Шухова Татьяна Андреевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ 67, г. Томск
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс 6
УМК (программа) линия учебников под редакцией  Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других;
Тема урока: «Морфологический разбор глагола»
Тип урока: урок-применение знаний и умений;
Цель: формировать умение выполнять морфологический разбор глаголов;
Задачи: развитие умения формулировать определение понятий; развитие коммуникативных умений; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; воспитание основ экологической культуры; воспитание интереса и уважения к родному языку; обогащение словарного запаса школьников;
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
	
		
			| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | 
		
			| 1. Мотивация 
			 | Проводит словарный диктант, вызывая к доске ученика: Благородное дело, здоровые жители, бирюзовое небо, сохранить природу, вымирающий вид, окружающая среда, естественная среда обитания, образ жизни, пищевая цепь, загрязнение воды. Далее просит поменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку. Ученик у доски меняется с другим учеником. Учитель просит оценить работы согласно критериям оценивания. У. задает вопрос: «Что объединяет данные словосочетания?». У. подводит к понятию ЭКОЛОГИЯ. | Записывают слова, подчеркивают орфограммы. Выполняют взаимопроверку. Оценивают себя. Ученики отвечают на вопрос. | Подведение под понятие (П) Способность действовать с учѐтом позиций других (К) Самооценка (Л) Выполнение действий по алгоритму (П) Поиск орфограмм (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) | 
		
			| 2. Актуализация знаний 
			 | У. спрашивает, что такое экология. Просит ребят помочь в составлении ассоциативного кластера по теме ЭКОЛОГИЯ, стараясь использовать глаголы. Затем учитель знакомит с этимологией понятия – в том случае, если обучающиеся забыли происхождение данного термина: Экология – от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой (слайд 1). Особый упор учитель делает на слова дом, жилище. Спрашивает, что служит домом для человека, животного. Подводит к понятию ПРИРОДА. | Составляют кластер. Отвечают на вопросы. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) | 
		
			| 3. Закрепление и проговаривание вслух 
			 | У. спрашивает: «Какова роль глаголов в описании природного дома? Природы?». У. раздает текст 1. Просит сказать, из какого произведения данный отрывок («Бежин луг») (см. приложение 1, слайд 2- картина с изображением рассвета на лугу). У. задает ряд вопросов относительно содержания текста: - что ощущает герой ранним утром? - почему И.С. так детально описывает восход солнца? -что позволяет герою чувствовать себя как дома? - какие средства выразительности он использует? У.просит найти глаголы в тексте. Просит определить, какие из них личные, какие – безличные. У. просит детей вспомнить, что изучает раздел МОРФОЛОГИЯ. Просит указать, что объединяет слова ЭКОЛОГИЯ и МОРФОЛОГИЯ. У. предлагает детям ознакомиться с образцом морфологического разбора глагола на слайде 3. (приложение 2). Просит указать, что является непонятным, забытым. | Отвечают на вопросы. Работают с текстом. Отвечают на вопросы. Предположительно они должны указать такие эпитеты, как живые звуки, жидкие ветерок, легкая, веселая дрожь; олицетворения румянилась заря, ветерок пошел бродить и порхать, тело ответило. Находят глаголы, определяют личные и безличные глаголы. Знакомятся с образцом МР глагола. Проговаривают трудности | Логические действия (П)  Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Извлечение необходимой информации из текста (П) Нахождение глаголов (П) Самооценка (Л) | 
		
			| 4. Включение в систему знаний и повторение 
			 | У. вызывает троих ребят к доске для выполнения МР слов разных частей речи: светлело (небо), легкой (дрожью), звуки (стали раздаваться). У. просите проверить работы. | Выполняют МР слов. Ученики проверяют разборы одноклассников, оценивают свои. | Способность действовать с учѐтом позиций других (К) Контроль (Р) Выполнение действий по алгоритму (П) | 
		
			| 5. Самостоятельная работа. 
			 | Затем учитель дает задания разного уровня сложности Ученикам, кто испытывает трудности с определением морф. признаков глагола, дает задание выполнить МР глаголов запотели (листья); забелелось; Другой группе учеников (сильных) творческое задание: придумать текст из 2-3 предложений, которые включали бы в себя слова светлеть, звук, легкий (из МР), подчеркнуть ГО; Третьей группе – слабым ученикам, имеющим трудности с орфографией, – выписать выделенные слова, подчеркнуть орфограммы. К словам с безударной проверяемой гласной подобрать проверочные, записать их в скобках (один ученик при этом работает у доски) Затем учитель производит проверку заданий: в первую очередь - МР глагола, затем проверяет орфографию, в конце просит одного-двух учеников зачитать тексты. Обращается к одноклассникам с вопросами: «Что можно было бы добавить? Что попытался отобразить каждый из авторов?». Затем У. всем задает вопросы: «почему природу необходимо беречь? Почему она так нам дорога?». | Выполняют задания. Проверяют правильность их выполнения. Обсуждают. Отвечают на вопросы учителя. | Контроль (Р) Выполнение действий по алгоритму (П) Извлечение необходимой информации из текста (П) Дифференцированные задания (П.,Л) Задание творческого характера (Л) | 
		
			| 6. Рефлексия 
			 | Учитель задает вопросы: - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Какую еще тему рассмотрели? - Где можно применить новые знания? Оцените свою работу на уроке. | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) | 
		
			| 7. ДЗ 
			 | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (слайд 4). Советует поработать с орфографическим словарѐм: Сильным ученикам: мини-сочинение «Природа – наш второй дом» + МР глагола. Слабым ученикам: упр. 576 (списать, подчеркнуть орфограммы, МР любого глагола) | Записывают задание в дневник | Дифференцированные задания (П.,Л) Самоопределение (Л) | 
	
 
Приложение 1
Я открыл глаза: утро зач..налось. Еще нигде не румянилась з..ря, но уже заб..лелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо св..тлело, х..лодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то и..чезали; отсырела земля, зап..тели листья, кое (где) стали разд..ваться живые звуки, г..лоса, и жидкий, ра(н/нн)ий в..терок уже пош..л бр..дить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью.
Приложение 2
Морфологический разбор глагола.
Часть речи. Общее значение. НФ.
Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение, время, число, лицо, род
Синтаксическая роль.
 
 
Приложение 3
Презентация




