12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Екатерина Владимировна250
Россия, Московская обл., Пушкино

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема: Морфологический разбор глагола.

Тип урока: Урок развития умений  (комплексного применения  знаний и умений).

Цели:  

Образовательные:

обобщить знания о глаголах, вывести алгоритм морфологического разбора глагола;

развивать умения анализировать, обобщать;

расширить лексический запас учащихся.

Развивающие:

развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

развивать сообразительность, мышление, внимание, память;

развивать умение работать с текстом.

Воспитательные:

воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки;

воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: 

работать с учебником и раздаточным материалом;

сформировать навыки морфологического разбора глагола;

осуществлять рефлексию..

Личностные: 

формировать устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

воспитывать умение работать в  малых группах

Метапредметные:

проводить наблюдение под руководством учителя;

осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

устанавливать причинно-следственные связи;

осваивать навыки решения поставленных проблем.

Познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов   в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация учебной деятельности.

Проверка готовности учеников к уроку. Психологический настрой на плодотворную работу.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся на места.

Личностные:

развитие стремления к соблюдению моральных норм, умение настроить себя на рабочий лад.

Актуализация знаний.

Учитель открывает слайд, на котором записаны слова:

Вид число спряжение переходность наклонение лицо возвратность род время.

Вопросы:

- С какой частью речи связаны данные понятия?

- Что такое глагол?

- На какие группы можно разделить понятия?

- Когда нам могут пригодиться все эти понятия, для какого вида работы?

Внимательно слушают задание, приступают к его выполнению.

Отвечают на вопросы. Делают вывод, что слова можно разделить по признаку постоянные/непостоянные.

Познавательные: формирование основных мыслительных операций в ходе устных вычислений; построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание.

Постановка цели и задач урока.

- Чему мы должны научиться  на данном уроке? Сформулируйте тему и цели урока.

Формулируют тему урока, цели.

Регулятивные: планирование своей деятельности, целеполагание.

Познавательные: формирование основных мыслительных операций в ходе устных рассуждений; построение логической цепочки рассуждений.

 Построение проекта выхода из затруднения.

Составляют план действий, по которому будут изучать эту тему.

- Сколько пунктов в морфологическом разборе? Когда мы выполняем морфологический разбор, то с чего начинаем?

- Итак, мы выяснили наш 1 шаг – часть речи, т.е. грамматическое значение слова. А дальше?

- Какая начальная форма у глагола?

- Что выясняем во втором пункте? Какие признаки являются постоянными для глагола?

- Что нужно вспомнить для третьего пункта разбора?

С помощью учителя составляют и проговаривают план достижения цели.

Приходят к выводу, что сначала необходимо определить грамматическое значение слова, его начальную форму. Вторым пунктом выделяют повторение постоянных и непостоянных признаков глагола, третьим – синтаксическую роль.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание.

Личностные: определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Регулятивные: развитие познавательных интересов обучающихся, умение обрабатывать информацию.

Реализация построенного проекта.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, предлагая выполнить задания.

Задание 1 (слайд). Определить вид, подобрать видовую пару, обозначить орфограммы. Назовите слово с чередующейся гласной в корне.

завернуть

класть

ограничить

разведать

выпятить

опоздать

высмеять

заболеть

окутать

Задание 2 (слайд). Вставьте пропущенные буквы. В какой форме они находятся? Что для этого нужно вспомнить?

Мы пол_м грядки. Родители души не ча_т в ребенке. Почему ты ненавид_шь зиму? Оценка завис_т от тебя. Мальчик топч_тся у елки. Люди бор_тся за свои права. Дома быстро стро_тся. Дети хохоч_т на спектакле. Бабушки нянч_т внуков. Ветки хлещ_т по лицу.

- Какие признаки мы повторили? Какие осталось вспомнить?

- Что можете сказать о такой категории, как время? Как связана эта категория с категорией вида?

- Что мы можем определить у глагола настоящего и будущего времени? А у глагола, прошедшего времени?

Задание 3 (на слайде). Прочитайте текст. Выпишите глаголы, определите их вид, наклонение, форму времени, лица, числа, рода. Найдите в тексте непереходные глаголы, выпишите и разберите по составу

ОБРАЗЕЦ: вяжет-НСВ, изъяв. накл., наст.вр.,3-е л.,ед.ч..

Снова в заботах Зима-рукодельница:
Пусть потеплее природа оденется.
Много Зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям - пушистые шапки,
Ёлочкам варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала:
"Ох, поскорей уж весна бы настала!"

Дальше мы должны выяснить синтаксическую роль глагола в предложении.

Задание 4. Подчеркните все члены предложения

Дело мастера боится.

Чем является глагол в предложении? Какую роль он выполняет?

Выполняют самостоятельно задания.

Делают вывод о том, что вид и спряжение – это постоянные признаки глагола. Вспоминают, что глагол изменяется по временам, глагол несовершенного вида бывает в прошедшем, настоящем и будущем времени, а глагол совершенного вида в прошедшем и будущем времени.

Отмечают, что определить у глагола настоящего и будущего времени возможно лицо и число, а у глагола, прошедшего времени род и число.

Регулятивные: выполнять действие по заданному образцу, правилу.

Познавательные: уметь анализировать, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: уметь составлять план решения, выбирать пути и средства достижения цели, работать по плану, вносить коррективы в свои действия.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Алгоритм мы построили, все пункты разбора вспомнили. А теперь сравним наш алгоритм с алгоритмом, который записан в учебнике.

Работают с учебником, обсуждают.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Физминутка

Учитель называет пары слов. Глагол СВ – приседают, глагол НСВ – стоят на месте.

Пишет, делает, нарисуй, смеяться, выполз, забыли, плавала, покрасим, выучу.

Выполняют элементарные физические упражнения

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполнить морфологический разбор глаголов разбежалась, постучу, засыпаешь (выполняют по рядам).

Самопроверка (работа в парах).

Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют проверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные:  уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание.

Упражнения 296 или 298 по выбору.

Знакомятся с условиями домашней работы, задают вопросы  по выполнению.

 

Рефлексия учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Подведем итог работы на уроке.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Достигли ли цели? Расскажите, чему вы научились на уроке?

- Как ты думаешь, каков сегодня твой результат? Оцени свой ответ на уроке.

Выставление оценок с комментариями.

Отвечают на вопрос учителя.

Рассказывают, что узнали, чему научились.

Осуществляют самооценку.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий.

Личностные:  уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.