Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ

12
3
Материал опубликован 6 May 2019 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Вёшенский центр развития ребёнка – детский сад №1»

 

 

Индивидуальный маршрут

 

психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ.

 

 

Педагог-психолог МБДОУ

«ВЦРР – д/с №1»

Болтова Е.И.

 

 

Пояснительная записка.

 

Внимание является основополагающей частью развития познавательной сферы человека. Часто внимание сравнивают с лучом света, который освещает самое важное для личности. Этот луч света бывает разным: сильным и слабым, устойчивым и колеблющимся, узким и широким, хорошо и плохо управляемым. Всё это – свойства внимания.

Внимание позволяет дошкольнику сосредоточиться не только на внешних свойствах предметов, явлений окружающего мира (внешнее внимание), но также на собственных эмоциях, чувствах, действиях (внутреннее внимание).

С возрастом произвольное внимание у дошкольников постепенно возрастает, и к 5-6 годам ребёнок всё больше сосредотачивается на своих мыслях и переживаниях, делает простые выводы и умозаключения.

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция снижения произвольного внимания у детей. Всё чаще проявляется неумение управлять не только вниманием, но и своим поведением. Развитие произвольности внимания является частью развития произвольного поведения в целом, которое определяет гармоничное развитие ребёнка в дошкольном возрасте.

 

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы.

 

Цель коррекционно-развивающей работы: Осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи ребёнку; развитие высших психических функций, создание условий для усвоения ребёнком общеобразовательной программы.

 

Задачи коррекционно-развивающей работы:

Развитие внимания (развивать способность к переключению внимания, концентрацию и объём внимания).

Развитие зрительного восприятия ( развивать восприятие геометрических фигур, точность восприятия, цветоразличение, пространственные представления и наблюдательность).

Развитие мышления (развивать мыслительные процессы анализа, синтез и обобщения, развивать гибкость ума и словарный запас, сообразительность).

Развитие речи, воображения и тонкой моторики рук.

 

Психо-коррекционная работа по развитию у старших дошкольников произвольного внимания состоит из нескольких этапов:

1 этап – исследование уровня развития произвольного внимания детей 5 – 6 лет.

Цель данного этапа работы – определение уровня развития произвольного внимания, целостности восприятия.

В результате проведения диагностики выявляются нуждающиеся в повышении уровня развития путём отбора детей с наиболее низкими показателями по результатам исследования. Применяются методики:

- Методика Д. Векслера «Шифровка»

- «Что не дорисовано»

Затем проводится беседа с воспитателем для выделения детей в коррекционно-развивающую группу.

2 этап – организация и проведение цикла коррекционно-развивающих занятий с детьми.

Цель занятий: развитие познавательной сферы детей 5 – 6 лет.

Группа формируется на основании первичной диагностики произвольного внимания и зрительного восприятия, наблюдения за детьми, беседы с воспитателем.

На каждого воспитанника заводится портфолио для определения динамики развития дошкольника.

 

Структура и содержание занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время проведения – 25 – 30 минут. Их продолжительность зависит от качества внимания, поведения детей.

Каждое занятие включает в себя игры, упражнения, этюды. Они разнообразны и доступны детям по содержанию. Занятия состоят из 3 частей.

1 часть занятия – Приветствие и разминка. В неё входит подготовка детей к выполнению основного задания. Это могут быть игры, этюды, упражнения, способствующие сосредоточению внимания.

2 часть занятия - Основная: развитие и коррекция внимания и зрительного восприятия. Это игры, упражнения, развивающие разные формы внимания, его концентрацию, тренирующие зрительное восприятие и мышление.

3 часть – Произвольное расслабление. Использование зрительной, дыхательной и пальчиковой гимнастик, кинезиологических упражнений.

 

Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня развития восприятия и внимания.

2. Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

3. Повышение мотивации и произвольности.

 

 

Фамилия, имя ребёнка__________________________________________________

Возраст____5-6 лет

Диагноз_______________________________________________________________

Группа__ старшая №5

Направление деятельности: развитие устойчивости и переключения внимания, зрительного восприятия, тонкой моторики, речи и памяти.

Время проведения

Задачи

Содержание

Отметка о выполнении

№1

 

- научиться внимательно слушать задание и группировать предметы по основным признакам;

- тренировать восприятие и внимание;

- составлять небольшие рассказы по картинкам;

- правильно оценивать свои поступки и поведение окружающих.

 

- Приветствие

- Игровое задание «Назови всех насекомых»

- Игра «Оцени поступок»

- Игра «Всё наоборот»

 

Выполнено.

С заданием справился

№2

 

- научиться объединять предметы в группы по их функциям;

- научиться находить у предметов общие признаки и группировать их;

- научиться внимательно определять из группы одинаковые предметы.

 

- Приветствие

- Игра «Что здесь лишнее?»

- Игровые упражнения «Найди похожие предметы», «Раздели предметы на группы»

- Игра «Всё наоборот»

 

Выполнено.

Были трудности при определении лишнего.

 

№3

 

- научиться находить в группе одинаковые предметы

- научиться находить парные предметы

- научиться чётко и ясно формулировать правильный ответ при выборе пары одинаковых предметов

 

- Приветствие

- Игровое задание «Найди 2-х одинаковых»

- Игра «Всё наоборот»

- Игровое задание «Найди такой же»

 

Выполнено.

Трудности в формулировках

№4

- закрепить умение подбирать пару в группе других предметов

- научиться находить сходный предмет по определённым признакам

- тренировать восприятие и внимание

- научиться чётко и ясно формулировать правильный ответ при выборе пары одинаковых предметов

 

- Приветствие

- Игровое задание «Найди пару»

- Игра «Найди такого же»

- Игровое упражнение «Найди 3-х одинаковых бабочек»

- Игра «Найди троих близнецов»

 

Выполнено.

С заданием справился легко.

 

№5

- научиться концентрировать внимание и находить среди нескольких предметов заданный объект»

- научиться быстро находить 3 пары картинок

- научиться находить заданные предметы в окружающей обстановке

Закреплять умение находить отличия у похожих предметов

- Приветствие

- Игровое задание «Покажи такой же»

- Игровое задание «Покажи те же»

- Игра «Где такие?»

- Игра «Найди такие же»

 

Выполнено.

Справился легко

 

№6

- научиться концентрировать внимание и находить среди нескольких предметов заданный объект

- тренировать зрительную память

- научиться находить на рисунках похожие предметы и определять их количеств- закреплять знания о домашних животных

 

 

- Приветствие

- Игровое задание «Найди такие же»

- Игра «Домашние животные»

- Игра «Кошки и мышки»

 

Выполнено.

 

№7

- научиться замечать отличия в парных картинках

- составлять небольшие рассказы по картинкам

- работать дружно в парах и оказывать друг другу помощь

 

- Приветствие

- Игровое задание «Чем отличаются?»

- Игра «Найди 6 отличий»

- Игровое задание «Помоги животным найти их хвостики»

 

Выполнено.

Без трудностей

№8

- научиться находить в группе части одного предмета

- научиться соотносить предметы по цвету, форме и размеру, подбирать детали, подходящие друг к другу

- работать дружно в парах и оказывать друг другу помощь

 

- Приветствие

- Игровое задание «Где, чья половинка?»

- Игровое задание «Найди нужный фрагмент»

- Игра «Найди такой же»

 

 

Выполнено.

Легко справился

№9

- научиться находить сходные предметы среди 3 -4 контурных образцов

- тренировать восприятие и внимание

- стараться аккуратно и правильно по образцу раскрашивать цветными карандашами силуэты предметов

- Приветствие

- Игровое задание «Найди тень льва»

- Игровое задание «Найди тень гнома»

- Раскрашивание фигур

 

Выполнено.

Трудности при контурных картинках.

 

№10

- научиться подбирать к контурному рисунку его цветной оригинал

- различать в путанице контуры различных предметов, тренируя зрительное восприятие

- научиться ориентироваться на листе бумаги

- стараться оказывать помощь при необходимости и быть добрым

- Приветствие

- Игровое задание «Подбери такой же»

- Игровое задание «Путаница»

- Игровое задание «Проведи ёжика к домику»

 

Выполнено.

Трудности при игре в «Путаницу»

 

№11

- назвать известные цветы, опираясь на наглядный материал

- отгадать загадки об известных цветах

- научиться подбирать к контурному рисунку его цветной оригинал

- научиться легко различать предметы по форме

 

- Приветствие

- Игровое задание «Угадай цветок»

- конкурс «Отгадай загадку»

- Игровое задание «Подбери такой же»

 

Выполнено.

 

№12

- научиться распознавать по контуру предметы на общем рисунке

- научиться проходить лабиринт

- тренировать умение аккуратно и красиво раскрашивать узкие линии

 

- Приветствие

- Игровое задание «Кто спрятался?»

- Игровое задание «Кто здесь?»

- Игра «Лабиринт»

Выполнено.

С заданиями справился.

 

Используемый материал

 

1. Земцова О.Н. «Развиваем внимание» издательство «Махаон» 2012г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за материал, Елена Ильинична!

6 May 2019

Пожалуйста. Может, пригодится.

6 May 2019

Спасибо за материал.

23 May 2019

Похожие публикации