Конспект внеклассного мероприятия «Моя Родина» (4 класс)

6
0
Материал опубликован 2 January 2021

Конспект внеклассного мероприятия «Моя Родина»


Цель мероприятия: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств младших школьников.


Задачи:

Проверить уровень усвоения программного и дополнительного учебного материала об историческом прошлом и настоящем своей страны и родного края как части великого государства – России;

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, малую Родину;

Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении исторического, краеведческого и культурного наследия своей страны, своего города;

Способствовать формированию патриотизма, чувства гордости за свою Родину, осознания своей принадлежности к России, стремления приумножать природное и культурно-историческое наследие своей страны;

Развивать творческое воображение и фантазию детей, культуру речи, культуру дискуссии, умения анализировать и делать выводы;

Развивать способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, признавая различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Оборудование:

компьютер, мультипроектор, экран.


Форма проведения: устный журнал


Основные этапы и виды деятельности


Организационный момент

Цель: эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)


Учащиеся делятся на 4 группы.

- Наше внеклассное занятия я хотела бы начать с легенды.

Давным-давно в одной небольшой деревушке жил очень бедный учитель. Дети его любили. Учитель давал им хорошие знания. И не было в то время на свете учителей равных ему таланту. Все его ученики, окончив школу, уезжали из деревни и становились великими людьми. Однажды Бог взглянул на землю и удивился: откуда там за 50 лет появилось так много знающих людей? И Бог спросил, кто же научил их всему тому, что они умеют. Великие люди вспомнили о своем старом учителе. Бог в награду за его мудрость, терпение и труд исполнил его заветную мечту – путешествовать по земле. Для чего и подарил волшебный глобус. Дотронувшись до глобуса, можно попасть в любую точку земли. Сегодня, ребята, я предлагаю вам с помощью волшебного глобуса совершить путешествие.

- Куда? Узнаете, когда соберете слово.

Командам предлагается собрать слова «родина» и «Родина».


Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

Цель: Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами


- Сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам нашей России. Каждая группы заранее готовила материал своей страницы. И вы убедились в том, насколько каждая из них интересна и многогранна.

- Вы готовы к путешествию?

- Обратите внимание, что слово «РОДИНА» записано в группах по-разному. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)

- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем городе, о том месте где мы родились и живём.)

- Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают). Самое прекрасное на свете – Родина. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом.

У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

- Продолжите начало фразы и запишите его на лучике солнышка:

«Родина – это…» или «Я люблю Родину, потому что…»

Открытие нового знания

Планируемые результаты: 1.Участие обучающихся в коллективной дискуссии. Выдвижение ими гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения.

2. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

3. Формирование у обучающихся умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.


Страница 1 «Я – гражданин России»

Игра « Аукцион знаний»

Вопросы для 1 группы

А как называется наша Родина?

Как называются люди, живущие в нашей стране?

Что такое Конституция?

Какой город является столицей России?


Вопросы для 2 группы

Какие символы государства вы знаете?

Имя воина, изображённого на гербе России.

Как называют воина, который сражается на коне.

Главный символ (эмблема) любого государства.


Вопросы для 3 группы

Какого цвета щит на гербе России?

Золотой шар с крестом наверху.

Птица, изображённая на Российском гербе.

Жезл – символ власти – это…


Вопросы для 4 группы

Сколько голов у орла на гербе России?

Как иначе называется флаг?

Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России?

Торжественная песня – символ государства.


Страница 2 «Россия – Родина моя»

Эпиграф: Край ты мой таинственный, самый дорогой.


- Откуда произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли ответ этот ответ в словарях и книгах.

Отвечают обучающиеся 1 группы: (примерные варианты ответов)

Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-нибудь древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.

В.И.Даль: «Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку, вере, принадлежит… Матушка Россия – земля, отечество многих народов, разных по языку и вере…»

К.Д.Ушинский: «Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…»

- Россия – это наша большая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина начинается на пороге вашего дома. Это тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

В большой стране у каждого человека есть маленький уголок, где он родился. Это его малая родина, Из множества таких маленьких уголков состоит наша великая Родина. В народе говорят: все начинается с малого. И родина тоже начинается с того места, где человек родился, где он живет, работает, учится, где живут его родные и близкие.

- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. 

Конкурс «Родня»

- Подберите родственные слова к слову родина, объясните их значение. (Варианты ответов: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.

- Откуда появилось такое название – Россия?


Отвечают обучающиеся 2 группы (примерные варианты ответов)

Русь. Русские. Россия. Россияне. Русских называют еще россами, а страну, где они живут, - Россией. В стародавние времена ее называли Русью. Русь - короткое – в один слог всего – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. У слова «Русь» много значений. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский человек, живущий у воды. Есть у слова «Русь» еще одно значение. Русью светлое место зовется. Где солнышко. Это страна света, солнца, добрых людей. Да все светлое так называют: русый парень, русая девушка; русая рожь – спелая. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя.

Принято считать датой возникновения Древнерусского государства 882 год, когда два крупнейших города – Новгород и Киев оказались под властью одной княжеской династии. А столицей России уже более 850 лет является город… Москва. В одной старинной летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы-реки и за Неглинкою, и возлюбил сёла оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал реки тоя – Москва – град!».

1-й чтец:

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

2-й чтец:

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах…

Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида. Посмотрите на карту Российской Федерации. Россия – необъятная страна. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс.км. А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.


- О чем говориться в этом стихотворении?

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит, как скала!

Пусть высится гордо и смело…

Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на зависть и страх! (о символах государства)

Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. Это достояние досталось нам от наших предков. Сегодня мы знаем многое из истории герба и флага России, но каждому времени принадлежат свои толкования. Знать то, каким образом наши предки воспринимали тот или иной символ, важно не только для историков. Знание этого не только обогащают нас, но и способствуют сознательному отношению к государственным символам России.

- Назовите основные символы государства.

(На экран выводятся изображения герба и флага Российской Федерации)


Отвечают обучающиеся 3 группы: (примерные варианты ответов)

Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – герб, флаг и гимн. Обойтись без них невозможно: герб и флаг являются обязательными атрибутами государственных учреждений, военных форм, морских кораблей, воздушных лайнеров, космических кораблей. Гербовой печатью скрепляются все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие – будь то международный форум, спортивное состязание или военный парад.

У нас очень красивый герб. Его можно разглядывать, можно им любоваться как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. На нём изображён золотой двуглавый орёл на фоне щита красного цвета. Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развивается синий плащ в правой руке него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.

Наши земляки П.М.Беркс и Г.В.Ражнёв в своём учебном пособии «Герб России: развитие символики» показывают результаты исследований об эволюции герба России, его элементов на протяжении всей многовековой истории. Автор книги Геннадий Владимирович Ражнёв является автором герба нашего города Смоленска и Смоленской области.

Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

- Что вы знаете о цветах нашего флага?

(Есть разные версии. По одной из них, это единство моря, земли и неба. По другой – вверху расположен божественный мир, воплощённый в белом небесном цвете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет. Есть и такая версия: белый символизирует веру, чистоту, синий – благородство, верность, а красный – героизм, отвагу, смелость.)

- Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага, я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Из стихотворных отрывков определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.


Снежинки так прекрасны и легки,
как совершенны у ромашки лепестки,
как на доске строка написанная мелом,
мы говорим сейчас о цвете:…….(белом)

Спокойны и чисты рек русских воды
прозрачны и светлы как вечер зимний
и благородны и просторны неба своды
художник их раскрасил в : …….(синий)

Россия много войн пережила
и наши деды умирали не напрасно
и верность Родине их к славе привела
под знаменем победы ярко …..(красным)


В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал А.В.Александров.

(Учащимся предлагается прослушать или исполнить гимна Российской Федерации)

- Подумайте, как оценивается в гимне наша страна?

- Чем она славна? Подтвердите свой ответ словами из гимна.

- Почему мысль об Отечестве в гимне связана с мудростью предков?

- О каком союзе говорится в тексте гимна?


Страница 3 «Маленькая родина! Маленький мой край!

Край весёлый, солнечный, словно светлый рай.»

Эпиграф: Мы все гордимся городом своим
И знаем, без Смоленска нет России.


- О каком городе говорится в стихотворении?

Средь многих городов России
Есть город-ключ у Западных ворот
И охраняя жителей Отчизны
Он первым на себя удар берет.

Берет начало здесь великая река.
По той реке варяги плыли в греки,
А ныне здесь раскинув рукава
И вширь и ввысь растет наш город древний.

Великий город, город наш – герой,
Расти и дальше прославляй Отчизну! (Смоленск)

Смоленская поэтесса Н. Яночкина о нашем городе написала так:

За синими озерами,

Просторами сосновыми,

За чащами еловыми

Да белыми берёзами

Лежит земля Смоленская,

Печаль моя славянская,

Краса и слава русская,

Родимая земля…

- Каким чувством проникнуто стихотворение?

- В чем это выражается? Докажите своё мнение, используя символы города (Приложение 1)


Отвечают обучающиеся 4 группы (примерные варианты ответов)

История Смоленской земли насчитывает более тысячи лет и неразрывно связана с историей нашей страны.

Для России город – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем.

Наш город называют бриллиантовой столицей России, ключом-городом, городом-героем, раскинувшимся на 7 холмах. Когда говорят о Смоленске, говорят об истории всей России, поскольку именно здесь часто скрещивались судьбы и пути нашего Отечества. Смоленск является одним из древнейших городов Руси. Он ровесник Новгорода и Киева, старше Москвы. История Смоленска началась в 863 году, когда этот город был воздвигнут на пути "из варяг в греки". Она напоминает о себе то древним храмом, то оборонительным земляным валом, то крепостной башней. Эти памятники и сооружения стали свидетелями возникновения и развития Смоленска, а вместе с ним и всей России. Этот город возник в верховьях Днепра как центр племени славян-кривичей.


С 882 года Смоленск вошел в состав Киевского княжества. Он участвовал в торговых делах и военных походах Древнерусского государства.

В 1609 году Смоленск осадили поляки. В течение двух лет смоляне во главе с воеводой Шеиным отражали натиск вражеских войск. Город горел много раз, в нем свирепствовал голод.

В историю Отечественной войны 1812 года Смоленск вписал новые золотые страницы мужества и героизма. В начале августа 1812 года главные силы французов подошли к Смоленску. У стен города развернулись жестокие бои. Враг жестоко громил Смоленск много раз, превращая его в пепел, но народ вновь и вновь восстанавливал его.

Самые тяжелые испытания выпали на долю Смоленска в годы Великой Отечественной войны. На дальних и ближних подступах к древнему городу, на его улицах и площадях два месяца гремела самая крупная битва начального периода войны - Смоленское сражение, разрушившее гитлеровские планы "блицкрига".

Смоленск, пройдя через все выпавшие на его долю суровые испытания, сохранил неповторимый облик. Крепостные стены и древние храмы, скромные обелиски и величественные монументы - словно вехи в его судьбе, тесно связанной с судьбой нашей страны. Смоленск, пережив огни пожарищ, нашествия неприятеля, разрушения, обрел славу стража рубежей государства Российского, стал символом русского патриотизма и стойкости. Его не зря называют ключ-город.
Смоленщина связана с жизнью многих известных деятелей культуры, литературы, искусства, науки, военного дела, которые прославили нашу страну на весь мир. Кто-то из них здесь родился, кого-то связывает со Смоленском определенный этап жизни. Не являясь уроженцами Смоленской земли, они, тем не менее, служили ради ее блага. (Приложение 2)

Страница 4 «Мы разные, но Родина у нас одна»

Каждая группа представляет рассказ о знаменитом человеке, прославившим нашу страну.

Я хочу, чтоб мой город и впредь процветал,

Становился богаче и краше,

И, как страж неусыпно всегда охранял

Мир и счастье в Отечестве нашем!


Страница 5 «Россией зовётся общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём…
»

-Закрыть последнюю страницу нашего журнала нам помогут пословицы о Родине разных народов, живущих в нашей стране. Все эти народы говорят на разных языках, живут в тысячах километров друг от друга, в разном климате, в разных природных условиях. Но все они одинаково любят нашу общую Родину – Россию.

(На экран выводятся слайды с пословицами, дети их читают, обсуждают, находят на карте регионы, где живут народы, создавшие эти пословицы).

Русские пословицы:

Своя земля и в горсти мила.

Чужбина – калина, родина – малина.

Татарская пословица:

Без глаза проживёшь, а без родины – нет.

Бурятская пословица:

От родины веет теплом, а от чужбины – холодом.

Адыгейская пословица:

В своей норке и мышь храбра.

Осетинская пословица:

У чужой еды и вкус чужой.


- В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Самое ценное, что есть в России – это её люди. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской Федерации. А количество наций и национальностей не сосчитать. Даже в нашем классе есть ребята разных национальностей.

- Разве можно народам нашей родины воевать, враждовать с другими? (Нет) Все должны жить в мире, согласии и решать все споры мирным путем. Все народы равны.

-Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, который долго работал в нашем городе сказал: «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься».

Россией зовётся общий наш дом,
пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
и только в единстве сила России.


4. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Цель: Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему


Учитель зажигает свечу – символ тепла, света, родного очага, малой родины и предлагает детям, гостям передавая, ее друг другу ответить на вопросы:

- Родина, подобна огромному дереву  на котором  не сосчитать листьев. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Продолжите одно из предложений:


Я благодарен своей Родине за ...

Я хотел бы ...

Когда я вырасту, я хочу…

Я не хочу, чтобы моя Родина …

- Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Берегите Россию -

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию –

Без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть!



Приложение1

Символы города Смоленска

Гимн города Смоленска

Слова: Алексея Бодренкова

Музыка: Ивана Трушкина


Когда еще не было русской державы,
Дымились костры на заре.
И прежде чем встали московские главы,
Смоленск возвели на Днепре.


Не раз и не два заслонял он собою
Просторы великой страны.
И прежде чем быть Бородинскому бою,
Был бой у Смоленской стены.


От каждого камня здесь мужеством веет
Дней наших и дней старины.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у Смоленской стены.


Как первый солдат на границе России,
Наш город, смотрящий вперед.
И сила его - это Родины сила,
А силу ту множит народ.


Герб города Смоленка

t1609585847aa.pngОписание внешнего вида

В центральной части – французский щит серебряного цвета, где на зеленом холме стоит черная пушка с желтым лафетом. На ней расположилась птица Гамаюн с золотым оперением, имеющая ноги.

Щит размещен поверх звезды желтого цвета, это пятиконечная звезда города-героя. Щит увенчан шапкой Мономаха. Наличие шапки Мономаха объясняется тем, что город в свое время был столицей княжества.

По обе стороны от щита – ярко-красные знамена с монограммой «А» (Александр I), цепью ордена св. Андрея Первозванного, императорской короной. Знамена объединены Георгиевской лентой. Знамена около щита появились благодаря Александру II, который отметил таким образом заслуги смолян перед Отечеством в войне с французами во время правления его отца, Александра I.

Под щитом – две ленты советских орденов – Отечественной войны I степени и Ленина. Они переплетены вместе с Георгиевской лентой и длинной лентой со словами-девизом «Восславлен крепостью». В качестве девиза использованы слова М.И. Кутузова, обращенные в 1812 г. к смолянам. Эта фраза усиливает значение основной символики герба и выделяет основную отличительную особенность города-крепости Смоленска, издавна охраняющего границы Российского государства.

Пушка. Она изображена здесь как символ защиты, силы. Она подчеркивает значимость города, защитника земли Русской, выдвигая на первый план оборонительное значение г. Смоленска.

Птица Гамаюн (она же – Райская птица) означает на гербе города Смоленска счастье, благополучие, мир, обновление. Также она олицетворяет защиту и покровительство, царственность и благородство, процветание и победу. Некоторые исследователи высказывают такую гипотезу: чуткая птица сидит на смоленской пушке, предсказывая и предупреждая о нападении на город врагов-захватчиков.

Флаг

В прямоугольном полотнище красного цвета, помещена пушка с птицей Гамаюн. Под крыжем положены три золотые (желтые) вертикальные полосы. Полотнище флага может быть обрамлено золотой (желтой) бахромой.

t1609585847ab.jpg

Приложение 2 Знаменитые уроженцы Смоленской области

Государственные деятели, военачальники, Герои Советского Союза

Гришин Сергей Владимирович (18.03.1917 – 25.06.1994) – Герой Советского Союза, командир танкового взвода, командир особого партизанского соединения «Тринадцать», в советское время кандидат военных наук. Родился г. в деревне Фомино Дорогобужского района. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны I степени, «Красной звезды» и др. Почётный гражданин городов Дорогобужа, Быхова, Славгорода, Чаусы.

Его́ров Михаи́л Алексе́евич (5.05.1923 – 20.06.1975) – Герой Советского Союза, сержант Красной Армии, вместе с младшим сержантом М. В. Кантария под руководством младшего лейтенанта А. П. Береста водрузивший Знамя Победы на крыше немецкого Рейхстага рано утром 1 мая 1945 года. Родился в крестьянской семье в деревне Ермошенки Руднянского района Смоленской области.

Лосик Олег Александрович (4.12.1915 – 20.08.2012) – советский военачальник, маршал бронетанковых войск (1975 г.), Герой Советского Союза. Родился в г. Ярцево Смоленской области. Почётный гражданин Минска, Ельни, Ярцево, почётный солдат одной из воинских частей.

Нахимов Павел Степанович (23.06.1802 – 30.06.1855, Севастополь), русский флотоводец, адмирал. В период Крымской войны 1853-1856 гг. одержал победу в Синопском сражении 18.ХI. 1853 г., возглавил героическую оборону Севастопольского сражения. Родился в сельце Городок Спас-Волженской волости Вяземского уезда Смоленской губернии.

t1609585847ac.jpg

Потемкин Григорий Алексеевич (13(24).09.1739 – 5(16).10.1791, близ Ясс) – светлейший князь Таврический, российский государственный деятель, генерал-фельдмаршал (1784), фаворит и ближайший помощник императрицы Екатерины II Алексеевны. Родился село Чижево, Духовщинского уезда, ныне Смоленская область. Руководил освоением Северного Причерноморья и строительством Черноморского флота. Главнокомандующий российской армией в русско-турецкой войне 1787-1791 годов.

Руссиянов Иван Никитич – (11.09.1900 – 21.03.1984, Москва). Советский военачальник, генерал-лейтенант (1943), Герой Советского Союза (1978). Родился в деревне Шуплы Смоленского района Смоленской области.

Историки

Мурзаке́вич Ники́фор Адриа́нович (02.06.1769 года, Смоленск — 8.03.1834 года, Смоленск) – первый историк Смоленска, священнослужитель, автор «Истории губернского города Смоленска» (1803), участник Отечественной войны 1812 г.

Орловский Иван Иванович (29.07.1869 г. – 17.06.1909) – историк, краевед. Родился в с. Даниловичи Ельнинского уезда (ныне Рославльского района). Сотрудничал во многих всероссийских и местных газетах и журналах. Опубликовал свыше 20 книг и брошюр, писал рассказы и стихи. Наиболее значительные работы: «Смоленск в истории дома Романовых», «Смоленская крепостная стена», «Смоленский поход царя Алексея Михайловича  в 1654 г.».

Декабристы

Кахо́вский Пётр Григо́рьевич (?.1797, Смоленская губерния – 13.07.1826) – русский дворянин, один из активнейших участников восстания 14 декабря 1825 г.. Член Северного тайного общества. Возможное место рождения – Родился в с. Преображенское Смоленского уезда Смоленской губернии. Точное место захоронения неизвестно.

Якушкин Иван Дмитриевич (29.12 1793 – 11.08.1857, Москва) – декабрист из рода Якушкиных, автор биографических записок. Родился в с. Жуково Вяземского уезда Смоленской губернии. Принимал участие в Бородинской битве, награждён Георгиевским крестом. Был одним из основателей тайного общества «Союза спасения».

Учёные

Докуча́ев Васи́лий Васи́льевич (01.03.1846 – 08.11.1903, Петербург) – известный геолог и почвовед, основатель русской школы почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как об особом природном теле, открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв. Родился в деревне Милюково, Сычевского уезда Смоленской губернии (ныне Новодугинский район Смоленской области).

Петров Борис Николаевич (11.03.1913 – 23.08.1980, Москва) – выдающийся учёный и организатор науки. Основные научные труды посвящены теории и практике автоматического управления промышленными объектами. Б. Н. Петровым написано около 200 публицистических и научно-популярных статей по крупным научным проблемам, связанным с развитием автоматики, вычислительной техники, автоматизации эксперимента, программного управления космическими исследованиями. Родился в г. Смоленске.

Энгельгардт Александр Николаевич (02.08.1832 – 02.02.1893, Батищево, Смоленской губернии) – русский химик, агроном-практик и русский писатель-публицист. Родился в селе Климове Духовщинского уезда Смоленской губернии. С января 1871 г. был сослан в своё имение Батищево, где прожил 22 года и организовал образцовое хозяйство.

Меценаты

Тенишева Мария Клавдиевна (20.05.1858, – 01.04.1928, Париж) – выдающаяся деятельница русской и европейской культуры, коллекционер, меценат, художник, педагог, исследователь древних эмалей и инкрустаций, создатель художественного имения Талашкина близ Смоленска. Родилась в Петербурге. Создала музей «Русской старины», культурный центр в Талашкино, музей «Теремок».

t1609585847ad.jpg

Лётчики, конструкторы, первые авиаторы, космонавты

Алехнович Глеб Васильевич (30.10.1886 – 17.11.1918) – пионер русской авиации. Родился в г. Смоленске. Был командиром воздушного корабля «Илья Муромец». Погиб в авиационной катастрофе, похоронен в Петрограде на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Гагарин Юрий Алексеевич (09.03.1934 – 27.03.1968) – первый лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Родился в с. Клушино Гжатского района Смоленской области.

t1609585847ae.jpg

Ефи́мов Михаи́л Ники́форович (13.11.1881 – 11.08.1919, Одесса) – первый русский авиатор, известный спортсмен начала XX века. Родился в д. Дуброва Владимирской волости Смоленского уезда Смоленской губернии.

Колдуно́в Алекса́ндр Ива́нович (20.09.1923–07.06.1992, Москва) – советский военный и государственный деятель, Главный маршал авиации СССР, дважды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны – один из лучших советских асов-истребителей. Самый результативный ас из числа воевавших на истребителях «Як». Родился в деревне Мощиново, Монастырщинского района Смоленской области.

Лавочкин Семён Алексеевич (Симон Алтерович Айзикович) (29.08.1900, Смоленск – 09.06.1960, полигон Сары-Шаган Карагандинская область Казахской ССР) – советский авиационный конструктор. Родился в Смоленске. Член-корреспондент Академии наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы, четырежды лауреат Сталинской премии, дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956).

Лавриненков Владимир Дмитриевич (17.05.1919 — 14.01.1988) — советский ас-истребитель. Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации (1971). Родился в деревне Птахино Смоленского уезда, Смоленской губернии.

Композиторы

Глинка Михаил Иванович (20.05.1804–3.02.1857, Берлин) – композитор, основатель русской классической музыки. Родился в с. Новоспасское Ельнинского уезда Смоленской губернии. Умер и похоронен был в Берлине, но в мае 1857 г. его прах перевезли в Петербург и захоронили в Александро-Невской лавре. Всемирно известные оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», симфоническое произведение «Комаринская» и другие.

t1609585847af.jpg

Писатели, поэты, драматурги

Азимов Айзек (2.01.1920, Петровичи Смоленской губернии – 6.04.1992, Нью-Йорк, США). Родился Айзек Азимов 2 января 1920 года в местечке Петровичи Смоленской губернии. В 1923 году был перевезён вместе с младшей сестрой родителями в США. Поселились первоначально в Бруклине, позднее в Нью-Йорке, где Азимов прожил до конца жизни. Умер 6 апреля 1992 года. Айзек Азимов плодовито проявил себя в самых разных сферах, исследуемых научной фантастикой, достиг непревзойдённого мастерства в этом жанре. Его произведения воспринимались не просто как развлекательное чтение – они активизировали интеллектуальный потенциал читателей. В англоязычном литературном мире вместе с Робертом Хайнлайном и Артуром Кларком Айзек Азимов составляет Большую Тройку англо-американской научной фантастики.  Айзек Азимов – неоднократный лауреат многих национальных и международных премий. Но всемирную славу ему принесла научная фантастика. В 1986 году Ассоциация американских писателей-фантастов присудила А. Азимову титул «Гранд-Мастер».

t1609585847ag.jpg

Беляев Александр Романович (4.03.1884, Смоленск – 6.01.1942, г. Пушкин, Ленинградской области). Известный писатель-фантаст. Учился на юридическом факультете Демидовского юридического Ярославского лицея, существовавшего на правах университета, и одновременно в консерватории. Печататься начал еще в 1910 году. В 1925 году оставил службу и занялся исключительно литературной деятельностью.

Васильев Борис Львович (21.05.1924, Смоленск – 11.03.2013, Москва) – известный писатель, киносценарист. Самые известные его произведения: «А зори здесь тихие…», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война». С 1960 г. он – член Союза кинематографистов СССР. В 1975 г. ему была присуждена Государственная премия СССР. В 1994 г. Б. Васильеву присвоено звание «Почётный гражданин города-героя Смоленска». В 2003 г. Б. Васильев удостоен премии Союза кинематографистов «Ника» в номинации «За честь и достоинство».

t1609585847ah.jpg

Глинка Фёдор Николаевич (19.06.1786 – 23.02.1880, Тверь) – поэт, публицист, мемуарист, участник войны 1812 года, декабрист. Родился в селе Сутоки, Духовщинского уезда Смоленской губернии. Участник сражений при Аустерлице и Бородино и заграничных походов русской армии при разгроме Наполеона. Активный участник декабристского движения. Наиболее известное его произведение «Письма русского офицера».

Добровольский Владимир Николаевич (11.08.1856 – 11.05.192) – известный писатель-этнограф, лингвист, краевед и собиратель устной народной поэзии. Родился в сельце Красносветском Прудковской волости (Починковский район) Смоленского уезда Смоленской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Наиболее известные работы «Смоленский этнографический сборник» в 4-х томах, «Смоленский областной словарь» и другие.

Исако́вский Михаи́л Васи́льевич (7.01.1900–20.07.1973) – русский советский поэт. Лауреат двух Сталинских премий первой степени, Герой Социалистического труда (1970). Почётный гражданин г. Смоленска. Родился в деревне Глотовка (ныне Угранского района Смоленской области). Умер в г. Москве.

t1609585847ai.jpg

Рыленков Николай Иванович – (15.02.1909 – 23.06.1969, Смоленск) – поэт-лирик, прозаик, переводчик. Родился в деревне Алексеевке Рославльского уезда Смоленской губернии. Всю жизнь прожил в Смоленске. Окончил Смоленский педагогический институт. Был делегатом 1 съезда советских писателей (1934 г.) от смоленской делегации. Участвовал в Великой Отечественной войне. Многие годы был председателем писательской организации в Смоленске. Автор многих поэтических сборников, повестей. Почетный гражданин г. Смоленска.

t1609585847aj.jpg

Семенова Нина Артёмовна (19.02.1931 – 15.08.1996, Смоленск) – прозаик и драматург, член Союза писателей РФ. Родилась в деревне Ольше Смоленского района Смоленской области. Окончила Московский университет. Работала в деревне Мозальцево Смоленского района учительницей, затем корреспондентом Смоленского радиокомитета, редактором литературно-музыкальных передач смоленского радио. Возглавляла Смоленскую писательскую организацию.

Салынский Афанасий Дмитриевич (09.09.1920 – 26.08.1993, Москва) – драматург. Родился в Смоленске. В 1939 г. был принят литсотрудником редакции смоленской газеты «Большевистская молодёжь». Во время Великой Отечественной войны работал в редакции красноармейской газеты «За советскую отчизну». После войны жил на Урале, вступил в Союз писателей. Его пьесы ставили на сцене Свердловского театра. В 1954 г. переехал в Москву.

Соколов-Микитов Иван Сергеевич (29.05.1892 – 20.02.1975, Москва) – русский писатель. Родился в лесном урочище под Калугой. С 1895 г. проживал в селе Кислово Дорогобужского (ныне Угранского) района Смоленской области.. Закончил Смоленское Александровское реальное училище, Петербургские четырёхгодичные сельскохозяйственные курсы. Плавал матросом. Печататься начал в 1915 г. В 1922 г. возвращается в Россию, работает на Смоленщине. Широко известен как детский писатель.

Твардовский Александр Трифонович (21.06.1910 – 18.12.1971, Москва) – поэт, пятикратный лауреат Государственных премий. Родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области. Участник Великой Отечественной войны. До 1936 года жил и работал на Смоленщине, потом переехал жить в Москву. Наиболее известные поэмы «Василий Теркин», «Дом у дороги», «Страна Муравия», «За далью – даль», «По праву памяти», стихотворение «Я убит подо Ржевом» и другие.

                                                     Путешественники

Козлов Пётр Кузьмич (16.10.1863 – 26.11.1935, санаторий под Ленинградом) – выдающийся путешественник. Родился в г. Духовщина Смоленской губернии. Ученик, друг, соратник и один из первых биографов Н. М. Пржевальского. Действительный член АН УССР (1928), почётный член Русского географического общества.

Пржевальский Николай Михайлович – (1.04.1839–20.10.1888, Киргизия) – знаменитый российский путешественник-исследователь. Родился в деревне Кимборово бывшего Ельнинского уезда. Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию. В 1878 году был избран почётным членом Академии наук. Генерал-майор с 1886 года.

Архитекторы, скульпторы

Барановский Пётр Дмитриевич (15.02.1892 – 12.06.1984, Москва) – выдающийся реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР, посвятивший свою жизнь возрождению выдающихся памятников архитектуры России, в т. ч. Спасо-Троицкого Болдинского монастыря в Дорогобужском районе, церквей Петра и Павла, Иоанна Богослова в Смоленске и др. Родился в с. Шуйское Вяземского уезда Смоленской губернии.

Ке́рбель Лев Ефи́мович (25.10.1917–14.08.2003, Москва) – советский и российский скульптор. Народный художник СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР, почетный гражданин г. Смоленска. Родился в небольшом селе Семёновка Черниговской губернии Российской республики. После гражданской войны семья Кербелей обосновалась в Смоленске, где Л. Е. Кербель жил до отъезда на учебу в Ленинград в 1935 г.

Конёнков Серге́й Тимофе́евич (28.06.1874 – 1971) – русский советский художник, скульптор. Народный художник СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1964). Лауреат Ленинской (1957) и Сталинской премии третьей степени (1951). Почетный гражданин г. Смоленска. Родился в селе Караковичи (ныне Ельнинского района Смоленской области).

t1609585847ak.png

Конь Фёдор Савельевич (ок. 1540 – после 1606) – русский зодчий второй половины XVI века, выдающийся строитель крепостных сооружений: каменных стен и башен «Белого города» Москвы, мощных городских стен Смоленска.

Микешин Михаил Осипович (9.02.1835 года, –19.01.1896 года, Санкт-Петербург) – русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. Родился в деревне Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии.

Сергеев Альберт Георгиевич (30.04.1926 – 12.12.2003) – скульптор, народный художник РФ, профессор. Родился в д. Левинки Тёмкинского района Смоленской области. Автор памятников А.Твардовскому и его литературному герою Василию Теркину, М.Исаковскому, бюста М.Егорова и многих друзих. Почетный гражданин г. Смоленска

Художники

Яблонская Татьяна Ниловна (24.02.1917 – 17.06.2005, Киев) – народный художник УССР, СССР, действительный член Академии художеств СССР, трижды лауреат Государственных премий. Яблонская Татьяна Ниловна родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске в семье художника, графика и преподавателя словесности Н. А. Яблонского. Имеет многочисленные награды и звания.

Режиссёры, артисты

Касаткина Людмила Ивановна (15.05.1925 – 22.02.2012, Москва) – актриса театра и кино, народная артистка СССР. Работала в Центральном академическом театре Российской армии. Почётный гражданин г. Вязьмы. Родилась в д. Новое Село Вяземского района Смоленской области.

Никулин Юрий Владимирович (18.12.1921 – 21.08.1997, Москва) – знаменитый клоун, киноактёр, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, Герой России. Родился в г. Демидов Смоленской области. Участник Великой Отечественной войны. С 1950 г. работал артистом Московского государственного цирка, с 1982 г. – главный режиссёр, с 1984 г. – директор.

t1609585847al.jpg

Папанов Анатолий Дмитриевич (30.10.1922 – 10.08.1987) – актёр театра и кино. Родился в Вязьме. Участник Великой Отечественной войны. Работал в Московском театре сатиры почти 40 лет. Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. Имел награды и медали.

t1609585847am.jpg

Яншин Михаил Михайлович (2.11.1902–17.07.1976, Москва) – актёр театра и кино, театральный режиссёр, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского. Родился 2.11.1902 г. в г. Юхнове Юхновского уезда Смоленской губернии (ныне Калужская обл.). Имел награды и медали.

Используемая литература:

Беркс, Г.В.Ражнёв. Герб России: развитие символики. Учебное пособие. Смоленская городская типография, 2006.- 128 с.

Болотова С.А., Довгий Т.П., Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы.- Смоленск:Русич, 2004.

Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов. Сост. Т.В.Шепелева. – Волгоград: Учитель, 2009

Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. – М.: «ВАКО», 2009

Смоленская область. Энциклопедия. – Т.1.-Смоленск:СГПУ, 2001.-303с.

Смоленская область. Энциклопедия. – Т.2.-Смоленск:СГПУ, 2003.-624с.



20


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.