Мой предмет в жизни моих учеников
Мой предмет в жизни моих учеников.
«Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому».
М. Монтень.
В век компьютеризации, информатизации и модернизации образования не говорить о роли предметов в жизни наших учеников мы не можем. Сегодня модель выпускника сводится к высоко нравственной, всесторонне развитой личности, способной самоопределяться, личности, полностью подготовленной к жизни в современном обществе. Да, большую роль в развитии ученика играет школа. Способствует этому учебно-воспитательный процесс, в основе которого - базисный учебный план, включающий ряд необходимых изучаемых предметов с отведенными для их изучения часами. С каждым годом количество предметов, изучаемых в школе, увеличивается. И каждый учитель считает свой предмет важным; будь то математика, история или физика: но чаще всего, совсем по-другому думают наши ученики. Каждый человек в жизни ставит для себя цели и выбирает средства их достижения. Качество целей и формы их достижения могут мешать окружающим или наоборот. Что выбирает современный человек, вчерашний ученик? На этот вопрос отвечать трудно, а порой и страшно. Поэтому отвечая на вопрос о роли своего предмета в будущей жизни ученика, могу утверждать одно. Иностранный язык был, есть и будет необходимым средством коммуникации в современном обществе. Общество не может жить, не пользуясь языком, этим важнейшим средством человеческого общения. Нет ни одного вида деятельности людей, в котором не применялся бы язык для выражения их мыслей, чувств и воли, для достижения, взаимопонимания между ними. В настоящее время, когда контакты с другими странами становятся всё теснее, знание иностранных языков играет важную роль. Современный человек должен хорошо знать, по меньшей мере, один иностранный язык, потому что взаимопонимание между народами имеет большое значение для мирного сотрудничества. Без знаний иностранных языков это сотрудничество почти невозможно. Сейчас развиваются различные формы международного общения: международные встречи, выставки, спортивные мероприятия, совместный бизнес. Обмен школьниками и студентами тоже сюда относится. Это хорошие предпосылки для изучения иностранных языков. Нелегко в совершенстве овладеть иностранным языком, но нужно усердно работать. Кто хочет, тот добьётся. Люди изучают иностранные языки по разным причинам. Одним они нужны в работе, другим для путешествий за границу, третьи делают это из интереса. Но в любом случае знания языков обогащают нашу жизнь. Они делают возможным чтение иностранной литературы, общение с представителями других стран, знакомство с их культурой, традициями, историей, экономикой, наукой и техникой. Есть много профессий, где нельзя обойтись без иностранных языков.
Но кто же может помочь ученику правильно расставить приоритеты в жизни? Учебный процесс – это двусторонний процесс – “учитель и ученик”. Есть такая английская пословица “можно привести лошадь к водоему, но заставить ее пить нельзя”. Это об образовании. Если учитель желает научить, а ученик желает научиться, то успех гарантирован. Работа учителя направлена на формирование личности учащегося, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Учитель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения. Основная цель обучения иностранного языка – развитие у учащихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Порой возникают трудности мотивировать ребенка на изучение иностранного языка, заинтересовать его своим предметом, и объяснить ему, что эти знания пригодятся в будущей жизни. Поэтому очень много времени приходится уделять мотивации к изучению своего предмета. Не умаляя сложности предмета, пытаемся вселить в них уверенность, что выучить иностранный язык и общаться на нем под силу каждому, было бы желание и неукоснительное выполнение 3-х требований: а) внимание на занятиях; б) систематическая работа (а не от случая к случаю); в) раскрепощенность при общении – можно говорить все, что ты думаешь, если даже твое мнение не совпадает с мнением коллектива даже с мнением самого учителя. Атмосфера на занятии должна быть комфортной, доброжелательной, над ошибками друг друга ни в коем случае не смеемся, а исправляем корректно, не обижая говорящего. В противном случае, ученик замкнется и ни о каком общении в дальнейшем не может быть и речи. Учитель на занятии – только партнер по общению, помощник, сотрудник, а не диктатор. Стиль общения с учащимися должен быть демократичный. Достичь этих целей нам помогают ролевые игры, нестандартные уроки, видеоуроки, создание портфолио, использование информационных технологий, постановка сценических миниатюр, проектная деятельность. А еще – участие в различных конкурсах, олимпиадах и мероприятиях на иностранном языке. Благодаря этому удается привлечь внимание к изучению иностранных языков и повысить мотивацию к изучению иностранного языка. Включить учащегося в реальную языковую коммуникацию позволяет также работа над различными проектами; она создает максимальные условия для проявления творческих, интеллектуальных возможностей учащихся. Учитель также помогает вступить во взрослую жизнь, учит уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывает нравственные понятия в души своих учеников.
Немецкий педагог, живший в середине 19 века, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». Об этом нужно помнить учителям, имеющим большой стаж и учителям только начинающим свою творческую деятельность. Очень важно с первой же встречи найти правильный тон с учеником. Необходимо помнить, что даже у маленького ребёнка, есть самолюбие и чувство собственного достоинства, ребёнок – это маленькая, но уже личность. Когда-то в древности Великий Учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал лёгкий меч, надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч, надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки. Мы как Великий Учитель, должны как раз и дать в руки ученику тот самый удобный меч Знаний, который станет для него необходимой частью жизни.