12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильина Анна Юрьевна663
Педагог-психолог в детском саду.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
1

Мониторинг психического развития воспитанников психолого-педагогического сопровождения

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»









Мониторинг

психического развития воспитанников

психолого-педагогического сопровождения Ильиной А.Ю.

за 2020-2021г.

































Владикавказ

За отчетный период с сентября 2020г. по май 2021г. психолого-педагогическое сопровождение получили 4 ребенка со статусом ОВЗ и 6 детей со статусом инвалид компенсирующей группы.

Учитывая индивидуальные особенности развития детей с ОВЗ и ограниченные валидные возможности стандартизированных методик, недоступность выполнения проективных заданий, в качестве диагностического материала для определения психического развития был использован «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика. Цель: выявление уровня развития ВПФ (мышление, восприятие, внимание, память, эмоционально-волевая сфера и личность в целом).

Для определения социально-коммуникативной сферы и поведенческих особенностей были использованы: шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) А.М.Щетинина, Л.В.Кирс, карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова.) Цель: выявление уровня сформированности социальных форм поведения и проявлений коммуникативных способностей у детей.

Состав средней компенсирующей группы включает 10 воспитанников.

Из них на начало учебного года с ЗПРР (задержкой психоречевого развития) составляет 4 ребенка, с ранним детским аутизмом составляет 2 воспитанника, с умственной отсталостью пребывает 4 ребенка.

На конец учебного года с ЗПРР (задержкой психоречевого развития) составляет 3 ребенка (так как один ребенок с данным диагнозом выбыл), с ранним детским аутизмом составляет 3 воспитанника (так как прибыл ребенок с данным диагнозом), с умственной отсталостью пребывает 4 ребенка.

Возраст воспитанников средней компенсирующей группы от 5-6 лет.

Количество обследуемых детей на начало года 8, так как двое детей не посещали детский сад по семейным обстоятельствам, на конец учебного года количество обследуемых составило 9 воспитанников, так как один воспитанник недавно поступивший находится на динамическом наблюдении.

Мониторинг состоит из двух блоков: исследование степени сформированности высших психических функций: мышление, восприятие, внимание, память, эмоционально-волевой сферы и личности в целом; социально-коммуникативной сферы и поведенческих особенностей.

1.Уровень сформированности ВПФ

ВПФ

Методика

1

Мышление

-составление пирамиды из колец;

-составление и выкладывание матрешек;

-раскладывание палочек (или брусочков) соответственно заданному образцу;

-«Почтовый ящик»;

-восприятие и понимание картин со скрытым смыслом (приложение таблиц 41, 42);

-восприятие и понимание картин с изображением нелепых ситуаций (приложение таблиц 43, 44).

2

Восприятие

-восприятие цвета (приложение таблиц 1-2);

-восприятие формы, величины (размера), цвета (приложение таблиц 1-6);

-восприятие пространственных отношений (приложение таблиц 7-30);

3

Внимание

-исследование внимания (приложение таблиц 31-37).

4

Память

-исследование памяти (приложение таблиц 38-40).

5

Эмоционально-волевая сфера и личность в целом

-исследование эмоционально-волевой сферы и личности в целом (приложение таблицы 83).



2.Социально-коммуникативная сфера и поведенческие особенности.

Сформированность социальных форм поведения.

Показатели

Методика

1

Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми.



Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) А.М.Щетинина, Л.В.Кирс.







Часто ссориться, играя с другими детьми.

2

Сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен,

пытается помочь ему, утешить, пожалеть.

Внешне не выражает своего сочувствия.

3

Доброжелателен по отношению к другим.

Агрессивен (часто обижает других детей, дерется).

4

Пытается разрешить конфликты сам.

Часто жалуется взрослым, когда

ссорится с товарищами.

5

Оказывает помощь другому .

Равнодушен к нуждам других.

6

Согласовывает свои действия с действиями других.

Не способен согласовывать свои

действия с действиями других.

7

Сдерживает свои негативные проявления.

Не управляет своими негативными проявлениями.

8

Подчиняет свои интересы интересам других детей.

Не учитывает интересы других.

9

Уступает другому.

Настаивает на своем.

10

Принимает социальные нормы и правила

поведения и следует им.

Не принимает социальные нормы и

правила поведения.


Проявления коммуникативных способностей у дошкольников.

Показатели

Методика

1

Эмпатийность




Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова.)


2

Доброжелательность

3

Доброжелателен по отношению к другим.

Непосредственность, аутентичность, искренность.

4

Пытается разрешить конфликты сам.

Открытость в общении.

5

Конфронтация

6

Инициативность

7

Организационные

8

Перцептивные

9

Оперативные


Результаты диагностики представлены в таблице, оценочные критерии следующие:

-ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества (низкий уровень);

-ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества (средний уровень);

-ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию (высокий уровень).

Сравнение показателей мониторинга развития психических процессов у воспитанников.

Показатели

Количество детей (%)



Входящая

Итоговая


высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий


1

Мышление



8 (100%)


2 (22%)

7 (78%)


2

Восприятие


1 (13%)

7 (87%)


7 (78%)

2 (22%)


3

Внимание



8 (100%)


2 (22%)

7 (78%)


4

Память



8 (100%)



9 (100%)


5


Эмоционально-волевая сфера и личность в целом



8 (100%)


5 (56%)

4 (44%)



Диаграммы динамики развития психических процессов у дошкольников.

Входящая

t1666461040aa.gif










Итоговая

t1666461040ab.gif


Мониторинг развития психических процессов отобразил, у детей в начале года определились низкие результаты, проведенная коррекционно-развивающая работа показала положительную динамику к концу учебного года: со среднем уровнем развития восприятие 78%, эмоции 56%, мышление 22%, внимание 22%. С низким уровнем развития мышление 78%, внимание 78%, эмоции 44%, память 100% детей.

Показатели сформированности социальных форм поведения.

Показатели

Количество детей (%)




Входящая

Итоговая


высокий

низкий

высокий

низкий


1


8 (100%)

4 (45%)

5 (55%)


2


8 (100%)

1 (11%)

8 (89%)


3

4 (50%)

4 (50%)

8 (89%)

1 (11%)


4

2 (25%)

6 (75%)

7 (78%)

2 (22%)


5


8 (100%)

1 (11%)

8 (89%)


6


8 (100%)

2 (22%)

7 (78%)

7


8 (100%)

4 (45%)

5 (55%)

8


8 (100%)

1 (11%)

8 (89%)

9


8 (100%)

5 (55%)

4 (45%)

10

2 (25%)

6 (75%)

7 (78%)

2 (22%)


Диаграммы сформированности социальных форм поведения у воспитанников.

Входящая

t1666461040ac.gif


Итоговая

t1666461040ad.gif


Динамика сформированности социальных форм поведения у воспитанников отобразила положительные результаты. С высоким уровнем развития дети умеют дружно без конфликтов играть с другими 45%, доброжелательны по отношению к другим 89%, пытаются разрешить конфликты сами 78%, принимают социальные нормы и правила поведения и следуют им 78%, уступают другому 55%, сдерживают свои негативные проявления 45%. С низким уровнем развития сочувствуют другому, когда кто-нибудь огорчен 89%, оказывают помощь другому 89%, согласовывают свои действия с действиями других 78%, сдерживают свои негативные проявления 55%, подчиняют свои интересы интересам других детей 89%.

Показатели проявлений коммуникативных способностей у дошкольников.

Показатели

Количество детей (%)


Входящая

Итоговая

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1


8 (100%)


4 (44%)

5 (56%)

2



8 (100%)


9 (100%)


3


4 (50%)

4 (50%)


7 (78%)

2 (22%)

4



8 (100%)



9 (100%)

5



8 (100%)



9 (100%)


6



8 (100%)



9 (100%)


7



8 (100%)


4 (44%)

5 (56%)


8



8 (100%)



9 (100%)


9



8 (100%)


4 (57%)

4 (43%)


Диаграммы проявлений коммуникативных способностей у дошкольников.

Входящая

t1666461040ae.gif










Итоговая

t1666461040af.gif


Проявления коммуникативных способностей у дошкольников отразили положительную динамику, со средним уровнем 100% доброжелательны, 78% действуют напрямую, открыто к людям, 75% проявляют эмоциональный отклик, 57% богатая мимика, жесты. С низким уровнем развития 56% проявляют эмоциональный отклик, 56% выступают инициатором игр, взаимодействия, 43% богатая мимика, жесты, позы, 100% открытость в общении, смело отстаивают свою позицию, проявляют инициативу в общении.

По результатам обследования развитие детей не соответствует возрасту в силу задержки психического, речевого и физического развития. Уровень психического развития ниже показателей возрастной нормы. Недостаточно развиты целостное восприятие, память, мышление, внимание.

Необходима коррекция сенсорно-перцептивных и познавательных процессов у детей.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.