12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Петрова Екатерина Владимировна250 Россия, Московская обл., Пушкино Материал размещён в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей» |
Технологическая карта урока «Морфологический разбор глагола»
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Тема: Морфологический разбор глагола.
Тип урока: Урок развития умений (комплексного применения знаний и умений).
Цели:
Образовательные:
обобщить знания о глаголах, вывести алгоритм морфологического разбора глагола;
развивать умения анализировать, обобщать;
расширить лексический запас учащихся.
Развивающие:
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать сообразительность, мышление, внимание, память;
развивать умение работать с текстом.
Воспитательные:
воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки;
воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
работать с учебником и раздаточным материалом;
сформировать навыки морфологического разбора глагола;
осуществлять рефлексию..
Личностные:
формировать устойчивый познавательный интерес к русскому языку;
воспитывать умение работать в малых группах
Метапредметные:
проводить наблюдение под руководством учителя;
осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;
устанавливать причинно-следственные связи;
осваивать навыки решения поставленных проблем.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация учебной деятельности. | Проверка готовности учеников к уроку. Психологический настрой на плодотворную работу. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся на места. | Личностные: развитие стремления к соблюдению моральных норм, умение настроить себя на рабочий лад. |
Актуализация знаний. | Учитель открывает слайд, на котором записаны слова: Вид число спряжение переходность наклонение лицо возвратность род время. Вопросы: - С какой частью речи связаны данные понятия? - Что такое глагол? - На какие группы можно разделить понятия? - Когда нам могут пригодиться все эти понятия, для какого вида работы? | Внимательно слушают задание, приступают к его выполнению. Отвечают на вопросы. Делают вывод, что слова можно разделить по признаку постоянные/непостоянные. | Познавательные: формирование основных мыслительных операций в ходе устных вычислений; построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание. |
Постановка цели и задач урока. | - Чему мы должны научиться на данном уроке? Сформулируйте тему и цели урока. | Формулируют тему урока, цели. | Регулятивные: планирование своей деятельности, целеполагание. Познавательные: формирование основных мыслительных операций в ходе устных рассуждений; построение логической цепочки рассуждений. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Составляют план действий, по которому будут изучать эту тему. - Сколько пунктов в морфологическом разборе? Когда мы выполняем морфологический разбор, то с чего начинаем? - Итак, мы выяснили наш 1 шаг – часть речи, т.е. грамматическое значение слова. А дальше? - Какая начальная форма у глагола? - Что выясняем во втором пункте? Какие признаки являются постоянными для глагола? - Что нужно вспомнить для третьего пункта разбора? | С помощью учителя составляют и проговаривают план достижения цели. Приходят к выводу, что сначала необходимо определить грамматическое значение слова, его начальную форму. Вторым пунктом выделяют повторение постоянных и непостоянных признаков глагола, третьим – синтаксическую роль. | Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание. Личностные: определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Регулятивные: развитие познавательных интересов обучающихся, умение обрабатывать информацию. |
Реализация построенного проекта. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, предлагая выполнить задания. Задание 1 (слайд). Определить вид, подобрать видовую пару, обозначить орфограммы. Назовите слово с чередующейся гласной в корне. завернуть класть ограничить разведать выпятить опоздать высмеять заболеть окутать Задание 2 (слайд). Вставьте пропущенные буквы. В какой форме они находятся? Что для этого нужно вспомнить? Мы пол_м грядки. Родители души не ча_т в ребенке. Почему ты ненавид_шь зиму? Оценка завис_т от тебя. Мальчик топч_тся у елки. Люди бор_тся за свои права. Дома быстро стро_тся. Дети хохоч_т на спектакле. Бабушки нянч_т внуков. Ветки хлещ_т по лицу. - Какие признаки мы повторили? Какие осталось вспомнить? - Что можете сказать о такой категории, как время? Как связана эта категория с категорией вида? - Что мы можем определить у глагола настоящего и будущего времени? А у глагола, прошедшего времени? Задание 3 (на слайде). Прочитайте текст. Выпишите глаголы, определите их вид, наклонение, форму времени, лица, числа, рода. Найдите в тексте непереходные глаголы, выпишите и разберите по составу ОБРАЗЕЦ: вяжет-НСВ, изъяв. накл., наст.вр.,3-е л.,ед.ч.. Снова в заботах Зима-рукодельница: Дальше мы должны выяснить синтаксическую роль глагола в предложении. Задание 4. Подчеркните все члены предложения Дело мастера боится. Чем является глагол в предложении? Какую роль он выполняет? | Выполняют самостоятельно задания. Делают вывод о том, что вид и спряжение – это постоянные признаки глагола. Вспоминают, что глагол изменяется по временам, глагол несовершенного вида бывает в прошедшем, настоящем и будущем времени, а глагол совершенного вида в прошедшем и будущем времени. Отмечают, что определить у глагола настоящего и будущего времени возможно лицо и число, а у глагола, прошедшего времени род и число. | Регулятивные: выполнять действие по заданному образцу, правилу. Познавательные: уметь анализировать, обобщать, делать выводы. Регулятивные: уметь составлять план решения, выбирать пути и средства достижения цели, работать по плану, вносить коррективы в свои действия. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Алгоритм мы построили, все пункты разбора вспомнили. А теперь сравним наш алгоритм с алгоритмом, который записан в учебнике. | Работают с учебником, обсуждают. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. |
Физминутка | Учитель называет пары слов. Глагол СВ – приседают, глагол НСВ – стоят на месте. Пишет, делает, нарисуй, смеяться, выполз, забыли, плавала, покрасим, выучу. | Выполняют элементарные физические упражнения | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Выполнить морфологический разбор глаголов разбежалась, постучу, засыпаешь (выполняют по рядам). Самопроверка (работа в парах). | Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют проверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание. | Упражнения 296 или 298 по выбору. | Знакомятся с условиями домашней работы, задают вопросы по выполнению. | |
Рефлексия учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. Подведем итог работы на уроке. - Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли цели? Расскажите, чему вы научились на уроке? - Как ты думаешь, каков сегодня твой результат? Оцени свой ответ на уроке. Выставление оценок с комментариями. | Отвечают на вопрос учителя. Рассказывают, что узнали, чему научились. Осуществляют самооценку. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |