнь насекомых. Почему их назвали насекомыми. Игра «Знаешь ли ты насекомых?»
Практика: Выполнение творческого задания: аппликация «Бабочка»
Тема: Экскурсия в природу с целью наблюдения за насекомыми.
Практика: Наблюдение за насекомыми. Сравнение.
Тема: Пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, крокодилы.
Теория: Знакомство с пресмыкающимися.
Крокодилы – древние жители нашей планеты. Крокодиловые фермы.
Практика: Дидактическая игра «Игра «Мы – рептилии».
Тема: Млекопитающие. Кто такие звери? Многообразие.
Теория: Знакомство с многообразием животного мира.
Практика: Игра «Жители планеты», конкурс рисунков «Эти удивительные животные»
Тема: Лев – царь зверей.
Теория: Лев – ласковая кошка или царь зверей? Образ жизни хищного млекопитающего семейства кошачьих. Презентация «Интересные факты из жизни зверя»
Практика: Поделка из крылаток клена.
Тема: Самый высокий зверь.
Теория: Как жираф приспособился жить в самых засушливых районах. Как спит жираф?
Практика: Коллективное панно «Жираф»
Тема: Лучший прыгун.
Теория: Кенгуру - своеобразное животное семейства сумчатых. История названия этого животного. Как кенгуру борется с собаками. Верификатор. Кроссворд.
Практика: Экологическая игра «Светофор». Защита листовок «Сохраним мир животных».
Тема: Морские великаны.
Теория: Знакомство с морскими обитателями. Их охрана. Просмотр презентации о китах и дельфинах.
Практика: Конкурс рисунков «Подводный мир». «Хвостатая викторина».
Тема: Удивительный мир крылатых зверьков.
Теория: Интересные факты из жизни летучих мышей. Их образ жизни, повадки. Просмотр презентации.
Практика: Маленькие чудеса в большой природе. Изготовление поделок из природного материала.
Тема: Праздник «Синичкин день».
Практика: Разучивание стихов, подготовка сценки, оформление классной комнаты.
Тема: Знакомство с Красной книгой Белгородской области.
Теория: Беседа «Берегите животных. Они должны жить». Презентация.
Практика: Изготовление природоохранных знаков. Игра «Жители Земли».
Тема: Викторина «Эти забавные животные».
Практика: Викторина, рассказы-загадки, ребусы, чайнворды.
Тема: КВН «Знаешь ли ты животных?».
Практика: Викторина, верификатор, конкурсные задания.
Тема: Охрана и привлечение птиц.
Теория: «Покормите птиц зимой». Виды кормов, правила подкормки, викторина, дидактическая игра «Накорми птицу».
Практика: Составление таблички-памятки.
Тема: Экскурсия в природу с целью наблюдения за птицами.
Практика: Подкормка птиц, наблюдение за поведением птиц. Подвижная игра «Совушки».
Оформление листовок по охране птиц.
Конкурс листовок по охране птиц. Защита работ. Выставка работ.
Тема: Подведение итогов работы объединения. Тест «Какие бывают животные?».
Теория: Тест «Какие бывают животные?».
Практика: Конкурс рисунков.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способами проверки ожидаемых результатов являются: педагогическое наблюдение, теоретический опрос, творческое задание, тестирование, мини-проект. Стартовый контроль проводится в сентябре, промежуточный контроль - в январе, по итогам освоения программы – в мае.
Предусмотрены и другие формы подведения итогов реализации программы: тестовые задания по модулям.
Оценочные материалы
Тест «Какие бывают животные?»
1. Какая бабочка улетает на зиму в тёплые края?
а) адмирал б) лимонница в) крапивница
2. Речные инженеры – строители
а) куница б) бобр в) зебра
3. Как люди должны помогать птицам, выжить зимой? Обведи нужную букву
а) строить для них гнёзда;
б) помещать их в специальные жилища;
в) подкармливать их
4. Что люди делают для спасения живой природы?
а) создают заповедники;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки;
Ответ: а) создают заповедники.
5. Что такое заповедники?
а) заповедники – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;
б) это участки земли, где выращивают редкие растения;
в) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц, насекомых.
Ответ: а) заповедники – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна.
6. Какой зверек занесен в Красную книгу Белгородской области?
а) лиса б) заяц, в) тушканчик
7. У какого зверя язык черного цвета?
а) белка б) бурундук в) жираф
(7 - 8 - высокий уровень, 4 – 5 – 6 - средний уровень, 1 – 2 – 3 – низкий уровень освоения материала)
Методическое обеспечение
Форма занятия: занятие – беседа. занятие сообщение новых знаний, обобщение и систематизация знаний и умений, игра, практика.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), иллюстративный.
Дидактическое оснащение занятия: тематические иллюстрации, литература.
Формы подведения итогов: тест.
Дидактическое оснащение занятий: сюжетные и предметные иллюстрации, раздаточный материал, кроссворды, карточки – задания, биологические задачи, анаграммы, презентационный материал, изображения картин известных художников, презентации, викторины, образцы аппликаций, поделок.
Условия реализации
Кадровое обеспечение программы.
Успешная реализация программы зависит от профессиональной подготовки педагога, который её реализует - педагог дополнительного образования первой или высшей квалификационной категории (прошедший специальную подготовку – курсы повышения квалификации.
Организация образовательного пространства - учебный кабинет: учебный кабинет, рабочая зона педагога.
Организация рабочего места ребёнка.
Организация рабочего места обучающихся учитывает технические средства комфортного доступа, включая компьютерное оборудование, расстановку мебели и оборудование, раздаточные материалы, пособия, дидактические материалы.
Техническое оснащение и оборудование: компьютер (системный блок, монитор, программное обеспечение), проектор, рабочее место педагога (стол, стул), рабочее место обучающихся. Необходимо наличие шкафов для хранения материалов, наглядных пособий.
Информационное обеспечение содержит: визуальное расписание занятий, план занятия, наборы игр, фото, демонстрационный материал: изделия, таблицы, показывающие последовательность работы над проектом и его оформлением и др.
Модуль № 2 «В мире природы»
Пояснительная записка
Цель: Изучение природной окружающей среды, природы родного края, формирование у учащихся экологических знаний и экологической культуры.
Задачи:
- познакомить учащихся с растительным и животным миром, природой родного края;
- изучить комнатные растения и домашних животных, прививать желание и умение ухаживать за ними;
- воспитывать у учащихся навыки бережного отношения к природе.
3.1. Учебно - тематический план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1
|
Введение. Беседа-викторина 11 января - Всемирный день заповедников. |
2
|
2
|
|
Устный опрос |
|
2 |
Заповедники, заказники, национальные парки |
2 |
2 |
|
Устный опрос |
|
3 |
Времена года |
2 |
2 |
|
Викторина |
|
4 |
Мир растений |
2
|
2 |
|
Тематические загадки |
|
5
|
Самые, самые (растения рекордсмены) |
2
|
2
|
|
Устный опрос |
|
6 |
Этажи леса |
2 |
2 |
|
Устный опрос |
|
7 |
«Лекарственные растения» экологический калейдоскоп |
2 |
2 |
|
Викторина |
|
8 |
Викторина «В мире растений» |
2 |
2 |
|
Устный опрос |
|
9
|
Экологический журнал «Войди в лес другом». 21.03 -Международный день леса. |
2
|
2
|
|
Творческое задание |
|
10 |
Дикие и домашние птицы. |
2 |
2 |
|
Устный опрос |
|
11 |
Экологический праздник «День птиц». Оформление листовок по охране птиц |
2 |
|
2 |
Тематические загадки, творческие задания |
|
12 |
Экскурсия с целью наблюдения за сезонными изменениями. |
4 |
|
4 |
Устный опрос |
|
13 |
22.04 - Всемирный день земли. Экологический калейдоскоп. |
2 |
2 |
|
Викторина |
|
14 |
Разнообразие животных на Земле. |
2 |
2 |
|
Устный опрос |
|
15 |
Планета насекомых |
2 |
2 |
|
Устный опрос |
|
16 |
Экологический праздник «Сохраним планету зеленой» |
2 |
2 |
|
Творческое задание |
|
17 |
Итоговая аттестация. Тест «Растительный и животный мир»
|
2 |
|
2 |
Тест |
|
|
Всего |
36 |
28 |
8 |
|
3.2. Содержание модуля № 2«В мире природы» (36 часов)
Тема: Введение. Беседа-викторина. 11 января - Всемирный день заповедников.
Теория: Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности. Показ книг, иллюстраций, викторина.
Практика: Работа по группам. Поиск информации. Конкурс рисунков.
Тема: Заповедники, заказники, национальные парки
Теория: Разнообразие заповедников, заказников, национальных парков. Презентация.
Практика: Выполнение творческого задания: конкурс рисунков «Парк твоей мечты»
Тема: Времена года
Теория: Просмотр видеофильма. Обсуждение. Анализ личных наблюдений.
Практика: Дидактическая игра «Когда это бывает»
Тема: Мир растений
Теория: Виды растений. Основные части растений.
Практика: Составление газеты по творческим группам.
Тема: Самые, самые (растения – рекордсмены)
Теория: Растения – рекордсмены. Презентация «Интересные факты о растениях. Блиц-викторина.
Тема: Этажи леса
Теория: Фильм об этажах леса. Конкурс загадок. Ребусы. Филворд.
Практика: Оформление альбома «Этажи леса».
Тема: «Лекарственные растения» экологический калейдоскоп
Теория: Виды лекарственных растений, правила заготовки. Работа с Красной Книгой. Викторина
Практика: Экологическая игра «Светофор». Защита листовок «Сохраним растения леса».
Тема: Викторина «В мире растений»
Теория: Викторина. Загадки. Ребусы.
Практика: Экологическая игра «Светофор».
Тема: Экологический журнал «Войди в лес другом». 21.03 -Международный день леса.
Теория: Презентация. Загадки. конкурсы.
Практика: Творческое задание: листовки «Берегите лес».
Тема: Дикие и домашние птицы.
Теория: Виды домашних и диких птиц. Среда обитания. Особенности видов.
Практика: Правила наблюдения за птицами. Наблюдение за птицами.
Тема: Экологический праздник «День птиц».
Теория: Викторина. Инсценировка «Птичьи разговоры», конкурсные задания.
Практика: Конкурс рисунков, защита плакатов по охране природы.
Тема: Экскурсия с целью наблюдения за сезонными изменениями.
Практика: Правила поведения в природе. Наблюдение за сезонными изменениями. Загадки. Пословицы и поговорки. Игра «Что ни шаг, то птица».
Тема: 22.04 - Всемирный день земли. Экологический калейдоскоп
Теория: Конкурсные задания. Загадки. Ребусы.
Практика: Экологическая игра «Светофор». Конкурс рисунков.
Тема: Разнообразие животных на Земле
Теория: Презентация. Загадки. конкурсы
Практика: Творческое задание: аппликация «Заяц».
Тема: Планета насекомых
Теория: Виды насекомых. Среда обитания. Особенности видов.
Практика: Правила наблюдения за насекомыми. Наблюдение за насекомыми.
Тема: Экологический праздник «Сохраним планету зеленой»
Теория: Викторина. Инсценировка «на лесной полянке», конкурсные задания.
Практика: Конкурс рисунков, защита плакатов по охране природы.
Тема: Итоговая аттестация. Тест «Растительный и животный мир»
Практика: Тест. Конкурс рисунков «люблю природу русскую.
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способами проверки ожидаемых результатов являются: педагогическое наблюдение, теоретический опрос, творческое задание, тестирование, мини-проект. Стартовый контроль проводится в сентябре, промежуточный контроль - в январе, по итогам освоения программы – в мае.
Предусмотрены и другие формы подведения итогов реализации программы: тестовые задания по модулю.
Оценочные материалы
Тест «Знатоки природы»
1. Что не относится к живой природе?
А) Животные
Б) Растения
В) Вода
2. Для чего растению нужны свет, вода и тепло?
А) Для роста
Б) Для красоты растения
В) Для привлечения опыляющих насекомых.
3. Отметь домашний цветок?
А) Тюльпан
Б) Фиалка
В) Ромашка
4. К диким животным относится:
А) Заяц
Б) Лошадь
В) Собака
5. Отметь признак зверей.
А) Шесть ног
Б) Шерсть
В) Чешуя
6. В каком варианте ответа перечислены только животные зооуголка?
А) Кролик, морская свинка, попугай
Б) Кошка, хомячок, канарейка
В) Черепаха, золотая рыбка, заяц
7. Какая из птиц не улетает зимовать на юг?
А) Ласточка
Б) Грач
В) Клёст
(7-6 - высокий уровень, 4 – 5 - средний уровень, 1 – 2 – 3 – низкий уровень освоения материала)
3.4. Методическое обеспечение
Форма занятия: занятие – беседа. занятие сообщение новых знаний, обобщение и систематизация знаний и умений, игра, практика.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), иллюстративный.
Дидактическое оснащение занятия: тематические иллюстрации, литература.
Формы подведения итогов: тест.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы.
Успешная реализация программы зависит от профессиональной подготовки педагога, который её реализует - педагог дополнительного образования первой или высшей квалификационной категории (прошедший специальную подготовку – курсы повышения квалификации.
Организация образовательного пространства - учебный кабинет: учебный кабинет, рабочая зона педагога.
Организация рабочего места ребёнка.
Организация рабочего места обучающихся учитывает технические средства комфортного доступа, включая компьютерное оборудование, расстановку мебели и оборудование, раздаточные материалы, пособия, дидактические материалы.
Техническое оснащение и оборудование: компьютер (системный блок, монитор, программное обеспечение), проектор, рабочее место педагога (стол, стул), рабочее место обучающихся. Необходимо наличие шкафов для хранения материалов, наглядных пособий.
Информационное обеспечение содержит: визуальное расписание занятий, план занятия, наборы игр, фото, демонстрационный материал: изделия, таблицы, показывающие последовательность работы над проектом и его оформлением и др.
Список литературы для педагога
к модульной программе «В согласии с природой»
Агеева И. Д. Весёлая биология на уроках и праздниках М., 2004. - 167с.
Бен Сондер. Попугаи. Мир животных. - БЕЛФАКС.- Минск, 1997. – 73 с.
Большая книга знаний. /Пер. с анг. Ю. В. Блажко, В. В. Лисецкой, Е. В. Ясного. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2011. – 235 с.
Внеклассные мероприятия в начальной школе: тематические занятия, утренники, композиции, экскурсии, КВН, беседы – обозрения /авт.-сост. С.А. Болотская и др. - Волгоград: Учитель, 2007.- 143 с.
Волкова О. О. Неведомы зверушки.- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 128 с.
Волчкова В.Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. –Воронеж: Ч П Лакоценин С. С., 2006.
Дмитриев Ю.И. Кто в лесу живёт и что в лесу растёт. - Смоленск: Русич, 2002. – 88 с. (Природа в картинках)
Ковалева Е. А. Весёлые игры на свежем воздухе для детей и их
Красная книга Белгородской области. Официальное издание/ Общ. науч. ред. А. В. Присный. – Белгород. 2004. – 356 с. с.
Кто, где и почему? Детская энциклопедия в вопросах и ответах. – Смоленск: Русич. 2004. - 234 с.
Новикова И. В., Базулина Л. В. 100 поделок из природных материалов/ Художник Г. В. Соколов – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.- 163 с.
Попугаи. Мир животных. – БЕЛФАКС. – Минск, 1997. – 277 с.
Пудова В., Лежнева Л. Игрушки из природных материалов/Обложка художника Н. Обедковой. – СПБ: «Валерия СПД», 1998. – 175с.
Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н. Б. Шумакова, Н. И.Авдеева, Е. В. Климанова; под редакцией Н. Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 187 с.
Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы/ - Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 146с.
Экологическое воспитание в школе/ Авт. – сост. И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 125с.
Список литературы для обучающихся
1. Волкова О. О. Неведомы зверушки. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 128 с.
2. Граубин Г. Р. Моя страна Сибирь. 2-е изд. Пер. и доп. М., 2001. – 98 с.
3. Дмитриев Ю.И. Кто в лесу живёт и что в лесу растёт. - Смоленск: Русич, 2002. – 88 с. (Природа в картинках)
4. Красная книга Белгородской области. Официальное издание/ Общ. науч. ред. А. В. Присный. – Белгород. 2004. – 356с.
5. Краснопевцев В.П. «Братья меньшие» вчера и сегодня. –Л: Лениздат, 1991г. 178с.
6. Кто, где и почему? Детская энциклопедия в вопросах и ответах. – Смоленск: Русич. 2004. 234с.
7. Козак О. Н. Загадки и скороговорки. СПб. 1998. – 95с.
8. Смирнов А. В. Мир растений. М., 1998. – 123 с.
9. Попугаи. Мир животных. – БЕЛФАКС. – Минск, 1997. -278с.
10. Рохлов В. С. Занимательная ботаника. М. , 1998. - 235с
11. Рубинштейн Н. Р. И др. Рекорды животных. М. , 2002. – 165 с.
12. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. – Издательский дом «Ноосфера», 1999. – 76 с.
13. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения/ Авт.- Сост. Л. А. Багрова. М., 2004. – 256 с.
14. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные / Авт.- Сост. П. Р. Ляхов. М., 2004. – 265с.
15. 555 шарад/ Авт.-Сост. М. П. Филипченко (Епископ Филипп). Ярославль, 2004. - 125 с.