12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Богачёва Валерия Маратовна62
Россия, Пензенская обл., Пенза

УМК: «Школа 2100»

Тема: «Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе»

Класс: 4

Цели:

Образовательные:

·         Совершенствовать умение учащихся определять признаки глагола

·         Познакомить учащихся с алгоритмом проведения морфологического разбора глагола

·         Формировать у учащихся умение проводить морфологический разбор глагола по предложенному алгоритму

·         Совершенствовать умение учащихся составлять связный текст

Развивающие: совершенствовать умение:

·         Проверять свою работу по образцу

·         Анализировать полученную информацию

·         Воспринимать и выполнять поставленную задачу

·         С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

·         Планировать действия

Воспитательные:

·         Проявлять интерес к изучению нового

Ход урока

Этап урока

Учитель

Ученики

1.Орг.момент

- Здравствуйте, ребята, посмотрите на свои рабочие места. Вы готовы начать урок? Если да, то садитесь, пожалуйста.

(Проверяют свои рабочие места, настраиваются на урок)

2.Актуализация опорных знаний и открытие темы урока

- Откройте тетради. Запишите дату и слова «Классная работа».

- Я хочу предложить вам мудрое высказывание: «С малой удачи начинается большой успех».

- В чем мудрость этих слов?

- Давайте и мы сегодня на нашем уроке будем следовать этим мудрым мыслям.

- Начнем с повторения.

- На какие группы можно разделить слова этого высказывания?

- Проверим, помните ли вы как правильно морфологический разбор известных частей речи.

- Выполните морфологический разбор прилагательного. (Устно)

 

- Теперь сделайте морфологический разбор слова «удачи». (Устно)

 

- Теперь нужно разобрать слово «начинается». С какой проблемой мы столкнулись?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

 

 

 

 

 (Ответы детей)

 

 

 

 

- На прилагательное, существительное и глагол.

 

 

 - С МАЛОЙ (УДАЧИ) ( с какой?), нач. ф. (какой?) малый, ж.р., ед. ч., Р.п., втор.чл. предл.

 

- (С) удачи – начинается (с чего?), н. ф. удача, сущ., неодуш., ж.р., 1 скл, в ед. ч., в Р.п., втор. чл. предл..

 

- Мы еще не изучали морфологический разбор глагола.

 

- Морфологический разбор глагола.

 

3.Открытие новых знаний

- Вспомните общую схему морфологического разбора.

 

- Что нам нужно вспомнить для морфологического разбора глагола?

 

- В этом нам поможет составление кластера.

- Что вы уже знаете о глаголе? Какие морфологические признаки глагола вы изучили?

- В каком времени мы можем определить род глагола? Какое еще условие должно выполняться?

- В каком времени мы можем определить лицо глагола?

- Чем может являться глагол в предложении?

- Кто хочет, опираясь на составленный кластер, составить рассказ о глаголе, обобщив все сказанное?

- Вы молодцы. Но, прежде чем разобрать наш проблемный глагол, нам нужно еще потренироваться в определении времени глаголов в этом нам поможет упражнение №244 на странице 72.

- Нарисуйте в ваших тетрадях таблицу, в которой будет 2 колонки. В первую вам нужно выписать глаголы настоящего времени, во 2 – прошедшего, в глаголах прошедшего времени выделите суффикс «-л-» и определите их род. Можете приступать к выполнению задания.

- Какие глаголы вы выписали в 1 столбик?

 

- Можем ли мы определить у них род?

- Какие признаки есть у глагола в настоящем времени?

- Какие глаголы вы выписали во 2 столбик?

 

- Вы все сделали правильно.

- Какой глагол в тексте употреблен и в неопределенной форме, и в других формах?

- Молодцы.

 

- Часть речи, начальная форма, морфологические признаки, роль в предложении.

 

- Морфологические признаки глагола, роль в предложении.

 

 

 

- Род, число, лицо, время.

 

- В прошедшем времени, единственном числе.

 

- В настоящем и будущем.

- Сказуемым.

 

 

(Ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Лежит, глядит, идет, плачет, спрашивают, плачешь, скачешь, отвечает, плачу.

 

- Нет.

- Лицо и число.

 

- Жили-были, била, выдирала, поломала, припасала, пришла, слизал.

 

- Плакать – плачу, плачешь, плачет.

 

 

4. Физминутка

- Давайте немного отдохнем, встаньте так, чтобы не мешать друг другу.

- На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.).

Раз — вперёд наклонимся.

Два — назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать? (Приседания.)

На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)

И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)

 

(Повторяют движения за учителем)

5. Работа по теме урока

- Продолжим тренировку, потренируемся в определении лица глагола. Найдите упражнение 245 на странице 75. Вам нужно выписать из текста глаголы только настоящего времени, а рядом в скобках написать личное местоимение и определить лицо глагола.

- Какие глаголы вы выписали?

 

- Теперь узнаем, как делать полный разбор глагола

- Я предлагаю вам потренироваться в морфологическом разборе глаголов, представленных на слайде. В этом вам поможет образец разбора на странице 73.

- Назовите последовательность действий. Обратите внимание на запись.

 

 

 

 

 

 

 

- Составим план.

- Что мы сделаем 1?

- Следующее действие?

- Затем.

- Следующий шаг.

- Следующий этап.

- Последнее действие.

 

- Теперь разберем 1 глагол, «поломала» в соответствии с планом. (Разбирает один человек с комментированием, другие в тетрадях)

- Все согласны? Разберем следующий глагол. (Один у доски с комментированием, другие в тетрадях)

(Вопросы по ходу разбора:

- Какие морфологические признаки мы укажем у глагола настоящего времени?

- Какие не будем?)

 

 

 

- Проведем морфологический разбор последнего глагола. (Один человек у доски с комментированием, остальные в тетрадях)

(Вопросы по ходу разбора:

- Это глагол неопределенной формы, сможем ли мы определить морфологические признаки этого глагола?

- Чем будет являться в предложении?)

 

 

- Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

- Возникает (он, 3 л.), стараешься (ты, 2 л.), стараюсь (я, 1 л.)

 

 

 

 

 

- Выписываем глагол, задаем вопрос, на который он отвечает, записываем неопределенную форму глагола, записываем, какой частью речи является слово, определяем время и число, затем в прошедшем времени определяем род глагола, записываем каким членом предложения является глагол.

 

 

 

- Выписываем слово.

- Задаем вопрос к слову.

- Записываем неопределенную форму.

- Определяем часть речи.

- Указываем морфологические признаки.

- Определяем, каким членом предложения является.

 

- Поломала - (что сделала?), неопр.ф. поломать, глагол, прош.вр., ед.ч., ж.р.; сказуемое.

 

 

 

 

 

(- Лицо и число.

 

- Род.)

- Возникает - (что делает?), неопр.ф.  возникать, глагол, наст.вр., ед.ч., 3 л.; сказуемое.

 

 

 

 

 

 

- Нет.

 

- Сказуемым.)

- Воскресить - (что сделать?), неопр.ф. воскресить, глагол; сказуемое.

 

6.Первичное закрепление

- Теперь вы готовы разобрать наш проблемный глагол «начинается». Сделайте это самостоятельно в своих тетрадях.

- Обменяйтесь тетрадями с вашим соседом по парте. Теперь проверьте, правильно ли ваш сосед произвел морфологический разбор глагола? Сравните с образцом.

- Обменяйтесь тетрадями.

 

 

 

(Самостоятельная работа)

7.Итог урока и рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Чему вы сегодня научились?

 

- Что можно определить у глагола в прошедшем времени?

- В настоящем и будущем?

- Посмотрите на слайд и опишите урок, используя опорные словосочетания.

- Сегодня на уроке мы научились производить морфологический разбор глагола.

 

- Число и род в единственном числе.

- Лицо и число.

(Проводят рефлексию)



Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор глагола"
PPTX / 71.41 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.