12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна3087
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 50 лет. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
9

Эссе: «Моя педагогическая концепция»

Учитель начальных классов МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Много лет назад я сделала свой выбор – стала учителем. И вот уже 38 лет со всей ответственностью несу это звание. Профессия эта для меня неслучайная. К ней я стремилась с детства. Школа – моя стихия! Можно сказать. Что я выросла в ней. Моим вдохновителем и наставником была моя мама – замечательный человек и учитель с 35-летним стажем работы. Любовь к детям, жажду знаний, веру в себя и преклонение перед школой как началом всех начал, я переняла у матери и все годы стремлюсь передать это своим воспитанникам.

В выборе своём я не сомневалась никогда и сейчас, почти четыре десятка лет прослужив школе, по-прежнему считаю, что выбранная мною профессия – одна из самых важных в таком многообразном мире человеческих дел. Но она не всем по плечу, ведь каждый день приходиться решать новые задачи в ежеминутно изменяющейся ситуации. Каждый ученик – это личность, неповторимая индивидуальность и в то же время хрупкий росточек в таком непростом нашем взрослом мире. И моя задача – взрастить его, не повредив ни единого листочка, наполнить жизненными силами, вдохнуть энергию творчества и созидания. Страна наша ставит амбициозные цели, я хочу, чтобы мои ученики были самыми активными в их осуществлении.

Моя педагогическая концепция основывается на любви к детям. Дар любить, возможно, даётся свыше, но своим девизом я считаю слова великого педагога современности В. А. Сухомлинского: « Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Считаю, что только любовь способна к созиданию вообще. А созидание будущего гражданина тем более. Но, немаловажно и отношение к тому материалу, который в нашем педагогическом деле подобен кирпичикам в строительном - фактическому материалу по предметам.

Путеводной звездой стал для меня совет В. О. Ключевского: « Любите то, что преподаёте, и тех, кому преподаёте». Хотя нам, учителям начальных классов, непросто следовать этому простому совету из-за широкого спектра предметов, но в каждом из них я постаралась найти и полюбить то ядрышко, вокруг которого и концентрируется весь остальной материал. Да, это нелегко, но для любящего сердца, как известно, нет преград! Таким образом, именно любовь в самом широком понимании этого слова стала для меня и ключом к профессии, и её содержанием. Она залог моих достижений и успехов моих учеников. Ведь успех есть там, где живёт любовь. А успешный ребёнок – это счастливый ребёнок! Успех же в любых начинаниях ученика может (и обязан) создать именно учитель. И успех ребёнка будет тем больше, чем больших высот достигнет сам учитель. Настоящего учителя, кроме любви к детям и педагогической деятельности, отличают высокий уровень общей культуры, безупречная нравственность, широкая эрудиция, как общая, так и профессиональная, виртуозное владение всеми современными методами, формами и средствами обучения, глубокое знание психологии, а также артистизм, общительность, толерантность, личное обаяние.

Мне очень близки слова известного писателя и талантливого педагога Вигдоровой: «Настоящий учитель должен быть человеком эпохи Возрождения: играть в шахматы, танцевать, петь, владеть всеми музыкальными инструментами…» Ведь не стоит забывать, что сегодня наш главный «Соперник» - интернет, который предлагает юным самый широкий выбор занятий и развлечений.

Одна из самых главных задач – создание благоприятной обстановки для наиболее полного и всестороннего раскрытия потенциала каждого ребёнка (проникновение в его внутренний мир), признание ребёнка (право быть самим собой), принятие ребёнка (положительное к нему отношение). Каждый ребёнок должен приходить на мой урок с верой и надеждой, что его примут и полюбят таким, какой он есть, поймут его ошибки, помогут преодолеть возможные трудности. Я для каждого моего воспитанника, прежде всего, старший друг и советчик, уважаемый и мудрый наставник, интересный человек, способный дать ответы на все вопросы или подсказать пути самостоятельного поиска таковых.

Для меня очень актуально высказывание одного из старшеклассников в фильме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». В наше довольно жёсткое время, когда родители обременены решением материальных проблем своей семьи, очень важно, чтобы у каждой юной души был человек, к которому ему можно было прийти как с радостью, так и с бедой и найти понимание в самых щепетильных ситуациях.

Таким образом, главное в моей педагогике – создание условий для возможно раннего духовного и профессионального самоопределения ребёнка, для раскрытия его индивидуальных способностей, для самореализации как в учёбе, так и в иной социально значимой деятельности. А также формировать умение разбираться в себе и в окружающем мире. На это я направляю весь свой профессиональный и человеческий опыт, весь потенциал своей личности, весь методический арсенал и психологические знания.

Я убеждена, что учитель – это не профессия, не служба, а призвание и образ жизни. Для меня быть учителем – значит, каждый час и день своей жизни посвящать детям, любимому делу. Книги, которые я читаю, публикации, которые заинтересовали меня, фильмы, затронувшие душу, увиденное в музеях, яростные спортивные сражения, трагические гримасы современной политики, холодная прелесть весеннего снегопада, буйство майского цветения, первый лепет моих внуков – всё переплавляю я в учительское слово, дающее моим воспитанникам всю полноту и многообразие жизни. Я искренне делюсь с ними всем пережитым – и они платят мне тем же.

Моя жизнь – это школа. Хотя я и не замыкаюсь в ней, но мне очень приятно каждый день заново, вместе с моими пытливыми учениками делать маленькие и большие открытия, сочинять миниатюры, видеть необычное в привычном на первый взгляд окружающем мире. Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти со временем в ногу со временем, внедрять то новое, что приводит к успеху. Я использую следующие педагогические технологии: информационно – коммуникационные, элементы технологии развивающего обучения, игровые технологии, технологию проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации и индивидуального обучения, метод проектов, элементы здоровьесберегающих технологий. Но любая, даже самая эффективная, технология мертва, если в неё не вдохнуть живую душу учителя и его личный творческий потенциал. Современные технические средства с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников позволяют каждый урок сделать маленьким чудом, праздником или просто запоминающим событием, но не ради инноваций – ради его величества ученика!

Размышляя о своём жизненном пути, я отчётливо понимаю, что не могу провести грань, отделяющую мою профессиональную деятельность от моей частной судьбы, потому, что это и есть моя философия, мой путь к счастью, моя дорога, ведущая к бесконечному повторению и продолжению в душах и судьбах моих учеников. С ними я познаю мир, учу их и учусь сама вместе с ними, ищу новое и внедряю его в свою деятельность. И это путь бесконечен. И в этом – счастье и смысл моей жизни.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Федорова Людмила Ивановна, 04.03.16 в 07:35 1Ответить Пожаловаться
Валентина Ивановна! Как приятно знать, что в нашей стране есть истинные педагоги.
PS: эссе тронуло за душу.
Степаненко Валентина Ивановна, 04.03.16 в 22:06 1Ответить Пожаловаться
Людмила Ивановна! Спасибо за тёплые слова!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.