12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соболева Юлия152
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Учитель технологии: Соболева Ю.В.

Виды ручных работ

Цели урока:

Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при выполнении ручных стежков и строчек, ознакомить с правилами Т.Б.

Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.

Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся

Оборудование: ручная игла, нитки, ножницы, напёрсток, ПК, проектор.

Материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, нитки.

Наглядные пособия: стенд с образцами швов, презентация.

На классной доске выписаны термины или презентация: стежок, строчка, длина стежка, шов, ширина шва, сметать, наметать, заметать, пришить.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Отметка явки.

Проверка готовности к уроку.

Проверка организации рабочих мест.

Сообщение темы и целей урока.

II. Объяснение нового материала.

Я маленького роста,
 Тонкая да острая.
 Носом путь себе ищу,
 За собою хвост тащу.
  (Ответ: иголка)

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала смётывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обмётывание петель и срезов, пришивание пуговиц.


 


 


 

Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек.

Стежок - это законченный цикл переплетения ниток на ткани.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Шов – соединение 2-х или нескольких деталей с помощью строчек

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. 

При выполнении ручных работ применяют следующую терминологию.

Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине.

Сметать - применяют главным образом для временного скрепления деталей.

Например: части пояса, части обор­ки, детали изде­лия.

Наметать - временно соединить две де­тали, наложенные одна на дру­гую.

Например: кар­ман на основную деталь.

Приметать - временно соединить мелкую деталь к более крупной.

Например: Приметать пояс к фартуку.

Заметать - временно закрепить подогну­тые края детали, складки.

Например: Заметать низ из­делия, боковые срезы и складки.

Обметать - Обработать срезы петельными стежками с целью предохранения их от осыпания.

Например: Обметать срезы.

Копировальная строчка - стежки “силки”, используется для перевода контуров деталей на другой слой ткани.

При прокладывании стежков нитки не затягиваются, образуя небольшие петли высотой 1-1,5см., затем детали кроя раздвигают, силки растягивают и разрезают, получая контур выкройки на обеих деталях.

Подшить - закрепить подогнутый край изделия постоянными стежками.

Подшить низ изделия.

Пришить - прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения.

Пришить кнопки, пуговицы к изделию.

III. Текущий инструктаж.

Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. 

При выполнении ручных работ используют следующие инструменты и оборудование. 

Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.

IV. Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек».

Выполнить строчки временного назначения.

Выполнить строчки постоянного назначения.

Выполнить практическое задание в соответствии с таблицей. 

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ (технические условия)

Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.

Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.

Смётывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После смётывания нитки копировальных стежков удаляют.

Нитку закрепляют в начале и в конце строчки. В начале с помощью узелка на конце нитки, в конце – двумя – тремя стежками.

Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.

Отделку на изделии пришивают нитками в цвет отделки.

Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани.

V. Заключительная часть.

Вопросы для повторения.

Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?

Что называют стежком?

Что называют строчкой?

Что называется длиной стежка?

Где применяются прямые стежки?

Гдe применяются петельные стежки?

VI. Анализ допущенных отклонений.

Самоконтроль: сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий.

Оценка работы.

VII. Домашнее задание:



 


 


 


 


 

Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек»

Работа в тетради:

Задание: Какими способами можно пришить эти пуговицы?

№ 1. Пришивание пуговицы со сквозными отверстиями.


 

Инструменты и приспособления: игла с большим ушком, ножницы, напёрсток, карандаш.

Материалы для работы: деталь из ткани размером 12х10 см, пуговицы с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, швейные нитки в цвет пуговицы.

Ход работы:

1 – Наметить на детали место пришивания пуговицы. Отмерить нитку для работы, сложить её вдвое, вдеть в ушко иглы оба конца нитки.

2 - Закрепить нитку петлёй на лицевой стороны ткани.

3 - Пропустить иглу в отверстие пуговицы и вывести иглу с ниткой.

4 - Пропустить иглу во второе отверстие пуговицы, ввести в ткань с лицевой стороны и вывести на изнаночную сторону ткани.

5 - Выполнить 4-5 стежков в отверстия пуговицы.

6 - Закрепить нитку петлей под пуговицей 2-3 раза.

7 - Выполнить работу по пунктам 1-6 для пуговицы с четырьмя отверстиями, при этом выполнять 2-4 стежка в каждую пару отверстий.

8 - Оформить образец в альбом.


 


 

Проверка качества работы:

- пуговицы пришиты прочно;

- нитки прочно закреплены в начале и конце работы.

Дополнительный материал

Пуговица

До появления пуговиц даже верхнюю одежду надевали через голову. В Европу пуговицы завезли из Турции около 900 лет назад. Модны были крупные пуговицы диаметром несколько сантиметров. В пуговицы вставляли портреты, цветы, бабочек и покрывали стеклом. Также пуговицы делали из жемчуга, дерева, перламутра, кости, рога, кожи и драгоценных камней. Их пришивали на одежду сотнями – уже не для удобства, а для красоты.

Пуговицы - обереги


 

На Руси пуговицы служили оберегами, ведь даже само слово «пуговица» по одной из версий произошло от слова «пугать». В словаре Даля вы можете прочитать, что «пуговица - это пугалка». Первые пуговицы-амулеты имели форму бубенчика, внутри которого помешался кусочек металла или камушек, - они звенели, как колокольчик.

Потом появились пуговицы с особыми магическими знаками, пуговицы-заклинания. До сих пор известна примета: пришить мужчине пуговицу - значит «прикрепить» его к себе, но если она быстро оторвется, то и любовь пройдет быстро.

На Руси верили, что пуговицы помогают исполнять и другие мечты. Для этого их пришивали к одежде (в основном с изнаночной стороны) - на вороте или на груди, в области сердца. Желая наделить магической силой пуговицу, люди считали, что имеет значение не только какую пуговицу и куда пришивать, но важно и то, как именно она пришита.

Вы хотите проверить на себе магическую силу пуговиц? Тогда нужно загадать желание, выбрать подходящий способ пришивания и прикрепить пуговицу к изнанке любимой одежды. Но важно помнить, что и желание, и пуговица должна быть одна-единственная.

Хотите ощутить на себе волшебную силу пуговиц?
Попробуйте, вдруг мечта сбудется!


 



 



 



 



 



 



 

Литература

Под редакцией В. Д. Симоненко. Учебник технологии для учащихся 5 класса. М.: – 2007.

В. Н. Чернякова. Технология обработки ткани 5 класс. М.: – 2005.

Ю. В. Крупская Методические рекомендации 5 класс. М.: – 2005.

А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко. Обслуживающий труд 4 класс. М.: Просвещение – 2006.

Карта эффективности урока.

Твое отношение к уроку (подчеркнуть)

 

Вспомни (как можно точнее) название темы урока ____________________________

Какая цель стояла перед тобой на уроке? ____________________________________

Чему новому ты научилась? _______________________________________________

Какие ранние полученные знания были использованы.___________________________________________________________

  1. Хороший, интересный

    Обычный, нормальный

    Скучный, неинтересный

    Другой _____________________________________________

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.