12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панкратова Ирина Павловна23
   

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Восхождение»» городского округа город Шарья Костромской области

Образовательная программа дополнительного образования «Экологический мониторинг»

(12 - 18лет)

                                                                      Программу разработала педагог

                                         дополнительного образования

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                И.П.Панкратова

2016


 


 

Пояснительная записка

Современное состояние территории России можно определить как критическое. Продолжается интенсивное загрязнение природной среды. Спад производства не повлек аналогичного снижения загрязнения поскольку в экономически кризисных условиях предприятия стали экономить и на природоохранных затратах. Недостаточно уделяется внимание условиям в которых будет жить человек, т. е. каким воздухом он будет дышать, какую воду он будет пить, чем он будет питаться, на какой земле жить.

Человечеству необходимо осознать, что ухудшение состояния окружающей среды является большей угрозой для нашего будущего, чем военная агрессия; что за ближайшие несколько десятилетий человечество способно ликвидировать нищету и голод, избавиться от социальных пороков, возродить культуру и восстановить памятники культуры лишь бы были деньги, возродить разрушенную природу деньгами невозможно. Потребуются десятилетия, чтобы остановить ее дальнейшее разрушение и отодвинуть приближение экологической катастрофы в мире, а не только в России.

Актуальность данной программы

Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.

Направленность программы

Программа направлена на познание окружающей среды, способствующее успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и проведения активных мероприятий (агитационная деятельность, акции, практическая направленность– очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики) по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения,

Отличительными особенностями данной программы

Отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В программе предпочтение отдается таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

- стимулируют обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, викторины);

- способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

- обеспечивают формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей,

- обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений)

- вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность

Концептуальной основой данной программы по экологии являются идеи:

- преемственности начального, основного общего и дополнительного образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география)

- гуманизации образования;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;

- формирования у обучающихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач

Эти идеи являются базовыми при определении структуры, цели и задач программы.

Цель программы: расширение и углубление экологических знаний подрастающего поколения в ходе практической деятельности; формирование у подростков экологической культуры, активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде.

Программа решает следующие задачи:

Задачи программы и экологического образования в целом представлены в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные:

- формирование системы знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у обучающихся предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему практических работ и экскурсии;

- создать условия для формирования у обучающихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у детей интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

- развивать у обучающихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к занятиям;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на экскурсиях, в процессе выполнения практических работ, планирования и реализации исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия).

Цель и задачи достигаются тем, что учащиеся на лекциях, беседах, экскурсиях, практических занятиях расширяют и углубляют знания, полученные из школьных курсов по биологии, географии, экологии, выполнением самостоятельной исследовательской работы при изучении природных объектов. Это способствует воспитанию инициативы, активного и добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивая интерес к изучению экологических проблем родного края.

Необходимость разработки данной программы продиктована следующими обстоятельствами:

Внедрение в дополнительное образование по экологии при рассмотрении местных экологических проблем технологии развивающего обучения. Этот способ обучения реализуется через познавательный, исследовательский и природоохранный разделы программы.

Основой любой программы является закрепление полученных знаний на практике, в данном случае проведение исследований с последующим написанием научно-исследовательских работ и их защита.

Данная программа естественно-научного направленности в области экологии отражает аспекты изучения экологических проблем своей местности в таких видах исследовательской деятельности как теоретико-исследовательская, опытно-проблемная.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Данная программа рассчитана на учащихся разных возрастных категорий – учащихся 6-11 классов

Планирование количества учебных часов идет с учетом следующих дидактических принципов:

1.Усвоение новых знаний, базирующихся на методологическом принципе восхождение от абстрактного к конкретному.

2.Совокупное формирование теоретических и практических знаний.

Реализация программы осуществляется из расчета:

4 часа в неделю – 144 часа (1-4-й год обучения)

7 часов в неделю 252 часа (5-й год обучения)

Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на пять лет обучения. Поставленные задачи предполагают непрерывную работу, как с постоянным составом, так и с вновь приходящими детьми в экологический кружок (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, создание новых проектов).

Ожидаемые результаты

По окончании курса программы, обучающиеся значительно повысят свои знания в области экологии. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды города, в котором они живут, научатся принимать решения по устранению экологических нарушений в городе. Приобретут навыки исследовательской деятельности, презентации и защиты исследовательских работ на мероприятиях различного уровня.

Должны знать

- определения основных экологических понятий

- основные экологические проблемы города, формы и методы охраны окружающей среды.

- основные экологические законы, принципы;

- растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые);

- элементарные методы исследования природных объектов.

- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы).

Должны уметь

-самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- самостоятельно работать с литературой

-определять видовое разнообразие флоры и фауны города и района по определителю

- проводить исследования состояния окружающей среды, обрабатывать материал;

- грамотно описывать и анализировать полученные данные;

- оформлять результаты исследований с помощью таких форм, как описание фактов, составление таблиц, диаграмм, формулировать выводы;

- владеть простейшими приемами слежения за состоянием окружающей среды;

- формулировать несложную проблему, опираясь на полученные знания по экологии;

- готовить выступления о результатах проведённых исследований, защищать исследовательскую работу на конкурсах, олимпиадах и др.;

- грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- пропагандировать правила бережного отношения к природе.

Первый год обучения

Программа первого года обучения рассчитана на возраст 12-13 лет. Всего часов 144, четыре часа в неделю.

Цель: формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир.


 

Примерный тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Введение

10

6

4

2

Организм и окружающая среда

14

8

6

3

Живые организмы их отношения и взаимодействия

20

14

6

4

Экологический мониторинг окружающей природной среды

40

14

26

5

Консультации по проведению исследований и написанию исследовательских работ

10

 

10

6

Экосистемы

30

10

20

7

Охрана природы

20

8

12

Итого: 144 60 84

Содержание программы

Программа реализует экологическое образование и воспитание детей через систему школьного экологического мониторинга. В учебном процессе предусмотрены лекционные занятия, беседы, игры, учебные экскурсии, практические занятия. Определены основные принципы организации системы школьного экологического мониторинга природных сред и объектов.

Одним из главных разделов программы является исследовательская деятельность в ходе, которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Введение

Экостарт. Определение понятия «экология». Этапы становления экологии как науки. Что изучает экология: цели, задачи и проблемы. Место, занимаемое экологией среди других наук. Современная экологическая ситуация в мире и в стране

Важность и значимость экологического движения

Обсуждение и планирование мероприятий программы

Экскурсия:

«Фенологические, биологические изменения в природе по сезонам года (осень)».

Организм и окружающая среда

Взаимоотношения организмов с окружающей природной средой.

Основные типы взаимоотношения живых организмов.

Среды обитания организмов.

Экологические факторы.

Реакции организмов на изменение условий среды.

Практическая работа

1. «Приспособительные особенности живых организмов к среде обитания», 2.Викторина «Экология организмов»,

3.«Определение типов экологических факторов и их влияние на окружающую среду».

4. Просмотр видеофильмов

Живые организмы их отношения и взаимодействия

Биосфера. Сообщества живых организмов. Основные группы живых организмов в природных сообществах. Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Пищевые связи в природе. Влияние на организм условий окружающей среды.

Практическая работа:

1.Работа с определителями.

2.Работа с определителями флоры и фауны в городском парке.

3.Изучение растений по Красной книги Костромской области.

4.«Составление пищевых цепей»,

5.«Решение экологических задач»,

6.Просмотр видеофильмов

Экскурсия

в парк, на луг, к водоему.

Экологический мониторинг окружающей природной среды

Исследовательская деятельность в системе экологического образования. Смысл исследовательской работы школьников. Выбор и характеристика объектов экологического мониторинга. Метеонаблюдения: руководство для начинающих исследователей природы. Обработка данных и оформление результатов. Оформление исследовательской работы. («Качество природной среды». «Основные загрязнители окружающей среды». «Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения»).

Практическая работа: Обзор экологических проблем России, Костромской области, города Шарьи. Знакомство с исследовательскими работами. Знакомство с проектами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Экскурсия: "Экологические объекты окружающей среды». Отбор материала для исследований. Обработка результатов исследований. Работа с дополнительной литературой. Оформление результатов исследований. Написание исследовательской работы. Подготовка к защите исследовательской работы. Участие в экологических олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Экосистема

Понятие об экосистеме Общая характеристика экосистемы. Структура экосистем. Естественные экосистемы Искусственные экосистемы.

Практическая работа Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Работа с определителями растений: «Выделение экологических групп растений по отношению к освещению». Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Знакомство с растениями – индикаторами. «Определение ярусности растений леса». «Составление пищевых цепей» Викторины: «Праздник леса», «Удивительный мир растений». Просмотр видеофильмов.

Охрана природы

Современное состояние и охрана атмосферы. Рациональное использование и охрана природных ресурсов. Современные проблемы охраны природы. Красная книги Костромской области. Охрана экосистем.

Практическая работа

1.«Определение источников загрязнения окружающей среды в городе». 2.«Определение последствий влияния загрязнителей».

3.Просмотр видеофильмов Проведение акций: «Благоустройство территорий», «В защиту птиц.

Экскурсия

на предприятия города: "Экологические объекты окружающей среды", - "Знакомство с эффективностью работы очистных сооружений предприятий-загрязнителей окружающей среды".

По окончании первого года обучения учащийся должен:

знать: основные экологические термины и понятия; основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;

уметь: выступить с сообщением или докладом перед аудиторией, убеждать и отстаивать свою точку зрения; применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, самостоятельно ухаживать за домашними животными; определиться в выборе дальнейшего курса обучения.

Второй год обучения

Программа второго года обучения, рассчитана на средний возраст, подростки 13-14 лет.

Всего часов 144, четыре часа в неделю

Цель: формирование у подростков активного и ответственного отношения к окружающей среде, осознания ребёнком себя как части системы «Человек-Природа».

Содержание программы

Программа реализует экологическое образование и воспитание детей через индивидуальную, групповую и массовую работу, успешно протекающую в творческом объединении.

В учебном процессе предусмотрены: лекционные занятия, беседы, игры, учебные экскурсии, практические занятия, а также индивидуальная работа с детьми, где идёт приобщение к чтению и реферированию научно – популярной и специальной литературы.

В групповой и массовой работе важным является изучение природной среды родного края, участие в экологических акциях, конференциях, праздниках, которые связаны также с проблемами региона, города.

Одним из главных разделов программы является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение с природой, приобретаются навыки эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к актуальным вопросам экологии, дети учатся делать презентации, создавать проекты.

Примерный тематический план

п/п

Наименование темы Всего часов
        1. В том числе

теоретических

Практических

1

Введение в экологию

8

4

4

2

Экологический мониторинг окружающей природной среды

40

10

30

3

Среды жизни и приспособление к ним организмов

18

12

6

4

Экосистемы

18

8

10

5

Мир, в котором я живу

12

8

4

6

Человек и его здоровье

16

6

10

7

Природные и антропогенные экологические катастрофы

8

4

4

8

Консультации по проведению исследований и написанию исследовательских работ

12

 

12

9

Охрана природы

12

4

8

 

ИТОГО:

144

56

88

Введение

Что такое экология? Что изучает экология? Зачем нужно изучать экологию?

Что нужно сделать, чтобы сохранить окружающий нас мир и что нас ждёт, если мы ничего не сделаем для его сохранения. Основные задачи экологии в современный период. Обсуждение и планирование работы программы.

Экскурсия

на реку Шарьинка

Экологический мониторинг окружающей природной среды

Организация исследовательской работы по экологии:

Знакомство с объектом исследования

Составление плана выполнения исследования

Знакомство с методиками исследований

Алгоритм проектного обучения

Проведение исследований

Описание результатов исследований

Оформление исследовательской работы

Подготовка презентации исследовательской работы

Среды жизни и приспособление к ним организмов

Наземно-воздушная среда.. Состав воздуха. Плотность и давление воздуха как факторы наземно-воздушной среды обитания. Свет как факторы наземно-воздушной среды обитания. Вода как факторы наземно-воздушной среды обитания Температура как факторы наземно-воздушной среды обитания. Осадки и их значение в жизни живых организмов.

Особенности водной среды обитания. Свет и тепло как факторы водной среды обитания. Различия водной среды по составу растворённых веществ

Почвенная среда обитания живых организмов. Состав и свойства почвы. Вода в почве. Живые организмы – обитатели почвы.

Живые организмы как среда обитания других организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Практическая работа:

1.«Обитатели почвы»,

2.«Вода - среда обитания живых организмов».

Экосистемы

Понятие экосистемы. Факторы, формирующие экосистемы.

Структуры экосистем. Круговорот веществ в экосистемах. Потоки энергии в экосистемах. Пищевые цепи. Устойчивость экосистемы. Экологическая ниша. Экологическая сукцессия. Воздействие человека на природу. Сохранение жизни на Земле

Практическая работа

: «Влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на окружающую среду».

«Состояние окружающей среды. Определение повреждений у растений, факторы повреждений».

Решение экологических задач.

Экскурсия

«Осенние явления в жизни сообществ».

Мир, в котором я живу

Городской ландшафт и его зоны. Проблемы бытового мусора. Проблема эксплуатации автомобилей.

Город как среда жизни человека и как загрязнитель природы.

Строительные материалы. Интерьер. Микроклимат жилища. Растения и животные.

Препараты бытовой химии и их безопасное использование. Состав и качество питьевой воды. Компьютеры и здоровье.

Практическая работа: «Экология квартиры»

Человек и его здоровье

Здоровье человека и окружающая среда. Влияние факторов среды на здоровье человека

Здоровый образ жизни. О вреде алкоголя и табакокурения. на организм

Спид и наркотики – чума 21 века

Закаливание и профилактика простудных заболеваний.

Анатомо - физиологические особенности переходного возраста

Профилактика детского травматизма и несчастных случаев в быту и оказание первой -доврачебной помощи.

Витамины. Их значение.

Здоровье и выбор профессии

Практическая работа:

1. «Подсчет частоты пульса в разных условиях и измерение артериального давления»

2. «Оказание первой помощи при кровотечениях»

3.: «Навыки по десмургии»

4.«Оказание первой помощи при повреждениях опорно – двигательного аппарата»

5.: «Оказание первой помощи при обмороке, остановке сердца, утоплении»

Природные и антропогенные экологические катастрофы

Природные экологические катастрофы. Антропогенные экологические катастрофы.

Что может привести к глобальным экологическим катастрофам? Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу?

Экскурсия

по городу.

Охрана природы

Значение диких видов животных и растений для жизни человека

Причины исчезновения диких видов животных и растений.

Красная книга.

Охрана экосистем Значение заповедных территорий в сохранении природы

Подготовка и участие в экологических акциях, посвященных:

Дню Земли

Дню Воды

Дню Птиц

Практическая работа

: «Искусственная экосистема – аквариум».

Экскурсия

на промышленные предприятия города,

на учебно – опытный участок станции юных натуралистов.

По окончании второго года обучения обучающийся должен:

знать:

Научную терминологию по экологии;

Элементарные методы исследования природных объектов;

Проблемы экологии в городе, и, осознавать их актуальность и значимость для населения;

уметь:

Познавать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;

Понимать, что человек – это часть природы;

Работать с необходимой литературой;

Вести наблюдения в природе;

Проводить исследования и оформлять их результаты документально;

Уметь создавать проекты и презентации;

Проводить природоохранные мероприятия.

Третий год обучения

Программа третьего года обучения рассчитана на старших школьников в возрасте 14-16 лет.

Всего часов 144, четыре часа в неделю

Цель: развитие навыков практического использования теоретических знаний, привлечение учащихся к наблюдениям, их анализу, исследовательской работе, участию в мониторинге, конкурсах, олимпиадах.

Содержание программы

Программа включает базовые сведения ряда изучаемых школьных курсов (биологии, химии, географии, и др.) и опирается на специфику учебного заведения – углубленное изучение предметов естественно-научного цикла и способствует решению этой проблемы, развитию и обобщению экологических понятий, усвоению научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теории, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку обучающихся к практической деятельности.

В учебном процессе предусмотрены: лекционные занятия, беседы, игры, учебные экскурсии, практические занятия, а также индивидуальная работа с детьми, где идёт приобщение к чтению и реферированию научно – популярной и специальной литературы.

 

Примерный тематический план

  

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

В том числе

часов

                                                     Теоретических

                                                                                                                                                        Практических

1

Введение

4

2

2

2

Экологический мониторинг

40

10

30

3

Медицинская экология

18

8

10

4

Организмы и среда обитания

22

16

6

5

Биоценозы, экосистемы, биогеоценозы

22

10

12

6

Популяция и экология

16

8

8

7

Биосфера и антропогенное воздействие на биосферу

22

16

6

8

       

Итого:

144

70

74

Введение

Сущность и современное определение экологии

Задачи экологии как науки

Предмет, объект, методы экологии.

Экскурсия

в краеведческий музей.

Экологический мониторинг

Экологический мониторинг, его цели и задачи на современном этапе.

Выбор экологических объектов.

Выбор методов исследования. Изучение методик исследования.

Требование к оформлению исследовательской работы.

Методы исследования воздушной среды.

Методы исследования почв.

Методы исследования физического здоровья учащихся.

Обработка данных и оформление результатов исследования.

Участие в экологических конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Медицинская экология

Организм как целостная система. Понятие о норме и патологии.

Загрязнение воздуха в помещении.

Шум и здоровье человека

Антропогенное воздействие на биосферу.

Химическое загрязнение среды и здоровье человека.

Биологическое загрязнение и болезни человека.

Погода и самочувствие человека.

Питание и здоровье человека

Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Плюсы и минусы биотехнических прогрессов.

Практическая работа:

1.«Без чистой воды «Ни туды, ни сюды»;

2.«Урок здоровья».

3.« Советы доктора Айболита»;

4.«Чтобы не было беды: «Курение – дань моде, привычка или болезнь»; 5.Фитокафе – «Не вся ягода что красна, съедобна».

Организмы и среда их обитания

Соответствие между организмами и средой обитания. Экологические факторы. Абиотические, биотические, антропогенные факторы.

Приспособительные типы, формы организмов. Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Стеобионты, эврибионты. Пути приспособления организмов к среде. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Приспособительные ритмы жизни. Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Фотопериодизм. Энергетический бюджет и тепловой баланс. Экологическая ниша. Интенсивность размножения. Геометрическая прогрессия размножения.

Практическаяработа:

1. Определение типов экологических факторов и их влияние на окружающую среду.

2. Влияние антропогенного фактора на окружающую среду.

3. Решение экологических задач.

Биоценозы, экосистемы, биогеоценозы

Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера. Понятие экосистемы. Законы организации экосистемы. Устойчивость биоценозов Биогеоценоз. Биогеоценоз дубравы. Биогеоценоз водоёма. Биогеоценозы, создаваемые человеком

Экскурсия :

1. Влияние абиотических, биотических и антропогенных факторов на окружающую среду.

2. Изменения в биоценозах в разные времена года (осень, зима, весна).

3. Осенние явления в жизни сообществ.

4. Биоценозы в микрорайоне городского парка. Видовой состав, жизненное состояние, возрастная структура.

5. Водоем как пример биогеоценоза

6. Парки, плодовые сады - биогеоценозы, созданные человеком.

Экология популяции

Популяция – единица экосистемы. Демографические показатели. Свойства популяции.

Популяционное обилие. Плотность популяции. Методы учета численности популяции.

Рождаемость и смертность. Кривые выживания.

Возрастная структура популяций.

Динамика популяции, рост, колебание численности.

Регуляция численности популяции. Практическое использование знаний о популяциях.

Практическая работа:

1. Определение жизненных форм растений и животных.

2. Определение структуры, плотности, численности популяций.

3.Подсчет плотности популяции для определенных видов растений (сквер, парк).

4.Решение экологических задач.

Биосфера и антропогенное воздействие на биосферу

Современное состояние природной среды.

Загрязнение окружающей среды. Типы загрязнений. Экологические ситуации.

Загрязнители, их классификация. Предельно допустимый сброс (ПДС). Предельно-допустимая концентрация (ПДК). Мониторинг.

Загрязнение атмосферы (источники, последствия, влияние на здоровье человека, экосистемы). Меры предупреждения загрязнения.

Загрязнение водоемов. Олиготрофные и эвтотрофные водоемы. Загрязнение почвы. Вредное влияние пестицидов, минеральных удобрений.

Нитраты, их накопление в растениях, вредное влияние на здоровье человека. Меры по предупреждению вредного влияния нитратов на здоровье человека.

Вредное влияние перевыпаса скота на состояние почв. Опустынивание, меры предупреждения.

Практическая работа:

1. «Предельно-допустимая концентрация загрязняющих веществ в реках города» Составление таблиц, схем, графиков, диаграмм.

2."Нитраты, их содержание в продуктах".

3.Анализ автотранспортных потоков и их влияние на окружающую среду.

По окончании третьего года обучения обучающийся должен:

знать:

основы экологической науки, экологические законы, правила, теории, основы законов об охране природы, особенности взаимодействия общества и природы, о важности здорового образа жизни, методики проведения исследований, правила оформления исследований.

уметь:

проводить самостоятельно поисково- исследовательскую деятельность и устанавливать сущность исследуемых явлений, проводить экологические исследования в сочетании с теоретическими знаниями по экологии, работать с учебной и научно- практической литературой, составлять экологический прогноз, делать доклад по изучаемой проблеме на научно-практических конференциях, олимпиадах, проводить природоохранную работу.

Четвёртый год обучения

Программа четвёртого года обучения рассчитана на старших школьников в возрасте 15-16 лет.

Всего часов 144, четыре часа в неделю.

Цель: создание условий для приобретения высокого уровня знаний, личного участия учащихся в охране окружающей среды.

Содержание программы

Программа ориентирована на углублённый уровень усвоения знаний по экологии. Происходит формирование системно упорядоченных знаний. На этом этапе даётся объём экологических знаний, необходимых для осмысления места человека в природе. Также осуществляется вывод из сферы неосознанного в сферу осознанного.

В учебном процессе предусмотрены: лекционные занятия, беседы, игры, учебные экскурсии, практические занятия, а также индивидуальная работа с детьми.

Примерный тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

часов

                                                                                                Теоретических

                                   Практических

1

Введение

4

4

 

2

Экологический мониторинг

40

10

30

3

Экология и краеведение

18

14

4

4

Здоровье человека и окружающая среда

24

10

14

5

Биоценоз и экосистемы

28

14

14

6

Популяции

16

10

6

7

Биосфера

14

10

4

Итого:

144

72

72

Введение

Экология как наук

Современные экологические проблемы.

Экологический мониторинг

Экологический мониторинг, его цели и задачи на современном этапе.

Выбор экологических объектов.

Выбор методов исследования. Изучение методик исследования.

Требование к оформлению исследовательской работы.

Мониторинг исследования воздушной среды.

Мониторинг исследования почвы.

Мониторинг физического здоровья учащихся.

Обработка данных и оформление результатов исследования.

Участие в экологических мероприятиях разного уровня

Экология и краеведение

История освоения Костромского края.

Костромская область сегодня.

Климат. Природные ресурсы области

Природа Костромской области

Красная книга Костромской области

Культурное наследие края(путешественники, ученые, мореплаватели)

Экологические проблемы Костромской области

Экскурсия

В краеведческий музей. По святым местам

Здоровье человека и окружающая среда

Влияние факторов среды на здоровье человека

Здоровый образ жизни. О вреде алкоголя и табакокурения. на организм

Спид и наркотики – чума 21 века

Закаливание и профилактика простудных заболеваний.

Анатомо - физиологические особенности переходного возраста

Профилактика детского травматизма и несчастных случаев в быту и оказание первой - доврачебной помощи.

Витамины. Их значение.

Здоровье человека и выбор профессии

Практическая работа

1.«Подсчет частоты пульса в разных условиях и измерение артериального давления»

2.«Оказание первой помощи при кровотечениях»

3.«Оказание первой помощи при повреждениях опорно – двигательного аппарата» «Навыки по десмургии»

4.«Оказание первой помощи при обмороке, остановке сердца, утоплении»

Биоценоз и экосистемы

Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша. Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия. Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. "Экологические пирамиды".

Практическая работа

1.исание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум).

2.шение экологических задач.

3.Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений).

Экскурсии

1."Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов".

2."Наземная ярусность растительности парка".

Популяции

Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). Численность и плотность популяций. Рациональное и нерациональное использование популяций.

Практическая работа

1.Решение экологических задач...

2. Составление памятки о правилах поведения в лесу, о рациональном использовании лесных богатств.

Биосфера

Биосфера. Состав биосферы. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере. Круговорот веществ в биосфере Ноосфера.

Практическая работа

Моделирование круговорота веществ.

По окончании четвёртого года обучения обучающийся должен:

знать: основные экологические законы и правила; научную терминологию по экологии; элементарные методы исследования природных объектов;

проблемы экологии в городе, и, осознавать их актуальность и значимость для населения;

уметь: познавать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами; понимать, что человек – это часть природы; работать с литературными источниками; вести наблюдения в природе; проводить исследования и оформлять их результаты документально; создавать проекты и презентации; проводить природоохранные мероприятия.

Пятый год обучения

Программа пятого года обучения рассчитана на старших школьников в возрасте 16 - 18 лет.

Цель: создание условий для приобретения высокого уровня знаний, выхода на уровень осмысленного понимания законов природы, своего неразрывного единства с ней.

Содержание программы

Программа учитывает психологические особенности ребёнка, позволяет выбрать индивидуальную траекторию продвижения по учебному курсу, свой темп их усвоения. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи, дружбы и верности. Отработка теоретического материала на практике. На этом этапе происходит осмысление ребёнком экологической картины мира через проведение собственных исследований на практических занятиях.

Результат этого – выход на уровень осмысленного понимания законов природы, своего неразрывного единства с ней. Результат: достигается объединение понимания законов природы и осознанного внутреннего стремления к гармонии с природой. В учебном процессе предусмотрены: лекционные занятия, беседы, игры, учебные экскурсии, практические занятия, а также индивидуальная работа с детьми, где идёт приобщение к чтению и реферированию научно – популярной и специальной литературы.

Примерный тематический план.

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

часов

Теорет.

Практ.

1

Введение

4

4

 

2

Экологический мониторинг

50

10

40

3

Организмы и среда их обитания

30

20

10

4

Экологическая популяция

20

10

10

5

Биоценозы, экосистемы, биогеоценозы

16

10

6

6

Загрязнение окружающей среды

18

12

6

7

Социальная экология

24

16

8

8

Работа по индивидуальным образовательным маршрутам

90

 

90

Итого

252

82

170

Введение

Экология как наука. История развития. Отрасли экологии. Методы экологических исследований. Значение

Эклогический мониторинг

Экологический мониторинг, его цели и задачи на современном этапе.

Выбор экологических объектов.

Выбор методов исследования.

Требование к оформлению исследовательской работы.

Мониторинг водной среды.

Мониторинг воздушной среды.

Исследования почвы.

Исследование продуктов питания

Обработка данных и оформление результатов. Написание проектов. Создание презентаций Оформление экологических проектов и исследовательских работ на конкурсы. Участие в экологических мероприятиях различного урвня.

Организмы и среда их обитания

Соответствие между организмами и средой обитания. Экологические факторы. Абиотические, биотические, антропогенные факторы.

Интенсивность размножения. Геометрическая прогрессия размножения.

Закон экологического оптимума.

Закон ограничивающего фактора .

Приспособительные типы, формы организмов. Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Конвергентная и параллельная эволюция. Стенобионты, эврибионты.

Пути приспособления организмов к среде. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Приспособительные ритмы жизни. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Фотопериодизм. Экологическая ниша.

Практическая работа:

1. Определение типов экологических факторов и их влияние на окружающую среду.

2. Влияние антропогенного фактора.

3. Решение экологических задач.

Экологическая популяция

Популяция – единица экосистемы. Свойства популяции.

Методы учета численности популяции. Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяций. Динамика популяции, рост, колебание численности. Регуляция численности популяции. Практическое использование знаний о популяциях.

Практическая работа:

1. Определение жизненных форм растений и животных.

2. Определение структуры, плотности, численности популяций.

3. Решение экологических задач.

Биоценозы, экосистемы, биогеоценозы

Видовая структура биоценозов. Устойчивость биоценозов. Законы биологической продуктивности. Биоценозы, их охрана.

Понятие экосистемы. Законы организации экосистемы и компоненты экосистем: продуценты, консументы, редуценты.. Биологическое разнообразие - основа существования экосистем. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения.

Практическая работа:

1.Составление цепей, сетей питания пресноводного водоема, поля леса, луга.

2. Составление экологических пирамид

3."Нитраты, их содержание в продуктах".

Загрязнение окружающей среды

Загрязнение атмосферы. Загрязнители. Разрушение озонового слоя, последствия СМОГ, его типы, причины образования, последствия.

Кислотные осадки, причина, влияние. Парниковый эффект, причина, последствия.

Влияние загрязнений на растения.

Растения - индикаторы. Загрязняющие вещества, их источники. Тяжелые металлы - загрязнители, их влияние на окружающую среду.

Шумовое загрязнение, влияние на здоровье. Предупреждение шумового загрязнения.

Практическая работа

1. Определение источников загрязнения окружающей среды в микрорайоне по месту жительства обучающихся.

2. Определение последствий влияния загрязнителей.

Социальная экология

Человек и окружающая среда.

Наследственность- важнейший фактор здоровья.. Генеалогическое древо.

Среда жизни ( природная, социальная, производственная, жилого помещения,

города и сельского поселения).

Особенности взаимодействия общества и природы в различные эпохи.

Проблемы загрязнения среды и истощение ресурсов.

Современное состояние природных лесных ресурсов. Причины и. последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана, воспроизводство лесов.

Охрана хозяйственно-ценных и редких видов растений. Красная книга

Воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время, перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство.

Рациональное использование и охрана промысловых животных. Редкие и вымирающие виды животных. Красные книги

Экскурсия

Промышленная зона города.

Практическая работа

« Изучение влияния промышленных предприятий на окружающую среду ( воздух, почву)».

Индивидуальные исследовательские образовательные маршруты обучающихся по программе «Экологический мониторинг»

Мероприятие

Сроки проведения

Кол-во

часов

- Основные понятия о мониторинге. Мониторинг загрязнения природной среды. Мониторинг состояния природных ресурсов.

- Выбор и характеристика объектов экологического мониторинга

- План объекта исследования. Экологическая оценка природных сред и объектов.

- Формы и методы экологического мониторинга

- Выбор темы исследовательской деятельности

- Работа с научно-популярной литературой

- -Общие требования к оформлению исследовательских работ, к созданию презентаций исследовательских работ, проектов

сентябрь - октябрь

14

- Подготовка к региональному конкурсу научно-исследовательских проектов «Созвездие»

октябрь

4

- Участие в акции посвящённой всемирному Дню Воды

март

2

- Участие в акции посвящённой всемирному Дню Птиц

март

2

- Участие в акции посвящённой всемирному Дню Земли

апрель

2

итого: 24

Исследовательская работа на тему: «Мониторинг исследования атмосферного воздуха города Шарьи»

- Корректировка целей и задач исследовательской работы.

- Работа с научной литературой, Интернет ресурсом. -Обработка результатов исследований и их наглядное представление в виде таблиц и диаграмм.

октябрь - декабрь

8

- Подготовка к региональному этапу Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды

ноябрь

2

-Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады по экологии

декабрь

2

- Подготовка к муниципальной научно-практической конференция «Шаг в будущее»

январь

2

Подготовка к региональному этапу Всероссийской олимпиады «Созвездие»

январь

2

-Подготовка к региональному этапу Всероссийской олимпиады по экологии

январь

2

- Подготовка к региональной научно-практической конференция «Шаг в будущее»

февраль

4

- Подготовка к региональному этапу Всероссийского конкурса «Зеленая планета»

февраль

2

- Работа над презентацией исследовательской работы

март

2

- Выбор темы исследования.

- Определение цели и задач исследования на следующий учебный год

- Выбор методик исследования

апрель

2

- Выбор ключевых участков для мониторинга для проведения исследований. Проведение исследований

май - сентябрь

4

итого: 32

Исследовательская работа на тему: «Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов»

- Выбор темы исследовательской работы

- Определение цели и задач исследования

- Выбор методик исследования

- Работа с научной литературой, Интернет ресурсом.

- Проведение исследований.

октябрь

12

- Обработка результатов исследований и их наглядное представление в виде таблиц и диаграмм.

ноябрь

6

- Подготовка к муниципальной научно-практической конференция «Шаг в будущее»

январь

2

- Подготовка к региональному этапу Всероссийского конкурса «Зеленая планета»

февраль

2

- Работа над презентацией исследовательской работы

февраль, март

4

- Выбор темы исследования.

- Определение цели и задач исследования на следующий учебный год.

- Выбор методик исследования.

апрель

4

- Выбор ключевых участков для мониторинга для проведения исследований. Проведение исследований

май - сентябрь

4

итого : 34

ИТОГО:

90

По окончании пятого года обучения обучающийся должен:

знать: основы экологической науки, экологические законы, правила, теории, основы законов об охране природы, особенности взаимодействия общества и природы, о важности здорового образа жизни, методики проведения исследований, правила оформления исследований.

уметь: проводить самостоятельно поисково- исследовательскую деятельность и устанавливать сущность исследуемых явлений, проводить экологические исследования в сочетании с теоретическими знаниями по экологии, работать с учебной и научно- практической литературой, составлять экологический прогноз, делать доклад по изучаемой проблеме на научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня.

Методическое обеспечение программы

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

Теоретические занятия (лекции, беседы, конференции)

Групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях (с использованием элементов ролевой и деловой игры; экскурсии, массовые мероприятия).

Самостоятельная работа обучающихся с учебной, научной и художественной литературой (подготовка рефератов, сообщений, индивидуальных и групповых проектов);

Практические занятия: проведение наблюдения, исследований окружающей среды и оформлению творческих отчетов о проделанной работе, эксперимент. Изготовление поделок из природного материала и бросового материала, написание экологических сочинений, стихов, сказок и т.д

Работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;

Работа с использованием компьютерных программ. Техническое оснащение учреждения позволяет широко использовать в программе технические средства обучения (проектор, телевизор, видео-магнитофон, DVD-плеер, компьютеры). Информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;

Рекомендации по организации практической части программы:

Практическая часть программы предполагаем закрепление теоретических знаний обучающихся. Практическая часть предусматривает различные виды деятельности - игры-путешествия, дидактические игры, моделирование ситуаций, исследовательские эксперименты, опыты, которые позволяют поддерживать мотивацию к изучаемому материалу и способствуют творческому росту обучающихся. Для проведения исследований, экспериментов и опытов предусмотрено специальное оборудование, которое готовит педагог перед началом учебного занятия. Разработаны специальные инструкции по технике безопасности, с которыми педагог знакомит обучающихся. Практическая часть программы предполагает сочетание различных видов деятельности (речевая, творческая, исследовательская), что способствует развитию ситуации успеха каждого обучающихся и закрепляет понятийный аппарат теоретической части программы.

Дидактический материал представлен:

Дидактические карточки (раздаточный и проверочный материал, творческие задания);

Игры по темам программы;

Викторины;

Видеофильмы

Гербарий растений;

Наборы картинок и фотографий «Растения» и «Животные»;

Методические сборники

Материально-техническое оснащение занятий:

Кабинет для обучения:

Проектор;

Экран;

Компьютеры;

Принтеры;

Лабораторное оборудование:

Микроскопы;

Бинокль;

Лупы

Компас

Спиртовки;

Пробирки стеклянные

Подставка и держатели для пробирок;

Стеклянные колбы, стаканы;

Штатив металлический;

Стеклянные палочки;

Фильтровальная бумага;

Стеклянная воронка;

Предметные и покровные стекла;

Натуральные объекты:

Коллекция комнатных растений;

Коллекция камней;

Гербарий растений;

Почва;

Глина, песок, щебень;

Обитатели живого уголка

Обзор литературы

для педагога:

АшихминаТ. Я.,Школьный экологический мониторинг, « Агар», 1999;

Ашихмина Т. Я., Экология родного края, Киров,2000;

Беляев М. А., Экологическое воспитание школьников, Кострома,1995;

Батуев А. С., Большой справочник по биологии для школьника;

Безбородов В.Ф. География Костромской области, 1995;

Бондаренко В.И «Оценка экологического состояния природных комплексов»,

Войтюк Т. Ветлужская сторона, Кострома, 1954

Гущин В.Я. Шарья ,Ярославль 1990;

Дудин В. А. , История костромских лесов, « ДиАр», 2000;

Зверев А.Т. «Экология» 6-8 класс, учебник

Кузнецов В. Н. ,Экология 5-11 классы, « Дрофа», 1998;

Кулагина Т.В. Ветлужская сторона, «Д и Ар», 1996;

Миркин Б. М. , Экология России, М., 1999;

Муравьёва А.Г. «Экологический практикум»

Невдахина З.И. Дополнительное образование детей, Москва, Ставрополь, 2007;

Нидерштрат Б.М. Руководство к практическим занятиям по возрастной физиологии и школьной гигиене, Кострома, 19998;

Обухов А. «Исследовательская работа школьников»

Письмеров А. В.Природа Костромской области и её охрана, Ярославль, 1998;

Пегов С. А. Региональный план действий по охране окружающей среды, Кострома, 2001;

Шипова Е.В. Редкие и охраняемые растения и грибы Костромской области, 1996;

для обучающегося:

АшихминаТ. Я.,Школьный экологический мониторинг, « Агар», 1999;

Ашихмина Т. Я., Экология родного края, Киров,2000;

Батуев «А.С. Большой справочник по биологии для школьников»,

Войтюк Т. Ветлужская сторона, Кострома, 1995;

Дудин В. А. , История костромских лесов, « ДиАр», 2000; .

Кузнецов В. Н. ,Экология 5-11 классы, « Дрофа», 1998.

Миркин Б. М. ,Экология России, М. ,1999.

Муравьёв «А.Г. Экологический практикум»

Никишов «А.И. Экология» учебник для 5(6) классов.

Шипова Е.В. Редкие и охраняемые растения и грибы Костромской области, 1996;

Результаты апробации программы

Формы подведения итогов реализации образовательной программы дополнительного образования детей: участие в экологических мероприятиях разного уровня, выставках, природоохранных акциях

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.