Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» (11 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Мировой художественной культуре»
Уровень общего образования: основное общее, 11 класс
2018-2019 учебный год
Количество часов – 31
Учитель
Программа разработана на основе авторской программы по мировой художественной культуре: «Программы для общеобразовательных учреждений. МХК 5 – 11 класс»/ составитель Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2014 г.
сл. Титовка
2018 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона « Об образовании в Российской федерации» №273- ФР от 29.12.2012
Приказа Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования ( с изменениями и дополнениями)
Приказа Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089» Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования» ( с изменениями и дополнениями)
Примерной программы по курсу «Мировая художественная культура» Г.И. Данилов М. Дрофа 2014
Учебного плана школы на 2018-2019 учебный год.
Годового календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год.
Положения о рабочей программе учителя МБОУ , утвержденного приказом
Главная цель помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры.
Задачи изучения истории в основной школе:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
УМК по искусству (МХК) включает в себя:
Учебник:
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: культура: от XVIII века до современности. 11 класс: Базовый уровень. – М.: «Дрофа», 2018
Учебно-методические пособия для учителя:
Тематическое и поурочное планирование «Мировая художественная культура» – М.: «Дрофа», 2014.
Дидактические материалы:
Электронные пособия: «Учимся понимать живопись», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Учимся понимать музыку», «История древнего мира и средних веков».
Электронный вариант уроков МХК «История развития архитектуры и скульптуры».
По учебному плану на 2018-2019 учебный год на изучение МХК отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю, 1 час в неделю - федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями 8.03.2019, 3.05.2019,10.03.2019 рабочая программа по МХК в 11 классе на 2018-2019 учебный год будет выполнена за 31 час
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественная культура Нового времени (20 часов)
Барокко. Контрастность и динамичность, напряженность и иллюзорность. Основные особенности архитектурного барокко. Архитектурное творчество Микеланджело как закат Возрождения и начало барокко. Творчество Л. Бернини. Колоннада перед собором св. Петра в Риме и сформированная с ее помощью площадь. Опера барокко. Садово-парковое искусство (парки итальянские, французские, английские). Фламандское барокко (П. П. Рубенс). Голландское барокко (Рембрандт и “малые голландцы”). Архитектура русского барокко (Д. Трезини, Б. Растрелли, Д. Ухтомский и др. )
Особенности живописи классицизма и рококо (Н. Пуссен и А. Ватто). Камерность, интимность стиля рококо. А. Ватто – яркий представитель живописи рококо. Классицистический театр (Корнель, Расин, Мольер)
Мастера русского архитектурного классицизма (В. Баженов, М. Казаков)
Театр французского Просвещения (Бомарше, бульварные театры). Опера и симфония Просвещения (К. Глюк, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Оперное творчество В. Моцарта как вершина оперы Просвещения.
Жанр портрета в живописи, русский парадный и интимный портрет (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский). Мастера русского скульптурного портрета (Ф. Шубин, Э. Фальконе, М. Козловский). Конные памятники Петру I (Б. -К. Растрелли и Э. Фальконе) Мраморные бюсты Ф. Шубина. Академизм и антиакадемизм в русской живописи (“Передвижники”) К. П. Брюллов – гений компромисса между идеалами классицистической школы и новыми веяниями романтической живописи в русском искусстве (“Последний день Помпеи”). “Бунт четырнадцати” в Петербургской Академии художеств и организация Петербургской артели художников на квартире И. Крамского. Объединение московских и петербургских художников в Товарищество передвижных художественных выставок в 1870 году (Г. Мясоедов, В. Перов, Н. Ге, И. Крамской, А. Саврасов, И. Шишкин). Устройство выставок “передвижников” по городам России. Русские столичные, провинциальные и крепостные театры. Школьный театр XVIII века.
Академизм и романтизм в живописи и скульптуре (Ж. Давид, Д. Энгр, Э. Делакруа, Ф. Гойя). Романтическая опера (К. Вебер, Р. Вагнер) М. Глинка и пути развития русской музыки
Реализм в западноевропейской живописи (Ж. Милле, Г. Курбе, О. Домье).
Художественная культура конца XIX – XX века (11 часов)
Импрессионизм в живописи, литературе, музыке. Парижские “Салоны отверженных” и полотна Э. Мане “Завтрак на траве” и “Олимпия”. Формирование круга художников-импрессионистов (К. Писсаро, П. Сезанн, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега) и следование за ними импрессионистов-композиторов (К. Дебюсси, М. Равель).
Возникновение творческого содружества русских (петербургских) композиторов в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века. Разнообразие творческих интересов композиторов “Могучей кучки”
Стиль модерн (Ф. Шехтель) Конструктивизм в архитектуре (Ле Корбюзье, советская архитектура). Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма. Модерн в архитектуре.
Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин
Постимпрессионизм живописи (П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек). Направления зарубежного модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм)
А. Матисса. «Чистота художественных средств». Абстракционизм и сюрреализм как особые направления модернизма
Русский режиссерский театр. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественно го театра. Искусство кинематографа. Братья Люмьеры. Эпоха великого немого кино. Творчество Чаплина.
Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание |
Кол-во часов |
Уроки |
Формы самостоятельной работы |
|
1 |
Раздел 1 Художественная культура Нового времени |
20 |
20 |
Конспект, самостоятельная работа, анализ произведений, работа с терминами |
2 |
Раздел 2 Художественная культура конца XIX – XX века |
11 |
11 |
Анализ картин художников, устный рассказ, сопоставительная характеристика, отзыв на художественное произведение |
Итого |
31 |
31 |
4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МХК 11 КЛАСС – 31 час
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Элемент содержания |
Умения и виды деятельности |
Дата |
Домашнее задание |
|
по плану |
Фактически
|
||||||
Раздел 1 Художественная культура Нового времени ( 20 час) |
|||||||
1 |
Художественная культура барокко |
1 |
Стиль, художественное направление и художественное течение в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Художественная культура Нового времени - многообразие, взаимопроникновение и обогощение художественных стилей (барокко, рококо, классицизм). Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия |
Знать и различать искусствоведческие термины «стиль», «направление», «течение»; названия и краткую характеристику новых стилей. Уметь составлять тезисы и план прочитанного; оформлять информацию в виде таблицы Художественный стиль, художествен. направление, художественное течение, барокко, рококо, классицизм |
7.09 |
Гл.1 Заполнить таблицу (в тетради) Вопросы и задания на с.13 |
|
2 |
Архитектура барокко |
1 |
Характерные черты барочной архитектуры, соотнесение их с эпохой Возрождения как отличительный признак художественной культуры. Шедевры итальянского барокко. Архитектурные ансамбли Рима. Творчество Лоренцо Бернини (площадь Святого Петра). Архитектура Петербурга и его окрестностей. Творения Ф.Б. Растрелли в Санкт- Петербурге (Зимний дворец, Собор Смольного монастыря).
|
Знать характерные черты архитектуры барокко, шедевры итальянского и русского барокко. Уметь описывать архитектурные произведения по плану Ризалит, Л. Бернини «Площадь перед собором Святого Петра»; Б. Растрелли «Зимний дворец», «Екатерининский дворец», «Собор Смольного монастыря» |
14.09 |
Гл.2 Индивидуальное задание: подготовить выступление о выдающихся художниках барокко |
|
3 |
Изобразительное искусство барокко |
1 |
Основная тематика и художественное воплощение изобразительного искусства барокко. Творчество П.П. Рубенса - пафос грандиозности. Скульптурные шедевры Л. Бернини. |
Знать особенности живописи и скульптуры барокко, основную тематику. Уметь определять художественные произведения барокко по характерным особенностям Картина-аллегория, П. Рубенс «Автопортрет с Изабеллой Брант», «Союз воды и земли» Л. Бернини «Давид», «Фонтан четырех рек» |
21.09 |
Гл. 3 Индивидуальное задание: презентация творчества голландских художников 17-18вв. |
|
4 |
Реалистические тенденции в живописи Голландии |
1 |
Основная тематика и художественное воплощение изобразительного искусства барокко. Творчество П.П.Рубенса - пафос грандиозности. Скульптурные шедевры Л. Бернини.
|
Знать многообразие жанров и представителей голландской реалистичной живописи. Уметь пользоваться литературой, картами, таблицами, схемами жанры: натюрморт, пейзаж, бытовой Рембрандт Автопортреты, «Портрет старушки» П. де Хох «Хозяйка и служанка, П. Клас «Завтрак», Якоб Рейсдал «Болото» |
28.09 |
Гл. 4 Заполнить таблицу (в тетради) |
|
5 |
Музыкальная культура барокко |
1 |
Характерные черты музыкальной культуры барокко, ее отличие от музыки эпохи Возрождения Расцвет гомофонно- гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С.Баха. Русская музыка барокко |
Знать шедевры музыкальной культуры барокко Уметь развернуто обосновывать свое мнение, защищать свою позицию; Опера, фуга,духовная органная музыка, партесное пение, И. Бах «Страсти по Матфею», А.Вивальди «Времена года» |
5.10 |
Гл.5 Прочитать дополнительный материал в учебнике. |
|
6 |
Художественная культура классицизма и рококо |
1 |
Эстетика классицизма: ориентация на классические достижения Античности и гуманистические идеалы Возрождения, понимание мира как разумно устроенного механизма, где человеку отводится организующая роль. Ампир: идея величия и могущества империи, нашедшая воплощение в архитектурных сооружениях. Рококо, сентиментализм и их идеалы. |
Знать особенности и характерные черты изученных художественных стилей. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем Классицизм, ампир, рококо, сентиментализм, рокайли, маскароны |
12.10 |
Гл. 6 |
|
7 |
Классицизм в архитектуре Западной Европы |
1 |
Характерные черты архитектуры классицизма. Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков (прогулка по Версалю). Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа. |
Знать характерные черты архитектуры классицизма Уметь анализировать произведения архитектуры с точки зрения их художественной ценности Неоклассицизм,дворец и парки Версаля, площадь Согласия в Париже |
19.10 |
Гл.7 Разработать маршрут заочной экскурсии по Версалю. |
|
8 |
Изобразительное искусство классицизма и рококо |
1 |
Никола Пуссен — основоположник классицизма в живописи. Мастера «галантного жанра»: живопись рококо Ф. Буше – «художник граций» и «королевский живописец» |
Знать характерные черты и шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо Уметь находить сходные и различные черты художественных стилей в живописи Н. Пуссен «Аркадские пастухи |
26.10 |
Гл. 8 Индивидуальное задание: рефераты по персоналиям Гайдна Моцарта, Бетховена |
|
9 |
Композиторы Венской классической школы |
1 |
Музыка венской классической школы — высшее достижение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Классический симфонизм Гайдна Музыкальный мир Моцарта «Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Л. Ван Бетховен |
Знать разнообразие наследия Венской классической школы Уметь аргументировать собственную точку зрения, операясь на ранее полученные знания Симфония, менуэт, скрецо, рондо, рефрен, В. Моцарт «Свадьба Фигаро»,«Волшеб-ная флейта», «Реквием», Л. ван Бетховен «Героическая симфония», «Лунная соната» |
9.11 |
Гл. 9 Подготовить программу концерта классической |
|
10 |
Театральное искусство XVII – XVIII вв. |
1 |
Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи. Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер - создатель классической комедии, бытописатель нравов общества. Пути развития русского драматического театра. |
Знать шедевры театрального искусства XVII – XVIII вв. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. Театр народной драмы, театр «охотничьих комедиантов», театр крепостных крестьян |
16.11 |
презентация об архитектурных шедеврах классицизма Петербурга и Москвы |
|
11 |
Шедевры классицизма в архитектуре России. |
1 |
Архитектурные концепции русского классицизма в истории мирового зодчества. «Строгий, стройный вид» Петербурга. «Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и М. Ф. Казаков) - национальные варианты классицизма. |
Знать шедевры классицизма в архитектуре России. Уметь проводить стилистический анализ, определять характерные особенности стиля Архитектурный театр, бельведер, К. Росси Алексан- дрийский театр, О. Монферан Исаакиевский собор, Д. Трезини Здание двенадцати коллегий, А.Захаров Адмилартейство А. Воронихин Казанский собор В.Баженов Паншков дом, М.Казаков Петровский дворец |
23.11 |
Гл.10 |
|
12 |
Искусство русского портрета XVIII века |
1 |
У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский |
Знать шедевры русских портретистов Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой Ф. Рокотов «Портрет А. Струйской»; Д.Левицкий «Портрет П. Демидова», В.Боровиковский «Портрет М. Лопухиной» |
30.11 |
Гл.11 Написать сочинение-эссе на тему: «Взгляд сквозь века: портрет-художник-зритель» |
|
13 |
Неоклассицизм и академизм в живописи |
1 |
Видоизменения классицизма в неоклассицизме и его течениях. Ж. Л. Давид — основоположник неоклассицизма. Творчество К. П. Брюллова. Художественные открытия А. А. Иванова |
Знать особенности и своеобразие русской классической музыки. Уметь воспринимать музыкальные произведения; выступать перед аудиторией М.Глинка «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Камаринская» |
7.12 |
Гл.12 |
|
14 |
Художественная культура романтизма: живопись |
1 |
История происхождения термина «романтизм» (определение этого понятия в широком и узком смысле) Эстетика романтизма. Значение романтизма для дальнейшего развития МХК. Национальное своеобразие романтизма в искусстве разных стран. Живопись романтизма. Черты характера романтического героя и его взаимоотношения с окружающим миром в творчестве Э.Делакруа, Ф. Гойя, О.Кипренского. Пейзажная живопись романтизма ( пейзажи-очарования, пейзажи-катастрофы): К.Фридрих, И.Айвазовский |
Знать особенности художественного направления, шедевры изобразительного искусства романтизма Уметь анализировать содержание и конфликт художественного стиля Романтизм,Э. Делакруа«Сво- бода, ведущая народ» Ф. Гойя «Растрел повстанцев»; О. Кипренский «Портер Е.В. Давыдова», И. Айвазовский «Девятый вал». |
14.12 |
Написать сочинение-эссе на тему: «Характерные черты романтических героев в произведениях искусства 19в» Гл.13 |
|
15 |
Романтический идеал и его отражение в музыке |
1 |
Романтизм в западноевропейской музыке Р. Вагнер — реформатор оперного жанра Русская музыка романтизма. |
Знать наиболее значимые шедевры романтизма в западноевропейской и русской музыке Уметь воспринимать музыкальные произведения Ф. Шуберт «Лесной царь», Лист «Мыслитель», Р. Вагнер «Кольцо Нибелунга» А. Даргомыжский «Русалка» |
21.12 |
Гл.14 |
|
16 |
Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка |
1 |
Глинка — основоположник русской музыкальной классики. Рождение русской национальной оперы. |
Знать особенности и своеобразие русской классической музыки. Уметь воспринимать музыкальные произведения; выступать перед аудиторией М.Глинка «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Камаринская» |
11.01 |
Гл.15 |
|
17 |
Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века |
1 |
Реализм: эволюция понятия. Художественные принципы реалистического искусства. Эстетика реализма и натурализма. Реализм и романтизм их связь и отличие. |
Знать художественные принципы реалистического искусства Уметь определять стилевые особенности произведений Реализм, натурализм |
18.01 |
Гл.16 |
|
18 |
Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма |
1 |
Картины жизни в творчестве Г. Курбе История и реальность в творчестве О. Домье |
Знать примеры западноевропейской живописи реализма Уметь работать с текстами; воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа. Г. Курбе «Дробильщики камня», «Веяльщицы» О. Домье «Улица Транснонен» |
25.01 |
Гл. 17 Подготовиться к семинару. Распределить темы. |
|
19 |
Русские художники-передвижники |
1 |
Общество передвижных выставок. Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве художников-передвижников. Реалистическая живопись И.Репина и В.Сурикова. |
Знать шедевры русской живописи реализма Уметь воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа. И.Крамской «Мина Моисеев», В. Перов «Проводы покойника», И.Левитан «Владимирка»,И. Репин «Бурлаки на Волге», В.Суриков «Утро стрелецкой казни» |
1.02 |
Гл. 18 вопросы и задания на стр. 207 |
|
20 |
Развитие русской музыки во второй половине XIX века |
1 |
Русская музыка XIX века — блистательная эпоха формирования национальной композиторской и исполнительской школы. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. «Музыкальная исповедь души»: творчество П. И. Чайковского |
Знать ведущих композиторов 19в, и их произведения Уметь прочитывать информацию, заключенную в музыкальном произведении М.Балакирев, А.Бородин «Князь Игорь», М. Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина», Н.Римский-Корсаков «Садко», П.Чайковский «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Времена года» |
8.02 |
Гл. 19 |
|
Раздел 2 Художественная культура конца XIX – XX века ( 11 часов) |
|||||||
21 |
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи |
1 |
Время «неслыханых перемен». Картины Э. Мане – решительный вызов признанному искусству. Отличие от романтиков и реалистов, повышенный интерес к современности. Художественные искания импрессионистов - поиски новых путей в живописи. Соратники и единомышленники Э. Мане. Пейзажи впечатления К. Моне. Повседневная жизнь человека в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. Последователи импрессионистов — постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена |
Знать особенности художественного направления, шедевры изобразительного искусства импрессионизма и постимпрессионизма Уметь устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск, отбор и обработку информации по проблематике вопроса Импрессионизм, постимп-рессионизм, пленэр, Э. Мане«Завтрак на траве», К. Моне«Впечатление. Восход солнца», Э. Дега «Голубые танцовщицы», О.Ренуар Портрет Жанны Самари, К.Коровин «Париж. Бульвар Капуцинок», И.Грабарь «Февральская лазурь», П.Сезанн«Персики и груши, В.Ван Гог«Звёздная ночь»,П.Гоген«Таитянки» |
15.02 |
Гл.20 Проанализировать стихотворение «Импрессионализм» О.Э.Мандельштама |
|
22 |
Формирование стиля модерн в европейском искусстве |
1 |
Модерн - «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Характерные особенности модерна в различных видах искусства. Модерн в архитектуре В. Орта. Архитектурные шедевры А. Гауди. Модерн Ф. О. Шехтеля |
Знать особенности художественного стиля Уметь узнавать изученные произведения Модерн, функциональность В. Орта « Дом Сольвей», А.Гауди «Собор Саграда Фамилия», Ф. Шехтель здание Ярославского вокзала Московского художественного театра |
22.02 |
Гл. 21 |
|
23 |
Символ и миф в живописи и музыке |
1 |
Художественные принципы символизма. «Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве М. А. Врубеля(цикл «Демон»). Символ и миф в музыкальном мире А. Н. Скрябина («Прометей»). |
Знать особенности и примеры произведений символизма в живописи и музыке. Уметь воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа. Мир фантасмагорий, символизм, М.Врубель цикл «Демон», А.Скрябин «Прометей». |
1.03 |
Гл.22 |
|
24 |
Художественные течения модернизма в живописи |
1 |
Разнообразие художественных течений модернизма в живописи XXв. Фовизм А. Матисса: идиллическая мечта о «золотом веке» человечества Кубизм П. Пикассо: деформация и поиск устойчивых геометрических форм Сюрреализм С. Дали: иррационализм подсознательного |
Знать характерные черты течений модернизма Уметь определять особенности творческой манеры художника Фовизм, кубизм, аналитический кубизм, синтетический кубизм, сюрреализм, А.Матисс «Радость жизни», П. Пикассо «Герника», С. Дали «Постоянство памяти» |
15.03 |
Гл.23 Заполнить таблицу в тетради |
|
25 |
Русское изобразительное искусство XX века |
1 |
Художественные объединения начала века: «Голубая роза», «Бубновый валет» Мастера русского авангарда: абстракционизм В.Кандинского - отказ от изобрази-тельности ; супрематизм К.Малевича. - отказ от предметности; «аналитическое искусство» П.Филонова. Искусство советского периода, основанное на принципе социалистического реализма — правдивое, исторически конкретное изображение действительности |
Знать шедевры художественной культурны Востока. Уметь анализировать произведения искусства и любоваться ими. Авангард, абстракционализм, суперматизм, социалистический реализм. В.Кандинский«КомпозицияVI К.Малевич«Чёрный квадрат» П.Филонов «Формула весны» В.Мухина «Рабочий и колхоз-ница», А.Пластов «Фашист пролетел»,С.Гера- симов«Мать партизана», А. Дейнека «Оборона Севастополя» |
22.03 |
Гл. 24 Оформить выставку-стенд по теме: «Мастера русского авангарда» |
|
26 |
Архитектура XX века |
1 |
Модерн как основа для формирования и развития новых стилей. Конструктивизм Ш. Ле Корбюзье (вилла «Савой») и В. Е. Татлина (башня III Интернационала). «Органическая архитектура» Ф. Л. Райта (вилла «Над водопадом») О. Нимейер: архитектор, привыкший удивлять (ансамбль города Бразилия)
|
Знать основные архитектур-ные достопримечательности Уметь прочитывать информацию, заключенную в памятниках архитектуры, любоваться лучшими произведениями мировой архитектуры Конструктивизм,рационализм функционализм, органическая архитектура, модулор, Ш. Ле Корбюзье «Вилла Савой»,В.Татлин«Башня III Интернационала»,Ф.Райт вилла «Над водопадом», О. Нимейер ансамбль г Бразилия |
5.04 |
Гл.25 Описать одно из архитектурных сооружений 20 века |
|
27 |
Театральная культура XX века |
1 |
Театральная культура XX века: отражение в театральном искусстве модернистских течений Режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Понятие 0 «системе Станиславского» - духовная и жизненная правда, общая совместная работа режиссера и драматурга, подтекст, искусство перевоплощения. «Эпический театр» Б. Брехта. |
Знать примеры лучших произведениями архитектуры эпохи Возрождения Уметь работать в коллективе Интеллектуальный театр, экспрессионизм, сюрреализм, «театр абсурда», «эпический театр» Подготовить творческий портрет современного зарубежного театрального режиссера. |
12.04 |
Гл. 26 |
|
28 |
Шедевры мирового кинематографа |
1 |
Рождение и первые шаги кинематографа. Мастера немого кино: С. Эйзенштейн (открытие искусства монтажа) и Ч. Чаплин (выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли) Рождение звукового кино. Киноавангард XX века. «Реальность фантастики» Ф. Феллини |
Знать основные вехи развития мирового кинематографа. Уметь развернуто обосновывать свое мнение, защищать свою позицию, самостоятельно делать выводы Эффект «стоп-кадра», двойная экспозиция, монтаж. С.Эйзенштейн «Броненосец "Потемкин”» , Ч. Чаплин - «король комедии», Ф. Феллини «Сладкая жизнь» |
19.04 |
Гл.27 |
|
29 |
Музыкальная культура России XX века |
1 |
Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма Музыкальный мир С. С. Прокофьева Творческие искания Д. Д. Шостаковича Музыкальный авангард А. Г. Шнитке
|
Знать мастеров и творения русской музыки 20 века. Уметь сопоставлять жизненные явления с особенностями художественного воплощения в произведениях музыки. Музыкальный авангард, феномен массовой песни, авторская песня |
26.04 |
Гл.28 Подготовить презентацию любимого стиля за-падноевропейской музыки XXв. |
|
30 |
Стилистическое многообразие западноевропейской музыки |
1 |
Разнородность стилей и направлений западноевро-пейской музыки Xxв., ее общность с литературой, живописью, театром и кино. Искусство джаза и его истоки Рок- и поп-музыка, электро-акустическая |
Знать стили и направления западноевропейской музыки XXв.Уметь аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций музыкальных произведений. Полиритмия, блюз, регтайм, ритм-энд-блюз, бибоп, модальный джаз, кантри, рок-н-ролл, рок-музыка, хард-рок, хэви-метал, блюз-рок, поп-музыка, рок-опера Битлз «Жёлтая подводная лодка»,Пинк Флойд «Стена» лазерное шоу Ж.-М. Жарра |
17.05 |
Гл. 29 Повторить материал курса (см. тетрадь). Оформить проекты, исследовательские работы, презентаци |
|
31 |
Повторительно-обобщающий урок: Мировая художественная культура от XVII века до современности. |
1 |
- Тест «Художественная культура от конца XIX в. до современности» - Представление проектов, исследовательских работ, презентаций учащихся по курсу МХК от XVII века до современности. |
Знать искусствоведческий материал по курсу МХК от XVII века до современности. Уметь применять полученные ЗУН на практике |
24.05 |
Стр.362 |
5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
Учащиеся должны уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
пользоваться искусствоведческими терминами;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии);
использовать приобретённые знания и умения в жизни.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:
прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,
умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);
свободное владение монологической литературной речью
.Отметкой «4» оценивается ответ, который:
показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;
умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:
в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:
незнание существенных вопросов содержания произведения;
неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:
полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;
неумение построить монологическое высказывание;
Оценка конспектов
отметка «5» ставится за наличие и полноту конспекта;
отметка «4» ставится за краткое изложение конспекта;
отметка «3» ставится за неточную интерпретацию в использовании терминов, небрежность в оформлении;
отметка «2» ставится за нарушение логики конспекта, несоответствие содержанию; а также за невыполнение задания;
Оценка домашних заданий творческого характера
отметка «5» ставится за наличие задания, использование дополнительных информационных ресурсов, использование компьютерных технологий;
отметка «4» ставится за краткое, недостаточно иллюстрированное задание,
отметка «3» ставится за небрежность, неаккуратность, за полное копирование из источника, без осмысления и отсутствия собственной позиции;
отметка «2» ставится за невыполнение задания;
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического Совета