Родительское собрание «А мой ребенок любит читать!»

1
0
Материал опубликован 6 December 2017 в группе

Родительское собрание

«УРА! МОЙ РЕБЕНОК ЛЮБИТ ЧИТАТЬ»

Дата проведения –I или II четверть.

Форма проведения – лекция для родителей.

Цель - ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.

Задачи: ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книг и чтения в развитии ребенка; ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

Определить требования ФГОС к уровню чтения выпускника начальной школы.

Провести анкетирование детей с целью выявления читательской активности в семье.

Провести консультации с логопедом и психологом.

Раздать родителям памятки для формирования навыка чтения.

II. Организационный этап

Приготовить для раздачи тексты памяток, упражнений по развитию воображения и рекомендаций психолога.

III. Проведение родительского собрания

В современном мире ребенок получает очень много информации из самых разных источников и книга не является главным источником. Но без регулярного чтения не появляется интерес к книге, снижается техника чтения и, не пополняется словарный запас. Все это ведет к снижению успеваемости. Умение читать и понимать прочитанное необходимо при изучении гуманитарных и точных наук. Замедление процесса чтения ведет к падению интереса к нему и к замедлению процесса интеллектуального развития.

Требования к выпускнику начальных классов (УМК «Школа России»):

Овладение навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами (темп чтения не менее 90 слов в минуту);

Понимание содержания прочитанного произведения, умение определять его тему, устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

Умение передавать содержание прочитанного в виде краткого, выборочного, творческого пересказа (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей);

Умение придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

Умение составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

Умение вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитаты из текста;

Умение выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

Знание названия, темы и сюжета 2-3 произведений больших фольклорных жанров (жития, былины, летописи), а также литературных произведений классиков отечественной и зарубежной литературы;

Знание наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

Знание названия, темы, сюжета не менее 6-7 народных сказок, умение их пересказывать;

Знание не менее 10 пословиц, 2-3 крылатых выражений, понимание их смысла и умение объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить

Умение полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать на слух звучащую речь, адекватно понимать содержание звучащей речи (т.е. быстро схватывать, о чем идет речь в ответе, с чего ученик начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперировал, как и чем завершил свой ответ);

Умение осуществлять контроль и давать реальную самооценку выполнения проделанной работы, учебного задания.

 

Желание читать, стойкий интерес к чтению закладываются в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребенка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Чаще всего проблемы очень похожи.

Школьник читает по слогам, медленно, не может перейти к чтению целых слов.

В рамках школьной программы ребенок читает бегло и без ошибок, но отказывается от чтения дополнительной литературы.

Ребенок читает правильно и бегло, но не понимает суть прочитанного. Не может запомнить, пересказать или проанализировать текст. Текстовые задание выполнить не может.

Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть? Рассмотрим сначала проблемы с формированием техники чтения.

Навык чтения состоит из нескольких параметров:

способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов (в 1-2 классах у многих детей единицей чтения является слог, а в 3-4 классе - слово и группа слов);

скорость чтения (например, к концу 4 класса ребенок должен читать не менее 90-100 слов в минуту);

правильность, автоматизированность (так называемая беглость);

понимание прочитанного.

Беглым и выразительным чтение ребенка становится, как правило, к 5 классу. Некоторые дети, несмотря на усилия учителей и родителей, все равно продолжают читать медленно, по слогам, плохо понимают смысл прочитанного. Причиной таких отклонений могут являться индивидуальные особенности развития ребенка. Все чаще от учителей, психологов, логопедов можно услышать диагноз: дислексия или дисграфия. Не стоит пугаться этих слов, необходимо разобраться в сути этих явлений.

Дислексия избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Ребенок, предрасположенный к дислексии, долго не способе овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное. Такие дети имеют ограниченный словарный запас, плохо запоминают обозначения отвлеченных понятий (временных пространственных и т. д.). У такого ребенка наблюдаются нарушения речи, грубые и странные орфографические ошибки, трудности в понимании пространственных отношений, неловкость, трудности в запоминании цветов или понимании смысла картинки.

Специалисты до сих пор не могут найти причину дислексии. У некоторых детей задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга - некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определенных зон коры головного мозга. Дети могут читать и писать слова справа налево, переставлять слоги в словах, переворачивать буквы в зеркальном изображении. Плохое чтение часто сопровождается плохим почерком, а также может быть связано с массой других нарушений развития, включая неловкость движений.

Дисграфия- это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Симптомами этого диагноза являются следующие нарушения. При письме, например, ребенок заменяет гласные («часто» - «чосто») или пропускает их («лежит» - «лжт»), путает звонкие и глухие согласные («с», «з»), пропускает целые слоги («ребята» - «рета»), не обозначает мягкость согласных («люди» - «луди», «пальцы» - «палцы») и т. п. Обнаружить дизграфию можно в возрасте 7-9 лет. Согласно наблюдениям специалистов, дети, у которых в возрасте до 10 лет наблюдается задержка чтения, без специальной помощи, вероятнее всего, не смогут догнать сверстников к моменту окончания школы, а многие еще и отстанут. Поэтому мы должны понимать, что сам ребенок ничего не может поделать с этим нарушением, ему требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов, дефектологов.

Диагностировать и помочь преодолеть дислексию ребенку должны специалисты психологи и логопеды, но родители и педагог должны наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за помощью.

Дислексия является очень редким явлением.

У большинства детей нежелание читать связано с традициями семьи. Например, если родители, обучая его читать, слишком часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками с друзьями и просмотром любимых телепередач (мультфильмов, сказок). Чтение в этом случае превращается в нелюбимый урок, который необходимо как можно быстрее закончить. Естественно, ребенок не захочет ничего читать сверх того, что ему задали. При та­кой организации процесса чтения он также плохо понимает и запоминает содержание того, что читает. У него не складывается образа прочитанного произведения. Если родители в силу соей занятости (или лени) не читают книги ребенку, а заменяют их просмотром мультфильмов, если сын или дочка не видят маму и папу с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Поэтому было бы замечательно, если бы в семье на чтение книг было отведено общее время. Тогда ребенок воспринимал бы процесс чтения как присоединение к интересному семейному ритуалу.

 

Что нужно делать, чтобы привить ребенку любовь к книге? Учителя и психологи считают: нелюбовь к чтению связана еще и с тем, что, детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остается набором событий, имен и названий, непонятных, не пережи­тых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, т. к. ребенок не способен представить те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий.

Рекомендации психолога:

Прежде чем решать проблему, внимательно понаблюдайте за ребенком неделю-другую, проверьте какие-то вещи в игре, «на спор» или в шутку. Как он\а себя чувствует, крепко ли спит, насколько быстро устает, насколько хорошо и свободно дышит, нет ли постоянных источников воспаления или боли. Насколько хорошо он видит, не устают ли у него глаза. Насколько хорошо читает, вслух и про себя. Насколько понимает и помнит прочитанное через несколько часов или дней. Способен ли он вообще самостоятельно сосредоточиться на какой-то деятельности (гаджеты и телевизор не в счет) больше чем на полчаса, не отвлекаясь? Читает ли самостоятельно хоть что-то – журналы, комиксы, анекдоты, техническую литературу? Как он лучше получает и усваивает информацию с голоса, с экрана, с «бумаги»? Что ему интересно, что увлекает?

Отдельное внимание уделите учебе если ваш «нечитайка» отличник, схватывающий знания на лету скорее всего нелюбовь к чтению имеет психологическую природу. Если же проблемы возникают и в школе, послушайте, что говорят учителя, на что они жалуются на невнимательность, излишнюю активность, трудности с получением или обработкой информации?

Поговорите с ребенком откровенно и без критики. Спросите, почему ему не нравится читать, не тяжело ли, что он чувствует при чтении, нет ли каких-то сложностей, о которых родители ещё не знают. Понаблюдайте за реакцией это тоже ответ на вопрос.

Вспомните, были ли у ребенка психотравмирующие поводы отказаться от книг, особенно если он резко перестал читать. Посчитайте, сколько раз в течение дня вы ругаете и упрекаете его за то, что он не читает, заставляете его взять что-нибудь из библиотеки и т.д..

По итогам, станет ясно требуется ли дополнительная помощь медиков или психологов. Проблемы со здоровьем можно решить или компенсировать, душевные травмы разобрать и вылечить, нагрузку снизить и т.д. Возможно сын превратится в «читайку» получив в подарок роскошный том фэнтези или энциклопедию футбола, а дочь засядет за книжки в своей собственной комнате.

В любом случае стоит вылечить аденоиды, хронический ринит, кариес, убедиться, что нет мигреней, хронических болей, о которых ребенок молчит, чтобы не расстраивать папу с мамой. Проверьте зрение и слух – проблемы с глазами иногда надвигаются исподтишка. Поговорите с педиатром – возможно он направит вас на энцефалограмму или другое обследование. Если корень неприятностей невозможность сосредоточиться, сконцентрировать внимание нужен психолог.

Удостоверьтесь, что ребенок может спокойно спать 8-9 часов в проветриваемой спальне, его не отвлекают братья, сестры или телевизор в гостиной.

Посоветуйтесь с врачом и подберите курс витаминов. Не помешают и препараты жень-шеня (спокойным детям) или другие мягкие стимуляторы, помогающие справиться со стрессами и хронической усталостью.

Иногда достаточно снять лишние нагрузки, чтобы развитие ребенка скакнуло вперед. Но могут понадобиться и более серьёзные усилия.

Если вы уверены что препятствий для чтения у ребенка нет- нужно приучать ребенка к чтению. Вам помогут несколько несложных советов.

Памятка для родителей.

Заставить ребенка любить книги- невозможно, можно только научить любить их. Эффективнее это можно сделать на собственном примере. Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим. Помогите ему насладиться выбором литературы. Книга должна стать таким объектом, которым захочется обладать: схватить и убежать из магазина. Она притягательна, потому что не только красивая, но и обладает важной эстетической информацией: по-особому пахнет, сделана из натуральных материалов, приятна на ощупь. Расскажите это ребенку и прочувствуйте.

Придя домой, устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а еще лучше -по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребенка. Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.

Читать должно быть комфортно. Создайте малышу приятную атмосферу, ориентируясь на его предпочтения. Гораздо уютнее погрузиться в любимую книгу в удобном кресле, чем за школьным столом, который напоминает об учебе. Ребенку необходимо научиться понимать себя: что, где, когда и как я хочу читать, как будет выглядеть мой «идеальный остров» для чтения? Если вы беретесь делать так, как вы этого хотите, то создаете искусственные условия, в которых ему скорее всего будет некомфортно.

Помните, что детство -не мучение. Наша задача - научить детей читать до школы, привить эту любовь, но не мучить их потом: «Садись и читай! А вот Павлик…». Нужно найти золотую середину, чтобы не убить любовь к чтению на корню.

Да, это тяжело, но я уверена, что вы обязательно скажете: «А мой ребенок любит читать!»

Анкета для детей

Любишь ли ты читать?

В какие библиотеки ходишь?

Какие книги или журналы выбираешь?

Покупают ли тебе книги родители?

Любят ли читать книги твои родители?

Литература:

https://foma.ru/rebenok-ne-lyubit-chitat-kto-vinovat-chto-delat.html

Дарья Дудкина «6 причин, почему наши дети не любят читать»

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 4 класса УМК «Школа России» Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.