Морфологический разбор причастия

0
0
Материал опубликован 2 February 2016

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока

Морфологический разбор причастия

ФИО(полностью): Большакова Елена Владимировна

Место работы: МБОУ «Лицей №145» Авиастроительного района города Казани РТ

Должность: учитель

Предмет: русский язык и литература

Класс: 7 класс

Тема и номер урока в теме: Причастие. Морфологический разбор, 20-й урок в теме

Базовый учебник: М.Т. Баранов. Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2009

Цель урока: Систематизировать знания о грамматических признаках причастия, познакомить с порядком морфологического разбора, повторить спряжение глагола.

Задачи:

- обучающие: обеспечить усвоение знаний о порядке морфологического разбора причастий;

- развивающие: активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии, формировать умение выполнять морфологический разбор причастия, совершенствовать умение находить и выделять знаками препинания причастные обороты.

- воспитательные: повышать культурный уровень учащихся, использовать причастия в речи.

Тип урока: урок изучения темы

Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые

Необходимое техническое оборудование: ноутбук, экран, интерактивная доска

Структура и ход урока:

Этап урока

Название используемых

ЭОР (с указанием

порядкового номера из

таблицы)

Деятельность учителя ( с указанием действий с ЭОР)

Деятельность

ученика

Время

1

Орг.момент

 

Приветственное слово учителя.

Сообщение темы урока.

Запись в тетради темы урока.

2 мин.

2

Актуализация прежних знаний.

(Слайд 1;

Слайд 2)

Гипертекст «Лингвисты о причастии».

Интерактивный текст «Понятие о причастии»

Занимательный материал. (Лингвисты). Работа с гипертекстом.

Беседа: Причастия долгое время считалось особой формой глагола, не так давно ученые решили выделить эти слова в отдельную часть речи.

Работа с интерактивным текстом.

— В чем же особенность причастий? Что мы называем причастием?

Ответы учащихся

— Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

Прилагательного — желтый (постоянный признак) — желтеющий (непост.), род, число, падеж

И глагола — вид и время

— Как определить род, число и падеж причастия? (По определяемому слову)

— Как определить вид и время? (задать вопросы как к глаголу)

Ответы учеников

3 мин.

 

Слайд 3-5

Электронные таблицы «Согласование в роде», «Согласование в числе», «Согласование в падеже»

Задание 1. Выпишите из текста причастия с определяемым словом, укажите род, число, падеж, вид и время.

Яростный дождь приостановил и совсем прекратил свою барабанную дробь. Стихии больше не борются, не ссорятся. На очищающемся горизонте резко вырисовывается и чуть колышется верхушка старой березы. Громады туч уже не строятся, а уносятся вдаль. Из-за облачка сейчас выглянет спрятавшееся солнышко. Освеженная рожь благодарно трепещет. Щебечут птицы. С деревьев падают крупные капли дождя.

Проверка

На очищающемся горизонте — муж.р., ед.ч., П.п., несов.в., наст.вр.

Спрятавшееся солнышко — сред.р., ед.ч., И.п., сов.в., Прош.в.

Освеженная рожь — жен.р.. ед.ч., И.п,сов.в., Прош.вр.

Просмотр электронных таблиц.

Работа в тетрадях с последующей проверкой

3

 

Слайд 6

Электронная таблица «Спряжение глагола»

Задание 2. Замените выделенные слова причастиями. Какие предложения кажутся вам более образными?

Глядел я на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.

Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море.

Ландыши, которые уже распустились в лесу, издавали нежный аромат весны.

Проверка

Глядел я на кудрявый лес, дышавший весенней прохладой.

Рожь, золотившаяся на солнце, была похожа на безбрежное море.

Ландыши, уже распустившиеся в лесу, издавали нежный аромат весны.

— В чем особенность получившихся предложений? (все предложения с причастными оборотами)

— Что мы называем причастным оборотом?

— Как выделяется причастный оборот?

Просмотр электронной таблицы.

Работа в тетрадях с последующей проверкой

3

     

Выполним синтаксический разбор последнего предложения Ландыши, уже распустившиеся в лесу, издавали нежный аромат весны.

Работа сильного ученика у доски

3

     

Слово учителя

Давайте вспомним, какими бывают причастия по значению?

Действительными и страдательными

— Как различать действительные и страдательные причастия?

Ответы учащихся

2

     

Задание3. Работа с сигнальными карточками. Определить тип причастия

Дремучий лес, тающий снег, усыпанное звездами, опавшие листья, опущенные ресницы, голубое небо, голубеющая дымка, осушенное болото, светлеющая полоса, соловьиные трели, отзвеневший звонок, предложенный вариант, звенящий голос.

— Как мы видим, многое зависит от суффиксов причастия, давайте посмотрим видеоматериал.

— Как определить спряжение глагола?

Работа с сигнальными карточками

Ответы учащихся

3

 

Слайд 7

Интерактивная таблица «Спряжение глагола»

Задание 4. Учитель читает словосочетания, отвечающий должен четко произнести гласную в суффиксе причастия, обосновать свой ответ.

Стелющийся туман(стелить1), потерянная (потерять) книга, сдержанный(сдержать) смех, поющие(петь1) скворцы, видящий(видеть2) издалека, красящий (красить2) в комнате, очарованный(очаровать) странник, просеянная мука(просеять), усыпанная (усыпать) листьями, лающая (лаять) собака, обидевший(обидеть) ребенка

Работа с интерактивной таблицей

Фронтальный опрос

5

3

Изучение новых знаний

 

Знакомство с порядком морфологического разбора причастия в учебнике на с.64

Запись предложения

— Найдите в предложении причастия, отметьте их цифрой 3

Выполнение морфологического разбора причастий из предложения.

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой

Покрытый (стол) — причастие

Стол (какой?) покрытый

Н.Ф. — покрытый

Постоянные признаки: страд., прош в., соверш.в.

Непостоянные: И.П,ед.ч., м.р

Какой стол? Покрытый (определение)

Клеенкой (какой?) оборванной

Н.Ф. — оборванный

Постоянные: страд, Прош.в., соверш.в.

Непостоянные: Т.п., ед.ч., ж.р.

какой клеенкой? Оборванной (определение)

Чтение статьи учебника, выполнение морф.разбора

на доске

10

4

Закрепление

Изученного материала

(Слайд 8)

Тест

Проверочное задание. Тест. Выполнение электронного задания

Выполнение проверочного теста

8

5

Выводы по уроку. Оценки

     

2

6.

Домашнее задание

     

1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид

ресурса

Форма

предъявления

информации

Гиперссылка на ресурс,

Обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Текст «Лингвисты о причастии»

Гипертекст/гипертекст с иллюстрациями

гипертекст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10c9f379-6d13-4a27-8ae4-0a874d217b5f/%5BRUS7_132%5D_%5BTD_191%5D.htm

2

Интерактивный текст с заданием «Понятие о причастии»

Интерактивное задание

Интерактивный текст с заданием

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f048b709-c7c1-463b-9343-e114827fa13c/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_194%5D.swf

3

Согласование в падеже

Мультимедиа

Электронная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6cafbccb-25bb-40a4-a8f0-a3ba2038f8d4/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_198%5D.swf

4

Согласование в роде

Мультимедиа

Электронная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/032c0d9a-b7d2-43dd-be48-34ad1b273f6d/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_196%5D.swf

5

Согласование в числе

Мультимедиа

Электронная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ca58df7d-e227-455e-b157-2c44be09d11e/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_197%5D.swf

6

Правила обособления причастного оборота

 

Электронная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ad15c6c-efab-4c18-8a12-c67c7766af81/%5BRUS7_135%5D_%5BIA_234%5D.swf

7

Таблица «Спряжение глагола»

Мультимедиа

Интерактивная гипертекстовая таблица

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3b8fdf43-cb15-42ec-b29a-4eedc3ae8ffd/?interface=teacher&class=49&subject=8

8

Тест «Понятие о причастие»

Тест, состоит из 3 вопросов

Электронное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3f15860-3405-40ba-923d-3650f732d3fa/index_listing.html

Комментарии
Комментариев пока нет.