Тематическое планирование «Повышение уровня учебной мотивации подростков» (6–8 класс)
Тематическое планирование
Мероприятие |
Цель |
Ход мероприятия |
Занятие 1. «Где живёт моя воля» |
знакомство с целями данного блока занятий. Создание положительной мотивации; освоение приемов самодиагностики. |
Шеринг Упражнение 1 «Это мое имя» Детям предлагается поискать в комнате такой предмет, которому они бы могли дать свое имя. После того как каждый сделает свой выбор, предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Упражнение 2 «Круг воли». (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 209). Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними безвольный человек. Затем даются определения волевых качеств. Заполнение бланка «Круг воли» Ф.И.____________ возраст______дата_____ Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует Вашей силе воли. Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих: 1.Решительность 2.Настойчивость 3.Смелость 4.Самосоятельность 5.Целенаправленность 6.Инициативность 7.Выдержка 8.Дисциплинированность Обсуждение. Рефлексия |
Занятие 2. «Я как часть социума» |
поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения «Я-концепции»; осознание своих социальных ролей (кто «я» в этом мире); активизация механизмов творческого воображения. |
Шеринг Упражнение 2 «Метафорический автопортрет». Из набора метафорических карт учащиеся выбирают три, которые их характеризуют каждого отдельно. Обсуждение. Упражнение 3 «Ролевая карта». Обсудить вопросы: что такое социальная роль, какие роли мы играем? Выписать в столбик роли, которые мы играем. Затем нарисовать круг, в центре написать «Я». Вокруг разместить роли, которые играем, разукрасить цветными карандашами. Обсудить, как мы выглядим в той или иной роли, как общаемся, какие чувства испытываем. Создание «Колеса баланса «Я и школа», которое позволяет оценить подростку свою удовлетворенность школьной жизнью. Обсуждение. Рефлексия |
Занятие 3. «Кулинар по школьной продукции» |
использование позитивных эмоций, которые связаны со школьными успехами в прошлом, для формирования новых учебных мотивационных отношений. |
Шеринг Проективное упражнение «Самореклама». Подростку предлагается создать саморекламу, которая должна презентовать его как лучшего ученика в школе. А так же, придумать слоган. Обсуждение. Упражнение-беседа «Рецепт хорошего дня в школе». Совместно с ведущим подростки разрабатывают «ингредиенты», способствующие хорошему дню в школе. Далее обсуждается вопрос «Что необходимо, чтобы эти ингредиенты сочетались друг с другом, что для этого может сделать сам подросток». Рефлексия |
Занятие 4. «Школа мечты» |
формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Создание условий, способствующих развитию чувства взрослости, самостоятельности и ответственности у подростка. |
Шеринг Упражнение «Продолжи предложение». Подростку предлагается составить не менее 7 предложений, начинающихся со слов «Я хожу в школу, потому что…». Упражнение «Составь рассказ». Подростку предлагается выбрать 20 метафорических карт из колоды. Раскладывая по порядку выбранные карты, учащийся сочиняет рассказ «Школы моей мечты». Затем подростку необходимо выбрать карту, которую учащийся хотел бы сделать гербом школы его мечты. Возможна дорисовка на листе А4. Обсуждение. Упражнение «Таким хочу быть». Подростку необходимо нарисовать автопортрет на тему «Таким я хочу быть, когда закончу школу…». Обсуждение. Рефлексия
|
Занятие 5. «Вперёд в будущее» |
развитие навыков самоанализа, свободного выбора, актуализация знаний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов. |
Шеринг Упражнение «Самое хорошее, самое плохое во мне как в школьнике». Подростку нужно нарисовать на листе А4 себя «хорошего» и себя «плохого». Далее учащийся рассказывает про изображённых персонажей. Психолог задаёт наводящие вопросы. Упражнение «Машина времени»: ведущий предлагает перенестись на 15-20 лет вперёд, в будущее. Затем он расспрашивает каждого подростка в роли взрослого о семье, детях, их учёбе в школе; о том, как он проводит свободное время и т.п. Составление двух синквейнов на слова «Школа» «Знания». Рефлексия |