Мотивационное умение учителя иностранного языка и алгоритм его развития
Последние десятилетия характеризуются существенными изменениями в целях и содержании обучения иностранным языкам в России, которые потребовали, соответственно, коренных изменений в системе профессиональной подготовки специалистов в области обучения иностранным языкам, а так же выдвинули задачу постоянного совершенствования и саморазвития учителей.
Непосредственными профессиональными умениями учителя являются мотивационные умения.
Изучение литературы и практического опыта организации процесса профессиональной подготовки позволяет сделать вывод о том, что уровень развития профессиональных умений учителя еще недостаточно высок. И прежде всего это касается мотивационных умений.
Выделение именно этих умений объясняется тем, что число самостоятельно мотивированных учащихся, изучающих иностранный язык, год от года падает, именно поэтому мотивация является одним из важнейших аспектов профессиональной деятельности учителя иностранного языка.
Это и определило актуальность настоящего исследования, которая объясняется необходимостью поиска новых подходов к развитию мотивационных умений учителя иностранного языка.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы разработать и описать алгоритм развития мотивационного умения учителя.
Практическая ценность состоит в разработке комплекса средств, с помощью которых может быть организовано развитие у преподавателей мотивационного умения и которые могут быть использованы учителями в школе или студентами на практике.
К.Д. Ушинский отмечает: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить», то есть мотив есть средство позволяющее сохранить «охоту к овладению знаниями» [1].
Психологи однозначно утверждают: если мотивацией не управлять, может произойти ее регресс, снижение ее уровня, мотивы потеряют действенность. Поэтому и идут поиски путей управления поведением и деятельностью учащихся через организацию их мотивационной сферы, путей управления не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний.
Хорошие педагоги обращаются не только к уму ребенка, но и к его сердцу, даже прежде всего к сердцу, учат так, чтобы само учение уважало ребенка, и когда он переживет радость успеха, он сам начнет уважать учение. Мотивационный блок включает в себя потребности человека, его идеалы, мотивы, установки, интересы, влечения [2].
Ключом к мотивации учащихся является индивидуализация учебного процесса.
В рамках системного подхода индивидуальность рассматривается как целостное образование, интегрирующее в себе группы свойств человека как индивида, субъекта и личности. Следовательно, научить осуществлять учебную мотивацию значит научить осуществлять индивидуализацию обучения, то есть учитывать в обучении 3 группы свойств учащихся как индивида, субъекта и личности.
Индивидные свойства представлены для учителя способностями ученика, которые выступают как объективная данность, с которой ему необходимо не только считаться, но и которую следует развивать.
Субъектные свойства это приемы и способы, характеризующие меру продуктивности выполнения учениками учебной деятельности. Мера продуктивности зависит не только от способностей, но и от умения трудиться. Таким образом, субъектная индивидуализация отвечает за формирование у каждого ученика рациональных приемов учебной деятельности.
В третьей, личностной группе свойств, представлена совокупность социальных качеств индивидуальности человека. Приобретаемые в процессе социализации человека, они доминируют над биологическими свойствами. Кроме того, именно личностные свойства благодаря своим специальным функциям наиболее тесно связаны с речевой деятельностью. Они мотивируют речевую деятельность, определяют ее содержание. [3, 4].
Таким образом, ученик на уроке предстает перед учителем одновременно в трех ипостасях: как индивид с определенным уровнем развития способностей к иностранному языку, как субъект учебной деятельности, характеризующийся разной степенью рациональности приемов выполнения учебных заданий, и наконец, как личность, со своим личным опытом, интересами, эмоциями, чувствами и т. д.
Мотивационная деятельность как и любая деятельность алгоритмична. Алгоритм развития мотивационных умений является планом мотивационной деятельности, её моделью. Для каждой ситуации может потребоваться особый, специально для неё приспособленный алгоритм. Учитель закладывает в алгоритм те действия, которыми он владеет и организует их в той последовательности, в которой ему удобно осуществить мотивационную деятельность. Чем выше мотивационные умения учителя, тем более разнообразные комбинации мотивационных действий он использует и лучшие результаты получает.
Несмотря на отсутствие универсального алгоритма, начинающие нуждаются в частных алгоритмах, предназначенных для мотивационных действий в конкретных ситуациях на уроке. Учитывая это, предлагаю следующий алгоритм осуществления мотивационной деятельности. Рассмотрим его подробнее. Как видно из схемы 1, все действия по мотивации разделены на два блока: ориентировочные действия и исполнительские действия.
Ориентировочные действия отвечают за определение свойств индивидной, субъектной, личностной структур индивидуальности учащихся, а также диагностику ведущих мотивов изучения ИЯ.
Исполнительские действия отвечают за изготовление и использование адекватных индивидной, субъектной, личностной структурам индивидуальности учащихся, а также ведущим мотивам изучения ИЯ средств мотивации.
Схема 1
Алгоритм мотивационной деятельности учителя
А Л Г О Р И Т М | Ориентировочные | 1.Определение свойств индивидной, субъектной, личностной подструктур индивидуальности учащегося. |
| | |
| | 2. Диагностика ведущих мотивов изучения ИЯ. |
| | |
| Исполнительские | 3.Изготовление и использование средств мотивации адекватных индивидной подструктуре индивидуальности учащегося (осуществление индивидной индивидуализации). |
| | |
| | 4. Изготовление и использование средств мотивации адекватных субъектной подструктуре индивидуальности учащегося (осуществление субъектной индивидуализации). |
| | |
| | 5. Изготовление и использование средств мотивации адекватных личностной подструктуре индивидуальности учащегося (осуществление личностной индивидуализации). |
| | |
| | 6. Изготовление и использование средств мотивации адекватных ведущим мотивам изучения ИЯ учащимся. |
Раскроем каждый пункт алгоритма мотивационной деятельности учителя.
Ориентировочные действия включают:
Пункт 1: «Определение свойств индивидной, субъектной, личностной подструктур индивидуальности учащегося» включает следующие последовательные действия:
1. Выявление свойств индивидной структуры индивидуальности учащегося:
1) беседы с учителями, преподающими в данном классе с целью определения задатков и способностей к овладению ИЯ;
2) тестирование с целью определения задатков к овладению ИЯ.
2. Выявление свойств субъектной структуры индивидуальности учащегося:
1) наблюдение за учащимися с целью выявления умений работать с разными опорами;
2) наблюдение за учащимися с целью выявления умений работать в разных режимах.
3. Выявление свойств личностной подструктуры индивидуальности учащегося:
1) наблюдение за учащимися с целью выявления свойств личностной структуры индивидуальности (контекста деятельности, личного опыта, желаний, интересов, склонностей, мировоззрения, эмоций, чувств, переживаний, статуса личности в коллективе);
2) анкетирование учащихся с целью выявления свойств личностной подструктуры индивидуальности.
Пункт 2: «Диагностика ведущих мотивов изучения иностранного языка» включает следующие последовательные действия:
1. Беседы с учителями, преподающими в данном классе и с родителями с целью определения ведущих мотивов изучения иностранного языка;
2. Анкетирование учащихся с целью выявления ведущих мотивов.
Исполнительские действия включают:
Пункт 3: «Изготовление и использование средств мотивации адекватных индивидной подструктуре индивидуальности учащегося (осуществление индивидной индивидуализации)» включает следующие последовательные действия:
1. Изготовление и использование зрительных опор для учащихся с недостаточно развитой слуховой памятью;
2. Разработка и использование заданий, направленных на образное осмысленное запоминание, установление причинно-следственных связей для учащихся с недостаточно развитой памятью;
3. Изготовление и использование памяток-инструкций для учащихся, не умеющих произвольно управлять процессом учебной деятельности;
4. Изготовление и использование индивидуализированных опор: функционально-смысловых таблиц, лексических таблиц, подстановочных таблиц, логико-синтаксических схем, карточек с индивидуализированным раздаточным материалом для слабых, средних и сильных учащихся и т.д..
Пункт 4: «Изготовление и использование средств мотивации адекватных субъектной структуре индивидуальности учащегося (осуществление субъектной индивидуализации)» включает следующие действия:
1. Составление и использование памяток, содержащих описание алгоритмов работы с иноязычными словарями, грамматическими справочниками и т.д.;
2. Составление и использование памяток, инструкций, рекомендаций, содержащих описание алгоритма рационального выполнения упражнений различных типов, работы с различными опорами (вербальными, схематическими, изобразительными), выполнять домашние задания и т.д.;
3. Составление и использование памяток по работе в группах (составленных на основе различных критериев по интересам, по взаимной симпатии, по уровню сформированности речевых навыков и умений), в парах по заданию учителя (сильный с сильным, слабый со слабым, сильный со слабым), умение оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль и т.д.
4. Составление и использование памяток, инструкций, рекомендаций, по оказанию взаимопомощи, осуществлению взаимоконтроля и т.д.
Пункт 5: «Изготовление и использование средств мотивации адекватных личностной структуре индивидуальности учащегося (осуществление личностной индивидуализации)» включает следующие последовательные действия:
1. Разработка и использование установок к упражнениям, учитывающих контекст деятельности ученика, куда входят не только явления действительности, события, в которых он участвует лично, но и те, очевидцем которых он становится благодаря средствам массовой информации;
2. Разработка и использование речевых ситуаций и речевых заданий, построенных на основе учета личного опыта учеников;
3. Изготовление и использование индивидуализированного раздаточного материала, обеспечивающего учащихся языковыми единицами, связанными с их личным опытом;
4. Разработка и использование проблем обсуждения, учитывающих эмоционально-чувственную сферу учащихся;
5. Подбор и использование текстов, составление рассказов для семантизации лексических единиц, отвечающих интересам учеников;
6. Разработка и использование ситуаций общения, форм урока, дающих возможность проявить учащимся своё мировоззрение, отстаивать свои взгляды, убеждения;
7. Более частое вовлечение в иноязычное общение учащихся с низким речевым статусом;
8. Оказание эмоциональной поддержки, придание гласности малейших успехов учащихся с низким речевым статусом;
9. Воспитание у учащихся с высоким речевым статусом чуткого отношения к учащимся с низким речевым статусом.
Пункт 6: «Изготовление и использование средств мотивации адекватных ведущим мотивам изучения ИЯ учащимся».
Составление и использование алгоритмов рационального выполнения упражнений различных типов, работы с различными опорами (вербальными, схематическими, изобразительными) и т.д., закладывающих навыки самостоятельной работы, на базе которой возможно продолжение изучения иностранного языка.
В данном алгоритме даются основные этапы, блоки, из которых может состоять процедура конкретного мотивационного действия. Знание этих блоков позволит каждому учителю организовать свою мотивационную деятельность.
Мы рассмотрели алгоритм развития мотивационного умения, который основан на выявлении свойств трёх структур индивидуальности учащихся, изготовлении и использовании средств учёта этих свойств в учебном процессе. Таким образом, разработка данного алгоритма поможет решить проблему комплексного и последовательного развития умения мотивировать в процессе профессиональной деятельности учителя и обеспечит управление процессом развития умения мотивировать и овладения профессиональной культурой.
БИБЛИОГРАФИЯ
Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1968. – С. 233–250.
Каган М.С. Человеческая деятельность / М.С. Каган. – М., 1974. – С. 177.
Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка: мастерство и личность / Е.И. Пассов. – М., 1993.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. –Просвещение, М. –1990. – С. 68-75.
10