Шухова Татьяна Андреевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ 67, г. Томск
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс 6
УМК (программа) линия учебников под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других;
Тема урока: «Морфологический разбор глагола»
Тип урока: урок-применение знаний и умений;
Цель: формировать умение выполнять морфологический разбор глаголов;
Задачи: развитие умения формулировать определение понятий; развитие коммуникативных умений; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; воспитание основ экологической культуры; воспитание интереса и уважения к родному языку; обогащение словарного запаса школьников;
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1. Мотивация
|
Проводит словарный диктант, вызывая к доске ученика:
Благородное дело, здоровые жители, бирюзовое небо, сохранить природу, вымирающий вид, окружающая среда, естественная среда обитания, образ жизни, пищевая цепь, загрязнение воды.
Далее просит поменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку. Ученик у доски меняется с другим учеником.
Учитель просит оценить работы согласно критериям оценивания.
У. задает вопрос: «Что объединяет данные словосочетания?». У. подводит к понятию ЭКОЛОГИЯ.
|
Записывают слова, подчеркивают орфограммы. Выполняют взаимопроверку. Оценивают себя.
Ученики отвечают на вопрос.
|
Подведение под понятие (П)
Способность действовать с учѐтом
позиций других (К)
Самооценка (Л)
Выполнение действий по алгоритму
(П)
Поиск орфограмм (П)
Контроль и оценка результатов
деятельности (П)
|
2. Актуализация знаний
|
У. спрашивает, что такое экология. Просит ребят помочь в составлении ассоциативного кластера по теме ЭКОЛОГИЯ, стараясь использовать глаголы.
Затем учитель знакомит с этимологией понятия – в том случае, если обучающиеся забыли происхождение данного термина:
Экология – от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой (слайд 1).
Особый упор учитель делает на слова дом, жилище. Спрашивает, что служит домом для человека, животного. Подводит к понятию ПРИРОДА.
|
Составляют кластер. Отвечают на вопросы.
|
Учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками (К)
Осознанное и произвольное
построение речевого высказывания
(П)
|
3. Закрепление и проговаривание вслух
|
У. спрашивает: «Какова роль глаголов в описании природного дома? Природы?».
У. раздает текст 1. Просит сказать, из какого произведения данный отрывок («Бежин луг») (см. приложение 1, слайд 2- картина с изображением рассвета на лугу).
У. задает ряд вопросов относительно содержания текста:
- что ощущает герой ранним утром?
- почему И.С. так детально описывает восход солнца?
-что позволяет герою чувствовать себя как дома?
- какие средства выразительности он использует?
У.просит найти глаголы в тексте. Просит определить, какие из них личные, какие – безличные.
У. просит детей вспомнить, что изучает раздел МОРФОЛОГИЯ. Просит указать, что объединяет слова ЭКОЛОГИЯ и МОРФОЛОГИЯ.
У. предлагает детям ознакомиться с образцом морфологического разбора глагола на слайде 3. (приложение 2). Просит указать, что является непонятным, забытым.
|
Отвечают на вопросы. Работают с текстом. Отвечают на вопросы. Предположительно они должны указать такие эпитеты, как живые звуки, жидкие ветерок, легкая, веселая дрожь; олицетворения румянилась заря, ветерок пошел бродить и порхать, тело ответило. Находят глаголы, определяют личные и безличные глаголы. Знакомятся с образцом МР глагола. Проговаривают трудности
|
Логические действия (П)
Учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками (К)
Осознанное и произвольное
построение речевого высказывания
(П)
Извлечение необходимой информации
из текста (П)
Нахождение глаголов (П)
Самооценка (Л)
|
4. Включение в систему знаний и повторение
|
У. вызывает троих ребят к доске для выполнения МР слов разных частей речи: светлело (небо), легкой (дрожью), звуки (стали раздаваться).
У. просите проверить работы.
|
Выполняют МР слов. Ученики проверяют разборы одноклассников, оценивают свои.
|
Способность действовать с учѐтом
позиций других (К)
Контроль (Р)
Выполнение действий по алгоритму
(П)
|
5. Самостоятельная работа.
|
Затем учитель дает задания разного уровня сложности
Ученикам, кто испытывает трудности с определением морф. признаков глагола, дает задание выполнить МР глаголов запотели (листья); забелелось;
Другой группе учеников (сильных) творческое задание: придумать текст из 2-3 предложений, которые включали бы в себя слова светлеть, звук, легкий (из МР), подчеркнуть ГО;
Третьей группе – слабым ученикам, имеющим трудности с орфографией, – выписать выделенные слова, подчеркнуть орфограммы. К словам с безударной проверяемой гласной подобрать проверочные, записать их в скобках (один ученик при этом работает у доски)
Затем учитель производит проверку заданий: в первую очередь - МР глагола, затем проверяет орфографию, в конце просит одного-двух учеников зачитать тексты. Обращается к одноклассникам с вопросами: «Что можно было бы добавить? Что попытался отобразить каждый из авторов?».
Затем У. всем задает вопросы: «почему природу необходимо беречь? Почему она так нам дорога?».
|
Выполняют задания. Проверяют правильность их выполнения. Обсуждают.
Отвечают на вопросы учителя.
|
Контроль (Р)
Выполнение действий по алгоритму
(П)
Извлечение необходимой информации
из текста (П)
Дифференцированные задания (П.,Л)
Задание творческого характера (Л)
|
6. Рефлексия
|
Учитель задает вопросы:
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Какую еще тему рассмотрели?
- Где можно применить новые знания? Оцените свою работу на уроке.
|
Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу.
|
Контроль и оценка результатов
деятельности (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха
(неуспеха) (Л)
|
7. ДЗ
|
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (слайд 4). Советует поработать с орфографическим словарѐм:
Сильным ученикам: мини-сочинение «Природа – наш второй дом» + МР глагола.
Слабым ученикам: упр. 576 (списать, подчеркнуть орфограммы, МР любого глагола)
|
Записывают задание в дневник
|
Дифференцированные задания (П.,Л)
Самоопределение (Л)
|
Приложение 1
Я открыл глаза: утро зач..налось. Еще нигде не румянилась з..ря, но уже заб..лелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо св..тлело, х..лодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то и..чезали; отсырела земля, зап..тели листья, кое (где) стали разд..ваться живые звуки, г..лоса, и жидкий, ра(н/нн)ий в..терок уже пош..л бр..дить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью.
Приложение 2
Морфологический разбор глагола.
Часть речи. Общее значение. НФ.
Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение, время, число, лицо, род
Синтаксическая роль.
Приложение 3
Презентация