Мой край

1
0
Материал опубликован 9 December в группе






Дополнительная общеобразовательная программа

туристско-краеведческой направленности

«Краеведение и исследовательская деятельность»

рабочая программа на тему:




«Мой край»

Уровень усвоения: базовый

Возраст обучающихся: 15-18 лет

Срок реализации: 1 год




Автор составитель: педагог дополнительного образования О.В. Шипунова









п. Ванино


2024 год

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка……………………………………………..3


Цель и задачи…………………………………………………………7


Учебный план………………………………………………………...8


Содержание учебного плана………………………………………..12


Планируемые результаты………………………………………….19


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Условия реализации программы…………………………………20


2.2. Методические материалы …………………………………………..21


2.3. Список литературы…………………………………………………...22























Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Программа объединения «Мой край » предназначена для обучения активистов образовательного учреждения основам краеведения , в рамках дополнительного образования.

Программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273;

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи.»;

- Приказа КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П «Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае»;

- Концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Хабаровском крае, утверждённой распоряжением правительства Хабаровского края от 05.08.2019г.

- Распоряжения Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 1321 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края».



на основании методической и краеведческой литературы.









Направленность программы: туристическо-краеведческая.

Программа «Мой край.» способствует:

вовлечению студентов в исследовательскую, краеведческую, творческую деятельность, что создает условия для эмоционального и интеллектуального развития личности.

обеспечивает социально-значимую и общественно-полезную деятельность обучающихся в культурной жизни поселка и Хабаровского края.

создаёт условия для культурного самоопределения личности обучающегося.

обеспечивает занятость детей вне уроков, являясь одним из способов решения этой острой социальной проблемы.

реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования.

Ориентирована на:

становление у учащихся научного мировоззрения,

освоение методов познания мира.

Занятия способствуют развитию познавательной активности, углублению знаний, совершенствованию навыков по краеведению; формированию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности.

Обучающиеся учатся находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность.

Программа предлагает широкий спектр тем для проектной и учебно-исследовательской деятельности, дающий возможность проявить себя в интересующей области: ставить цель работы, искать пути ее достижения, добиваться результата, анализировать, делать выводы, представлять свою работу на мероприятиях различного уровня.

Работая над проектом или исследованием, учащиеся используют свои знания для решения прикладных задач, что повышает их мотивацию к учебе и влияет на профессиональный выбор в будущем.


Актуальность программы:

В современный период развития общества наблюдается кризис духовности, нравственности, что является одной из глобальных проблем человечества. Наиболее подвержены негативному воздействию дети, подростки, молодежь. Через приобщение к изучению родного края, через знакомство с формами и целями подлинных предметов истории и искусства происходит формирование ценностно-ориентировочной основы личности.

Программа краеведение – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования общественной активности обучающихся, их исследовательских умений и навыков, творческих способностей.

Изучению истории края принадлежит важная роль в создании системы патриотического, нравственного воспитания, которое предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей: уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранение традиции своей страны, своего учебного заведения.

Историко-краеведческая деятельность, являясь одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивает активность, сотворчество, самостоятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и показа предметов и коллекций по истории края начального и среднего профессионального образования района, колледжа, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Все знают, какой притягательной силой для человека обладает нераскрытое прошлое, возможность быть исследователем, а также общение со сверстниками и взрослыми на равных, умение выражать свои мысли, самовыражение и самоутверждение в нашем сложном мире.

Направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал студентов, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию практических навыков, помогает реализовать потребность в общении и самореализации через занятия и экскурсии, тренирует память.

Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших примерах героического и трудового прошлого предшествующих поколений. Это помогает, разобраться в огромном количестве современной информации, показывает, что хорошие поступки возвышают человека, делает его чище и благороднее.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Занятия в творческом объединении дают возможность каждому из обучающихся удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, получить оценку и общественное признание в творческом объединении, в колледже, в городе, округе, в России. Увлеченные любимым делом студенты высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.

Отличительные особенности программы:

На занятиях осуществляется психологическая и практическая подготовка обучающихся к выбору профессии, а навыки, полученные на занятиях в творческом объединении, пригодятся в будущем.

Программа «Мой край»

способствует вовлечению детей в исследовательскую, краеведческую, творческую деятельность, что создает условия для эмоционального и интеллектуального развития личности;

обеспечивает социально-значимую и общественно-полезную деятельность обучающихся в культурной жизни поселка и Хабаровского края;

создаёт условия для культурного самоопределения личности, обучающегося;

обеспечивает занятость детей вне уроков, являясь одним из способов решения этой острой социальной проблемы.

Именно для того, чтобы человек, наделенный способностью и тягой к исследованию, развитию своих коммуникативных способностей, мог овладеть умениями и навыками исследования, само реализоваться в творчестве, краеведческой работе, научиться общаться с различными категориями людей, разработана программа дополнительного образования детей «Мой край», направленная на духовное развитие обучающихся.



Адресат программы: программа рассчитана на проведение занятий с обучающимися 15-18лет, получающими образование

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 120 учебных часов.

Особенности организации образовательного процесса: образовательный процесс проходит в разновозрастной группе постоянного состава. Занятия могут проходить как в колледже (аудитории, библиотека, актовый зал), так и вне его (районный краеведческий музей, районный архив, районная библиотека). На занятия могут быть приглашены преподаватели истории, русского языка и литературы, социальный педагог, сотрудники районных музея и архива, местные краеведы.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, по 2 академических часа. Общая нагрузка в неделю – 2 часа. Общая годовая нагрузка – 120 часов.



















Цель и задачи программы:

Цель программы – целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребенка путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России в процессе вовлечения обучающихся в деятельность по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия родного края средствами музейной деятельности.

Задачи: воспитание обучающихся на боевых и трудовых традициях русского народа, углубление и расширение знаний по истории Отечества, родного края, колледжа и семьи;

Личностные – воспитание личности, обладающей умениями анализировать окружающую действительность, осознающей свое место в историко-культурных процессах; уважающей традиции и обычаи своего и соседних народов, а также нормы, сложившиеся в образовательном учреждении; воспитание активной жизненной позиции и высоко нравственных идеалов у подрастающего поколения.

Метапредметные – развитие образно-эмоциональной сферы, аналитического мышления, внимания, формирование информационной культуры (умений понимать, собирать, хранить информацию). Развитие познавательного интереса к истории, обычаям, традициям своего учебного заведения, его семейным династиям, истории родного края; приобретение практических знаний, умений и навыков в области поисково-собирательной, исследовательской музейной и самостоятельной работе.

Образовательные – формирование основных навыков музейной деятельности (изучение, обработка, учет и хранение собранного материала), навыков поиска информации с использованием различных источников (библиотека, архив, образовательный ресурс сети Интернет); формирование у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности.


















1.3. Учебно-тематический план

Название модуля

всего

теория

практика

1

Введение

2

1

1

2

Раздел 1. Краеведение. Основы исследовательской деятельности.

16

5

11

3

Раздел 2. Край мой родной.

44

24

20

4

Раздел 3. Знаменитые земляки.

16

8

8

5

Раздел 4. История становления и развитие профессионального образования в Ванинском районе.


12

6

6

6

Раздел 5. Послевоенное развитие Ванинского района.


14

6

8

7

Раздел 6.Современное развитие Ванинского района.

14

6

8

8

Итоговое занятие

2

1

1


ИТОГО

120

57

63











Содержание учебного плана

1.Введение. Направление работы творческого объединения «Мой край»

Основные направления туристическо-краеведческого объединения. Цели, задачи, объединения «Мой край родной». Теоретические занятия: Беседа о курсе. Планы на учебный год. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Материалы и инструменты.

Практические занятия: входная диагностика.


Практические занятия. Основные направления работы актива кружка, план работы на текущий учебный год. Изучение творческих работ, участвовавших в краеведческих конкурсах.

1 Раздел. Краеведение . Основы исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность. Основные направления деятельности.

Основные направления туристической и краеведческой работы техникума. Экспозиционная и просветительская работа как основные показатели работы.

Практические занятия. Изучение документации. Знакомство с фондами. Ведение учетной документации. Ведение экскурсий и туристических походов.

План работы на год.

Основные компоненты плана работы исследовательской деятельности на год.

Практические занятия. Составление плана поисково-собирательской деятельности на текущий учебный год. Определение объектов источников. Выполнение тренировочных и практических заданий по деятельности.

Культурное и историческое наследие. Краеведение в системе исторических наук.

Беседы, конспекты.

Музей и его предназначение. Беседы, проведение экскурсии.

Организация поисково-собирательской работы. практические задания экскурсии как основной вид массовой работы.

Раздел 2. Край мой родной.

2.1. Исследовательская работа родного края.

Практическая работа, экскурсии.

2.2. Основные вехи в истории Хабаровского края

Прошлое Хабаровского края, Преобразования на родной земле.

Практические занятия. 

Изучение литературы по краеведению.

Знакомство с музеями Хабаровского края.

Составление альбома «Хабаровский край – история и современность»

Хабаровский край в годы Великой Отечественной войны

Практические занятия. Изучение литературы по теме. Просмотр кинофильма «Огненная Дуга». Составление альбома или презентации по теме.

Символы Хабаровского края  

Традиционные и оригинальные символы Хабаровского края.

Практические занятия. Знакомство с результатами конкурса Символы Хабаровского края. Разработка художественного выражения символа дальневосточной земли.

2.3. Этнография родного края

История костюма

Традиции русского народного ткачества. Характерные особенности народного комплекса одежды.

Практические занятия.

 Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Сравнительная характеристика с русским народным костюмом и народным костюмом крайнего севера. Подготовка эскизов народного костюма и народов крайнего севера. Выставка кукол в народных костюмах. Подготовка мультимедийной презентации по теме.

Фольклор

Виды и жанры народов северного фольклора. Местный фольклор как часть народной культуры России.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Подбор характерных произведений местного фольклора. Экспедиции по сбору пословиц и поговорок, сохранившихся в народной среде. Подготовка творческого отчета по теме.

Традиции и обычаи

Народная культура как часть общерусской культуры. Традиции и обычаи русского народа и народов севера.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Составление календаря народных праздников родного края. Подготовка творческого мероприятия, посвященного народным традициям. Составление социологического опроса на тему «Народные традиции в жизни современного человека». Проведение викторины.

2.4. Заселение земель

Практические занятия. Туристические походы, экскурсии.

Природно-географические особенности Ванинского района

Природа и география Ванинского района.

Особенности природного и географического положения района. Почвы, климат, водные ресурсы. Растительный и животный мир ВАНИНСКОГО района. Социально-экономические показатели района, население, экология.

 Составление списка внесенных в Красную книгу России и Хабаровского края растений и животных. Составление презентации «География и природа Хабаровского края». Фотоконкурс – «Красота моей малой родины».



Раздел 3. Знаменитые земляки.

Известные Ванинцы– деятели искусства и культуры .

Деятели искусства и культуры родного края.

Практические занятия. Составление списка известных людей. Подбор литературы. Составление мультимедийной презентации.


Изучение биографии. Памятные места на родной земле.

Практические занятия. Подбор литературы по теме. Составление мультимедийной презентации. Проекты «Святой земли родной»,


Изучение биографии и творчества

Практические занятия. Подбор песен и литературы по теме.Составление мультимедийной презентации.

Биография и творчество знаменитого композитора.

Практические занятия. Составление аудио каталога произведений композитора. Памятник композитору. Подбор литературы по теме. Составление мультимедийной презентации.

Литературный родной край.

Знакомство с биографией и творчеством поэтов и писателей родного.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Определение тем и маршрутов экскурсии.

Составление каталога наиболее знаменитых скульптурных произведений в п. Ванино. Составление видео экскурсии.

3.2. Отчизны верные сыны. Земляки –Герои Советского Союза. Участники и ветераны ВОВ. Практические занятия

Воины-афганцы, уроженцы и жители Советско-Гаванского и Ванинского районов

Афганская война (1979 – 1989), участие советских войск в локальном конфликте.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Составление списка воинов-афганцев, уроженцев Советского района. Подготовка сценария тематического вечера. Тематический вечер «Пламя Афганистана».


История и развитие конфликта в Чечне, наведение конституционного порядка (1992 – 1999), участие войск в конфликте.

Практические занятия. Изучение краеведческой и общеисторической литературы по теме. Поиск участников чеченских войн. Интервью с участниками событий. Составление тематической презентации или альбома.


Раздел 4. История становления и развития профессионального образования в Ванинском районе.


Практические занятия, видео презентации, проведение экскурсий.

4.1. Истоки становления и развития профессионального образования.

Практическая работа проведение экскурсий.

4.2 Ванинский межотраслевой колледж (Центр опережающей профессиональной подготовки): история и структура.

Практическая работа

Презентация.

Реферат.

4.3. Наши выпускники. Ими гордится колледж.

Практическая, исследовательская работа.

Фотоальбом, презентация.


Раздел 5. Послевоенное и современное развитие Ванинского района.


Практическая, тематическая подготовка исследовательских и творческих проектов.

5.1. Образование поселка и района. Строительство железной дороги и порта.

Практическая, исследовательская работа просветительская работа в музеях и центральных библиотеках.

Топонимика

История семьи – история Родины (генеалогические исследования в краеведении)

Семейный альбом – хранитель истории семьи.

Знакомство с наукой генеалогией. Принципы и методы генеалогического исследования.

Практические занятия. Работа с понятиями семейного родства. Составление словаря. История имён. Происхождение прозвищ и фамилий.

История, ставшая легендой моей семьи.

История семьи как часть истории малой родины и Отечества на примере знаменитых земляков.

Практические задания. Мои предки – участники исторических событий Отечества. Война в истории моей семьи. Составление презентации «История, ставшая легендой семьи».

Составление семейного альбома.

История фотоискусства и его распространение в обыденной жизни.

Старинная семейная фотография. Знакомство с семейными фотографиями. Работа с фотографиями, составление альбома. Презентация «Моя семья». Написание статьи о своей семье.

Составление генеалогического древа

Методика составления родословной семьи: пошаговая инструкция.

Изучение истории семьи. Составление родословного древа. Презентация родословной «История моей семьи».

Семейные реликвии

Общее и различное в понятиях «музейный предмет», «предмет музейного значения», «семейная реликвия».

Практические задания. История одного дня из жизни семьи. Семейные династии. Дорогая сердцу вещь – семейные реликвии.

Мои знаменитые предки.

Основные вехи в народной истории.

Практические задания. Выявление знаменитых родственников краевого районного, или государственного масштаба. Составление анкет и плана беседы. Работа в архиве и библиотеке. Встречи с родными и составление интервью.

Семейные праздники и традиции

Праздники в истории государства и повседневной жизни людей.

Практические задания. Семейные праздники и традиции. Беседа с родными о семейных традициях. Составление презентации – «Праздники моей семьи»

Работа с научно-исследовательской и краеведческой литературой. Составления каталога названий населённых пунктов. Изучение истории происхождения названия родного поселка. Составление мультимедийной презентации «Топонимика – наука о названиях»


5.2 Ванинский район в годы ВОВ.

Практическая и исследовательская работа.

Работа в архиве и библиотеке. Встречи с родными и составление интервью.

День Победы – 9 мая 1945 года.

Практические задания. Составление сценария музыкально-литературной композиции «Мы помним о войне». Составление маршрута автомотопробега. Создание информационных буклетов.

5.3. Памятники истории и культуры на территории Ванинского района.

Православные храмы.

Памятники Победы на родной земле

История возведения памятников на родной земле.

Практические задания. Работа в музее с каталогом памятников, возведенных в честь воинов-освободителей и уроженцев – участников Великой Отечественной войны. Составление картотеки «Есть такой памятник!»

Благоустройство памятников погибшим воинам.

Определение памятников, на территории которых необходимо навести порядок.

Практические задания. Трудовой десант – наведение порядка на территории памятников и братских могил.

Альбом: память на Ванинской земле

Методика создания фотоальбома. Определение маршрутов фотодесанта.

Практические задания. Поездки по памятным местам. Сбор фотоматериала.

Маршрут Победы.

Памятники Победы на родной земле

История возведения памятников на родной земле

Великая Отечественная война и послевоенное восстановление родного района.

Практические задания. Работа в музее с каталогом памятников, возведенных в честь воинов-освободителей и уроженцев – участников Великой Отечественной войны. Составление картотеки «Есть такой памятник!»

Благоустройство памятников погибшим воинам

Определение памятников, на территории которых необходимо навести порядок.

Практические задания. Трудовой десант – наведение порядка на территории памятников и братских могил.

Альбом: память на Ванинской земле

Методика создания фотоальбома. Определение маршрутов фотодесанта.

Практические задания. Поездки по памятным местам. Сбор фотоматериала.

Маршрут Победы

День Победы – 9 мая 1945 года.

Практические задания. Составление сценария музыкально-литературной композиции «Мы помним о войне». Составление маршрута автомотопробега. Создание информационных буклетов.

Авто мотопробег

Определение маршрута автомотопробега по территории Ванинского района.

Практические задания. Автомотопробег по территории Ванинского и Советско-Гаванского района.

Итоговое повторение 

Конкурс научно-исследовательских и творческих проектов. Проведение викторины.




Планируемые результаты:

В ходе реализации программы, обучающиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы объединения.

Требования к знаниям и умениям:

1. овладение приемами исследовательской работы, обработки полученных материалов,

2. организация и проведение экскурсий, выставок, внеклассных мероприятий,

3. знание культурных традиций и истории своего края, колледжа, семьи.

4. формирование устойчивого интереса учащихся колледжа к деятельности краеведческого кружка.

Компетенции и личностные качества:

Компетенции, которые формируются в процессе работы объединения:

1. широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;

2. стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

3. умение рационально использовать время, планировать свою работу;

4. умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

5. способность творчески мыслить и рассуждать;

6. способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах 

Личностные качества:

1. высокие моральные стандарты;

2. физическое и психологическое здоровье;

3. внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность;

4. отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;

5. оптимизм, уверенность в себе.

6. контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей;

7. инициативность, способность сконцентрироваться на главном;

8. умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностными результатами обучающихся;

- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- умение использовать знания в повседневной жизни;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит;

- умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;




- познавательный интерес к основам культуры питания.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

Регулятивные:

- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством педагога) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

- умение узнавать изученные объекты и явления живой природы;

- умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации.

Коммуникативные:

- умение планировать в сотрудничестве с педагогом и обучающимися свою деятельность;

- умение формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию;

- умение задавать вопросы;

- умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.

Одним из способов определения результативности могут стать итоги участия членов объединения в школьных, районных и областных краеведческих викторинах, конкурсах, конференциях.



Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Условия реализации программы

1.Материально-техническое обеспечение:

- наличие уголка для музейной экспозиции;

- наличие фондов для музейной комнаты;

- компьютер;

- экскурсионный и краеведческий материал.

2. Информационное обеспечение:

В реализации программы принимают участие сотрудники районного краеведческого музея, представители районных общественных организаций, а также преподавателей истории и других общественных дисциплин в колледже, библиотекари.

Формы аттестации:

Для определения результативности освоения программы используются следующие формы контроля: беседа, практические задания, написание творческой работы, проведение экскурсий, разработка мультимедийных презентаций, викторины, подготовка исследовательских и творческих проектов, конкурсы, разработка мультимедийных презентаций.

Методические материалы

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, проблемные, игровые, дискуссионные, проектные.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: групповая.

Формы организации учебного занятия: форма организации учебного занятия зависит от темы и целей занятия и может быть в виде лекции, беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, выставки, защиты проектов, акции, игры, конкурса, конференции, лабораторного или практического занятия, презентации, семинара.

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология коллективной творческой деятельности.


Список литературы:

Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. – М., 1980.

Альманах. Из истории профессионального образования России. – Подольск, 2003.

Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.

Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея .

Китаев З.И., Терентьева А.О. Общее музееведение. – М.,1967.

Методика историко-краеведческой работы: Пособие для учителя. – М, 1982.

Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.

Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для вузов по специальности «История». – М.: 1962.

Новоселова А.С. Зобачева Р.Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности. – Пермь, 2000.

Огоновская А.С. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогики// Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.

Панкратова Т.Н. Методика создания в колледжах музеев профессий – М., 2007.

Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.

Свиридова Н.В. Историческое образование школьников средствами музейной педагогики// Фестиваль педагогических идей. Открытый урок – М., Просвещение, 2005.

Сборник нормативно-правовых материалов в помощь организаторам музеев.



Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. – М., 2003.

Туманов В.Е. Некоторые проблемы школьного краеведения Москвы. /Краеведение Москвы: научн.-мет. материалы в помощь  краеведам. Под ред. Л.В. Ивановой и С.О. Шмидта. – М.: 1990.

Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. – М., 2002.

Школьные музеи. Из опыта работы. – М., 1977.

Элькин Г. К., Огризко 3. А. Школьный музей: Пособие для учителей. – М., 1972.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.