Шухова Татьяна Андреевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ 67, г. Томск
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс 6
УМК (программа) линия учебников под редакцией  Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других;
Тема урока: «Морфологический разбор глагола»
Тип урока: урок-применение знаний и умений;
Цель: формировать умение выполнять морфологический разбор глаголов;
Задачи: развитие умения формулировать определение понятий; развитие коммуникативных умений; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; воспитание основ экологической культуры; воспитание интереса и уважения к родному языку; обогащение словарного запаса школьников;
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
	
		
			| 
			 Этапы урока 
			 | 
			
			 Деятельность учителя 
			 | 
			
			 Деятельность учащихся 
			 | 
			
			 УУД 
			 | 
		
		
			| 
			 1. Мотивация 
			
			 
			 | 
			
			 Проводит словарный диктант, вызывая к доске ученика: 
			Благородное дело, здоровые жители, бирюзовое небо, сохранить природу, вымирающий вид, окружающая среда, естественная среда обитания, образ жизни, пищевая цепь, загрязнение воды. 
			Далее просит поменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку. Ученик у доски меняется с другим учеником. 
			Учитель просит оценить работы согласно критериям оценивания. 
			У. задает вопрос: «Что объединяет данные словосочетания?». У. подводит к понятию ЭКОЛОГИЯ. 
			 | 
			
			 Записывают слова, подчеркивают орфограммы. Выполняют взаимопроверку. Оценивают себя. 
			Ученики отвечают на вопрос. 
			 | 
			
			 Подведение под понятие (П) 
			Способность действовать с учѐтом 
			позиций других (К) 
			Самооценка (Л) 
			Выполнение действий по алгоритму 
			(П) 
			Поиск орфограмм (П) 
			Контроль и оценка результатов 
			деятельности (П) 
			 | 
		
		
			| 
			 2. Актуализация знаний 
			
			 
			 | 
			
			 У. спрашивает, что такое экология. Просит ребят помочь в составлении ассоциативного кластера по теме ЭКОЛОГИЯ, стараясь использовать глаголы. 
			Затем учитель знакомит с этимологией понятия – в том случае, если обучающиеся забыли происхождение данного термина: 
			Экология – от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой (слайд 1). 
			Особый упор учитель делает на слова дом, жилище. Спрашивает, что служит домом для человека, животного. Подводит к понятию ПРИРОДА. 
			 | 
			
			 Составляют кластер. Отвечают на вопросы. 
			 | 
			
			 Учебное сотрудничество с учителем и 
			сверстниками (К) 
			Осознанное и произвольное 
			построение речевого высказывания 
			(П) 
			 | 
		
		
			| 
			 3. Закрепление и проговаривание вслух 
			
			 
			 | 
			
			 У. спрашивает: «Какова роль глаголов в описании природного дома? Природы?». 
			У. раздает текст 1. Просит сказать, из какого произведения данный отрывок («Бежин луг») (см. приложение 1, слайд 2- картина с изображением рассвета на лугу). 
			У. задает ряд вопросов относительно содержания текста: 
			- что ощущает герой ранним утром? 
			- почему И.С. так детально описывает восход солнца? 
			-что позволяет герою чувствовать себя как дома? 
			- какие средства выразительности он использует? 
			У.просит найти глаголы в тексте. Просит определить, какие из них личные, какие – безличные. 
			У. просит детей вспомнить, что изучает раздел МОРФОЛОГИЯ. Просит указать, что объединяет слова ЭКОЛОГИЯ и МОРФОЛОГИЯ. 
			У. предлагает детям ознакомиться с образцом морфологического разбора глагола на слайде 3. (приложение 2). Просит указать, что является непонятным, забытым. 
			 | 
			
			 Отвечают на вопросы. Работают с текстом. Отвечают на вопросы. Предположительно они должны указать такие эпитеты, как живые звуки, жидкие ветерок, легкая, веселая дрожь; олицетворения румянилась заря, ветерок пошел бродить и порхать, тело ответило. Находят глаголы, определяют личные и безличные глаголы. Знакомятся с образцом МР глагола. Проговаривают трудности 
			 | 
			
			 Логические действия (П) 
			 Учебное сотрудничество с учителем и 
			сверстниками (К) 
			Осознанное и произвольное 
			построение речевого высказывания 
			(П) 
			Извлечение необходимой информации 
			из текста (П) 
			Нахождение глаголов (П) 
			Самооценка (Л) 
			 | 
		
		
			| 
			 4. Включение в систему знаний и повторение 
			
			 
			 | 
			
			 У. вызывает троих ребят к доске для выполнения МР слов разных частей речи: светлело (небо), легкой (дрожью), звуки (стали раздаваться). 
			У. просите проверить работы. 
			 | 
			
			 Выполняют МР слов. Ученики проверяют разборы одноклассников, оценивают свои. 
			 | 
			
			 Способность действовать с учѐтом 
			позиций других (К) 
			Контроль (Р) 
			Выполнение действий по алгоритму 
			(П) 
			 | 
		
		
			| 
			 5. Самостоятельная работа. 
			
			 
			 | 
			
			 Затем учитель дает задания разного уровня сложности 
			Ученикам, кто испытывает трудности с определением морф. признаков глагола, дает задание выполнить МР глаголов запотели (листья); забелелось; 
			Другой группе учеников (сильных) творческое задание: придумать текст из 2-3 предложений, которые включали бы в себя слова светлеть, звук, легкий (из МР), подчеркнуть ГО; 
			Третьей группе – слабым ученикам, имеющим трудности с орфографией, – выписать выделенные слова, подчеркнуть орфограммы. К словам с безударной проверяемой гласной подобрать проверочные, записать их в скобках (один ученик при этом работает у доски) 
			Затем учитель производит проверку заданий: в первую очередь - МР глагола, затем проверяет орфографию, в конце просит одного-двух учеников зачитать тексты. Обращается к одноклассникам с вопросами: «Что можно было бы добавить? Что попытался отобразить каждый из авторов?». 
			Затем У. всем задает вопросы: «почему природу необходимо беречь? Почему она так нам дорога?». 
			 | 
			
			 Выполняют задания. Проверяют правильность их выполнения. Обсуждают. 
			Отвечают на вопросы учителя. 
			 | 
			
			 Контроль (Р) 
			Выполнение действий по алгоритму 
			(П) 
			Извлечение необходимой информации 
			из текста (П) 
			Дифференцированные задания (П.,Л) 
			Задание творческого характера (Л) 
			 | 
		
		
			| 
			 6. Рефлексия 
			
			 
			 | 
			
			 Учитель задает вопросы: 
			- Исследование какой темы вели на уроке? 
			- Какие понятия разобрали? 
			- Удалось решить поставленную задачу? 
			- Какие получили результаты? 
			- Что нужно сделать ещё? 
			- Какую еще тему рассмотрели? 
			- Где можно применить новые знания? Оцените свою работу на уроке. 
			 | 
			
			 Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. 
			 | 
			
			 Контроль и оценка результатов 
			деятельности (П) 
			Самооценка (Л) 
			Адекватное понимание причин успеха 
			(неуспеха) (Л) 
			 | 
		
		
			| 
			 7. ДЗ 
			
			 
			 | 
			
			 Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (слайд 4). Советует поработать с орфографическим словарѐм: 
			Сильным ученикам: мини-сочинение «Природа – наш второй дом» + МР глагола. 
			Слабым ученикам: упр. 576 (списать, подчеркнуть орфограммы, МР любого глагола) 
			 | 
			
			 Записывают задание в дневник 
			 | 
			
			 Дифференцированные задания (П.,Л) 
			Самоопределение (Л) 
			 | 
		
	
 
Приложение 1
Я открыл глаза: утро зач..налось. Еще нигде не румянилась з..ря, но уже заб..лелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо св..тлело, х..лодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то и..чезали; отсырела земля, зап..тели листья, кое (где) стали разд..ваться живые звуки, г..лоса, и жидкий, ра(н/нн)ий в..терок уже пош..л бр..дить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью.
Приложение 2
Морфологический разбор глагола.
Часть речи. Общее значение. НФ.
Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение, время, число, лицо, род
Синтаксическая роль.
 
 
Приложение 3
Презентация




