Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Вёшенский центр развития ребёнка – детский сад №1»
Индивидуальный маршрут
психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ.
Педагог-психолог МБДОУ
«ВЦРР – д/с №1»
Болтова Е.И.
Пояснительная записка.
Внимание является основополагающей частью развития познавательной сферы человека. Часто внимание сравнивают с лучом света, который освещает самое важное для личности. Этот луч света бывает разным: сильным и слабым, устойчивым и колеблющимся, узким и широким, хорошо и плохо управляемым. Всё это – свойства внимания.
Внимание позволяет дошкольнику сосредоточиться не только на внешних свойствах предметов, явлений окружающего мира (внешнее внимание), но также на собственных эмоциях, чувствах, действиях (внутреннее внимание).
С возрастом произвольное внимание у дошкольников постепенно возрастает, и к 5-6 годам ребёнок всё больше сосредотачивается на своих мыслях и переживаниях, делает простые выводы и умозаключения.
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция снижения произвольного внимания у детей. Всё чаще проявляется неумение управлять не только вниманием, но и своим поведением. Развитие произвольности внимания является частью развития произвольного поведения в целом, которое определяет гармоничное развитие ребёнка в дошкольном возрасте.
Цели и задачи коррекционно-развивающей работы.
Цель коррекционно-развивающей работы: Осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи ребёнку; развитие высших психических функций, создание условий для усвоения ребёнком общеобразовательной программы.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
Развитие внимания (развивать способность к переключению внимания, концентрацию и объём внимания).
Развитие зрительного восприятия ( развивать восприятие геометрических фигур, точность восприятия, цветоразличение, пространственные представления и наблюдательность).
Развитие мышления (развивать мыслительные процессы анализа, синтез и обобщения, развивать гибкость ума и словарный запас, сообразительность).
Развитие речи, воображения и тонкой моторики рук.
Психо-коррекционная работа по развитию у старших дошкольников произвольного внимания состоит из нескольких этапов:
1 этап – исследование уровня развития произвольного внимания детей 5 – 6 лет.
Цель данного этапа работы – определение уровня развития произвольного внимания, целостности восприятия.
В результате проведения диагностики выявляются нуждающиеся в повышении уровня развития путём отбора детей с наиболее низкими показателями по результатам исследования. Применяются методики:
- Методика Д. Векслера «Шифровка»
- «Что не дорисовано»
Затем проводится беседа с воспитателем для выделения детей в коррекционно-развивающую группу.
2 этап – организация и проведение цикла коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Цель занятий: развитие познавательной сферы детей 5 – 6 лет.
Группа формируется на основании первичной диагностики произвольного внимания и зрительного восприятия, наблюдения за детьми, беседы с воспитателем.
На каждого воспитанника заводится портфолио для определения динамики развития дошкольника.
Структура и содержание занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время проведения – 25 – 30 минут. Их продолжительность зависит от качества внимания, поведения детей.
Каждое занятие включает в себя игры, упражнения, этюды. Они разнообразны и доступны детям по содержанию. Занятия состоят из 3 частей.
1 часть занятия – Приветствие и разминка. В неё входит подготовка детей к выполнению основного задания. Это могут быть игры, этюды, упражнения, способствующие сосредоточению внимания.
2 часть занятия - Основная: развитие и коррекция внимания и зрительного восприятия. Это игры, упражнения, развивающие разные формы внимания, его концентрацию, тренирующие зрительное восприятие и мышление.
3 часть – Произвольное расслабление. Использование зрительной, дыхательной и пальчиковой гимнастик, кинезиологических упражнений.
Ожидаемые результаты
1. Повышение уровня развития восприятия и внимания.
2. Коррекция и развитие мелкой моторики рук.
3. Повышение мотивации и произвольности.
Фамилия, имя ребёнка__________________________________________________
Возраст____5-6 лет
Диагноз_______________________________________________________________
Группа__ старшая №5
Направление деятельности: развитие устойчивости и переключения внимания, зрительного восприятия, тонкой моторики, речи и памяти.
Время проведения |
Задачи |
Содержание |
Отметка о выполнении |
№1
|
- научиться внимательно слушать задание и группировать предметы по основным признакам; - тренировать восприятие и внимание; - составлять небольшие рассказы по картинкам; - правильно оценивать свои поступки и поведение окружающих.
|
- Приветствие - Игровое задание «Назови всех насекомых» - Игра «Оцени поступок» - Игра «Всё наоборот»
|
Выполнено. С заданием справился |
№2
|
- научиться объединять предметы в группы по их функциям; - научиться находить у предметов общие признаки и группировать их; - научиться внимательно определять из группы одинаковые предметы.
|
- Приветствие - Игра «Что здесь лишнее?» - Игровые упражнения «Найди похожие предметы», «Раздели предметы на группы» - Игра «Всё наоборот»
|
Выполнено. Были трудности при определении лишнего.
|
№3
|
- научиться находить в группе одинаковые предметы - научиться находить парные предметы - научиться чётко и ясно формулировать правильный ответ при выборе пары одинаковых предметов
|
- Приветствие - Игровое задание «Найди 2-х одинаковых» - Игра «Всё наоборот» - Игровое задание «Найди такой же»
|
Выполнено. Трудности в формулировках |
№4 |
- закрепить умение подбирать пару в группе других предметов - научиться находить сходный предмет по определённым признакам - тренировать восприятие и внимание - научиться чётко и ясно формулировать правильный ответ при выборе пары одинаковых предметов
|
- Приветствие - Игровое задание «Найди пару» - Игра «Найди такого же» - Игровое упражнение «Найди 3-х одинаковых бабочек» - Игра «Найди троих близнецов»
|
Выполнено. С заданием справился легко.
|
№5 |
- научиться концентрировать внимание и находить среди нескольких предметов заданный объект» - научиться быстро находить 3 пары картинок - научиться находить заданные предметы в окружающей обстановке Закреплять умение находить отличия у похожих предметов |
- Приветствие - Игровое задание «Покажи такой же» - Игровое задание «Покажи те же» - Игра «Где такие?» - Игра «Найди такие же»
|
Выполнено. Справился легко
|
№6 |
- научиться концентрировать внимание и находить среди нескольких предметов заданный объект - тренировать зрительную память - научиться находить на рисунках похожие предметы и определять их количеств- закреплять знания о домашних животных
|
- Приветствие - Игровое задание «Найди такие же» - Игра «Домашние животные» - Игра «Кошки и мышки»
|
Выполнено.
|
№7 |
- научиться замечать отличия в парных картинках - составлять небольшие рассказы по картинкам - работать дружно в парах и оказывать друг другу помощь
|
- Приветствие - Игровое задание «Чем отличаются?» - Игра «Найди 6 отличий» - Игровое задание «Помоги животным найти их хвостики»
|
Выполнено. Без трудностей |
№8 |
- научиться находить в группе части одного предмета - научиться соотносить предметы по цвету, форме и размеру, подбирать детали, подходящие друг к другу - работать дружно в парах и оказывать друг другу помощь
|
- Приветствие - Игровое задание «Где, чья половинка?» - Игровое задание «Найди нужный фрагмент» - Игра «Найди такой же»
|
Выполнено. Легко справился |
№9 |
- научиться находить сходные предметы среди 3 -4 контурных образцов - тренировать восприятие и внимание - стараться аккуратно и правильно по образцу раскрашивать цветными карандашами силуэты предметов |
- Приветствие - Игровое задание «Найди тень льва» - Игровое задание «Найди тень гнома» - Раскрашивание фигур
|
Выполнено. Трудности при контурных картинках.
|
№10 |
- научиться подбирать к контурному рисунку его цветной оригинал - различать в путанице контуры различных предметов, тренируя зрительное восприятие - научиться ориентироваться на листе бумаги - стараться оказывать помощь при необходимости и быть добрым |
- Приветствие - Игровое задание «Подбери такой же» - Игровое задание «Путаница» - Игровое задание «Проведи ёжика к домику»
|
Выполнено. Трудности при игре в «Путаницу»
|
№11 |
- назвать известные цветы, опираясь на наглядный материал - отгадать загадки об известных цветах - научиться подбирать к контурному рисунку его цветной оригинал - научиться легко различать предметы по форме
|
- Приветствие - Игровое задание «Угадай цветок» - конкурс «Отгадай загадку» - Игровое задание «Подбери такой же»
|
Выполнено.
|
№12 |
- научиться распознавать по контуру предметы на общем рисунке - научиться проходить лабиринт - тренировать умение аккуратно и красиво раскрашивать узкие линии
|
- Приветствие - Игровое задание «Кто спрятался?» - Игровое задание «Кто здесь?» - Игра «Лабиринт» |
Выполнено. С заданиями справился. |
Используемый материал
1. Земцова О.Н. «Развиваем внимание» издательство «Махаон» 2012г.
Козлова Лариса Викторовна
Болтова Елена Ильинична
Ефимова Алла Ивановна