Программа воспитательной работы «Мотивация учебной деятельности» (6–8 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №42»
(МБОУ СОШ №42)
|
Воспитательная работа.
Тема: «Мотивация учебной деятельности».
Руководитель: Емельянова А. Р,
учитель технологии.
Ижевск, 2022
Мотивация учебной деятельности.
Проблема:
Низкая мотивация обучающихся не позволяет сформировать потребности в достижении высоких результатов, не способствует их заинтересованности в познавательной деятельности и творческому росту.
Актуальность:
Сегодня перед педагогами стоит острая задача, которая заключается в создании таких условий, которые позволят решить задачу российского образования – повысить качество образования, достичь высоких образовательных результатов.
Согласно ФГОС ОО второго поколения одним из основных требований к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования, является: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
ФГОС третьего поколения определяет способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
Формирование мотивации замедляют: эмоциональная бедность материала; незаинтересованность педагога работой; излишняя повторяемость одних и тех же приемов или приемов одного порядка; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательное отношение педагога к воспитанникам (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).
К педагогическим средствам воспитания можно отнести приемы побуждающего воздействия, связанные с содержанием материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами обучения, дидактическими материалами, личностью преподавателя, общественным мнением группы (коллектива).
Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация - это то, что побуждает человека к достижению целей! Высокомотивированные личности больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности. Который необходим в сегодняшних условиях государству.
Понятие позитивной мотивации и мотивации в целом.
Понятие методов и приемов ее формирования
Наука знает множество понятий мотивации, рассмотрим некоторые из них:
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация - направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения. Также, мотивацией называют и результат этого процесса: состояниепобуждения к тем или иным действиям, желаниеделать то или иное.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
Цель:
Включить в образовательный процесс комплекс внеклассных мероприятий, направленный на повышение учебной мотивации обучающихся, с учетом их личностных особенностей со 100%-ным вовлечением в 2022-2023 уч.гг для повышения качества образования на уровне класса.
Задачи:
Провести анализ для выявления группы обучающихся с низким уровнем сформированности учебной мотивации с последующей систематизацией и обобщением результатов анкетирования обучающихся.
Организовать систематическое проведение индивидуальных консультаций с обучающимися с низкой учебной мотивацией для оказания адресной социально-психологической помощи.
Распределить роли обучающихся по направлениям с учетом личностных особенностей и заинтересованности детей внутри класса. Подготовить систему внеклассных мероприятий для углубления знаний и интереса.
Информировать и консультировать родителей обучающихся о решении проблем, связанных с обучением и воспитанием детей.
Провести системную работу по организации совместных мероприятий с участием педагогов, обучающихся и их родителей, способствующие улучшению психологического климата в школе (тренинги, круглые столы, дискуссионные клубы, проекты, внеурочные мероприятия).
Учесть положительный и отрицательный опыт применения традиционных приемов и методов.
Содержание проекта:
Мотивация к обучению – это очень важный вопрос, требующих внимания классного руководителя и несомненно каждого педагога встречающегося на пути ребенка, это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, потребностями, средствами побуждения учеников к познанию, активному усвоению учебного материала, через разные приёмы и методы. Несомненно, традиционные приемы, методы, средства побуждения познавательного характера останутся, но современные дети требуют внедрения новых современных технологий, которые перевернут значимость каждого предмета.
Система работы с классом будет продолжена, но получит свежее вливание по принципу «капельницы». По всем направлениям воспитательной работы с классом появятся мероприятия, призванные повысить интерес к обучению, сознательность и ответственность.
Мотивационные внеклассные мероприятия планируется внедрить в следующие направления воспитательной работы с классом:
Самоуправление в классе: лидер направления будет наставником над организацией челенджа «каждый предмет нужен и важен», а также куратором проекта «Доска достижений», на которой будут видны успехи ребенка.
Работа с родителями: на родительских собраниях будет обозначена тема мотивации детей, разделение родителей на минигруппы для реализации ключевых дел класса, а также выбраны активисты для реализации челенджа «каждый предмет нужен и важен», также с родителями будет оговорено награждение ребенка (группы) за каждый положительный результат, учитывая деятельность, инициативу, активность, вовлнченность.
Ключевые дела класса: различные выставки, музейные уроки, тематические недели, конкурсы, театрализованные спектакли, экскурсии, интересные профессии будущего, поездки, праздники, а также участие в общешкольных мероприятиях.
Классные часы: на классных часах предлагается реализация проекта: «доска достижений ученика», включены видео, презентации, беседы, работа над челенджом.
Профориентация: в данном модуле предполагается активное участие инициативной группы родителей с информацией о своей профессии, путь к успеху, также знакомство с Soft skills и Hard skills компитенциями, выходы на заводы.
Модуль «Самоуправление в классе»
На уровне класса:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса («Личностное развитие», «Гражданская активность» «Информационно – медийное» «Военно-патриотическое»);
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение ребенка в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
| ФИО обучающегося |
Лидер класса | Котельникова Дарья Шахов Илья зам |
Лидер направления «Гражданская активность» | Яковенко Мария |
Лидер направления «Личностное развитие» | Рыбаков Андрей |
Лидер «Информационно-медийное направления» | Ялалова Катя |
Лидер «Военно-патриотическое направления» | Петров Влад |
- лидер класса,
- лидеры по направлениям и активисты:
«Гражданская активность» (добровольчество, волонтёрство),
(творчество, популяризация профессий и здорового образа жизни),
«Информационно-медийное направление» (объединяет всех, кто увлекается фотографией, видеосъемкой, монтажом, журналистикой, SMM, радио и многим другим),
«Военно-патриотическое направление» (активисты направления участвуют в военно – спортивных играх, организовывают мероприятия, посвященные памятным датам в истории России, посещают места боевой славы, активно занимаются начальной военной и спортивной подготовкой).
Модуль «Работа с родителями»
Планирование родительских собраний (дата и тема)
№ п/п | Тема родительского собрания | Ориентировочное время проведения | Примечание |
1. | Организация работы школы на учебный год | Сентябрь. | |
2. | Мотивация к учебе или как сделать ребенка успешным. | Декабрь. | |
3. | Подростковый возраст и его особенность. | Март. | |
4. | Итоги года. | Май. | |
Модуль «Ключевые классные дела»
План-сетка воспитательных мероприятий в классе (классные часы, экскурсии, поездки, праздники, мероприятия с родителями направленные на мотивацию к учебной деятельности).
№ п/п | Дела, события, мероприятия | Ориентировочное время проведения | Примечание: Узнают: |
1. | Челендж соревнования. | В течение года. | Тема: «КАЖДЫЙ ПРЕДМЕТ НАМ НУЖН И ВАЖЕН» |
2. | Образовательная экскурсия по г. Ижевск (пешая). | Октябрь. | На экскурсии дети познакомятся с успешными людьми г. Ижевска, узнают историю своего края, родного города. |
3. | Г. Сарапул. Познавательная экскурсия. | Декабрь. | Историко-культурные ценности наследия народа, достопримечательность города, заводы. |
4 | Спектакль направленный на мотивацию: «ИЛЛЮЗИИ», « СКРЫТЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ» или др по желанию. | Переоценка ценностей, эмоциональная перезарядка. | |
5 | Совместный выезд в город новых технологий (Иннополис). | Май. | Технологии будущего, Прогресс в ИТ сфере. Влиятельные люди, оставившие вклад в ИТ сфере. |
6 | В течение года: различные выставки, музейные уроки, тематические недели, конкурсы, театрализованные спектакли, интересные профессии будущего внутри класса позволяющие повысить мотивацию к учебному процессу. Общешкольные мероприятия. | В течение года. | |
Классные часы.
В классные часы были включены видео, презентации, беседы для мотивации к учебной деятельности. Также учитывается активность детей в общешкольных и внутриклассных мероприятиях, выступления на НПК, участие в олимпиадах, отметить положительный результат каждого успешного ученика (для удобства выделила курсивом).
1 четверть
1. | День Знаний. | |
2. | Запуск проекта: челендж «КАЖДЫЙ ПРЕДМЕТ НАМ НУЖН И ВАЖЕН» | |
3. | ПДД | |
4. | Экология. | |
5. | ЗОЖ и ПАВ. «На пути к здоровью!» | |
1. | ПДД | |
2. | Международный день пожилых людей. | |
3. | «Что мы должны знать о ПАВ». | |
4. | «10 шагов к ситуации успеха» | |
5. | День народного единства. | |
2 четверть.
1. | ПДД | |
2. | ЗОЖ Игра «Здоровье - богатство» | |
3. | День Матери в России. | |
1. | « Расскажи нам про профессию» | |
2. | ПДД | |
3. | Здоровое питание - залог крепкого здоровья. | |
4. | Правила пожарной безопасности на каникулах. | |
3 четверть.
1. | ПДД | |
2. | Неделя грамотности «Успех в твоих руках». | |
3. | Моя малая Родина! | |
1. | Успешные люди. Как добиться успеха уже сегодня? | |
2. | ПАВ. Умей сказать «Нет!». | |
3. | ЗОЖ Викторина: Мама, папа, я – спортивная семья. | |
4. | Праздник «День защитников Отечества» и «8 марта». | |
4 четверть
1. | ПДД | |
2. | Гаджеты - вред и польза. Моя мечта, - дотянись до нее. | |
3. | Мой дом, моя крепость, Удмуртия. | |
4. | Игра – тренинг: «Назови товарища» | |
1. | Праздник «9 мая». | |
2. | ПДД | |
3. | Итоги года. Результаты. «Доска достижений» | |
Модуль «Профориентация»
№ п/п | Дела, события, мероприятия | Ориентировочное время проведения | Ответственные (дети/родители) |
1. | Знакомство с успешными людьми. | | |
2. | Шоколадная фабрика г. Сарапула | | |
3. | Выступление родителей с интересной информацией о своей профессии. | | |
Ожидаемые результаты:
Активные, заинтересованные на 100 % дети на уроке, со своевременно выполненным домашним заданием, проявляют повышенный интерес к внеклассным мероприятиям. Эмоционально психологическое благополучная атмосфера в коллективе. Осознанное и ответственное отношения к школе каждого ученика,
Оценка результативности проекта проводится по следующим показателям:
а) количественные показатели (показатели качества и успешности, охват участников, количество проведенных мероприятий, др.).
б) качественные показатели развития мотивации учения (осознание собственных мотивов учения, преобладание познавательных мотивов, положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности др.).