Модульная познавательная программа по теме «Художественная культура романтизма»
Модульная познавательная программа по теме:
«Художественная культура романтизма»
Выполнила: Иванова Е.Ю.
Для работы с модульной познавательной программой тебе понадобится литература: Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. Базовый уровень: учеб. дляобразоват. учреждений/ Г.И. Данилова. – 6-е изд. перераб. – М.: Дрофа, 2010. – 366 с.
Цель: Изучив модульную познавательную программу «Художественная культура романтизма» ты:
Узнаешь:
Главные эстетические принципы романтизма.
Особенности эпохи романтизма.
Живописные полотна Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д.Г. Россетти (Англия), О.А. Кипренского (Россия), К.Д. Фридриха (Германия), И.К. Айвазовского (Россия).
Научишься:
Самостоятельно работать с учебником.
Выполнять творческий анализ стихотворения.
Анализировать живописные полотна.
Условные знаки, используемые в программе:
ЗАПИШИ В ТЕТРАДЬ ОБРАТИСЬ К УЧЕБНИКУ
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Содержание общей модульной программы:
Модульная программа |
Учебный элемент |
Время выполнения |
Дополнительное задание |
М.П.0 Входной контроль |
У.Э.0 Входной контроль |
15 мин. |
|
М.П.1 Эстетика романтизма |
У.Э.1 Романтизм – «зарождающийся век золотой» |
10 мин. |
|
У.Э.2 Эстетические принципы романтизма |
20 мин. |
||
М.П.2 Живопись романтизма |
У.Э.1 Выразительные средства романтической живописи |
3 мин. |
|
У.Э.2 Герой-романтик |
3 мин. |
||
У.Э.3Эжен Делакруа (1798-1863) «Свобода, ведущая народ» |
3 мин. |
||
У.Э.4 Франсиско Гойя (1746-1828) «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» |
3 мин. |
||
У.Э.5 Данте Габриэль Россетти (1828-1882) «Благовещение» |
7 мин. |
||
У.Э.6 Орест Адамович Кипренский «Портрет Е.В. Давыдова» |
3 мин. |
||
У.Э.7Каспар Давид Фридрих (1774-1840) «Монах на берегу моря» |
7 мин. |
||
У.Э.8 Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал» |
3 мин. |
||
М.П.3 Выходной контроль |
У.Э.1 Выходной контроль |
15 мин. |
Оценка знаний
Оценивание результатов обучения производится по балльно-рейтинговой системе. Максимальное количество баллов, которое можно заработать за занятие – 75, проходной балл начинается от 35. В конце занятия заработанные тобой баллы будут переведены в оценку, которая выставится в классный журнал.
65-75баллов – оценка «5»
45-65 баллов – оценка «4»
35-45баллов – оценка «3»
При этом тебе потребуется периодически оценивать своего соседа по парте, поэтому запиши на полях тетради его Фамилию и Имя. За лаконичный и подробный ответ – 2 балла, за творческий ответ с небольшими недочётами – 1 балл, за грубые ошибки или отказ от ответа – 0 баллов.
В программе присутствуют дополнительные задания, за которые можно получить отдельную оценку. Дополнительные задания будут учитываться только в том случае, если ты выполнил все основные и у тебя осталось время на выполнение этих заданий. Каждое из них оценивается – +.
++ - оценка «5»
+ - оценка «4»
Модульная программа |
Учебный элемент |
Задание |
Максимально-возможный балл |
М.П.0 |
У.Э.0 |
Выполнение подробного анализа стихотворения «Умирающий гладиатор» М.Ю. Лермонтова |
15 |
М.П.1 |
У.Э.1 |
Определение слова «romanus» в тетради |
3 |
Письменные ответы на вопросы (по баллу за каждый) |
2 |
||
У.Э.2 |
Запись в тетради главных эстетических принципов романтизма (4) и их характеристика |
10 |
|
Дополнительное задание |
+ |
||
Выступление в классе с анализом стихотворения Д.Г. Байрона «Любовь и смерть» |
3 |
||
Выступление в классе с анализом картины К.Д. Фридриха «Путешественник над морем тумана» |
3 |
||
М.П.2 |
У.Э.1 |
Запись в тетради имён художников-романтиков XIX века |
2 |
Запись в тетради выразительных средств романтической живописи |
2 |
||
У.Э.3 |
Словесный анализ картины Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» |
2 |
|
У.Э.4 |
Словесный анализ картины Ф. Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» |
2 |
|
У.Э.5 |
Конспект в тетради |
3 |
|
Словесный анализ картины Д.Г. Россетти «Благовещение» |
2 |
||
У.Э.6 |
Словесный анализ картины О.А. Кипренского «Портрет Е.В. Давыдова» |
2 |
|
У.Э.7 |
Словесный анализ картины К.Д. Фридриха «Монах на берегу моря» |
2 |
|
Выводы о развитии художественного направления «романтический пейзаж» в XIX веке. |
5 |
||
У.Э.8 |
Словесный анализ картины И.К. Айвазовского «Девятый вал» |
2 |
|
Дополнительное задание |
+ |
||
М.П.3 |
У.Э.1 |
Контрольная работа |
15 |
М.П.0 Входной контроль
Цель: На входном контроле ты оцениваешь, какие знания у тебя имеются по данной теме, а так же свою степень заинтересованности уроком.
У.Э.0 Входной контроль
Цель: Проведя анализ части стихотворения «Умирающий гладиатор»Михаила Юрьевича Лермонтова, ты сможешь самостоятельно выделить некоторые черты романтизма XIX века и погрузиться в тему урока.
Самостоятельно выполни анализ 1 части стихотворения «Умирающий гладиатор» Михаила Юрьевича Лермонтова.
Запиши свои мысли в тетрадь.
I see before me the gladiator lie...
Byron.1
Ликует буйный Рим... торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена...
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его сенатор
Венчают похвалой победу и позор...
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Он презрен и забыт... освистанный актер.
И кровь его течет — последние мгновенья
Мелькают, — близок час... вот луч воображенья
Сверкнул в его душе... пред ним шумит Дунай...
И родина цветет... свободный жизни край;
Он видит круг семьи, оставленный для брани,
Отца, простершего немеющие длани,
Зовущего к себе опору дряхлых дней...
Детей играющих — возлюбленных детей.
Все ждут его назад с добычею и славой,
Напрасно — жалкий раб, — он пал, как зверь лесной,
Бесчувственной толпы минутною забавой...
Прости, развратный Рим, — прости, о край родной...
__________________________________________________________________
1 Я вижу перед собой лежащего гладиатора... Байрон. (Англ.).
М.П.1 Эстетика романтизма
Цель: Изучив данную тему, ты будешь знать значение слова «романтизм», главные эстетические принципы романтизма, как художественного направления.
У.Э.1 Романтизм – «зарождающийся век золотой»
Цель: Поработав с текстом учебника, ты узнаешь время существования романтизма в разных странах, усвоишь различные значения этого слова.
Обратись к учебнику «Мировая художественная культура» стр. 139-141.
Сформулируй и запиши в тетрадь значение слова романтизм, наиболее подходящее к сегодняшней теме урока.
Письменно ответь на вопросы: В каком веке «зародился» романтизм? Из какого художественного направления «вырос» романтизм в Италии, Франции, России?
У.Э.2 Эстетические принципы романтизма
Цель: Изучив данный вопрос, ты сможешь выделить главные особенности романтизма и научишься видеть данные особенности в различных произведениях искусства.
На основе текста учебника стр. 141-145, выпиши главные эстетические принципы романтизма и дай краткую характеристику каждого из них.
Дополнительно:
Приведи примеры из известных тебе художественных произведений, где имеются главныеэстетические принципы романтизма. (письменно)
Проанализируй стихотворение английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона, найди в стихотворении эстетические принципы романтизма.
Аргументируй свою точку зрения.
Обсуди данный вопрос с классом.
Я на тебя взирал, когда наш враг шел мимо,
Готов его сразить иль пасть с тобой в крови,
И если б пробил час - делить с тобой, любимой,
Все, верность сохранив свободе и любви.
Я на тебя взирал в морях, когда о скалы
Ударился корабль в хаосе бурных волн,
И я молил тебя, чтоб ты мне доверяла;
Гробница - грудь моя, рука - спасенья челн.
Я взор мой устремлял в больной и мутный взор твой,
И ложе уступил и, бденьем истомлен,
Прильнул к ногам, готов земле отдаться мертвой,
Когда б ты перешла так рано в смертный сон.
Землетрясенье шло и стены сотрясало,
И все, как от вина, качалось предо мной.
Кого я так искал среди пустого зала?
Тебя. Кому спасал я жизнь? Тебе одной.
И судорожный вздох спирало мне страданье,
Уж погасала мысль, уже язык немел,
Тебе, тебе даря последнее дыханье,
Ах, чаще, чем должно, мой дух к тебе летел.
О, многое прошло; но ты не полюбила,
Ты не полюбишь, нет! Всегда вольна любовь.
Я не виню тебя, но мне судьба судила -
Преступно, без надежд, - любить все вновь и вновь.
Внимательно рассмотри картину Каспара Давида Фридриха «Путешественник над морем тумана» и выдели в ней главные особенности романтизма. Аргументируй своё мнение.
Обсуди свой анализ с классом.
М.П.2 Живопись романтизма
Цель: Изучив данную тему, ты будешь знать имена художников романтизма, величайшие произведение того времени, любимые выразительные средства художников. Узнаешь какие темы и каких героев выбирали художники эпохи романтизма для своих работ. Научишься анализировать романтические картины.
У.Э.1 Выразительные средства романтической живописи
Цель: Усвоив данную тему, ты будешь знать имена блистательных художников романтизма, выразительные средства, к которым прибегали эти художники, героев, которых они выбирали для своих картин.
Внимательно прочитай текст.
В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна Эжена Делакруа (Франция), Франсиско Гойи (Испания), Данте Габриэля Россетти (Англия), Ореста Адамовича Кипренского (Россия), Каспара Давида Фридриха (Германия), Ивана Константиновича Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному изображению чувств и переживаний человека.
Перечисли (письменно) художников-романтиков XIX века.
Внимательно прочитай текст.
Любимыми выразительными средствами романтической живописи стали: яркий, насыщенный колорит, контрастное освещение, эмоциональность манеры, мазка и фактуры. Художники часто прибегали к языку намёков и символов, приглашая зрителей в воображении всё остальное.
Выпиши и запомнивыразительные средства романтической живописи.
У.Э.2 Герой-романтик
Цель: Из данной темы ты узнаешь, что интересовало художников романтизма в человеке, какие исторические события стали ключевыми в жизни человека того времени.
Прочитай текст.
Многие художники эпохи романтизма считали, что к пониманию сущьности бытия нужно идти через постижение людей, внутреннего мира человека. Живопись романтиков выбирала в герои не великих деятелей эпохи, а целые народы, представителей простых сословий, ставших активными творцами истории. Человек романтизма часто становится свидетелем жестоких кровопролитий и войн, трагических судеб целых народов. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Это человек, остро чувствующий свою собственнуюю раздвоенность и неустойчивость в этом мире. Он соединяет в себе протест и бессилие, наивные иллюзии и пессимизм, нерастраченную энергию и разочарованность. Человек романтизма «видел» великую французскую революцию и последовавшие за ней захватнические походы Наполеона, жестокие политические репрессии и казни, бесконечные смены правительства и революционный взрыв 1830 года.
У.Э.3Эжен Делакруа (1798-1863) «Свобода, ведущая народ»
Цель: Проанализировав картину «Свобода, ведущая народ» ты, усвоишь манеру работы художникаЭжена Делакруа, сможешь закрепить свои знания об эстетике романтизма.
Наблюдая картину, ответь на следующие вопросы:
Какое событие воссоздал художник?
Что изображено на заднем плане картины? Его значение?
Что изображено на переднем плане картины?Его значение?
Что олицетворяют собой образы студента, крепко стиснувшего ружьё, парижского гамена, неистово размахивающего пистолетами и раненого гвардейца?
Какую авторскую мысль несёт в себе центральная фигура картины – прекрасная свобода?
Обсуди свой анализ с соседом по парте.
У.Э.4 Франсиско Гойя (1746-1828) «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
Цель: Проанализировав картину «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» ты, усвоишь манеру работы художникаФрансиско Гойя, сможешь закрепить свои знания об эстетике романтизма.
Наблюдая картину, ответь на следующие вопросы:
Выберете и опишите центральные образы картины
Какое главное назначение контраста света и тени?
Почему человек в белой рубахе изображён в такой позе? Что она означает?
Какое значение картина имела для того времени?
Поделись своими мыслями с соседом по парте.
У.Э.5 Данте Габриэль Россетти (1828-1882) «Благовещение»
Цель: Изучив данную тему, ты узнаешь о «Братстве прерафаэлистов», особенностях творческих работ прерафаэлистов, художественной манере их представителя Данте Габриэля Россетти.
Внимательно прочитай и запомни.
«Pre-RaphaeliteBrothers» - «Братство прерафаэлистов» - объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 году, явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля. Отклик в их сердцах рождала Библия, в которой они находили множество сюжетов, созвучных своему времени. Прерафаэлисты не стремились к исторически верной передаче евангельских сюжетов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека. Трактовку библейских сюжетов они наполняли внутренним философским смыслом, религиозно-мистическим настроением, передавая его с помощью многочисленных знаков и символов. Нарушение привычных канонов христианской живописи не понравилось ревностным служителям церкви и многочисленной публике того времени. Но, зато сейчас мы можем достойно оценить шедевры прерафаэлевской живописи.
Моменты, показавшиеся тебе ключевыми запиши в тетрадь.
Проведи анализ картины «Благовещение».
Наблюдая картину, ответь на вопросы:
Опиши образ Мадонны? Какие эмоции она испытывает на момент появления архангела Гавриила?
Чем отличается изображение архангела Гавриила Д.Г. Россетти от канонической традиции?
Что указывает на божественное происхождение архангела Гавриила?
Какая символика используется художником?
Какое значение несут в себе голубь и белая лилия?
Назначение цветовой гаммы картины?
Какую философскую мысль несёт в себе картина «Благовещение»?
Выясни мнение соседа по парте.
У.Э.6 Орест Адамович Кипренский «Портрет Е.В. Давыдова»
Цель: Проведя анализ портрета Давыдова Евграфа Владимировича, на его основе ты самостоятельно сделаешь выводы о том, как развивался романтический портрет в XIX веке. Изучишь художественную манеру Ореста Адамовича Кипренского.
Самостоятельно проведи анализ картины.
Обменяйся мнениями с соседом по парте.
У.Э.7Каспар Давид Фридрих (1774-1840) «Монах на берегу моря»
Цель: Проведя анализ картины «Монах на берегу моря», на его основе ты самостоятельно сделаешь выводы о том, как развивался романтический взгляд на природу в XIX веке. Усвоишь художественную манеруКаспара Давида Фридриха.
Самостоятельно проведи анализ картины.
Запиши в тетрадь выводы, которые ты сделал о развитии художественного направления«романтический пейзаж» в XIX веке.
У.Э.8 Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал»
Цель: Проанализировав картину «Девятый вал» ты, усвоишь манеру работы художникаИ.К. Айвазовского, сможешь закрепить свои знания об эстетике романтизма.
Самостоятельно проанализируй картину.
Обсуди свой анализ с соседом по парте.
Дополнительно:
Письменно ответь на вопрос: выйдут ли герои картины победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией? Докажи свою точку зрения. Выполни данную работу в жанре беседы.
М.П.3 Выходной контроль
Цель: После решения контрольной работы, ты узнаешь адекватную оценку своих знаний, полученных на уроке «Мировая художественная культура».
У.Э.1 Выходной контроль
Цель: ответив на вопросы контрольной работы, ты узнаешь свой уровень усвоения знаний по теме «Художественная культура романтизма».
Сейчас тебе необходимо сдать тетрадь на проверку учителю.
Достать чистый двойной листок и, подписав на нём свою фамилию, письменно ответить на вопросы контрольной работы.
Вопросы контрольной работы:
Определи главные эстетические принципы романтизма. В каких видах искусства они нашли наиболее яркое воплощение?
В чём ты видишь сильные и слабые стороны романтического мироощущения?
Какими чертами должен обладать романтический герой?
Каковы его взаимоотношения с Природой и окружающим обществом?