Урок русского языка по теме «Морфологический разбор глагола», 6 класс

8
0
Материал опубликован 10 June 2017 в группе

Шухова Татьяна Андреевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ 67, г. Томск

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс 6

УМК (программа) линия учебников под редакцией  Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других;

Тема урока: «Морфологический разбор глагола»

Тип урока: урок-применение знаний и умений;

Цель: формировать умение выполнять морфологический разбор глаголов;

Задачи: развитие умения формулировать определение понятий; развитие коммуникативных умений; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; воспитание основ экологической культуры; воспитание интереса и уважения к родному языку; обогащение словарного запаса школьников;

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация

Проводит словарный диктант, вызывая к доске ученика:

Благородное дело, здоровые жители, бирюзовое небо, сохранить природу, вымирающий вид, окружающая среда, естественная среда обитания, образ жизни, пищевая цепь, загрязнение воды.

Далее просит поменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку. Ученик у доски меняется с другим учеником.

Учитель просит оценить работы согласно критериям оценивания.

У. задает вопрос: «Что объединяет данные словосочетания?». У. подводит к понятию ЭКОЛОГИЯ.

Записывают слова, подчеркивают орфограммы. Выполняют взаимопроверку. Оценивают себя.

Ученики отвечают на вопрос.

Подведение под понятие (П)

Способность действовать с учѐтом

позиций других (К)

Самооценка (Л)

Выполнение действий по алгоритму

(П)

Поиск орфограмм (П)

Контроль и оценка результатов

деятельности (П)

2. Актуализация знаний

У. спрашивает, что такое экология. Просит ребят помочь в составлении ассоциативного кластера по теме ЭКОЛОГИЯ, стараясь использовать глаголы.

Затем учитель знакомит с этимологией понятия – в том случае, если обучающиеся забыли происхождение данного термина:

Экология – от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой (слайд 1).

Особый упор учитель делает на слова дом, жилище. Спрашивает, что служит домом для человека, животного. Подводит к понятию ПРИРОДА.

Составляют кластер. Отвечают на вопросы.

Учебное сотрудничество с учителем и

сверстниками (К)

Осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

(П)

3. Закрепление и проговаривание вслух

У. спрашивает: «Какова роль глаголов в описании природного дома? Природы?».

У. раздает текст 1. Просит сказать, из какого произведения данный отрывок («Бежин луг») (см. приложение 1, слайд 2- картина с изображением рассвета на лугу).

У. задает ряд вопросов относительно содержания текста:

- что ощущает герой ранним утром?

- почему И.С. так детально описывает восход солнца?

-что позволяет герою чувствовать себя как дома?

- какие средства выразительности он использует?

У.просит найти глаголы в тексте. Просит определить, какие из них личные, какие – безличные.

У. просит детей вспомнить, что изучает раздел МОРФОЛОГИЯ. Просит указать, что объединяет слова ЭКОЛОГИЯ и МОРФОЛОГИЯ.

У. предлагает детям ознакомиться с образцом морфологического разбора глагола на слайде 3. (приложение 2). Просит указать, что является непонятным, забытым.

Отвечают на вопросы. Работают с текстом. Отвечают на вопросы. Предположительно они должны указать такие эпитеты, как живые звуки, жидкие ветерок, легкая, веселая дрожь; олицетворения румянилась заря, ветерок пошел бродить и порхать, тело ответило. Находят глаголы, определяют личные и безличные глаголы. Знакомятся с образцом МР глагола. Проговаривают трудности

Логические действия (П)

Учебное сотрудничество с учителем и

сверстниками (К)

Осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

(П)

Извлечение необходимой информации

из текста (П)

Нахождение глаголов (П)

Самооценка (Л)

4. Включение в систему знаний и повторение

У. вызывает троих ребят к доске для выполнения МР слов разных частей речи: светлело (небо), легкой (дрожью), звуки (стали раздаваться).

У. просите проверить работы.

Выполняют МР слов. Ученики проверяют разборы одноклассников, оценивают свои.

Способность действовать с учѐтом

позиций других (К)

Контроль (Р)

Выполнение действий по алгоритму

(П)

5. Самостоятельная работа.

Затем учитель дает задания разного уровня сложности

Ученикам, кто испытывает трудности с определением морф. признаков глагола, дает задание выполнить МР глаголов запотели (листья); забелелось;

Другой группе учеников (сильных) творческое задание: придумать текст из 2-3 предложений, которые включали бы в себя слова светлеть, звук, легкий (из МР), подчеркнуть ГО;

Третьей группе – слабым ученикам, имеющим трудности с орфографией, – выписать выделенные слова, подчеркнуть орфограммы. К словам с безударной проверяемой гласной подобрать проверочные, записать их в скобках (один ученик при этом работает у доски)

Затем учитель производит проверку заданий: в первую очередь - МР глагола, затем проверяет орфографию, в конце просит одного-двух учеников зачитать тексты. Обращается к одноклассникам с вопросами: «Что можно было бы добавить? Что попытался отобразить каждый из авторов?».

Затем У. всем задает вопросы: «почему природу необходимо беречь? Почему она так нам дорога?».

Выполняют задания. Проверяют правильность их выполнения. Обсуждают.

Отвечают на вопросы учителя.

Контроль (Р)

Выполнение действий по алгоритму

(П)

Извлечение необходимой информации

из текста (П)

Дифференцированные задания (П.,Л)

Задание творческого характера (Л)

6. Рефлексия

Учитель задает вопросы:

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Какую еще тему рассмотрели?

- Где можно применить новые знания? Оцените свою работу на уроке.

Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу.

Контроль и оценка результатов

деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха

(неуспеха) (Л)

7. ДЗ

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (слайд 4). Советует поработать с орфографическим словарѐм:

Сильным ученикам: мини-сочинение «Природа – наш второй дом» + МР глагола.

Слабым ученикам: упр. 576 (списать, подчеркнуть орфограммы, МР любого глагола)

Записывают задание в дневник

Дифференцированные задания (П.,Л)

Самоопределение (Л)

Приложение 1

Я открыл глаза: утро зач..налось. Еще нигде не румянилась з..ря, но уже заб..лелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо св..тлело, х..лодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то и..чезали; отсырела земля, зап..тели листья, кое (где) стали разд..ваться живые звуки, г..лоса, и жидкий, ра(н/нн)ий в..терок уже пош..л бр..дить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью.

Приложение 2

Морфологический разбор глагола.

Часть речи. Общее значение. НФ.

Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

Непостоянные признаки: наклонение, время, число, лицо, род

Синтаксическая роль.


 


 

Приложение 3

Презентация

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации