12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леонова Наталья Павловна23
Я работаю учителем начальных классов в МАОУ "СОШ имени Декабристов"
Россия, Тюменская обл., Ялуторовск

Родительское собрание.

Составил учитель начальных классов :

Леонова Наталья Павловна,

на тему:

«Мой ребёнок становится трудным»

Цель собрания:

Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.

Задачи собрания:

- учить родителей анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей;

- развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Форма проведения: родительский лекторий с элементом тренинга.

Ход собрания

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

Макаренко А. С.

I. Вступительное слово.

- Добрый день! Я рада встречи с Вами. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Сегодня тема нашего родительского собрания «Мой ребёнок становится трудным» Поводом послужили наблюдения за учащимися нашего класса не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом. Для каждой матери и отца их ребенок – самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый… В попытке обеспечить «счастливое детство» для своего ребенка мы порой отказываем себе во многом и даже накладываем ограничения на старших детей в пользу младшего. И вдруг проходит время, и мы замечаем, что с нашим ребенком происходит что-то «не то»: любимое чадо становится неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает.

II. «Трудный» ребенок… что за этими словами, какой он?

- Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, стал водиться с большими ребятами, начал курить, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.

Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок - зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Период взросления - один из важных жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу. Сложность этого периода заключается ещё и в том, что ребенок переходит на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Ребенок начинает воспринимать и ощущать себя по-новому. И нередко мы начинаем наблюдать у ребенка следующие признаки:

усталый внешний вид школьника;

нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;

стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;

нежелание выполнять домашние задания;

негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;

жалобы на события, связанные со школой;

беспокойный сон;

трудности утреннего пробуждения, вялость;

постоянные жалобы на плохое самочувствие.

- В древности считалось, что период взросления настолько же важен для человека, как и рождение, вступление в брак и т.д. На сколько он важен, на столько и труден, поэтому существовала тщательно разработанная система ритуалов для помощи подростку в прохождении этого периода. В наше время подросток остается со всеми проблемами, сопровождающими взросление, один на один. Помочь ему может только семья.

III. Вопрос-ответ.

- Но прежде попробуем определить, кто он - трудный ребенок?

1. Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?

2. Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?

3. Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?

4. Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?

(Родители определяют признаки трудного ребенка, и классный руководитель записывает эти признаки на доске. К примеру, трудный ребенок ни в чем не знает меры; нарушает распорядок дня; портит домашнее имущество; издевается над младшими и стариками; дерется и издевается над другими детьми в школе; мешает проводить уроки и т. д.)

- Итак, портрет трудности ребенка мы с вами определили. Давайте вместе обсудим несколько ситуаций.

IV. Дискуссия по предложенным ситуациям.

Ситуация 1. Вы пришли с работы усталая, а Ваша дочь устроила беспорядок в комнате, на кухне и не собирается убирать за собой.

Ваши действия:

А) Из-за того, что ты здесь устроила, завтра не пойдешь в кино.

Б) Я разрешу тебе пойти гулять, если ты сейчас же наведешь порядок в комнате.

В) А я иду сегодня с работы усталая и думаю, как замечательно бы было, если бы ты прибралась в квартире.

Г) Давай уберем в комнате, чтобы легко думалось, а потом обсудим, что будем делать в выходные.

Д) Я знаю, что ты у нас быстрая на подъем, когда захочешь, все делаешь быстро.

Ситуация 2. Вы узнали, что Ваш сын проводит время с ребятами, которые гораздо старше его. Они не знают, чем заняться и просто слоняются повсюду.

Ваши действия:

А) Я запрещаю тебе водить дружбу с этими ребятами! Они старше тебя и кто знает, что у них на уме!

Б) Завтра ты встанешь в 6.30, потом я сама отведу тебя в школу, после занятий заберу тебя и будешь сидеть дома под моим присмотром!

В) Ты уверен, что это твой круг общения и эти друзья будут нужны тебе в будущем?

Г) Ты – общительный человек и сможешь подружиться с кем ты захочешь и найти друзей, с которыми можно интересно и полезно проводить время.

Д) Ты уверен, что эти друзья подходят тебе?

V. Причина проблем в поведении ребенка.

- Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей.

Упражнение «Узелки на память».

- Сейчас я познакомлю вас с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок порой становится трудным и порой неуправляемым. У каждого из вас есть веревочка. Я называю причину, а вы завязываете «узелки на память», тем самым запоминая причины нарушений в поведении, для того, чтобы не провоцировать ребенка на нарушения в поведении.

Причины детской неуправляемости

Первая причина - борьба за внимание родителей.

Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более ребенку.

Вторая причина - борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать это сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших. Необходимо помнить, что ребенок, стремящийся к самостоятельности не всегда можно её использовать умело. Родители должны способствовать развитию этого качества у детей.

Третья причина - жажда мщения окружающему миру, взрослым.

Ребенок мстит за:

  1. неверие в его способности и возможности;

    сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

    за унижение друг друга в кругу семьи, за потерю одного из родителя в результате развода;

    за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок;

    за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;

    за родительскую ложь и хамелеонство.

Причина четвертая – неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.

- Все родители и педагоги знают, что дети лучше всего учатся на чужом примере. И в первую очередь таким примером служат сами родители. То есть, если отец говорит сыну: «Мой руки перед едой», а сам, приходя с работы, этого не делает, то, сколько бы малыша не ругали, у него всегда будет подсознательное стремление поступать так, как отец. Возникает конфликт в воспитании – несоответствие требуемого и действительного. И это несоответствие будет рождать непонимание и сопротивление.

Конечно же, в каждой конкретной семье есть свои представления о воспитание детей. Недавно прочитала девять заповедей воспитания ребенка. Это довольно интересные мысли, предлагаю и вам обратить на них внимание. (9 заповедей воспитания ребенка. Родителям на заметку)

VI. Игра «В лучах родительского солнца»

Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого заранее подготавливаем вырезанные из бумаги ручки детей. На изображении каждого пальчика родители пишут, отвечая на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?»

В центре ладони можно написать пожелание своему ребенку. Ладошки приклеиваются на ватман в виде лучиков солнца.

- Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.

VII. Подведение итогов.

- Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?»

- Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы все преодолеем».

- Я благодарю вас за работу, желаю вашим семьям здоровья, успехов в воспитании детей.

Используемая литература:

1. Мастер-класс учителя начальной школы. Разработки уроков, разработки тематических родительских собраний. Методическое пособие. – М., 2011.

2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей. – М., 1999.

3. Ефимова С.А. Почему учиться трудно. – М., 2005.

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М., 2006.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.