Мониторинг психического развития воспитанников психолого-педагогического сопровождения
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»
Мониторинг
психического развития воспитанников
психолого-педагогического сопровождения Ильиной А.Ю.
за 2020-2021г.
Владикавказ
За отчетный период с сентября 2020г. по май 2021г. психолого-педагогическое сопровождение получили 4 ребенка со статусом ОВЗ и 6 детей со статусом инвалид компенсирующей группы.
Учитывая индивидуальные особенности развития детей с ОВЗ и ограниченные валидные возможности стандартизированных методик, недоступность выполнения проективных заданий, в качестве диагностического материала для определения психического развития был использован «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика. Цель: выявление уровня развития ВПФ (мышление, восприятие, внимание, память, эмоционально-волевая сфера и личность в целом).
Для определения социально-коммуникативной сферы и поведенческих особенностей были использованы: шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) А.М.Щетинина, Л.В.Кирс, карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова.) Цель: выявление уровня сформированности социальных форм поведения и проявлений коммуникативных способностей у детей.
Состав средней компенсирующей группы включает 10 воспитанников.
Из них на начало учебного года с ЗПРР (задержкой психоречевого развития) составляет 4 ребенка, с ранним детским аутизмом составляет 2 воспитанника, с умственной отсталостью пребывает 4 ребенка.
На конец учебного года с ЗПРР (задержкой психоречевого развития) составляет 3 ребенка (так как один ребенок с данным диагнозом выбыл), с ранним детским аутизмом составляет 3 воспитанника (так как прибыл ребенок с данным диагнозом), с умственной отсталостью пребывает 4 ребенка.
Возраст воспитанников средней компенсирующей группы от 5-6 лет.
Количество обследуемых детей на начало года 8, так как двое детей не посещали детский сад по семейным обстоятельствам, на конец учебного года количество обследуемых составило 9 воспитанников, так как один воспитанник недавно поступивший находится на динамическом наблюдении.
Мониторинг состоит из двух блоков: исследование степени сформированности высших психических функций: мышление, восприятие, внимание, память, эмоционально-волевой сферы и личности в целом; социально-коммуникативной сферы и поведенческих особенностей.
1.Уровень сформированности ВПФ
№ | ВПФ | Методика |
1 | Мышление | -составление пирамиды из колец; -составление и выкладывание матрешек; -раскладывание палочек (или брусочков) соответственно заданному образцу; -«Почтовый ящик»; -восприятие и понимание картин со скрытым смыслом (приложение таблиц 41, 42); -восприятие и понимание картин с изображением нелепых ситуаций (приложение таблиц 43, 44). |
2 | Восприятие | -восприятие цвета (приложение таблиц 1-2); -восприятие формы, величины (размера), цвета (приложение таблиц 1-6); -восприятие пространственных отношений (приложение таблиц 7-30); |
3 | Внимание | -исследование внимания (приложение таблиц 31-37). |
4 | Память | -исследование памяти (приложение таблиц 38-40). |
5 | Эмоционально-волевая сфера и личность в целом | -исследование эмоционально-волевой сферы и личности в целом (приложение таблицы 83). |
2.Социально-коммуникативная сфера и поведенческие особенности.
Сформированность социальных форм поведения.
№ | Показатели | Методика |
1 | Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми. | Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) А.М.Щетинина, Л.В.Кирс. |
Часто ссориться, играя с другими детьми. | ||
2 | Сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть. | |
Внешне не выражает своего сочувствия. | ||
3 | Доброжелателен по отношению к другим. | |
Агрессивен (часто обижает других детей, дерется). | ||
4 | Пытается разрешить конфликты сам. | |
Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами. | ||
5 | Оказывает помощь другому . | |
Равнодушен к нуждам других. | ||
6 | Согласовывает свои действия с действиями других. | |
Не способен согласовывать свои действия с действиями других. | ||
7 | Сдерживает свои негативные проявления. | |
Не управляет своими негативными проявлениями. | ||
8 | Подчиняет свои интересы интересам других детей. | |
Не учитывает интересы других. | ||
9 | Уступает другому. | |
Настаивает на своем. | ||
10 | Принимает социальные нормы и правила поведения и следует им. | |
Не принимает социальные нормы и правила поведения. |
Проявления коммуникативных способностей у дошкольников.
№ | Показатели | Методика |
1 | Эмпатийность | Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова.) |
2 | Доброжелательность | |
3 | Доброжелателен по отношению к другим. | |
Непосредственность, аутентичность, искренность. | ||
4 | Пытается разрешить конфликты сам. | |
Открытость в общении. | ||
5 | Конфронтация | |
6 | Инициативность | |
7 | Организационные | |
8 | Перцептивные | |
9 | Оперативные |
Результаты диагностики представлены в таблице, оценочные критерии следующие:
-ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества (низкий уровень);
-ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества (средний уровень);
-ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию (высокий уровень).
Сравнение показателей мониторинга развития психических процессов у воспитанников.
№ | Показатели | Количество детей (%) | | ||||||
Входящая | Итоговая | ||||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||||
1 | Мышление | | | 8 (100%) | | 2 (22%) | 7 (78%) | ||
2 | Восприятие | | 1 (13%) | 7 (87%) | | 7 (78%) | 2 (22%) | ||
3 | Внимание | | | 8 (100%) | | 2 (22%) | 7 (78%) | ||
4 | Память | | | 8 (100%) | | | 9 (100%) | ||
5 | Эмоционально-волевая сфера и личность в целом | | | 8 (100%) | | 5 (56%) | 4 (44%) | |
Диаграммы динамики развития психических процессов у дошкольников.
Входящая
Итоговая
Мониторинг развития психических процессов отобразил, у детей в начале года определились низкие результаты, проведенная коррекционно-развивающая работа показала положительную динамику к концу учебного года: со среднем уровнем развития восприятие 78%, эмоции 56%, мышление 22%, внимание 22%. С низким уровнем развития мышление 78%, внимание 78%, эмоции 44%, память 100% детей.
Показатели сформированности социальных форм поведения.
Показатели | Количество детей (%) | | | |||||||
Входящая | Итоговая | |||||||||
высокий | низкий | высокий | низкий | |||||||
1 | | 8 (100%) | 4 (45%) | 5 (55%) | ||||||
2 | | 8 (100%) | 1 (11%) | 8 (89%) | ||||||
3 | 4 (50%) | 4 (50%) | 8 (89%) | 1 (11%) | ||||||
4 | 2 (25%) | 6 (75%) | 7 (78%) | 2 (22%) | ||||||
5 | | 8 (100%) | 1 (11%) | 8 (89%) | | |||||
6 | | 8 (100%) | 2 (22%) | 7 (78%) | ||||||
7 | | 8 (100%) | 4 (45%) | 5 (55%) | ||||||
8 | | 8 (100%) | 1 (11%) | 8 (89%) | ||||||
9 | | 8 (100%) | 5 (55%) | 4 (45%) | ||||||
10 | 2 (25%) | 6 (75%) | 7 (78%) | 2 (22%) |
Диаграммы сформированности социальных форм поведения у воспитанников.
Входящая
Итоговая
Динамика сформированности социальных форм поведения у воспитанников отобразила положительные результаты. С высоким уровнем развития дети умеют дружно без конфликтов играть с другими 45%, доброжелательны по отношению к другим 89%, пытаются разрешить конфликты сами 78%, принимают социальные нормы и правила поведения и следуют им 78%, уступают другому 55%, сдерживают свои негативные проявления 45%. С низким уровнем развития сочувствуют другому, когда кто-нибудь огорчен 89%, оказывают помощь другому 89%, согласовывают свои действия с действиями других 78%, сдерживают свои негативные проявления 55%, подчиняют свои интересы интересам других детей 89%.
Показатели проявлений коммуникативных способностей у дошкольников.Показатели | Количество детей (%) | | ||||||
Входящая | Итоговая | |||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |||
1 |
| | 8 (100%) | | 4 (44%) | 5 (56%) | ||
2 | | | 8 (100%) | | 9 (100%) | | ||
3 | | 4 (50%) | 4 (50%) | | 7 (78%) | 2 (22%) | ||
4 | | | 8 (100%) | | | 9 (100%) | ||
5 | | | 8 (100%) | | | 9 (100%) | ||
6 | | | 8 (100%) | | | 9 (100%) | ||
7 | | | 8 (100%) | | 4 (44%) | 5 (56%) | ||
8 | | | 8 (100%) | | | 9 (100%) | ||
9 | | | 8 (100%) | | 4 (57%) | 4 (43%) |
Диаграммы проявлений коммуникативных способностей у дошкольников.
Входящая
Итоговая
Проявления коммуникативных способностей у дошкольников отразили положительную динамику, со средним уровнем 100% доброжелательны, 78% действуют напрямую, открыто к людям, 75% проявляют эмоциональный отклик, 57% богатая мимика, жесты. С низким уровнем развития 56% проявляют эмоциональный отклик, 56% выступают инициатором игр, взаимодействия, 43% богатая мимика, жесты, позы, 100% открытость в общении, смело отстаивают свою позицию, проявляют инициативу в общении.
По результатам обследования развитие детей не соответствует возрасту в силу задержки психического, речевого и физического развития. Уровень психического развития ниже показателей возрастной нормы. Недостаточно развиты целостное восприятие, память, мышление, внимание.
Необходима коррекция сенсорно-перцептивных и познавательных процессов у детей.