12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Стрюкова51
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Ход мероприятия:

I. Вступление

Ведущий 1:

СЛАЙД 1

Наше мероприятие называется «Море начинается с маленькой реки», и прежде чем мы с вами перейдём к теме нашего занятия вашему вниманию я предлагаю портреты великих людей. Вы должны назвать их фамилию и ответить, что их всех объединяет.

СЛАЙД 2

М.И. Кутузов,

П.А. Румянцев,

Ф.Ф. Ушаков,

М.П. Лазарев,

И.Ф. Крузенштерн,

Ф.Ф. Беллинсгаузен,

Ответы воспитанников

Ведущий 1:

СЛАЙД 3

Правильно, они все были кадетами, ими гордится Россия.

Кто стал кадетом – на себя взял смелость,

Другим оставил беззаботный смех,

Перешагнув из детства сразу в зрелость,

Он жизнь узнает раньше всех.

Ведущий 2: Как вы уже поняли, сегодня наше мероприятие будет посвящено такому близкому для вас понятию как «кадет». Вы проучились в стенах этого заведения уже почти год, это достаточно для того, чтобы понять, нравится ли вам быть кадетом, с гордостью ли вы носите это звание, ведь вы не просто «пятиклассники» или «школьники», вы носите погоны, с вас спрос гораздо больше, и прохожие на улице всегда с восхищением смотрят вам в след, а всё почему?

Почему вы стали кадетами?

Ответы воспитанников

Ощущаете ли вы свое отличие от ребят, которые учатся в обычных школах? Если «да», то в чем?

Ответы воспитанников

А почему вообще возникла необходимость обучать военному делу детей с малых лет?

Ответы воспитанников

II. Основной этап

Ведущий 1:

СЛАЙД 4

Прежде чем говорить о современном кадетстве, давайте перенесёмся в прошлое и вспомним, как образовывались кадетские корпуса.

Французское слово cadet  означает «младший», «несовершеннолетний». Так во Франции называли молодых дворян, зачисленных на военную службу, но не произведённых в офицеры. Потом в Европе так стали называть учеников специальных кадетских школ, где дворянские дети готовились к военной службе.

СЛАЙД 5 Просмотр видеосюжета «История образования. Кадетские корпуса» (13 минут).

Ведущий 2:

СЛАЙД 6

Это были учебные центры по подготовке элиты русского общества – офицеров, государственных чиновников, общественных деятелей.

А какие современные кадетские школы вам известны?

Ответы воспитанников

(Примерный перечень ответов: Нахимовское училище, суворовские училища, кадетские гимназии, кадетские классы, президентские кадетские училища).

Ведущий 2:

СЛАЙД 7

Кадетские корпуса начали возрождаться в Российской Федерации с 1992 года в различных типах: кадетская школа, кадетская школа-интернат, кадетский корпус, в некоторых обычных школах появились кадетские классы.

СЛАЙД 8

По данным сайта «Кадеты России», в настоящее время в нашей стране функционируют 70 кадетских, суворовских и нахимовских учреждений - корпусов, школ-интернатов, школ, гимназий. К их числу с полным основанием можно прибавить порядка 400 кадетских классов общеобразовательных учреждений, число которых растет год от года.

Ведущий 1:

СЛАЙД 9

Давайте более подробно остановимся на быте первых кадет. У вас на столе лежит текст с описанием жизни первых воспитанников кадетских училищ. Ваша задача прочитать этот текст и рассказать остальным прочитанное.

Ведущий делит воспитанников на две творческие группы. Каждой группе даётся текст, из которого кадеты должны выделить главное и составить небольшое сообщение о жизни в первых кадетских корпусах. Время на подготовку – 3-4 минуты.

Выступления воспитанников.

Ведущий 2:

СЛАЙД 10

Да, учёба в кадетских корпусах и жизнь вдали от дома – всё это было нелегко, особенно для маленьких детей. Но что же заставляло родителей отрывать от сердца своих любимых крошек и отдавать их в эти суровые военные заведения, расставаясь с детьми на долгие годы? Что думаете вы по этому поводу?

Ответы воспитанников

(Примерные ответы:

- Забота о будущем детей, желание дать им хорошее образование.

- Бедность – многие учились за государственный счёт.

- Раньше семьи были многодетными, детей не так опекали как сейчас

- Желание продолжить офицерскую династию: многие дворяне были офицерами.

- Чувство патриотизма, долга перед Отечеством).

Ведущий 2:

СЛАЙД 11-15

Кадеты - это будущие офицеры, они носили форму, ходили строем, делились на роты. Кадетская форма содержала много армейских элементов: погоны, портупеи, ремни с бляхами, золотые петлицы на мундирах, «офицерские» козырьки на фуражках. В конце 19 века кадетам разрешили носить оружие: ружья, шашки, штыки, тесаки. В кадетской форме отразилось национальное разнообразие России: у кадет – казаков были шаровары с лампасами и шапки с красным шлыком, кадеты-горцы носили черкесские кафтаны, бешметы, мохнатые кавказские шапки.

Вашему вниманию я хочу предложить, просмотреть форму кадетских корпусов разных эпох.

Ведущий 1:

СЛАЙД 16

К форме кадеты относились с большим уважением, считалось, что ношение формы нужно заслужить. Например, всем новичкам Александровского кадетского корпуса оставляли на куртках только одну верхнюю пуговицу, пока они не познакомятся с корпусными порядками. Военизированная форма резко выделяла кадет среди прочей учащейся молодёжи. На кадет смотрели как на представителей будущей военной элиты. В каждом кадетском корпусе были свои нагрудные значки и жетоны, которые были сделаны из серебра, золота, бронзы, отделывались эмалью.

(На столе у воспитанников лежат бумажные муляжи жетонов и нагрудных знаков кадет прошлых лет).

Эти значки были очень дороги воспитанникам, преподавателям, офицерам – воспитателям этих учебных заведений и как свидетельство общности кадет, и как знаки памяти. Их с гордостью носили на мундире, а жетоны – на цепочке или как брелоки к часам. У каждого корпуса было своё знамя – это была святыня кадетского корпуса, символ его чести. Уронить свою честь – значило уронить честь своего корпуса, опорочить честь знамени.

СЛАЙД 17

Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете символику ныне существующих кадетских, нахимовских и суворовских корпусов. (Задание 1)

Ведущий 2: Жетоны, значки, знамёна – вся эта символика объединяла учеников одного корпуса, но были и более прочные связи - это высокие нравственные традиции, которые были свойственны всем кадетам, всему кадетскому братству.

СЛАЙД 18

Самая главная традиция – служение Отечеству. С юных лет кадеты готовили себя к воинской службе, на полях сражений они гордо, с честью несли знамя русского офицера. Многие из них, будучи ранеными (а часто и неоднократно), не покидали поле боя, а после излечения неизменно возвращались в строй.

Ведущий 1: Ещё одна традиция – высокий профессионализм. Накануне Отечественной войны 1812 года большинство офицеров русской армии были выпускниками кадетских корпусов. Именно благодаря их военной подготовке русская армия разбила Наполеона.

Ведущий 2: Следующая традиция – порядочность и честь. Поясню на примере. Во время отступления из Москвы после Бородинского сражения Главнокомандующий русской армией М.И.Кутузов сделал несправедливый выговор генерал – лейтенанту А.И. Татищеву. И, хотя главнокомандующий вскоре письменно извинился, оскорблённый Татищев подал в отставку. У всех, знавших об этом случае, глубочайшее уважение вызвало и письменное извинение старшего начальника перед младшим по званию, и реакция незаслуженно обиженного генерала.

Доброй традицией кадет стало передаваемое от одного поколения к другому особое отношение друг к другу.

Ведущий 1: Какие кадетские традиции кажутся вам самыми привлекательными? А какие кадетские традиции есть в нашем училище?

Ответы воспитанников

Кодекс чести кадета

СЛАЙД 19

Надписи на слайде: «Живи по чести – будут и почести», «Жизнь – Родине, честь - никому».

- Назовите известные вам своды законов отдельных групп людей, т.е. кодексы.

 Ответы обучающихся.

 Кодекс рыцарской чести, кодекс чести офицера, кодекс чести врача и т.д.
Вы учитесь в кадетском училище, где действуют правила, законы отличные от других учебных заведений, т.е. в нашем училище существует свой «Кодекс чести кадета».

Предлагаю вам сейчас составить «Кодекс чести кадета».

Каждая группа воспитанников работает над составлением кодекса чести. Время – 2 минуты. По завершении – каждая группа зачитывает свой кодекс чести.

Ведущий 2:

СЛАЙД 20

А теперь я предлагаю вам посмотреть на экран и вместе прочитать основные пункты кодекса части кадета.

Высвечивается на экране:

Кодекс чести кадета

Быть верным России.

Долг перед Отечеством ставить выше всего.

Свято соблюдать, беречь и приумножать традиции и заветы кадетского братства.

С достоинством нести звание – кадет.

Помнить, чье имя носишь.

Беречь свою честь, честь кадетского корпуса.

Быть дисциплинированным, подчиняться по доброй воле.

Быть честным во всем.

Младшего защищать, старшего уважать.

Уметь нести ответственность за свои поступки.

Быть толерантным (уважать взгляды, чувства, культуру, религию, обычаи и традиции других людей)

Быть выдержанным и тактичным всегда, со всеми и везде.

Уважать кадетскую форму.

Всегда и везде помнить, что ты кадет.

Насколько кодекс чести, который составили вы, совпадает с тем, что на экране?

Ответы воспитанников.

Ведущий 1: В каждом училище есть свой девиз. Нам удалось разыскать девизы некоторых кадетских училищ.

Например:

СЛАЙД 21

«В Россию веруем и в честь» - Тюменское ПКУ;

«Жизнь – Родине, честь – никому» - Московское суворовское военное училище; Тверское суворовское военное училище;

«Жить и учиться по гвардейским, десантным законам» - Ульяновское гвардейское суворовское военное училище;

«Мужество, доблесть, упорство и честь» - Тульское суворовское военное училище.

А какой девиз у нашего училища?

Ответы воспитанников

СЛАЙД 23

«Быть первым среди равных!»

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Ведущий 2: Мне кажется, в этих девизах выражены главные традиции кадет. Эти традиции бережно хранят и современные кадеты. Возрождение кадетского образования, интерес к кадетским традициям – это свидетельство того, что мы вновь обретаем свою историю, восстанавливаем связь с прошлым.

Рефлексия

Ведущий 1: В завершении нашего мероприятия я прошу вас соединить и обобщить свои впечатления, знания, воображение и выполнить заключительное задание - составить «Синквейн». Правила составления синквейна лежат на столах.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему занятия. (кадет)

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. (отважный, честный)

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. (служить, верить, защищать)

4 строка – предложение, заключающее главный смысл темы. (Кадеты – это будущее России)

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация, синоним к первому слову). (будущий защитник)

Ведущий 1: Какие впечатления остались у вас после сегодняшнего разговора? Постарайтесь определить одним словом чувства, которые вы испытали.

Ответы воспитанников







Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 05.05.21 в 08:45 0Ответить Пожаловаться
Слайды отсутствуют, к сожалению. Было бы здОрово, если бы они были!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.