Мониторинг реализации программы «Здоровье»
М.Г. Абрамова,
учитель
ОГКОУ «Тейковская коррекционная школа-интернат»,
г. Тейково Ивановская область
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»
Аннотация
От состояния здоровья зависит умственное и духовное развитие детей, их мировоззрение, жизнь, поэтому забота о сохранении здоровья обучающихся - важнейшая задача школы. Реализация программы формирования здорового и безопасного образа жизни (программа «Здоровье»), адаптированной в соответствии с ФГОС к задачам современного подхода в области создания здоровьесберегающей среды школы, предполагает разработку и проведение мониторинга. В статье изложен примерный вариант мониторинга. Правильно организованный мониторинг, предусматривающий все основные аспекты работы в области охраны здоровья обучающихся, позволит провести коррекцию деятельности школы, и тем самым позволит значительно повысить качество образования.
Ключевые слова: ФГОС, качество образования, здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающие технологии, мониторинг.
Исходя из общепринятого определения здоровья, как состояния полного физического, душевного и социального благополучия, здоровым можно назвать школьника, который успешно решает задачи возраста в соответствии с ведущей деятельностью. Здоровый ребенок - это в целом успешный ученик, поэтому одна из важнейших задач педагогической деятельности - сохранение и укрепление здоровья школьников путем организации здоровьесберегающего пространства школы со здоровьесберегающей педагогикой.
Эффективность реализации программ по формированию здорового и безопасного образа жизни (программа «Здоровье») определяет мониторинг. Термином «мониторинг» (от лат. monitor - напоминающий, надзирающий) обозначают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг подразумевает измерение и оценку разнообразных санитарно-гигиенических, физических, психофизиологических и психологических параметров, которые могут быть количественно измерены. Другими словами, мониторинг реализации программы «Здоровье» - это целенаправленное отслеживание и анализ отдельных показателей работы школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Критериями эффективности реализации программы «Здоровье» является динамика основных показателей состояния здоровья, воспитания стремления к здоровому образу жизни и социализации обучающихся.
Предлагаем для обсуждения примерный вариант мониторинга программы формирования здорового и безопасного образа жизни, адаптированной в соответствии с ФГОС к задачам современного подхода в области создания здоровьесберегающей среды школы.
Таблица 1. Примерные критерии мониторинга программы «Здоровье»
№ | Наименование показателей | Инструменты мониторинга | Исполнители | Форма предоставления результатов |
1 | Состояние здоровья обучающихся | Анализ данных медицинских осмотров обучающихся, медицинских карт | Медработник | Статистический отчет |
2 | Общая заболеваемость обучающихся | Учет медицинских справок по болезни | Медработник, классные руководители | Статистический отчет, % |
3 | Физическое развитие и физическая подготовленность обучающихся | Журнал антропометрии Физкультурная группа, тесты для оценки физического развития и двигательной подготовленности | Медработник, учитель физкультуры | Аналитическая справка. Отчет со сравнительной динамикой за год |
4 | Количество обучающихся, посещающих спортивные секции | Анализ занятости учащихся во внеурочное время | Учитель физической культуры, классные руководители | Аналитическая справка. Количество, % |
5 | Количество обучающихся, принимающих участие в реализации программы по формированию здорового и безопасного образа жизни | Анализ занятости учащихся во внеурочное время | Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели | Аналитическая справка. Количество, % |
6 | Режим дня, охват горячим питанием | Анализ соблюдения режима дня | Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели | Аналитическая справка, рекомендации |
7 | Объем и структура учебной нагрузки | Расписание учебного плана | Заместитель директора по УВР, | Анализ расписания |
8 | Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе | Анализ урока, режима дня, внеурочных мероприятий | Заместитель директора по УВР, учителя, воспитатели | Аналитическая справка, рекомендации |
9 | Психоэмоциональное состояние обучающихся | Диагностика и анкетирование | Социально-психологическая служба | Диагностика, рекомендации |
10 | Формирование знаний, умений, навыков и личностных ориентиров здорового образа жизни (ЗОЖ) | Анкетирование, тестирование, беседы | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, учителя, воспитатели | Диагностика, рекомендации |
11 | Просветительская работа с родителями | Анкетирование, тестирование, беседы | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, учителя, воспитатели | Диагностика, рекомендации |
12 | Социальное благополучие | Анкетирование, тестирование, беседы | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классный руководитель | Диагностика, рекомендации |
В таблице 2 дана характеристика критериев здоровьесберегающих технологий на уроке, а в таблице 3 - анализ урока с позиции здоровьесбережения.
Таблица 2. Критерии здоровьесберегающих технологий на уроке
№ | Наименование показателей | Характеристика |
1 | Санитарно-гигиенические условия в учебном кабинете | Температура и свежесть воздуха, освещение учебного кабинета и доски, монотонные звуковые раздражители и т.д. |
2 | Виды деятельности обучающихся | Опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 5-7 видов деятельности на уроке |
3 | Средняя продолжительность одного вида деятельности | 5-7 минут |
4 | Методы преподавания | Словесный, наглядный, практический методы. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности. Метод контроля и самоконтроля в ходе обучения. Методы устного контроля. Методы письменного контроля. Методы лабораторно-практического контроля и др. |
5 | Выбор логического характера применения методов обучения | Выбор гностического характера учебно-познавательной деятельности обучающихся; обеспечение репродуктивного характера учебно-познавательной деятельности обучающихся; обеспечение деятельного характера учебно-познавательной деятельности обучающихся; обеспечение репродуктивно-поискового характера учебно-познавательной деятельности обучающихся |
6 | Темп обучения | Быстрый, средний, медленный |
7 | Место и длительность применения ТСО | Умение учителя эффективно использовать ТСО как средство повышения качества обучения |
8 | Поза ребенка | Правильная поза обучающегося, смена видов деятельности требует смены позы |
9 | Организация, содержание, продолжительность элементов оздоровления | Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек |
10 | Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление к учебно-познавательной деятельности |
11 | Психологический климат на уроке | Взаимоотношения на уроке: - учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей обучающихся); - ученик - ученик (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие) |
12 | Эмоциональная разрядка на уроке | Улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, четверостишие, музыкальная минутка |
Таблица 3. Примерный анализ урока
№ | Критерии | Оценка, балл |
1 | Санитарно-гигиенические условия в учебном кабинете |
|
2 | Виды учебной деятельности (не менее 4-5) |
|
3 | Продолжительность различных видов учебной деятельности |
|
4 | Методы преподавания (не менее 3) |
|
5 | Использование активных методов обучения |
|
6 | Включение вопросов, связанных со здоровым образом жизни |
|
7 | Благоприятный психологический климат на уроке |
|
8 | Отсутствие на уроке конфликтов |
|
9 | Эмоциональное состояние учителя во время урока |
|
10 | Темп, особенности окончания урока |
|
11 | Эмоциональное состояние учеников после урока |
|
12 | Сумма баллов |
|
13 | Оценка |
|
Если по мнению эксперта предложенные критерии реализованы полностью, то оценка 2 балла. Реализованы частично - 1 балл. Не реализованы - 0 баллов. Далее подсчитывается сумма баллов и коэффициент эффективности урока по формуле: К = (сумма баллов / 22) х 100%. Если по результатам подсчета К = 85 и более баллов, то урок с точки зрения здоровьесбережения можно оценить как отличный; если К= 65 - 84 баллов - урок хороший; К = 45 - 64 баллов - урок удовлетворительный.
Разработка программы мониторинга для каждого образовательного учреждения предполагает индивидуальный комплексный творческий подход. При разработке и проведении мониторинга нужно учитывать и то, что мероприятия, направленные на оздоровление обучающихся в школе, и непосредственно образовательная среда - это только часть факторов, влияющих на здоровье школьников. Существенное воздействие на здоровье ребенка оказывают также внешкольные факторы.
Опыт показывает, что только правильно организованный мониторинг, предусматривающий все основные аспекты работы в области охраны здоровья обучающихся, позволит провести коррекцию деятельности школы, и тем самым позволит значительно повысить качество образования.