Предварительный просмотр презентации

Двадцатое мая Классная работа Морфологический разбор глагола

Задачи урока: повторить основные сведения о глаголе; познакомиться с порядком морфологического разбора глагола; научиться выполнять морфологический разбор глагола.

Морфологический разбор глагола – это характеристика слова как части речи с учётом особенностей его использования. ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ 3

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ глагола: 1. ВИД (совершенный/несовершенный); 2. СПРЯЖЕНИЕ.


Спряжение глаголов определяется двумя способами: по личному окончанию, если оно ударное: I спр. II спр. ед. ч. -Е мн. ч. -У/ -Ю ед. ч. -И мн. ч. -А/ -Я если личное окончание безударное, то ставим неопределённую форму. I спр. II спр. БРИТЬ, СТЕЛИТЬ -ЕТЬ -ОТЬ -АТЬ -ЯТЬ -ЫТЬ -УТЬ -ЧЬ -ИТЬ +4 на –АТЬ: гнать. держать, слышать, дышать; +7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть.

НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ глагола: 1. ВРЕМЯ; 2. НАСТ. и БУД. вр.: лицо, число; 3. ПРОШ. вр.: род (в ед. ч.), число.

Порядок морфологического разбора глагола (стр. 128)

Люди ЛЮБУЮТСЯ³ красивыми цветами. I. Любуются – глагол, обозначает действие предмета: люди (что делают?) любуются. II. Н. ф. – любоваться; пост.: несов. в., I спр.; непост.: наст. вр., мн. ч., 3-е лицо. III. В предложении является сказуемым.

НАЧАЛАСЬ³ пахота. Пахота — обработка земли плугом или сохою под посев. I. Началась – глагол, обозначает действие предмета: пахота (что сделала?) началась. II. Н. ф. – начаться; пост.: сов. в., I спр.; непост.: прош. вр., ед. ч., ж.р. III. В предложении является сказуемым.

Я ВИЖУ³ далёкие звёзды. I. Вижу – глагол, обозначает действие предмета: я (что делаю?) вижу. II. Н. ф. – видеть; пост.: несов. в., II спр. (искл.); непост.: наст. вр., ед. ч., 1-е лицо. III. В предложении является сказуемым.