12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юсупова Рамиза Фарисонва1289
Россия, Новосибирская обл., с.Меньшиково

«Молодежь Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны»

История страны складывается из истории человеческих судеб. Каждый человек является частицей истории своей Родины. Источники наших знаний о войне это воспоминания наших близких, живых свидетелей той эпохи. Из воспоминаний моей мамы, Галиевой Кульсум Башаровны,1935 года рождения, «Самое страшное воспоминание это постоянное чувство голода, без мамы мы остались, когда мне было четыре года, старший брат был призван на службу еще до начала Великой Отечественной войны. Отец во время войны работал в Новосибирске, на военном заводе, а я осталась с братом, которому было всего 10 лет, он работал на поле и именно ему я обязана жизнью – он приносил мне часть своего трудового пайка, а в детский дом меня не отдал». Каждый раз, когда мама рассказывает об этом, я думаю, откуда у этих маленьких, но уже взрослых детей такое чувство ответственности? И разве можно было победить народ, у которого даже дети были способны на подобные поступки?

Маршал Победы Г.К. Жуков говорил: «Я считаю, что молодёжь принесла главную жертву войне». И это верно. Тогда, более 70-ти лет назад, молодёжь сделала то, что сейчас нам кажется нереальным. Комсомольцы (и не только) встали горой за свою Родину – Союз Советских социалистических республик. Призыв "Все на защиту социалистического Отечества!", обращенный, прежде всего к наиболее эмоционально-чувственной, восприимчивой части общества - молодежи, породил такое явление, как добровольчество.

Новосибирская молодежь активно включилась в добровольческое движение. После объявления о формировании доброволь­ческих соединений от сибиряков стали поступать тысячи заявлений о зачислении их добровольцами. Толь­ко по Новосибирской области за месяц (июль – август 1942) поступило 42 307 заявлений, в том числе от комсомольцев — 8 494.Так начиналась история 6-го (впоследствии 19-го гвар­дейского) Сибирского добровольческого стрелкового корпуса, одного из крупнейших добровольческих фор­мирований периода Великой Отечественной войны, в не­обычайно короткий срок влившегося в состав действую­щей армии. В составе сибирских добровольческих формирований мужественно сражались и девушки-сибирячки. Так, пе­ред отправкой на фронт только в составе 150-й дивизии их было младшими командирами 136, рядовыми бойца ми — 142 чел. .В это же время по решению Новосибир­ского обкома ВЛКСМ от 9 ноября 1942 г. проводился от­бор исключительно в добровольном порядке девушек, главным образом комсомолок, в возрасте от 19 до 25 лет в формировавшуюся добровольческую стрелковую бригаду. 4 октября 1943 г. Новосибирский обком ВКП(б) ре­шил направить для пополнения Новосибирской добро­вольческой 22-й гвардейской дивизии добровольцев из числа девушек для работы в медицинских, штабных, ты­ловых подразделениях и подразделениях связи. Это по­полнение было набрано в десятидневный срок. За героизм на фронте многие из них удостоились боевых наград. Санинструктор, комсомолка Валя Примаченко, видя, что командир ранен, смело взяла на себя командование ротой и отбила контратаку немцев. Она вынесла с поля боя 50 раненых с их оружием . Немало было сибиряков-добровольцев и в рядах на­родных мстителей. Разными дорогами приходили они в отряды партизан, но отличались одним — геройством, мужеством и отвагой. Как свидетельствуют архивные документы, еще в начале войны из разных районов Си­бири были посланы в тыл врага сотни лучших, наиболее отважных добровольцев-коммунистов и воспитанников Ле­нинского комсомола.

Следующей известной и яркой страницей истории участия молодых в достижении стратегической цели - разгрома фашистской Германии является фронтовой героизм. Он стал повседневным и прослеживался на всем пространстве театра военных действий. Жизнь на передовой быстро превращала вчерашних школьников, студентов, сельских пахарей и заводских токарей в ударную силу войны. Выдвигая их на переднюю линию огня, война ковала их характер, превращала в подлинных героев. Можно привести огромное количество известных примеров героизма , но мне бы хотелось вспомнить своих земляков- молодое поколение Чановского района. Чановцы приняли участие во всех великих битвах той страшной войны. «Медаль за оборону Москвы» Михаил Васильевич Карпов считает своей самой почетной наградой, ведь в момент этой битвы ему было всего 20 лет, здесь он получил и свое первое ранение. Осенью 1941 восемнадцатилетний комбайнер Щепетов Павел Андреевич был призван на службу, попал в автополк, который в ноябре 1942г принял участие в обороне Сталинграда, имеет много наград ,среди них медаль «За отвагу», орден Красной Звезды. В битве на Курской Дуге принимал участие восемнадцатилетний наш земляк Рахматулла Гарифуллович Ишмаков. За проявленное мужество он награжден орденом Красной Звезды. Орден Отечественной войны Р.Г. Ишмаков получил уже в Германии за то, что из ручного пулемета сбил боевой самолет. Свое первое боевое крещение Евдокия Даниловна Логуновская получила под Ладогой. Была она тогда помощником начальника медслужбы, сопровождая воинский поезд на фронт. В 1942 её зачислили медсестрой в маршевую роту в 65-ую армию Второго Белорусского фронта. Е.Д. Логуновская имеет награды : орден Отечественной войны, медали « За Победу над Германией», «За боевые заслуги» . И таких примеров можно привести тысячи.

Не менее важен трудовой подвиг молодёжи в тылу. Молодые патриоты откликнулись на призыв времени «Молодёжь – на производство». На фабрики, заводы и стройки пришли учащиеся школ, студенты, выпускники трудовых резервов. Сельская молодежь-это пятнадцати, шестнадцатилетние подростки отправились на учебу в ФЗУ и в период войны работали на военных заводах Новосибирска. Сельское хозяйство страны, так же как и промышленность, столкнулось с острой нехваткой рабочих рук. Дети города и области оказывали большую помощь взрослым, работая на селе .Уже в конце июня 1941 года учителя новосибирских школ выдвинули лозунг “Станем во главе армии школьников!” Тысячи школьников - тоже армия, которая может выиграть большие сражения на фронте труда. И эту армию повели на фронт свои командиры – учителя. Комсомольцы, школьники новосибирских школ № 51 и № 74 выразили желание идти трудиться на колхозные поля. Учителя этих школ обратились к педагогам области с призывом вернуться из отпусков и идти работать на колхозные поля – полоть, убирать овощи, помочь на сенокосе, собирать ягоды и грибы, В Чановском районе работали ученики 4-5 классов школы №8г. Новосибирска, занимались прополкой, уборкой урожая проживали в районе с 01.05.по 01.10.Активное участие пионеры и школьники приняли в сборе колосьев. Ученики всех классов во время сенокоса работали на лугах, старшеклассники на конных сенокосилках и граблях, а пятиклассники и шестиклассники- пололи, окучивали картофель, собирали пшеницу с учителями-женщинами.(газета «Чановские вести»от 23.05.2009)

Учащиеся являлись активными вкладчиками в фонд победы. В справке Новосибирского обкома комсомола о помощи школьников области фронту сообщается следующее: «Собрано средств на авиаэскадрильи – 197.462 руб., на постройку танков – 87.246 руб., отправлено 11.298 штук посылок, сшито и отправлено тысячи кисетов, отправлено 400 тыс. штук конвертов. Более 1.237 тимуровских команд помогали семьям фронтовиков».(« Культурное строительство в Сибири (1941-1947 г. г.)». стр. 54)

Хочу привести отрывок статьи Чановской районной газеты «Коллективное животноводство» от 14 февраля 1942 года:

«Коллектив учителей и учащихся Старо-Карачинской средней школы Чановского района послали бойцам Красной Армии на фронт посылку ко Дню ХХ1Vгодовщины Красной Армии. В посылочку вложили следующее письмо:«Дорогие товарищи! Живя в далеком тылу, мы всемерно стараемся помогать фронту, овладеваем военными знаниями, чтобы быть вашей достойной сменой. К ХХ1V годовщине РККА грудь каждого ученика будет украшена оборонными значками ВС, ЮВС, ПВХО, ГСО. Мы также сдали в фонд РККА на 5 тысяч рублей облигаций, внесли 500 рублей на эскадрилью самолётов «Пионер, Комсомолец», сдали 52 кг сушеных овощей для бойцов Красной Армии, подписались на 1000 руб. на денежно-вещевую лотерею, собрали много теплых вещей, которые посланы на фронт. Сейчас проводим подготовку к весеннему севу. Засеем полоску в 4 гектара картофелем и овощами для Красной Армии. Посылая вам свою скромную посылку, знайте, дорогие товарищи, что советские дети любят, уважают, ценят вас и ждут вас с победой. Мы крепко уверены в нашей победе, ибо эта победа куется под руководством нашего отца и учителя родного Сталина». Пешков, Буслова и др. »

Так в чем же истоки всех этих героических поступков? В некоторых источниках можно прочитать об утверждении, что героизм объясняется авторитарным типом управления , но ведь во всех этих проявлениях участвовали и несовершеннолетние дети ,и дети репрессированных, и «дети врагов народа», например в Чановском районе это дети и подростки немецкой национальности, переселенные из Поволжья в 1941г. ,которые работали наравне с другими. Нет, героизм советской молодежи был особенным, уникальным. Во-первых, героизм отличается массовостью: отдельные герои были и в других странах, и на других войнах, а сотни и сотни тысяч "больших" и "малых" подвигов - это проявление советского героизма. Во-вторых, героизм военного периода считался нормой, повсеместным явлением. В-третьих, героизм проявлялся как в самых горячих точках войны на фронте, так и у фабричного станка. Наконец, уникальность военного подвига молодежи состоит в небывалой высоте ее духовной составляющей. Военный героизм советской молодежи это новое явление не только отечественной, но и мировой истории. Основой этого феномена являлось сознание того, что начавшуюся войну молодежь рассматривала как посягательство на уничтожение плодов самоотверженного труда соотечественников - предвоенных поколений советской цивилизации, как попытку отнять перспективу и изменить историческую судьбу. Молодежь военного времени - это дети советского поколения. Советская педагогика и нацистская система взрастили совершенно разные типы нового поколения: поколение патриотов, с одной стороны, и поколение агрессоров - с другой. По моему мнению, в этом кроются истоки разного исхода войны для СССР и фашистской Германии.


Учитель истории МБОУ Малотебисской ОШ Чановского района Новосибирской области Юсупова Рамиза Фарисовна.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.