12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Поштаренко Людмила Юрьевна47
Россия, Луганская Народная Респ., город Алчевск
2

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках ОРКСЭ

Мотивация учебной деятельности
учащихся на уроках ОРКСЭ

В числе важнейших проблем воспитания и обучения серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний. Перед учителями начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В учебном процессе развитие ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Что не возможно без интереса учащегося к предмету. Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.

Цель выбранной темы - раскрыть необходимость формирования положительной учебной мотивации учащихся на каждом уроке ОРКСЭ.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения к ОРКСЭ

Определить средства, способствующие формированию мотивов к изучению ОРКСЭ

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированное™. Он заключается в том, что ребенок получает "удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата"

Когда школьники приступают к занятиям ОРКСЭ, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем дальше дети интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Иногда мы слышим от учеников "Нам тогда все понятно, когда интересно". Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что "интерес" (по И. Герберту) - это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: "хочу - могу - выполняю с интересом - личностно - значимо каждому", то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка?

Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

В своей работе я применяю технологию проблемного обучения, личностно- ориентированную технологию обучения, технологию уровневой дифференциации, информационно-коммуникационные технологии.

Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности. В начале урока ОРКСЭ создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. В ходе урока создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения. В конце урока создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт.

Мотивация деятельности достижения

Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.

Для определения мотивации учебной деятельности нам представляется возможным подробнее осветить взаимодействие личности и ситуации, как основу понимания поведения и деятельности. Основные положения теории личностных диспозиций X. Хекхаузена: Поведение человека определяется набором стабильных латентных переменных (черт, диспозиций), которые обозначаются в психологии1 как "черты личности и характера", "способности", "установки", "ценностные ориентации", "потребности", "мотива.

Порядковый номер субъекта относительно выраженности конкретной личностной черты остается одним и тем же в различных ситуациях. В этом проявляется надситуативная стабильность поведения личности, определяемая данными диспозициями.

Различия в поведении людей определяются различиями в выраженности личных черт. Но в реальной жизни эта схема действует не всегда. И в психологи мотивации и диагностике личности развивается новый подход - интеракционизм. Положения этой теории:

Основа своеобразия поведения человека кроется в непрерывном взаимодействии личности и ситуации.

Поведение человека в разных ситуациях неоднородно, То есть надситуативной стабильности поведения не существует.

Человек является активным компонентом взаимодействия с ситуацией.

Со стороны личности ведущую роль во взаимодействии с ситуацией играют когнитивные факторы: оценка и интерпретация ситуации.

Со стороны ситуации ведущим является психологическое знание ситуации для субъекта.

То есть не личность сама по себе со своими чертами и особенностями, не ситуация как таковая побуждают человека к определённому поведению, а взаимодействие личности и ситуации, субъективное видение и интерпретация человеком внешнего мира как имеющего или не имеющего личностного смысла выступают причиной конкретного поведения.

Когда мы хотим понять, почему и как человек чего-то достигает, почему он так или иначе относится к учению, мы должны выделить личностные и ситуационные предпосылки этой формы поведения.

Из классов функционально эквивалентных ситуаций нас интересует ситуация достижения, имеющая такие критерии:

в ситуации достижения от индивида требуется достижение определённого результата, который можно зафиксировать, измерить, оценить;

этот результат оценивается, существует некоторый стандарт для оценки поведения индивида в данной ситуации;

требования, предъявляемые индивиду в ситуации достижения, в меру трудные, то есть такие, которые позволяют добиться результата при приложении определённых усилий.

Деятельность достижения - форма активного целенаправленного поведения, которая является эквивалентной ситуации достижения. Хекхаузен пишет, что деятельность достижения имеет следующие особенности:

предпринимаемая деятельность направлена на достижение результата, который она должна после себя оставить;

индивид должен переживать направленность (желание или принуждение) на достигаемый результат;

индивиду необходимо самому предпринимать усилия, направленные на достижение результата;

деятельность должна сопровождаться специфическими для неё аффективными реакциями (эмоциональными состояниями) как в процессе, так и по окончании достижения результата, которые связаны с наличием некоторого нормативного стандарта достижения. Для описания причин побуждения, направленности и факторов поддержания деятельности достижения вводится понятие мотивация деятельности достижения. Мотивация обеспечивается совокупностью мотивационных механизмов.


Внешняя и внутренняя мотивация

Гомеостатический принцип: чтобы жить, человек должен получать энергию. Организму нужен определённый уровень питательных веществ в крови. Как только он изменяется, организм предпринимает попытки для восстановления равновесия. Одна из форм восстановления равновесия поведение человека, его активность, целенаправленная деятельность. Поведение, деятельность человека, обслуживающего внешние по отношению к самому этому поведению потребности и запросы, получили название инструментальных, то есть выступающих средством, инструментом в достижении целей. Побудительная сила, которая в этом случае придаёт человеку активность, стала называться внешней мотивацией, то есть мотивацией, являющейся внешней по отношению к самой деятельности, когда побудительная сила находится вне, за пределами деятельности и поведения. В организме, кроме соматовегетативных гомеостатических потребностей и вторичных побуждений, на них базирующихся, есть врождённое стремление действовать: видеть, слышать, возбуждаться, исследовать, создавать, творить. Это тенденция к активному освоению мира и взаимодействию с ним, где разные действия, созидание нового совершаются не ради внешней цели, а ради процесса действования, созидания. В основе лежит потребность нервной системы быть активной, испытывать и продуцировать возбуждения, функционировать и реализовывать свои возможности и потенции. Основа жизнедеятельности организма - не удовлетворение соматических гомеостатических потребностей ради биологического выживания, а активное взаимодействие с миром ради освоения мира, овладения им, ради развития человеком своих способностей, талантов. Эта тенденция не имеет специфического предмета, она ненасыщаема, не связана с уменьшением напряжения, она это напряжение создает. Все виды активности, создаваемые этой тенденцией - самодеятельность", при которой есть направленность не на внешнюю цель (предмет потребности) а, прежде всего на самоё себя.

Самодеятельность - деятельность, выполняемая ради удовольствия от процесса её.

Побудительная сила самодеятельности - внутренняя мотивация. Это то, что побуждает и мотивирует этот вид деятельности, находится в ней самой, а не вне. Характеристики внутренней мотивации:

- Стремление к новизне. Различают абсолютную новизну и новизну как необычное сочетание знакомых раздражителей.

- Стремление к двигательной активности.

- Стремление к эффективному, умелому, экономичному освоению мира.

Многие виды деятельности человек предпринимает для того, чтобы быть умелым и компетентным. Как этого достичь? Через обучение. Более высокий уровень стремления к эффективному освоению мира - стремление к созиданию, совершенствованию. Делает человек это не только для улучшения качества, но и из-за чувства удовлетворения от хорошо сделанной вещи. Внутреннее неприятие несовершенства мира побуждает человека к творчеству. Здесь награда - удовольствие от их совершенства, уважение к себе как к деятелю, способному создать нечто новое.

Стремление к самодетерминации - изнутри идущей активности, которая отвечает полноценному развитию человеческой личности. Личность стремиться быть источником своей деятельности.

Самореализация, самоактуализация, самоосуществление. Человек способный свободно реализовывать свою сущность, испытывая при этом высочайшее чувство удовлетворения и счастья, является самореализующейся личностью, то есть психически здоровой, зрелой, осуществляющей свой рост личностью. Здесь проявляется и чувство компетентности, эффективности и самодетерминации.


Учебная ситуация и проблемы мотивации учения мотивация учебный потенциал поведение

Деятельность достижения универсальна, поэтому актуально изучение ее мотивации. Учебная ситуация- это ситуация достижения, и механизмы мотивации в ней те же.

Учебная ситуация- единица анализа проблем мотивации учения. Учение человека всегда идет в контексте конкретных учебных ситуаций. Содержание учебной ситуации следующее: предмет освоения, субъект учения, учебная деятельность, учитель.

Предмет освоения - это система знаний о том или ином аспекте действительности, орудие и система действий по его использованию, система умственных действий и операций, которые подлежат освоению в процессе обучения.

Субъект учения это ученик, который:

находится в состоянии направленности на освоение предмета;

обладает определенными предпосылками для этого освоения (это сформированные ранее психологические системы регуляции деятельности, в том числе и сформированные мотивационные механизмы, существующие задатки и способности, психофизиологическую, психическую и социальную зрелость для овладения той или иной деятельностью).

Учебная деятельность - то средство, благодаря которому ученик распределяет идеальное содержание, заложенное в предмете освоения. Учебную деятельность можно определить как специально организованную активность субъекта учения, направленную на распределение и усвоение содержания предмета освоения. Отличительной чертой учебной деятельности, в отличие от освоенной, является:

а) ожидаемый продукт состоит в изменении не материального предмета, а самого человека, он приобретает новые знания, качества;

б) ученик не в состоянии самостоятельно регулировать свою деятельность, так как у него еще не сформированы соответствующие структуры.

Следовательно, необходим учитель.

Учитель осуществляет регуляцию деятельности ученика, пока тот не будет в состоянии делать это самостоятельно. Учитель организовывает деятельность ученика по освоению предмета. Функции учителя: мотивация ученика, планирование, контроль и коррекция его деятельности. Учебная ситуация и её компоненты. Субъект-объектные отношения: предмет освоения -учебная деятельность, субъект учения- группа учеников. Организация учебной деятельности -мотивация -планирование -контроль, оценка -коррекция, регуляция

Некоторые практические вопросы организации и мотивации учебной деятельности.

В ситуации учения взаимодействуют два фактора: деятельность учения и личность ученика. Деятельность учения - это процесс организации учения, предмет освоения и учитель. Личность ученика - это ребенок с его запросами, интересами, потребностями и целями, с которыми он вступает в процесс учения. Поэтому мотивация учения складывается из двух направлений работы:

1) "расконсервирование" мотивационного потенциала самого процесса учения,

2) раскрытие потенций личности.

Реализация гуманистического подхода к обучению - это такая организация его процесса, когда у личности раскрываются все ее потенции, включается внутренняя мотивация, самодетерминация, обеспечивающие полноценное ее развитие. Вопрос в том, с какой стороны - от деятельности и ее организации или от личности и формирования ее установок -строится процесс мотивирования. Стремление учиться заложено в природе человека Учение является деятельностью с ограниченным мотивационным потенциалом. Как биологическому существу освоение нового опыта необходимо человеку для выживания, как социальному- в качестве средства социализации и включения в социум, в психологическом плане- только через обучение человек повышает свою компетентность и адекватность, добиваясь роста самооценки, приобретая чувство хозяина над собой, окружающей средой и в конечном счете самоутверждает свою сущность. Учение по своей природе внутренне мотивированно и предполагает внутренний контроль, когда для человека сам факт приобретения чего-то нового в себе выступает как величайшая награда.

Это то, что касается мотивационного потенциала деятельности учения как таковой.

Личность имеет две ведущие мотивационные системы: внешней и внутренней мотивации.

Система внешней мотивации связана с инструментальной деятельностью и внешней системой контроля. При работе этой системы повышение сложности ситуации ведет к росту напряженности, которую организм стремится снять. Когда цель инструментальной деятельности достигнута, возникает состояние удовлетворения и релаксации.

Система внутренней мотивации - это система самодеятельности и внутреннего контроля, поиска напряжения и трудностей сопровождаемых интересом и воодушевлением. Отсутствие напряжения в этой системе приводит к скуке и апатии, чего человек всегда стремится избегать. У психически здорового и зрелого человека должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании последней. Система обучения должна быть таковой, чтобы полноценно реализовывать задачу развития двух ведущих систем личности.

Существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации, что приводит к ее атрофированию.

Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

1* Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

Эти два условна стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания 1 с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или не достижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле.

Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.

Урок следует организовать так чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Об организации таких уроков писал Амонашвили.

Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Хайнц Хекхаузен говорит о том, что важнейшую роль в формировании мотивации играют эталоны, с которыми человек сравнивает полученные результаты деятельности. Их роль выполняют личные стандарты достижений. Личные стандарты вырабатывает для себя сам ученик. Но такой же стандарт относительно достижений своих подопечных формирует и учитель. Он может быть ориентирован на усредненные общественно ориентированные абсолютные нормы (большинство сегодняшних учителей) или на индивидуально относительные нормы. Вторая модель работает так: учитель ставит перед каждым учеником индивидуальные задания, ориентированные на его возможности, цели. Ученик или выбирает эти цели, или ставит их перед собой самостоятельно, или вырабатывает их совместно с учителем в режиме сотрудничества. По этим индивидуальным нормам учитель и сам ученик оценивают полученные результаты. Так как эти нормы соответствуют возможностям ученика и нередко им самим и установлены, то итоги объясняются внутренне контролируемыми причинами (усилиями, старанием). Такой характер объяснений при наличии ответственности за выполняемое дело создает высокую мотивацию и интерес к учению. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба

Личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации. Многие стороны мотивации достижения связаны с субъективным представлением человека о целях деятельности и трудностях их достижения, о самом себе и своих способностях, об уровне своих результатов и возможных причинах их получения. Эти представления человека или "когнитивные оценки человека" относительно изменчивы и динамичны. Поэтому на них можно воздействовать, их можно изменять и как результат - корректировать процесс мотивации.

Программа мотивационного тренинга Хекхаузена построена на формировании у учеников "чувства причастности" к тому делу, которое они выполняют. Это чувство складывается из следующих компонентов:

-постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей;

-адекватная самооценка, знание своих сильных и слабых сторон;

-вера в эффективность собственной деятельности;

-получение обратной связи о достижении цели;

-переживание ответственности за свои действия и их последствия.

Программа Форверка акцентируется на изменении характера атрибуции при объяснении своих неудач.

Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой, завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)

Чтобы обучение было по-настоящему эффективным, у ученика должна возникнуть внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает учитель, а также желание активно действовать по их приобретению. Из-за высокого уровня мотивации у ученика формируется цель и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в самостоятельную' целенаправленную деятельность. Если на уроке ученик переживает свои успехи- это мощный фактор развития мотивации.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное, поэтому нами используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы - процессы, лежащие в основе интереса.

Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации: Апелляция к жизненному опыту детей

Создание проблемной ситуации

Ролевые и деловые игры

Решение нестандартных задач на смекалку и логику

Элементы занимательности

Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы и т.п. Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности

Ситуация удивления.

Ассоциации вместо правил

Презентации, творческие домашние задания

Накопительная система оценок, рефлексия

Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке.

Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока

Методическая ценность приемов: -активное включение в работу всех учащихся;

- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные); -обеспечивается системность знаний и умений; -обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких — либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся); -развитие "зоркости", формирование произвольного внимания;

Методы организации учебно-познавательной деятельности.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

-словесные, наглядные, практические;

-аналитические, синтетические, индуктивные, дедуктивные,

-репродуктивные, проблемно-поисковые;

-методы самостоятельной работы. Методы стимулирования и мотивации:

-методы стимулирования интереса к учению, игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных ситуаций; -методы стимулирования долга и ответственности.

Методы контроля и самоконтроля.

Методы самостоятельной познавательной деятельности.

Методы проведения урока.

Метод моральных дилемм и дискуссий заставляет учащихся сделать выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы - методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

*

Исследовательский метод - организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование - особый вид деятельности, в результате которого школьники «создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Кейс-метод - это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов).

Таким образом, формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ могут быть следующими:

различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);

учебные и социальные проекты;

уроки-экскурсии;

эвристические беседы;

деловые и ролевые игры;

практикумы;

различные викторины и другие конкурсные события;

творческие мастерские,

видео-уроки.

Виды, приемы, методики, техники.

Дидактические игры;

Действия по инструкции;

Выработка коллективных решений;

Доказательства и аргументация точек зрения;

Анализ ситуаций;

Решение конфликтных ситуаций;

Работа с иллюстративным материалом;

Практические работы;

Разработка проектов;

Создание текстов;

Тематические дискуссии;

Пресс-конференции;

Воспитание притчами.

Внедрение в педагогическую практику преподавания ОРКСЭ новых технологий

На сегодняшний день вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения стоит в центре внимания государства. Разработан новый образовательный Стандарт, в основе которого лежит системно­деятельностный подход, предполагающий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения. Начало формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению многочисленных ресурсов ИКТ и является частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Сегодняшний • ученик в начальной школе на всех предметах получает возможность работать на уроках в обучающих программных средах, с предметными тренажерами, общаться на страницах интернета на обучающих сайтах не только с одноклассниками, но и с детьми из других городов и стран. Задача учителя ОРКСЭ организовать деятельность класса так, чтобы эта интерактивная коммуникация послужила не разбрасыванию интересов и поверхностному общению, а научила видеть за всем этим определённую цель и желание довести всё до задуманного результата.

Этому способствует чётко организованная проектная деятельность в рамках курса ОРКСЭ. Этот курс дает благодатную почву для внедрения проектов нравственной направленности. В рамках проекта ученик получает возможность поставить учебную задачу, наметить этапы её выполнения, найти источники информации и наладить коммуникативное общение. Проект не ограничивается границей одного урока, чаще он представляет собой интегрированную деятельность и относится к нескольким взаимодополняющим занятиям. Большего результата можно достичь в случае, если курс ОРКСЭ ведёт классный руководитель, который имеет возможность видеть детей не только на этих уроках, но и на уроках литературы, окружающего мира, ИЗО и технологии.

Термин «инновация» (лат. innovatio) в переводе означает нововведение, новшество, модернизация. В научный обиход это понятие вошло в XIX в. и первоначально означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Применительно к педагогике об инновациях стали говорить на Западе примерно с 50-х годов прошедшего столетия. В отечественном образовании понятие инновация активно применяется в последнее двадцатилетие. В педагогике это означает введение чего-то нового в содержание, цели и методы образования.

Сама по себе необходимость инноваций не вызывает никаких сомнений, так как жизнь не стоит на месте и темпы общественного развития все более и более ускоряются. Информационные технологии и политические процессы, происходящие в современном мире, приводят к усилению экономической и культурной интеграции. Общество подвергается постоянным изменениям, носящим глубинный характер. Естественно, что должна совершенствоваться и образовательная система, ведь образование является не просто обычной частью социальной жизни общества, а ее авангардом. Каков уровень образования и воспитания каждого члена общества, таков и уровень общественного сознания.

Представляется совершенно очевидным, что внедрение православного культурного компонента в современное отечественное образование является мощным инновационным импульсом. Эта мысль может показаться парадоксальной, однако она обусловлена спецификой российской истории минувшего XX в., когда десятилетиями дети росли в атеистической среде, не получая никакого представления ни о Церкви, ни о громадном и фундаментальном культурном наследии христианской цивилизации. Помимо явных пробелов в знаниях, это не самым лучшим образом отразилось и на воспитании подрастающего поколения. Человек, не получивший понятия о духовных основах жизни, не приобщившийся к ценностям христианской нравственности, к Евангельскому закону любви, может представлять опасность как для самого себя, так и для окружающих. Если Бога нет, то все позволено и тогда вступает в свои права модель поведения, при которой человек мнит себя вершителем судеб. Растущий интерес общества к Православию и православной культуре вызван, прежде всего, тем, что в последнее время общество стало проявлять беспокойство относительно своего будущего. Под воздействием множества негативных факторов возникло чувство самосохранения, появилось желание найти выход из затянувшегося туннеля бездуховности. В результате мучительного поиска правильного пути отчетливо сформировался общественный запрос на изучение православной культуры, что и позволило ей, преодолев значительные бюрократические препятствия, прийти в современную школу и стать важнейшей и необходимой инновацией в процессе образования и воспитания школьников.

Предлагаемые современной системой образования некоторые инновационные проекты рассчитаны на воспитание успешной личности. Духовно-нравственная сторона образования при формировании такой личности порой вовсе игнорируется. Это означает, что воспитывается человек, который дорожит исключительно самим собой и стремится делать только личную карьеру, попирая внутренний закон совести и удовлетворяя свои многочисленные гедонистические желания. Не следует думать, что слово «инновация» само по себе обладает неким сакральным смыслом. Необходимо научиться распознавать вредные для отечественного образования инновации, которые, превращая школу в полигон для обкатки не до конца проверенных педагогических установок и технологий, способны нанести существенный вред всему обществу. Любая ошибка, связанная с образованием, тем более опасна, так как является своеобразной миной замедленного действия. Встречающиеся у некоторых современных новаторов утверждения относительно того, что введение инноваций в процесс обучения должно опираться на вновь разработанные философские основы образования, соответствующие требованиям времени, не могут не вызвать недоуменный вопрос. Получается, что некоторые современные философы и педагоги, поступая «в духе времени», философией могут обосновать не только частные вопросы образования, но и все что угодно... Инновации, то есть новации без традиций, без связи с прошлым, способны привести к незапланированным и негативным изменениям в нашем образовании. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Основа любой инновации - это традиции, которые являются средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта и духовных ценностей. С их помощью формируется человек, его образ, передаются нормы поведения людей, требования к личности. Общество постепенно осознает необходимость возрождения духовных ценностей отечественной культуры, сохраняемых, прежде всего, в Православной Церкви.

Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль Православия в истории, признаётся его неоспоримое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Очевидным стало следующее: чтобы понять культуру, традиции и духовный смысл народных ценностей, необходимо изучать их религиозную основу. Вот почему в последнее время всё более актуальным становится вопрос изучения основ православной культуры в школе. А поскольку данный предмет является культурологическим, а не вероучительным, то предполагает его изучение детьми других конфессий. Следовательно, преподавание должно вестись на таком уровне, чтобы данная дисциплина была не только понятной, но и интересной как детям, крещённым в Православии, так и в иных религиях, а также давало возможность проследить точки соприкосновения различных религий, проповедуемых ими моральных ценностей, что, бесспорно, будет способствовать воспитанию толерантности у детей. Достичь поставленных целей помогает применение информационно-коммуникационных технологий. Обучение в основном носит наглядный характер.

Во-первых, это вызвано особенностями восприятия детей начальной школы, а во-вторых, необходимостью иллюстрирования большей части изучаемых понятий, так как большинству детей' не понятен их смысл (устройство храма, названия церковной утвари, виды икон и т> д.). Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия не только из одной точки мира в другую (сравнить храмы, церковное искусство Греции, Византии, Руси и др.), но и путешествовать во времени (сравнивать церковное искусство различных эпох). Применение цвета, звука, видеотехники, графики позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности, способствует созданию зрительного образа, а значит, повысить степень усвоения изучаемого материала. Мультимедийные технологии также предоставляют возможность прослушивания церковных песнопений различных распевов, звона колоколов, таким образом, обеспечивая интеграцию с уроком музыки. А возможность демонстрации видеороликов позволяет учащимся совершить виртуальную экскурсию в храм на любом уроке, тогда как реальная экскурсия возможна не всегда. Посредством применения информационно-коммуникационных ресурсов решается и вопрос осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении: ребёнок с ослабленной памятью или замедленным темпом усвоения получает возможность вернуться к тому моменту видеоролика, который он недостаточно хорошо усвоил или запомнил. Большую популярность у детей имеют уроки с применением интерактивной доски и использованием средств SMART Board, Это поистине уникальное средство активизации взаимодействия учителя с классом. Благодаря объединению проекционных технологий с сенсорным устройством, она позволяет не только отображать объекты, но и управлять процессом презентации: электронным маркером вносить поправки, коррективы и комментарии поверх видеоклипов или заранее созданной презентации, осуществлять движение объектов (например, выстроить иерархическую лестницу, установить последовательность изученных событий и т. д.). Широкий спектр цветов на интерактивной доске, позволяет преподавателю акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых блоках информации, осуществлять анализ и синтез информации, чем обеспечивается высокий уровень усвоения материала. Эффективным способом проверки знаний является компьютерное тестирование, при котором ребенок выбирает такой темп работы, который ему удобен, а то, что результат выполнения работы оценивает компьютер, способствует снижению уровня тревожности у ребёнка Неоспоримым аргументом в пользу применения информационно-коммуникационных технологий на уроках ОРКСЭ является и то, что учащиеся сами становятся активными участниками образовательного процесса: ребята с интересом готовят проекты, презентации по выбранным темам, используя интернет - ресурсы, материалы электронных справочников. В результате изученный материал лучше усваивается и запоминается, чт© без сомнения способствует увеличению эффективности обучения. Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что применение ИКТ помогает учителю разнообразить формы обучения и способствует решению следующих образовательных задач:

повышать учебную мотивацию;

развивать ключевые компетентности обучающихся (познавательные, коммуникативные, информационные);

концентрировать внимание на основных моментах урока;

обеспечивать наглядность;

повышать эффективность обучения учащихся;

-осуществлять личностно-ориентированный и деятельностный подход;

-рационально использовать время урока.

Информационные технологии в начальной школе всё больше занимают ведущее место. Построение курса ОРКСЭ способствует использование ИКТ- технологий как на уроках, так и во внеурочное время. Владение и использование информационных технологий ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ - технологиями на всех предметах, но и учить применять их в свой деятельности, закладывая тем самым навыки формирования у них грамотного и целенаправленного использования новейших достижений современной техники. Самое главное - заинтересованность учащихся начальных классов в использовании доступной им информации, умение её нахождения в книгах, справочниках, понятных для детей серверах.

Самое главное преимущество использования ИКТ на уроках ОРКСЭ - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. Использование ИКТ на уроках Основ православной культуры многократно повышает интерес учащихся изучаемым темам. Презентация на уроках делает рассказ учителя более увлекательным и наглядным. Интересны творческие работы различного характера с использованием презентаций, помогающие ребятам справиться с предложенным заданием.

Например, на уроке по теме «Светлый праздник Пасхи» я сначала знакомлю с историей этого великого праздника. (Показываю слайды из презентаций5, звучит фонограмма с записью колокольного звона.) Затем следует работа с иллюстративным материалом, затем показываю слайды - первая пища после Великого поста - куличи, пасхи, яйца. Всем классом идет работа по составлению кластера. Далее следует дополнения по презентации. Выполняем задания электронного приложения к учебному пособию А.В. Кураева, урок 8. «Пасха». У учащихся формируется навыки нахождения и отбора нужной информации. Работа выполнялась в паре. У детей формируется необходимые знания и познавательные приемы. Учащиеся работали с познавательными текстами, рисунками. Компьютер позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащихся.

Уроки по ОРКСЭ должны быть яркими, т.к. наглядно-образное мышление характерно для младших школьников. Решить эту задачу возможно только средствами искусства Именно искусство помогает воспитать у ребенка эмоциональную восприимчивость, тонкость чувств, как необходимых для ощущения гармонии человека, природы и мира Поэтому на уроках широко использую наглядные материалы: книги и картины, иконы, слайды, видео, аудио записи, фотографии.

В результате - учащиеся научились шире использовать возможности ИКТ для получения знаний и навыков в образовательном процессе, учащиеся вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность, стремление к познанию и творчеству. Возрос интерес к истории православных праздников, с интересом и уважением знакомятся со всеми религиозными культурами. Как видно, преимущества уроков с применением ИКТ неоспоримы. Однако не стоит забывать, что, согласно гигиеническим требованиям, продолжительность использования компьютера на уроке не должно превышать 20 минут. Нарушение временного режима работы с такими средствами могут вызвать утомляемость, снижение остроты зрения. Также следует помнить, что увлечение интерактивными средствами обучения не может заменить «живое» общение и возможности реально созерцать красоту храма, предметов церковного искусства, и этот фактор учителю обязательно необходимо учитывать при планировании урока.


На практике мы убедилась, что перечисленные приёмы и методы обучения способствуют формированию компонента мотивационной сферы учения - эмоций и интереса.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий. И какими бы знаниями мы ни обладали, какими методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то - предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации». Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Мотивация - один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

В заключение хотелось бы повторить такие слова «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым уроком к ученикам...»


Список использованной литературы

Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.

Васильев В.В., Анохина Г.М. Современные педагогические технологии. - Воронеж: ВОИПКРО,2009. - 53с.

Возрождение отечественных традиций духовно-нравственного воспитания (из опыта работы, экспериментальной площадки): Воспитательная система. -Воронеж, 2006 - 120 с. *

4.Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технология и методы: учеб.- метод, пособие / под ред. В.И. Слободчикова. - М: Планета, 2010. - 280 с.

Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988.

Поль Фресс, Жан Пиаже "Экспериментальная психология". Москва "Прогресс" 1975.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 2008. -256 с.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М , 1986.

Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация"

Чирков В.И. Мотивация, учебной деятельности. - Ярославль,

1991



Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 06.04.24 в 08:58 1Ответить Пожаловаться
Текст статьи (буквы) в сером цвете? Это какой-то методический приём???
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.