Рабочая программа по дисциплине «Мировая художественная культура» для 11 класса
Автономная некоммерческая организация
«Ногинская гимназия»
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО «Ногинская гимназия»
_______________
« » 20 г.
Для 11 класса ( 35 час.)
На 2016/2017 учебный год
Составлена преподавателем Бабич Т.В. на основе УМК Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура» для 11 классов общеобразовательных школ
СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры учителей истории Руководитель ______Корчукова В.Г. Протокол №____ от «___» ________20___г.
2016/2017 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Мировая художественная культура» составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа включает пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса. Автор программы – Рапацкая Л.А. Программа составлена на базе учебника «Мировая художественная культура» - М.: ВЛАДОС, 2009 для 11 класса под ред. Рапацкой Л.А. Программа курса «Мировая художественная культура» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся 11-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений и рассчитана на 35 аудиторных часов. Программа курса «Мировая художественная культура» составлена на основе Учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура».
Комплект состоит из учебника для 11-х классов общеобразовательных школ и авторской программы курса для 10-11 классов. Учебник и программа имеют гриф Министерства образования и науки, входят в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий. Содержание комплекта разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура» для базового уровня.
Цель курса – сформировать у учащихся целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира двух последних веков второго тысячелетия. Курс «Мировая художественная культура» предполагает также систематизацию знаний учащихся в области культуры, а также расширение гуманитарных знаний, формирование эстетически развитого мышления, умения ориентироваться в явлениях культуры и давать им самостоятельную научно обоснованную оценку.
В результате изучения дисциплины учащийся должен:
иметь представление:
- о феномене культуры;
о роли культуры XIX – XX в.в в человеческой жизнедеятельности;
о многогранности европейской художественной культуры и её характерных знаковых особенностях;
об основных эпохах в истории развития мировой культуры и их значении;
знать:
формы и типы культуры;
основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;
историю культуры России XIX – XX в.в. и ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
уметь:
оценивать достижения культуры на основе знаний исторического контекста их создания;
быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;
выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к культурному прошлому и настоящему.
Программа рассчитана как на аудиторные занятия, так и на самостоятельную работу учащегося. Планы семинарских занятий сопровождаются проблемными вопросами.
В курсе предусматриваются контрольные работы и тесты, которые способствуют рубежному контролю усвоенных учащимися знаний. Часть тем сопровождается киноуроками и экскурсиями. Каждый учащийся в процессе изучения курса должен самостоятельно подготовить и защитить реферат по одной из предложенных преподавателем тем курса.
В конце курса проводится зачетное занятие по итогам текущего контроля и ответам на предложенные к зачету проблемные вопросы.
Курс «Мировая художественная культура» призван заложить общую базу для системного, эстетически развитого самостоятельного восприятия культуры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ I. ПРЕДЧУВСТВИЕ МИРОВЫХ КАТАКЛИЗМОВ: ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XIX - НАЧАЛА XX В. - 6 ЧАС.
ТЕМА1.1 РОМАНТИЗМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЕВРОПА XIX В.: ОТКРЫТИЕ «ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА»
Учащийся должен
иметь представление:
о новых формах культурной жизни XIX века;
знать:
основные художественные стили XIX века;
крупнейших представителей этих стилей в различных видах искусства;
Эпоха становления капитализма - новая эпоха в развитии европейской художественной культуры. Дальнейшее развитие классицизма. И.В. Гете, И.Ф. Шиллер как представители классицизма в немецкой литературе. Творчество испанского художника Ф.Гойи. Перерождение классицизма в буржуазный академизм.
Романтизм. Обращение его представителей к средневековой культуре, к изображению экзотических стран и загадочных сюжетов. Мечтательность, поэтический склад чувств художников-романтиков.
Литература и живопись. Влияние литературных сюжетов на пейзажную и историческую живопись. Английский поэтический романтизм. Байрон и байронизм. Творчество Вальтера Скотта, Чарльза Диккенса. Романтическое мироощущение литературной Германии. Творчество Генриха фон Клейста, Амадея Гофмана, Генриха Гейне, Б. Шелли. Философ- отшельник Артур Шопенгауэр. Развитие романтизма во Франции. Писатели – женщины Жермена де Сталь и Жорж Санд. Творчество Франсуа де Шатобриана, Альфонса де Ламартина, Александра Дюма. Виктора Гюго. Духовный преемник французских моралистов эпохи Просвещения Стендаль. Влияние романтизма на писателя-реалиста Оноре де Бальзака. Развитие романтизма во французской живописи: Теодор Жерико, Эжен Делакруа.Франсиско Гойя – великий мастер европейского романтизма.
ТЕМА 1.2 ШЕДЕВРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭПОХИ РОМАНТИЗМА
Учащийся должен
иметь представление:
о новых музыкальных формах культурной жизни XIX века;
знать:
крупнейших музыкантов эпохи романтизма;
Французская романтическая музыка. Мейербер, Бизе.
ТЕМА 1.3 ИМПРЕССИОНИЗМ: ПОИСК УСКОЛЬЗАЮЩЕЙ КРАСОТЫ
Учащийся должен
иметь представление:
о новом направлении - импрессионизме;
знать:
крупнейших представителей импрессионизма
Зарождение в 1870-е годы импрессионизма (франц.- впечатление) в живописи и в музыке. В основе - принцип верности природе, но отображение мгновенных впечатлений. полученных художником от природы и окружающей жизни.
Отказ от четких контуров и черных теней. Изображение не самих предметов, а окружающих их света и атмосферы. Стремление «поймать свет на кончике кисти». Пленэр. Творчество Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, К. Писсарро, А. Сислея.
Идеи импрессионизма в скульптуре (Огюст Роден) и в музыке (Клод Дебюсси, Морис Равель).
ТЕМА 1.4 ЭКСПРЕССИОНИЗМ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СТРАХА И ПЕССИМИЗМА
Учащийся должен
иметь представление:
- об экспрессионизме как течении в художественной культуре начала XX в;
знать:
крупнейших представителей экспрессионизма
Возникновение экспрессионизма в Германии. Пессимизм искусства экспрессионизма. Творчество Эдварда Мунка. Объединение художников-экспрессионистов «Мост». Отпечаток нервозности и трагизма в творчестве. Стремление к обострённому болезненному самовыражению. Художники – экспрессионисты Э.Л. Кирхнер, Э. Нольде, О. Кокошка.
Поэзия экспрессионизма. Георг Тракль, Георг Гейм. Бурный всплеск экспрессионизма в театральной драматургии. Георг Кайзер.
Музыкальное искусство экспрессионизма: бунт против абсурдности мира, иррациональные состояния души, пораженной страхом и отчаянием. А. Шёнберг, А. Берг.
Семинарское занятие.
ТЕМА 1.5 МИР РЕАЛЬНОСТИ И МИР «НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»: ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX В.
Учащийся должен
иметь представление:
- об изменениях в художественной культуре начала XX в;
знать:
крупнейших представителей
Глобальные изменения, произошедшие в миропонимании европейского общества на грани XIX-XX в.в. От романтизма к реализму. Крупнейшие мастера реализма – Ги де Мопассан, А. Франс, Р. Роллан. Натурализм Эмиля Золя. Критический реализм Оноре де Бальзака. Интерес реалистов к современности, повседневной жизни, обыкновенным людям. Стремление передавать все существующее - людей, природу,- верно, без искажений и приукрашивания.
Английские неоромантики Стивенсон, Киплинг и Конан-Дойл. Творчество Оскара Уальда. Драматургия Бернарда Шоу. Зарождение в конце XIX в. в Англии самобытного стиля «модерн». В живописи - плавная форма, вытянутые фигуры, подчеркнутые контуры, внешняя декоративность, растительные мотивы в преобразованном виде, Грациозные женские фигуры, крылатые феи. Оформление книги. В архитектуре - нагромождение украшений, помещения различных форм и назначения. Мебель.
Литература Германии. Генрих и Томас Манны.
Нетрадиционные направления в искусстве конца XIX-XX в.в. «Декаданс». Теофиль Готье и «парнасцы». Творчество Шарля Бодлера.
Символизм как искусство, питающееся фантазией. Связь с академическим искусством (фотографическая точность, сухое письмо) и модерном (декоративность, вытянутые фигуры). «Выражение невыразимого» - идеальной потусторонней Красоты. Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Гийом Аполинар, Эмиль Верхарн, морис Метерлинк.
Неоимпрессионизм и постимпрессионизм и европейской живописи. В. ван Гог, П. Гоген, П. Сезанн, Анри де Тулуз – Лотрек. «Фовизм» Анри Матисса. Морис Вламинк и Амадео Модильяни. Кубизм Пабло Пикассо. Наиболее крайнее течение модернизма – абстракционизм. Пит Мондриан, В.Кандинский, К. Малевич. Сюрреализм. Творчество С.Дали.
Связь культуры XIX века с художественными процессами XX века.
РАЗДЕЛ II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX - НАЧАЛА XX В. – 10 ЧАС.
ТЕМА 2.1 ФУНДАМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИКИ: ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Учащийся должениметь представление:
о «золотом веке» русской культуры;
об основных направлениях развития русской философской мысли;
знать:
основные художественные стили XIX века ;
крупнейших представителей этих стилей в различных видах искусства;
XIX век- «золотой век» русской культуры. Славянофильство и западники. Гражданская страстность, вера в великое предназначение человека. Расцвет всех видов искусства, обусловленный подъемом патриотических чувств русского народа. Великая русская поэзия. Байронизм в русской культуре. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Грибоедов. Творчество А.С. Пушкина, М.Ю Лермонтова, Ф.И. Тютчева. Роль Н. Карамзина и А.С. Пушкина в формировании русского национального сознания, русской культуры в целом. Н.В.Гоголь.
«Александровский классицизм» в архитектуре. Казанский собор А.Н. Воронихина. Здание Биржи (арх.- Тома.де Томон). Адмиралтейство Захарова. Возникновение русского ампира. Творчество Карла Росси.
Новая мемориальная пластика. Традиции античной классики. И.П. Мартос и его творения. О. Монферан и создание Исаакиевского собора. Споры «славянофилов» и «западников» и рождение «русско-византийского» стиля архитекторов К.Тона и А. Горностаева.
Школа классицизма в русской живописи. О.А. Кипренский, К.Брюллов. Творчество Тропинина и Венецианова.
Мастера отечественной живописи середины столетия А. Иванов и П. Федотов.
ТЕМА 2.2 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННУЮ ЭПОХУ: ВЕРА В ВЫСОКУЮ МИССИЮ РУССКОГО НАРОДА
Учащийся должениметь представление:
о «золотом веке» русской культуры;
об основных направлениях развития русской философской мысли;
знать:
основные художественные стили второй половины XIX века ;
крупнейших представителей этих стилей в различных видах искусства;
Религиозные и революционно-демократические тенденции в русской культуре. Самобытность русской реалистической школы живописи.
Создание в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок. Многообразие направлений и жанров в творчестве художников-передвижников. Портретисты И. Крамской, И. Репин, Н. Ге, жанровые живописцы В.Перов, Г. Мясоедов, В. Маковский. Лирические пейзажисты А.Саврасов, В. Поленов, И.Левитан, И, Шишкин. Исторические сюжеты В.Сурикова, сказочные сюжеты В. Васнецова.
Самобытность искусства русских художников в контексте основных направлений развития мировой культуры.
Композиторы «Могучей кучки»: М.Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков. Творчество П.И. Чайковского как гения русской музыки. М.И. Глинка и создание русской национальной оперы.
Отечественная архитектура. «Псевдорусский стиль». К. Тон, В.Шервуд, А. Померанцев. Достижения русской скульптуры. Микешин, Опекушин, Антокольский.
Открытие Третьяковской галереи в Москве и Русского музея имени императора Александра III как хранилищ шедевров русской национальной культуры.
Создание в 1898 г. К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко Московского художественного общедоступного театра.
Выдающиеся открытия русских ученых. Чебышев, Ковалевская, Менделеев, Павлов, Лазарев, Пржевальский и др.
XIX век- золотой век русской культуры.
Самостоятельная работа
Ответить на вопросы:
Какими чертами характеризовался художественный стиль классицизм?
Почему классицизм стал вытесняться романтизмом?
Как патриотические чувства русского народа, победившего в войне с Наполеоном, оказали влияние на развитие архитектуры двух столиц – Москвы и Санкт – Петербурга?
Назовите памятник, который числится в реестре национальной скульптуры под №1.
Охарактеризуйте творчество русских художников-реалистов.
Имена каких великих русских композиторов XIX в. вы знаете?
Дайте определения следующим понятиям:
Ампир_______________________________________________________________
Передвижники________________________________________________________
«Могучая кучка»______________________________________________________
Западники____________________________________________________________
Славянофилы_________________________________________________________
План семинарского занятия «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ».
- Отечественные просвещение, образование и наука в XIX в.
Архитектура Москвы и Петербурга.
Золотой век русской классической литературы.
Творчество русских художников-реалистов.
Рождение национальной оперы.
Подготовить реферат по творчеству любого русского поэта, писателя, архитектора, художника или композитора XIX в.
ТЕМА 2.3 ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»: ОТКРЫТИЯ СИМВОЛИЗМА
Учащийся должениметь представление:
о многогранности и противоречивости культурного развития России начала
XX века;
знать:
особенности русской культуры на «стыке веков»;
направления развития русской архитектуры, живописи и литературы.
Особенности русской культуры на «стыке веков». Космологизм как элемент новой картины мира и нового соответствующего осмысления ее (философия Вл. Соловьева, В.Розанова). Декаданс рубежа веков.
Отказ от традиций, выражение художником своей индивидуальности. Многообразие направлений и стилей. Произведения искусства становятся предметом купли-продажи.
Русский символизм (Н. Рерих, М. Врубель, А.Блок). «Мир искусства».
Культура «серебряного века» (Н. Бердяев). Творчество В. Иванова, А.Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта. Расцвет русского театрального искусства. Московский Художественный театр (К. Станиславский и В. Немирович-Данченко). Драматургия А.П. Чехова, создание «новой драмы». В.Качалов, И.Москвин, Л.Леонидов, О. Книппер-Чехова - замечательные русские актеры начала века.
Музыкальная культура начала века. А.Н.Скрябин- выражение философской идеи единства мистического и рационального в музыке. С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин. «Русские сезоны» в Париже - А.Павлова, М.Фокин, А. Бенуа, Дягилев. Балеты Стравинского и декоративные стилизации Бакста.
Значение достижений русского искусства «серебряного века», их мировое значение. Блестящий расцвет философской, экологической и художественной культуры «серебряного века».
ТЕМА 2.4 ЭСТЕТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА И РАННИЙ РУССКИЙ АВАНГАРД
Учащийся должениметь представление:
об авангарде как собирательном понятии самых «левых» экспериментальных творческих направлений культурного развития России начала XX века;
знать:
особенности развития русского авангарда;
имена русских художников и поэтов – авангардистов.
Новаторство во всех областях искусства. Предпосылки русского авангарда («Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Влияние европейского модернизма на творчество жудожников.
Супрематизм- искусство беспредметности (Малевич, Кандинский). Роль формы, цвета и линии.
Эстетический бунт против «общественного вкуса» и футуризм (от лат.-будущее). Манифест Маринетти как образец для манифеста отечественных футуристов. И. Северянин, Б. Пастернак, В. Хлебников, В. Маяковский, А. Кручёных.
ТЕМА 2.5 В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ИДЕАЛОВ: НЕОКЛАССИЦИЗМ И ПОЗДНИЙ РОМАНТИЗМ
Учащийся должениметь представление:
о многогранности и противоречивости культурного развития России начала
XX века;
знать:
особенности русской культуры на «стыке веков»;
направления развития русской архитектуры, живописи и литературы.
Новый тип культуры на основе критицизма. Главное - не разум, а вера .
Рождение модернизма как «искусства выражения». Публикации В.Короленко, А. Серафимовича, Н. Гарина- Михайловского, М. Горького, Л. Андреева, И. Бунина, А. Куприна, В. Вересаева.. Кризис символизма. Возникновение акмеизма (от греч.- цветущая сила), Н. Гумилев, А.Ахматова, О. Мандельштам, М. Волошин и др. Группа поэтов- имажинистов (от фр.- образ), возглавляемая С. Есениным.
Изобразительное искусство. Романтическое мышление в стиле модерн. Сложный декоративный ритм гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен в сочетании со стилизованным растительным узором. Васнецов- возвращение к народным формам красоты, отражение высоких духовных и религиозных идеалов русского народа. М.В. Нестеров и его творчество, приблизившееся к высокому духу природы Достоевского. Абрамцевский кружок- художники- реалисты И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан.
Архитектура модерна. Выбор мотива декоративной стилизации и подчинение ему прочих форм композиций (неоромантизм, неопластицизм, неоклассицизм, рационализм). Ф.О. Шехтель.
Самостоятельная работа
Ответить на вопросы:
Какие выдающиеся открытия были сделаны российскими учёными на рубеже XIX-XX в.в.?
Каковы предполагаемые хронологические рамки «серебряного века»?
Что происходило в образовании на рубеже XIX-XX в.в.?
Какие направления существовали в отечественной литературе «серебряного века»?
Что вам известно о развитии театра в период «серебряного века»?
Дайте определения следующим понятиям:
Футуризм____________________________________________________________
Русский авангард______________________________________________________
Неорусский стиль_____________________________________________________
Купцы-меценаты______________________________________________________
План семинарского занятия «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ».
Наука, техника , образование России на стыке веков
Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях на рубеже XIX-XX в.в.
Художественная культура «серебряного века».
Неорусский стиль в архитектуре, московский и петербургский модерн.
Многообразие направлений в отечественной живописи: символизм, авангард, импрессионизм, реализм, фовизм и др.
Меценатство как феномен отечественной культуры на стыке веков
-
Литературное многообразие начала века.
-
Реализм в литературе (Бунин, Толстой, Чехов, Куприн)
Символисты (Блок, Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Белый)
Акмеизм (Ахматова, Гумилёв, Мандельштам)
Футуристы (Маяковский, Северянин, Хлебников)
-
РАЗДЕЛ III. ЕВРОПА И АМЕРИКА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX В.* - 5 ЧАС.
* Темы, отмеченные звёздочкой, могут изучаться факультативно
ТЕМА 3.1 ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА XX В.: ПОЛЮСЫ ДОБРА И ЗЛА*
Первая мировая война и кризис основных ценностей европейской цивилизации. Модернизм «нового поколения». Франц Кафка. Литература экзистенциализма и её представители: Альбер Камю, Жан Поль Сартр, Джеймс Джойс. Интеллектуальный роман. Т. Манн, Г. Гессе, К. Чапек, У.Фолкнер. Творчество Э. М. Ремарка. Научно-технический прогресс и культура «общества потребления». Расцвет «массовой культуры». Постмодернизм и его представители.
ТЕМА 3.2 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НОТАХ И БЕЗ НОТ*
Размежевание академической музыки и «легких» эстрадных сочинений. Творчество Шёнберга и Г. Малера. Франция и творчество «Шестёрки». Композиторы Испании, Венгрии и Англии. «Музыкальный авангард». Массовые музыкальные жанры. Поп – музыка. Мюзиклы.Рок-н-ролл. Элвис Пресли. Появление первых бит-групп. «Битлз». Рок-оперы.
ТЕМА 3.3 ТЕАТР И КИНОИСКУССТВО XX В.6 КУЛЬТУРНАЯ ДОПОЛНЯЕМОСТЬ*
Стремительное сближение искусства с цены с современной литературой. Б.Брехт и основание «эпического театра». «Театр абсурда». Э. Ионеско, С. Беккет. «Театр жестокости» и «театр смерти». «Антропологический театр». Появление кинематографа. «Великий немой» и Ч.С. Чаплин. Итальянский кинематограф и его представители. Великие имена кинематографа XX века.
ТЕМА 3.4 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АМЕРИКИ: ОБАЯНИЕ МОЛОДОСТИ*
Облик художественной культуры США. Традиционные американские ценности в образах национальной литературы. Творчество Т. Драйзера, Дж. Стейнбека, Э. Хемингуэя, У. Фолкнера. Своеобразный путь развития американского музыкального искусства. Жанры и стили национальной музыки: рэгтайм, блюз, джаз. Архитектура и изобразительное искусство Америки. Новаторство американского кинематографа. Голливуд: мастера и их шедевры.
Искусство Латинской Америки. Литература. Г.Г.Маркес. Живопись. Д.Сикейрос. Функционализм в архитектуре. «Обаяние молодости» искусства Латинской Америки.
РАЗДЕЛ VI. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX В.: ОТ ЭПОХИ ТОТАЛИТАРИЗМА ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ
ТЕМА 4.1.СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 20-Х -30-Х Г.Г.
Учащийся должен
иметь представление:
о советском периоде как о сложном и противоречивом явлении в развитии
культуры XX века;
знать:
об идеологических установках коммунистов по отношению к художественной культуре;
особенности 20-х – 30- г.г в развитии культуры России;
о влиянии тоталитаризма на советскую культуру.
Советский период развития культуры как сложное и противоречивое явление.
Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре. Работа В.И.Ленина «Партийная организация и партийная литература».
Философская категория «классовая тенденциозность» как сущностный момент в восприятии любого культурного явления. Отказ вождей революции признать культурную эволюцию, преемственность культурного развития. Курс на культурную революцию.
Первое октябрьское десятилетие в развитии культуры России. Отрицание значения классического художественного наследия. Классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей культуры. Пролеткульт и РАПП- их концепции формирования новой культуры. Активное противостояние ряда художников новым веяниям — позиция и творчество А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой. О. Мандельштама. Безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала над партикулярным как непреложный закон творчества этих деятелей культуры.
Создание советского режиссерского театра. Вахтангов, Таиров, Мейерхольд.
Тоталитаризм и культура. Социокультурная мифология. Масштабы развития народного образования. Создание массовой сети кинотеатров, музеев, выставок, библиотек, размах книгоиздательского дела.
Эйфорический характер официального искусства. Вера в социалистические идеалы, соединенная с «вождизмом». Распространение социальной трусости во всех слоях тоталитарного советского общества. Первый всесоюзный съезд советских писателей. Объявление «социалистического реализма» основным творческим методом. Моральное и физическое уничтожение целой плеяды «инакомыслящих» деятелей культуры сталинским режимом.
Стойкость и богатство художественной практики 20-30-годов. Роль исторического романа в русской культуре. Романы Тынянова, О. Форш, Шишкова, Яна, А. Толстого. Расцвет детской советской литературы. С.Маршак, К.Чуковский, С.Михалков, А.Гайдар, Л.Кассиль, В.Каверин, Ю Олеша.
Самостоятельная работа
Ответить на вопросы:
Какие цели преследовало советское государство, осуществляя культурную революцию?
Охарактеризуйте сущность понятия «социалистический реализм».
Как развивалось образование в первые десятилетия советской власти?
Какие литературные направления существовали в 20-е г.г. в СССР?
Каким образом архитектурные сооружения должны были пропагандировать торжество социалистической идеологии?
Что такое «культурная эмиграции первой волны»?
Дайте определения следующим понятиям:
Тоталитарная культура________________________________________________
Социалистический реализм_____________________________________________
Конструктивизм_______________________________________________________
План семинарского занятия
1.Политика советского государства в области культуры в первые годы советской власти.
1.1 Ленинский план монументальной пропаганды.
1.2 Многообразие художественных течений в 20-е г.г. XX в.
1.3 Образование и воспитание нового советского человека.
2.Курс на культурную революцию.
2.1. Метод «социалистического реализма».
2.2 Уничтожение исторических памятников.
2.3 Репрессии в отношении инакомыслящих в области культуры.
ТЕМА 4.2 СМЫСЛ ВЫСОКОЙ ТРАГЕДИИ: ОБРАЗЫ ИСКУССТВА ВОЕННЫХ ЛЕТ И ОБРАЗЫ ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.
Учащийся должениметь представление:
об особенностях культуры военных лет;
знать:
образы искусства военных лет;
представителей искусства, их творчество.
Культура в годы Великой Отечественной войны. Искусство военных лет, которое во многом восстановило «распавшуюся связь времен», воссоединив в непрерывную цепь отечественной истории героическое прошлое и настоящее, традиции и современность. Советская литература в годы войны. К. Симонов, А. Твардовский и их творчество. Поэты и писатели – фронту. Н.Тихонов, Э Багрицкий, Ю. Друнина, О. Берггольц, А. Сурков, А. Прокофьев, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, С. Гудзенко, М. Дудин и др. Драматургия.
Песня на войне. Концерты – фронту.
Изобразительное искусство. Политический плакат и творчество Кукрыниксов. Военная тема в работах А. Дейнеки, П. Корина. Роль советской кинематографии в воспитании чувств патриотизма и веры в победу. Седьмая симфония Д.Шостаковича. Драматизм и трагизм советской культуры. Продолжение освоения военной темы в послевоенное время - романы А.Фадеева и Б. Полевого.
Семинарское занятие.
ТЕМА 4.3. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И «РУССКАЯ» ТЕМА В СОВЕТСКОМ ИСКУССВЕ ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ»
Учащийся должениметь представление:
об общечеловеческих ценностях в советском искусстве периода «оттепели»;
знать:
представителей советского искусства конца 50-60 –х г.г , их творчество.
Саморазоблачение сталинского режима. Социокультурная ситуация конца 50 - 70-х годов XX века в России. Интенсивность и динамизм художественного процесса. Политическая и культурная «оттепель».
Бурное развитие научно-технического прогресса и его влияние на формирование культуры «оттепели». Стремление художников в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени. Творчество В. Шукшина, Ю, Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, А. Вампилова, В Розова, А. Володина, В.С. Высоцкого.
Тема сталинских репрессий в советской культуре. Пастернак, Шаломов, Приставкин, Дудинцев, Рыбаков.
Тема войны в прозе и кинематографе (прозаики В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов, В.Кондратьев, кинорежиссеры Г.Чухрай, С. Ростоцкий).
Рождение «деревенской прозы»- В.Астафьев, В.Белов, Ф. Абрамов, В.Распутин. Общечеловеческие проблемы в их творчестве.
Проблема взаимоотношения человека и природы и ее отражение в литературе и кинематографе.
Феномен А.Солженицына. Классика инакомыслия. Создание молодых театров-студий «Современник» и «Таганка». Журнал «Новый мир» под руководством А.Т.Твардовского.
«Шестидесятники». «Самиздат» и «тамиздат» . Феномен авторской песни. А. Галич, Ю. Визбор, Б. Окуджава, В. Высоцский. Драматургия и поэзия 60-х Б. Ахмадуллина, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский. А. Эфрос, О. Ефремов, Ю. Любимов.
Кинематограф 60-х. Комедии Л. Гайдая и Э. Рязанова.
ТЕМА 4.4 ПРОТИВОРЕЧИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XX – ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI В.
Учащийся должениметь представление:
об особенностях развития социокультурной ситуации 70-90-х годов в России;
знать:
основные проблемы, поставленные искусством этого периода;
представителей культуры и искусства 70-90-х годов, их творчество.
Советская культура 70-90-х годов века. Идея покаяния. Обращение художников к таким формам художественно- образного мышления, как притча, миф, символ. «Плаха» Ч.Айтматова и «Покаяние» Т. Абуладзе.
Восстановление Храма Христа Спасителя, строительство церквей.
Возникновение мощного потока «возвращенной» художественной культуры. Наметившаяся тенденция новой концепции человека и мира, где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально- историческое.
Самостоятельная работа
Ответить на вопросы:
Какие перемены к лучшему произошли в культурной политике периода «оттепели»?
Каких успехов добился советский кинематограф периода «оттепели»?
Что нового появилось в театральном искусстве в это время?
Чем характеризовалась культурная политика «застоя»?
Как появилась вторая волна эмиграции?
Дайте определения следующим понятиям:
«Оттепель»__________________________________________________________
Диссидентство_______________________________________________________
Авторская песня______________________________________________________
«Самиздат» и «тамиздат»______________________________________________
«Застой» в искусстве___________________________________________________
Постсоветский период_________________________________________________
План семинарского занятия
1.Культура периода «оттепели»
1.1 Перемены в культурной политике
1.2 Новая тема в искусстве.
2. Культура периода «застоя»
2.1 Культурная политика времени «застоя».
2.2 Эмиграция деятелей культуры.
2.3 Официальное и неофициальное искусство периода «застоя».
2.4 Авторская песня.
2.5 Отечественная рок-культура.
3. Культура периода реформ
3.1 Культура периода «перестройки» и распада СССР
3.2 Особенности отечественного искусства в переломный период.
ТЕМА 2.9 Современное состояние отечественной культуры.
Учащийся должен
иметь представление:
о современном периоде отечественной культуры как о сложном и противоречивом явлении в развитии культуры XXI века;
знать:
о насущных проблемах культуры современной России;
о культурных достижениях отечественной культуры первых лет XXI в.
Особенности социокультурной ситуации первых лет нового века. Новые пласты духовной культуры в запрещённых ранее художественных произведениях.
Кризис материальной базы отечественной культуры. Взаимодействие культуры и рынка. Коммерциализация культуры.
Фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры, формировании новых потребностей, новых форм жизни, культурных стереотипов.
Изменение модели личности (из замкнутой, статичной личность нового века становится динамичной). Массовая культура и развитие молодежных субкультур.
Развитие отечественных средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, периодика, Интернет и т.д.). Внедрение новых информационных технологий.
Достижения современной отечественной художественной культуры – театр, кино, литература, архитектура, живопись, наука, образование.
Самостоятельная работа
Дайте определения следующим понятиям:
Социокультурный кризис______________________________________________
Кич_________________________________________________________________
Постмодернизм_______________________________________________________
Субкультура__________________________________________________________
План семинарского занятия ( занятие проходит в форме диспута)
1.Культурные процессы в условиях деструкции советского общества.
1.1 Феномен гласности и его последствия для культуры
1.2 «Публицистическая волна» в средствах массовой информации.
1.3 Социокультурный кризис и «варваризация» культуры постсоветского времени.
2. Культурные тенденции и феномены современной культуры России
2.1 Парадоксы современной отечественной литературы.
2.2. Новые черты культурного творчества в театре и кино.
2.3 Молодежные субкультуры и их особенности в России.
3. Поиск ресурсов культурного развития России.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен
знать (понимать) основные виды и жанры искусства, изученные направления и стили мировой художественной культуры, шедевры мировой художественной культуры, особенности языка различных видов искусства;
уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре, выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития, организации личного и коллективного досуга, выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства, самостоятельного художественного творчества.
Характеристика видов контроля качества знаний по МХК
Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др. При преподавании МХК предусмотрены разнообразные формы контроля в течение учебного года: устный и письменный опросы, написание сочинения (эссе), тестирование, выступления с сообщениями, докладом, составление компьютерных презентаций. Итоговый контроль в форме тестирования осуществляется в конце учебного года (после прохождения всего учебного курса).
Критерии оценивания учащихся
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может привести необходимые примеры.
Оценка «4» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может привести необходимые примеры, но допускает 1 – 3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает ошибки в определении понятий, не приводит примеры.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал.
Оценка письменных работ учащихся:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно (допустима 1 неточность).
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 1/2 заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил правильно более половины заданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ
Литература для учащихся:
1) Учебник «Мировая художественная культура». 10 кл. (базовый уровень) / Г.И. Данилова.- М.: Дрофа, 2008.
2) Учебник «Мировая художественная культура». 10 кл. (базовый и профильный уровни) / Л.А. Рапацкая.- М.: ВЛАДОС, 2007.
3) Справочник школьника «Мировая художественная культура» / сост. Ф.С. Капица, Т.М. Колядич.- М.: Филологическое общество «Слово», Центр гуманитарных наук при факультетете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996.
4) Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Литература для учителя:
1) Приложение к газете «1 сентября» - «Искусство»
2) Мировая художественная культура. 10 кл. Поурочные планы / Сост. А.В. Хорошенкова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
3) Мировая художественная культура. 10 класс: поурочные планы / авт.-сост. Ю.Е. Галушкина. - Волгоград: Учитель, 2007.
Интернет-ресурсы: http://www.if-art.com/ - галереи живописи, фотографии и скульптуры. Живопись конца XIX – XX вв.; http://www.wco.ru/icons/ - «Виртуальный каталог икон»; http://www.visaginart.narod.ru/ - галерея ИЗО по эпохам и стилям; http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы; http://www.huntfor.com/arthistory/ - обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений по периодам и художникам; eart.by.ru - иллюстрированный словарь по искусству; artcyclopedia.com - иллюстрированная энциклопедия по искусству; http://www.museum.ru - портал музеев России, переход на официальные сайты музеев городов России; http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира. Дополнительную информацию по методике преподавания искусства и МХК можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Баткин А. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.-М.: 1989.
Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов под ред. Е.В. Попова.
М.: Владос, 1997.
Григорьев В. Наука и техника в контексте культуры.-М.: 1989.
Древние цивилизации.-М.: Мысль,1998.
Зезина М.Р. История русской классической культуры.-М.: Высшая школа,1990.
Зарецкая Д.М., Смирнова Т.В. Мировая художественная культура.-М.: 1999.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие.-М,:
Издательский центр «Академия», 1999.
Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М,: 1998.
Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. А.Н. Марковой.-
М.: Культура и спорт, 1995.
Культурология. Под ред. проф. Драча Г.В. –Ростов-на Дону, Феникс.1998.
Культурология: Словарь. –М.:1999.
Мень А. История религии.-М.: 1996.
Пуляев В. Российская культура и реформирование общества.-«Социально-политический журнал», 1995, №2.
Радугин А.А. Культурология. Учебное пособие.-М.: ЦЕНТР, 1998.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.-М: Наука,1981.
«Серебряный век» русской литературы.-М.: 1998.
Черняк В. Семь чудес света и другие.-М.: 1993.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Аудиокассеты с записями классической музыки русских и зарубежных композиторов.
Видеокассеты с записями передач «Сокровища Третьяковской Галереи», «Сокровища Русского музея», «Загородные дворцы Петербурга», «Город на Неве», «Судьбы русских художников», «Гамлет» и др. Многочисленные репродукции и другие материалы