Урок «Морфологический разбор глагола» (Русский язык, 4 класс)
УМК: «Школа 2100»
Тема: «Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе»
Класс: 4
Цели:
Образовательные:
· Совершенствовать умение учащихся определять признаки глагола
· Познакомить учащихся с алгоритмом проведения морфологического разбора глагола
· Формировать у учащихся умение проводить морфологический разбор глагола по предложенному алгоритму
· Совершенствовать умение учащихся составлять связный текст
Развивающие: совершенствовать умение:
· Проверять свою работу по образцу
· Анализировать полученную информацию
· Воспринимать и выполнять поставленную задачу
· С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
· Планировать действия
Воспитательные:
· Проявлять интерес к изучению нового
Ход урока
Этап урока |
Учитель |
Ученики |
1.Орг.момент |
- Здравствуйте, ребята, посмотрите на свои рабочие места. Вы готовы начать урок? Если да, то садитесь, пожалуйста. |
(Проверяют свои рабочие места, настраиваются на урок) |
2.Актуализация опорных знаний и открытие темы урока |
- Откройте тетради. Запишите дату и слова «Классная работа». - Я хочу предложить вам мудрое высказывание: «С малой удачи начинается большой успех». - В чем мудрость этих слов? - Давайте и мы сегодня на нашем уроке будем следовать этим мудрым мыслям. - Начнем с повторения. - На какие группы можно разделить слова этого высказывания? - Проверим, помните ли вы как правильно морфологический разбор известных частей речи. - Выполните морфологический разбор прилагательного. (Устно)
- Теперь сделайте морфологический разбор слова «удачи». (Устно)
- Теперь нужно разобрать слово «начинается». С какой проблемой мы столкнулись? - Как вы думаете, какова тема нашего урока?
|
(Ответы детей)
- На прилагательное, существительное и глагол.
- С МАЛОЙ (УДАЧИ) ( с какой?), нач. ф. (какой?) малый, ж.р., ед. ч., Р.п., втор.чл. предл.
- (С) удачи – начинается (с чего?), н. ф. удача, сущ., неодуш., ж.р., 1 скл, в ед. ч., в Р.п., втор. чл. предл..
- Мы еще не изучали морфологический разбор глагола.
- Морфологический разбор глагола.
|
3.Открытие новых знаний |
- Вспомните общую схему морфологического разбора.
- Что нам нужно вспомнить для морфологического разбора глагола?
- В этом нам поможет составление кластера. - Что вы уже знаете о глаголе? Какие морфологические признаки глагола вы изучили? - В каком времени мы можем определить род глагола? Какое еще условие должно выполняться? - В каком времени мы можем определить лицо глагола? - Чем может являться глагол в предложении? - Кто хочет, опираясь на составленный кластер, составить рассказ о глаголе, обобщив все сказанное? - Вы молодцы. Но, прежде чем разобрать наш проблемный глагол, нам нужно еще потренироваться в определении времени глаголов в этом нам поможет упражнение №244 на странице 72. - Нарисуйте в ваших тетрадях таблицу, в которой будет 2 колонки. В первую вам нужно выписать глаголы настоящего времени, во 2 – прошедшего, в глаголах прошедшего времени выделите суффикс «-л-» и определите их род. Можете приступать к выполнению задания. - Какие глаголы вы выписали в 1 столбик?
- Можем ли мы определить у них род? - Какие признаки есть у глагола в настоящем времени? - Какие глаголы вы выписали во 2 столбик?
- Вы все сделали правильно. - Какой глагол в тексте употреблен и в неопределенной форме, и в других формах? - Молодцы.
|
- Часть речи, начальная форма, морфологические признаки, роль в предложении.
- Морфологические признаки глагола, роль в предложении.
- Род, число, лицо, время.
- В прошедшем времени, единственном числе.
- В настоящем и будущем. - Сказуемым.
(Ответы детей)
- Лежит, глядит, идет, плачет, спрашивают, плачешь, скачешь, отвечает, плачу.
- Нет. - Лицо и число.
- Жили-были, била, выдирала, поломала, припасала, пришла, слизал.
- Плакать – плачу, плачешь, плачет.
|
4. Физминутка |
- Давайте немного отдохнем, встаньте так, чтобы не мешать друг другу. - На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.). Раз — вперёд наклонимся. Два — назад прогнёмся. И наклоны в стороны Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.) Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз-два-три-четыре-пять. Кто там начал отставать? (Приседания.) На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.) И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)
|
(Повторяют движения за учителем) |
5. Работа по теме урока |
- Продолжим тренировку, потренируемся в определении лица глагола. Найдите упражнение 245 на странице 75. Вам нужно выписать из текста глаголы только настоящего времени, а рядом в скобках написать личное местоимение и определить лицо глагола. - Какие глаголы вы выписали?
- Теперь узнаем, как делать полный разбор глагола - Я предлагаю вам потренироваться в морфологическом разборе глаголов, представленных на слайде. В этом вам поможет образец разбора на странице 73. - Назовите последовательность действий. Обратите внимание на запись.
- Составим план. - Что мы сделаем 1? - Следующее действие? - Затем. - Следующий шаг. - Следующий этап. - Последнее действие.
- Теперь разберем 1 глагол, «поломала» в соответствии с планом. (Разбирает один человек с комментированием, другие в тетрадях) - Все согласны? Разберем следующий глагол. (Один у доски с комментированием, другие в тетрадях) (Вопросы по ходу разбора: - Какие морфологические признаки мы укажем у глагола настоящего времени? - Какие не будем?)
- Проведем морфологический разбор последнего глагола. (Один человек у доски с комментированием, остальные в тетрадях) (Вопросы по ходу разбора: - Это глагол неопределенной формы, сможем ли мы определить морфологические признаки этого глагола? - Чем будет являться в предложении?)
- Молодцы!
|
- Возникает (он, 3 л.), стараешься (ты, 2 л.), стараюсь (я, 1 л.)
- Выписываем глагол, задаем вопрос, на который он отвечает, записываем неопределенную форму глагола, записываем, какой частью речи является слово, определяем время и число, затем в прошедшем времени определяем род глагола, записываем каким членом предложения является глагол.
- Выписываем слово. - Задаем вопрос к слову. - Записываем неопределенную форму. - Определяем часть речи. - Указываем морфологические признаки. - Определяем, каким членом предложения является.
- Поломала - (что сделала?), неопр.ф. поломать, глагол, прош.вр., ед.ч., ж.р.; сказуемое.
(- Лицо и число.
- Род.) - Возникает - (что делает?), неопр.ф. возникать, глагол, наст.вр., ед.ч., 3 л.; сказуемое.
- Нет.
- Сказуемым.) - Воскресить - (что сделать?), неопр.ф. воскресить, глагол; сказуемое.
|
6.Первичное закрепление |
- Теперь вы готовы разобрать наш проблемный глагол «начинается». Сделайте это самостоятельно в своих тетрадях. - Обменяйтесь тетрадями с вашим соседом по парте. Теперь проверьте, правильно ли ваш сосед произвел морфологический разбор глагола? Сравните с образцом. - Обменяйтесь тетрадями. |
(Самостоятельная работа) |
7.Итог урока и рефлексия |
- Наш урок подходит к концу. Чему вы сегодня научились?
- Что можно определить у глагола в прошедшем времени? - В настоящем и будущем? - - Посмотрите на слайд и опишите урок, используя опорные словосочетания. |
- Сегодня на уроке мы научились производить морфологический разбор глагола.
- Число и род в единственном числе. - Лицо и число. (Проводят рефлексию) |
Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор глагола"
PPTX / 71.41 Кб