Урок «Мучные изделия»
Обобщающий открытый урок по теме: «Кулинария. Мучные изделия»
Цель: Доказать или опровергнуть тезис о том, что все кондитерские изделия вкусны…
Задачи урока:
обобщить знания учащихся о тесте, о способах его приготовления
формировать умение защищать творческий проект
развивать речь и мышление учащихся, их коммуникативные способности
воспитывать чувство ответственности, настойчивости при достижении цели
Ход занятия:
1.Орг мом. (проверка готовности)
2. Постановка цели
Сегодня на уроке у нас будет работать в необычной обстановке. Каждый из вас приготовил мучное изделие для защиты проекта и доказательства того, что у него самое вкусное кондитерское изделие.
Выбирайте, какие из перечисленных названий подходят для продажи вашего изделия.
Блинная.
Пиццерия.
Трактир.
Кафе – небольшой ресторан, молодежное кафе.
Закусочная.
Чайная.
Столовая.
Буфет – место, где продают закуски, напитки (в гостинице, в общежитии).
Ресторан - род столовой, где можно заказать различные блюда, напитки, где играет музыка (может быть при вокзале).
3. Организация восприятия и осмысления новой информации
У каждого предприятия, кулинарного изделия есть свой логотип, меню. Что такое логотип?
ЛОГОТИП (с древнегреческого - логос) – учение, наука, слово, понятие, мысль тип – отпечаток
Литеры с наиболее употребляемыми словами и слогами, применявшиеся в прошлом при ручном наборе.
Графическое изображение посредством символов наименования фирмы (предприятия).
4. ЗАДАНИя по отработке навыков
Придумать логотип своего предприятия.
Каждое предприятие общественного питания славится своим особенным интерьером, все сотрудники прекрасно знают этикет, умеют красиво сервировать стол, и мы в этом убедимся.
А сколько интересного, познавательного знают сотрудники предприятий, сейчас они докажут, что это так. Ответьте на вопросы:
1. Какие основные продукты необходимы для приготовления теста.
2. Какие разрыхлители вы знаете? Для какого вида теста?
3. Назовите правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
С помощью кроссворда о тесте наши сотрудники докажут, что они ценные работники на своем предприятии и всё–всё знают о тесте.
А, разгадав головоломку, они узнают ключевую фразу.
ЗАДАНИЕ: Разгадать кроссворд и головоломку.
Кроссворд
По горизонтали.
1. Искусство приготовления пищи.
2. Мебель для столовой.
3. Жир для теста.
4. Изделие из бездрожжевого теста.
5. Основной продукт для теста.
6. Украшение для торта.
7. Изделия из ткани для оформления стола.
8. Вязкая масса для приготовления блинов.
9. Дополнительный компонент для теста. Белый как мел, сладкий как
10. Жидкость для теста.
По вертикали.
1. Разрыхлитель для песочного теста.
2. Жидкость для теста.
3. Гаситель соды.
4. Основной продукт для теста.
5. Оформление стола для приёма пищи.
6. Изделие из теста.
7. Один из компонентов пиццы.
8. Мягкий платочек для вытирания рук и губ после еды.
9. Название торта и животного.
Головоломка
Отгадав ключевые слова и вписав их в клеточки, вы прочтете в выделенном вертикальном ряду русскую народную пословицу.
1. Питательное вещество, без которого нельзя приготовить сладкое блюдо. (Сахар)
2. Блюдо из сырых овощей. (Салат)
3. Крупа из проса. (Пшено)
4. Вид теста с жировой приправой. (Сдобное)
5. Какая рыба, поступившая для продажи в магазин, хранится в воде? (Живая)
6. Густая масса из муки, замешанной на воде или молоке. (Тесто)
7. Плоды или ягоды, сваренные на сахаре. (Варенье)
8. Цитрусовый плод, богатый витамином «С». (Лимон)
9. Блюдо, возбуждающее аппетит. (Закуска)
10. Холодные блюда из мелко нарезанных вареных овощей. (Винегреты)
11. Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу. (Овощи)
12. Блюдо из тушеного мяса, нарезанного кусочками в соусе. (Гуляш)
13. Соус для салата. (Майонез)
14. Швейное изделие, с помощью которого снимают горячую посуду с плиты . (Прихватка)
15. Хлебобулочные кондитерские изделия из пшеничной муки в виде колец. (Баранки)
Самые эрудированные – это, конечно, руководители предприятий, то есть бригадиры. Проверим их эрудицию.
ЗАДАНИЯ:
1. Буквально с полуслова они смогут дать ответ, о каком тесте идет речь, даже если это тесто у них не готовится.
- Популярный итальянский пирог. Родиной этого пирога является город Неаполь. В этом городе настоящий культ этого нехитрого блюда, в каждой семье есть свой рецепт начинки. (Пицца)
- Жирное, сладкое тесто, без жидкости, очень рассыпчатое. Разрыхлитель – сливочное масло, иногда сода. (Песочное тесто).
- Самое пышное и легкое тесто. При его приготовлении яйца взбивают с сахарным песком до увеличения в объеме в 2 – 3 раза, а затем соединяют с мукой. (Бисквитное тесто).
2.Следующее задание – угадать профессии, которые зашифрованы в загадочных словах:
- РАСКИС (кассир)
- РИЛАНУК (кулинар)
- ГУЛБЕТАРХ (бухгалтер)
- ТОНКИДЕР (кондитер)
Все эти профессии есть на вашем предприятии.
3.Как сказать правильно:
- Как правильно употребить форму множественного числа от слова «торт»?
- Как правильно говорить: килограммов или килограмм, граммов или грамм?
А какие праздники, конкурсы бригадиры устраивают на своих предприятиях!
ЗАДАНИЕ: По ключевым словам правильно произнести текст пословицы, поговорки.
1. Аппетит и еда. (Аппетит приходит во время еды.)
2. Блин, клин, брюхо. (Блин не клин, брюхо не расколет.)
3. Изба – углы, обед – пироги. (Изба красна углами, а обед пирогами.)
4. Недосол – пересол. (Недосол на столе, пересол на спине.)
5. Блин – ком. (Первый блин комом.)
6. Соловей – басня. (Соловья баснями не кормят.)
7. Чай – дрова. (Чай пить - не дрова рубить.)
8. Труд – лень. (Труд кормит, а лень портит.)
9. Дело – потеха. (Делу время, а потехе час.)
ЗАДАНИЕ: Отгадайте загадки.
1. Бела беляна по полю гуляла, домой пришла, в сусек легла. (Мука)
2. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины)
3. Что всегда поверх воды? (Масло)
4. Что на стол нельзя поставить? (Яйцо)
5. Я бел как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар)
6. Чего в рту не удержишь. (Кипяток)
7. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
8. Черненько, горяченько, а все любят. (Чай)
9. В воде родится, а воды боится. (Соль)
10. Меня одну не едят, а без меня мало едят. (Соль)
Повара ваших предприятий особенно потрудились и приготовили свои кондитерские изделия. Предлагаю их попробовать, а участники предоставить рецепты фирменных блюд.
« ФИРМЕННЫЕ» РЕЦЕПТЫ.
БЛИНЫ.
3 яйца, 2 стакана муки, 3 стакана молока, полстакана растительного масла или сливочного растопленного, 1 столовая ложка сахара, полчайной ложки соли. Яйца, соль, сахар – взбить, добавить стакан молока, муку, взбить без комков, добавить остальное молоко, взбить до консистенции сметаны. В последнюю очередь добавить масло.
СОЧНИ.
На один сочень потребуется одно яйцо, 2 столовые ложки сметаны, 1 столовая ложка муки, соль, сахар – по вкусу.
Яйца растереть с мукой, посолить, добавить сахар, сметану, взбить. Печь на хорошо разогретой сковороде, смазанной маслом на среднем огне с двух сторон.
ХВОРОСТ-ЗАВИТУШКИ.
4-5 яиц, полчайной ложки соды и соли, муки –4 – 5 стаканов, растительного масла примерно 2 стакана.
Замесить тесто, раскатать в пласт толщиной 1 мм, нарезать полосками в 1 см, завернуть, жарить в растительном масле. Вынимать шумовкой, посыпать сахарной пудрой.
ОТКРЫТЫЙ ПИРОГ С ЯБЛОКАМИ.
2 тонких стакана муки, 100 г маргарина или масла, 50 г сахара, 2 яйца, 1 столовая ложка сметаны, полчайной ложки соды (погасить уксусом).
Для начинки 5 – 6 яблок, 150 г сахара.
Разотрите размягченный маргарин, яйца, сахар, добавьте сметану, соду, муку. Вымесить тесто, выложить в форму, смазанную маслом. Размять руками, придавая форму лепешки с загнутыми краями, наколоть вилкой.
Очистить и нарезать яблоки на тонкие дольки, выложить на лепешку и сверху обильно посыпать сахаром. Выпекать пирог, пока не зарумянится.
ТОРТ «ЗЕБРА».
4 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан сметаны, 1 стакан маргарина, 1 ч. л. соды, 1/3 ч. л. соли, 2 стакана муки, 2 ст. л. какао.
Замесить тесто, соду гасить не надо:
Смешать муку, маргарин, сахар, яйца, соль. Размешать сметану с содой, добавить в тесто. Разделить тесто пополам, к одной части добавить какао. Форму смазать маслом, посыпать манной крупой. В центр формы поочередно наливать темное и светлое тесто. Выпекать на слабом огне. Готовый торт покрыть глазурью, посыпать кокосовой стружкой (вафлями, крошкой, тертым шоколадом и т. д.).
Глазурь: 1 стакан сахара, 2 –3 столовые ложки какао развести молоком ( полстакана ), довести до кипения.
ПИЦЦА.
1 тонкий стакан муки, 100 г маргарина, 100 г сметаны, 1/3 ч. л. соли и соды (погасить уксусом).
Замесить тесто, оставить на 20 минут, накрыв салфеткой. Переложить на сковороду, смазанную жиром, придав форму лепешки с загнутыми краями.
1-й слой – тонкие ломтики помидоров (или томат – паста).
2-й слой – сыр.
3-й слой – сосиски, сардельки, вареные яйца, грибы, шпроты, рыба и пр.
Можно предварительно подсушить основу в духовке.
ТОРТ «ДАМСКИЕ ПАЛЬЧИКИ».
Полтора стакана воды, 100 г масла довести до кипения, всыпать полтора стакана муки, помешивая, остудить, вбить постепенно по одному 5 – 6 яиц ( пока тесто не начнет тянуться ). Выпекать на противне, смазанном маслом, маленькими колбасками (выдавить из кондитерского шприца). Испеченные «пальчики» обмакнуть в крем, сложить на блюдо поленницей, сверху посыпать тертым шоколадом.
Крем: 2 стакана холодной отцеженной сметаны + 1 стакан сахара (или сгущенное молоко со сливочным маслом).
По этому же рецепту можно приготовить пирожное. Тесто разделать в виде булочек, выкладывая на смазанный лист на расстоянии 3 – 4 см друг от друга. Готовые булочки надрезать и начинить кремом из вареного сгущенного молока.
«БЫСТРЫЕ» ПИРОЖНЫЕ.
Приготовить бисквитное тесто: 1 стакан сахара взбить с 4 – 5 яйцами, добавить 1 стакан муки, перемешать. Тесто вылить в форму, смазанную маслом, поставить в хорошо разогретую духовку. Персики ошпарить, снять кожицу, разделить на две половинки, удалить косточки. Как только тесто слегка «схватится», форму вынуть и уложить половинки персиков на тесто с таким расчетом, чтобы можно было нарезать пирог на порционные куски. Посыпать орехами, выпекать до готовности, слегка остывший пирог разрезать на порции.
5. Итог
Чье изделие самое вкусное?
Анализ урока
Предмет технологии
Цель: Доказать или опровергнуть тезис о том, что все кондитерские изделия вкусны…
Задачи урока:
обобщить знания учащихся о тесте, о способах его приготовления
формировать умение защищать творческий проект
развивать речь и мышление учащихся, их коммуникативные способности
воспитывать чувство ответственности, настойчивости при достижении цели
Для решения целей урока я выбрала следующие методы и приемы обучения: создание проблемной ситуации в форме вопроса - доказательства, объяснительно-иллюстративный, исследование (анализ фактов, обобщение, дегустация), решение творческой проблемы.
На уроке так же были применены формы работы: фронтальная (практически на всех этапах урока), индивидуальная (когда работали у доски, защищая свое изделие) и групповая (во время практической работы)
Для мотивации учебной деятельности я использовала мелодичную музыку. Использовала экран. Я думаю, дети были заинтригованы. На этом этапе использовала элементы проблемного урока, мне хотелось, чтобы дети ответили на поставленный проблемный вопрос сами.
Во время перехода к практической деятельности использовала наглядность, доску, кроссворды, загадки. Таким образом, мне хотелось поддержать интерес детей к уроку. Так же цель этого этапа заключалась в плавном переходе к защите своего изделия.
Чтобы не было эмоциональной и физической перенагрузки, я провела физкультминутку.
В итоге дети решили, что все кондитерские изделия вкусные!
Урок состоялся. Все этапы объединены хорошими логическими «связками». Психологическая атмосфера на уроке была комфортная, дети были энергичны.
О результатах урока можно судит по ответам и настроению учащихся. Мне удалось справиться с поставленными целями.
Шарандина Валентина Владимировна