Статья «Развитие патриотизма средствами иностранного языка»

15
0
Материал опубликован 25 October 2016 в группе

Развитие патриотизма средствами иностранного языка

Происходящие в последние годы в Российской Федерации общественно-политические, экономические, социально-культурные изменения отразились и на системе образования. Это нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», основным принципом которого является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Сегодня становится ясным, что современные педагогические инновации должны характеризоваться, прежде всего,  позитивной продуктивностью и носить гуманистическую направленность. Е.И. Пассов считает, что главной задачей иноязычного образования должно быть не понимание чужой культуры и даже не развитие межкультурной компетенции, а духовное совершенствование учащихся на базе новой культуры в ее диалоге с родной культурой.

Духовное совершенствование предполагает среди прочего формирование у растущего человека качеств настоящего гражданина.

Иностранный язык как образовательная дисциплина должен явиться мощным средством развития у юного поколения черт патриотизма и гражданственности. Это может быть достигнуто как через целевой отбор содержания учебного материала, так и путем систематического, ненавязчивого сравнения феноменов чужой и родной культуры и ментальности.

К сожалению, уроки некоторых учителей иностранного языка носят порой антипатриотичный характер. Дело в том, что носители языков, которые обычно изучаются в российских школах, являются одновременно носителями высокой материальной культуры. Очарованные этим обстоятельством, некоторые учителя иностранного языка вольно или невольно создают на своих уроках атмосферу наивного любования чужим благополучным миром, обесценивая, таким образом, в глазах школьников собственные культурные ценности. Зачем же нам растить маргиналов?

Мы являемся носителями высочайшей духовной культуры, мы – представители великой нации, и эту мысль нужно внушать ученикам, в том числе средствами образовательной дисциплины «Иностранный язык».

Сегодня очень часто приходится наблюдать, как и студенты, и взрослые люди при встрече с иностранцами говорят: "Ой, а у нас в стране все плохо, у нас ничего хорошего нет вообще, ехать в Россию? Вам? Да вы что! Зачем?!! Ах, как у вас всё хорошо и как у нас все плохо". Иногда у нас так проявляется культурная скромность, но чаще такие высказывания порождены искренним убеждением в том, что в России действительно и показать нечего, и хорошего ничего нет. Естественно, слыша такие высказывания, и иностранцы к нам начинают относиться соответственно: не столько с жалостью, сколько с большим снисхождением.

Среди множества учебных дисциплин “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.

Преподавание иностранного языка даёт преподавателю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. Таким образом, на уроках английского языка, несмотря на его явную специфику, есть место для воспитания любви и гордости за свою страну.

Настоящий патриотизм, вырастает, прежде всего, из самоуважения. И хотя это, наверное, личностное качество и мировоззренческий аспект, даже средствами такого предмета как иностранный язык развивать патриотизм можно:

1. Используя технологию диалога культур. Данная технология способствует формированию у учащихся представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры англоязычных стран; воспитанию чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну; воспитанию потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.

2. Знакомя учеников с традициями стран изучаемого языка и сопоставляя эти традиции с традициями родной страны, можно продемонстрировать, что и иностранцам о наших традициях узнать интересно.

3. Рассказывая об истории стран изучаемого языка, необходимо показывать точки соприкосновения с историей родной страны и особенно с событиями, которые принесли обеим странам большую пользу (например, мало кто из учащихся знает, что Александр II помог Аврааму Линкольну в Гражданской войне в США, а США оказывали помощь голодающим во время гражданской войны в России).

С Англией же тоже есть много интересных точек соприкосновения: тут и предложение Ивана Грозного Елизавете I выйти за него замуж, и отправка юношей учиться в Англию во время царствования Михаила Федоровича Романова, и первые прививки, которые спасли Россию от оспы, сделанные английским врачом и многое-многое другое.

4. Подчеркивая, что Россия много веков является важным субъектом европейской культуры, необходимо помочь учащимся увидеть то интересное и уникальное, что нас окружает в повседневной жизни, чтобы любовь к своей стране была основана на знании конкретных фактов.

Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться, прежде всего, через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов.

Очень важно донести до учащегося, что чужая культура не хуже и не лучше родной культуры, она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям, но прежде всего, нужно научить детей любить свою страну, уважать свою историю и культуру.

На уроках изучаются и обсуждаются такие темы, как: географическое положение, климат, природные ресурсы стран, символика; мой родной город; образование и культура, религия, традиции и обычаи, национальные виды спорта, выдающиеся люди родного страны и стран изучаемого языка. Все эти темы изучаются не изолированно, они включены в соответствующие разделы учебника. Основным методом работы с этими материалами является сравнение. Наверное, вот таким образом, не навязывая мнений, а просто развивая у учеников интерес, показывая роль России в мировой истории, нашу общность с мировой культурой и в то же время уникальность, и можно воспитать патриотизм, в том числе и на уроках английского языка. Патриотизм воспитывает семья, школа, улица, СМИ и собственный опыт. Если все эти источники способствуют воспитанию патриотизма, это чувство формируется быстро и эффективно. Если хотя бы один источник действует против этого чувства, воспитание патриотизма на уроке английского языка будет бесполезным.

На своих уроках я стараюсь создавать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания об истории, традициях нашей Родины, великих соотечественниках, учу ребят сопоставлять и делать выводы. В УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English» для 2-11 классов содержится большой страноведческий материал по России. Дополнительно к нему я использую другие источники, а также аудиоматериалы и видеофильмы, что, на мой взгляд, повышает интерес учащихся.

Таким образом, преподавание английского языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами английского языка.

Только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию патриотизма и гражданственности, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуально-эмоционального и поведенческого компонентов в деятельности учащихся, позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании.

Андерсон Ольга Валерьевна,

учитель английского языка

МОУ «Дьячевская СОШ»

Ивановская область

Кинешемский район

 

Литература

Миролюбов, А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам/ А.А. Миролюбов// Иностранные языки в школе. 2010. №5

Шефер, O.P. Воспитание патриотизма у школьников как педагогическая проблема / O.P. Шефер // Наука и школа. 2009. № 5.

Штурбина, Н.А. Гуманно - личностный подход в обучении и его результативность/ Н.А. Штурбина // Управление школой. 2006. №3.

Комментарии
Комментариев пока нет.