Мультимедиа-урок по географии в 10 классе на тему: «Япония- страна восходящего солнца»
Мультимедиа - урок по географии в 10 классе на тему:
«Япония- страна восходящего солнца»
(Учитель географии МБОУ «СОШ №1 имени Ю.К. Намитокова» а. Понежукая Теучежского района, Нехай Фатима Аскербиевна)
Цели урока:
- способствовать формированию у учащихся представления о Японии: её ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении, хозяйстве;
- воспитанию на данном материале нравственного, эстетического восприятия страны, формированию общечеловеческого мировоззрения;
- развитию навыков работы с картой, умению анализировать
- картографические и статистические материалы, умению сравнивать и обобщать.
Задачи урока:
Образовательная - Выявить факторы , влияющие на экономику государства.
Развивающая - Научить ребят прослеживать причинно-следственную связь, логически рассуждать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная - Формировать чувство толерантности.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор, атласы.
Ход урока
Организационный момент.
- Я рада приветствовать вас, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Пожалуйста, садитесь. Сегодня на уроке я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий. И так, начнем!
II. Сообщение темы и целей.
- Посмотрите на слайд. Какие ассоциации вызывают у вас представленные изображения? (Ответы учащихся)
Вспомните, какую страну называют страной восходящего солнца? (Япония)
Скажите, а где находится страна Япония? (На островах)
Большая часть населения Японии, где живёт, в городах или в сельской местности? (В городах)
- Сегодня на уроке мы начнём знакомство с ЭГП, природными условиями, населением, природными ресурсами и культурой Японии. Тема урока «Япония- страна восходящего солнца». Я думаю, что вы узнаете много нового и интересного.
III. Проверка знаний учащихся.
1.Индия известна как одна из аграрно-индустриальных стран Азии. Какие показатели позволяют отнести Индию к этой группе?
2.Где в Индии сложился крупный район тяжёлой промышленности, который образно называют индийским Руром?
3.Как удалось Индии достигнуть значительного промышленного развития за несколько десятилетий? Можно ли считать, что есть индийская модель развития экономики?
IV. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя
«Видели всё на свете мои глаза и вернулись
к вам, белые хризантемы….»
(Кобаяси Исса)
К сожалению, и для нас, русских, Япония представляется страной далёкой и загадочной, сами же японцы - чуть ли не культурными антиподами: замкнутым, молчаливым, никогда не улыбающимся народом, у которого одна цель - работа. Это страна со своей самобытной культурой и традициями. Об этой стране можно рассказать очень много необычного и удивительного для русского народа. В этой стране женщина подает мужчине пальто, едят палочками, спят на полу, пишут сверху вниз, а белый цвет является траурным. Поклоны здесь- целый ритуал, чаепитие представляет собой обряд (чайную церемонию), икебана и бансай- большая наука. Национальные праздники: весной-саккуры; осенью-хризантемы; 3 марта-день девочек (выставка кукол); 5 мая- день мальчиков (запуск змея); 15 января-день совершеннолетия(20 лет). Стремление к совершенству - кругом. Вот белые тюльпаны в горшках вдоль дорог. Или белый забор, ограждающий улицу от строительной площадки, завешанный фото цветов.
Загадочная страна….Япония
А сейчас мы познакомимся со страной с помощью мультимедиа, через презентацию
Слайд№1
Япония-страна восходящего солнца.
Слайд№2
Флаг официально утверждён 05. 08. 1854. Имеет пропорции 2:3. Красное солнце на флаге напоминает о названии Японии - стране восходящего солнца.
Цвета флага отражают этику синтоизма, основывающуюся на таких понятиях, как чистота, справедливость и благоустройство. Белый фон означает чистоту и цельность, красный круг – тепло, яркость и искренность. Красный круг на белом поле («Хиномару», т.е. «солнечный флаг») довольно старый символ Японии.
Визитная карточка Японии:
Государство основано в 660г. до н.э.
Официальный язык – японский
Столица – Токио
Форма правления – конституционная монархия
Территория 60-я в мире,всего - 377 835 км²
% водной поверхности - 0,8
Включает свыше 4 тыс.островов
Административное деление:
Япония разделена на 47 префектур
Слайд№3
Фактически Япония не имеет государственного герба, в качестве такового часто используется герб императорской фамилии – Акихито- желтая хризантема, состоящая из 16 двойных лепестков, которая символизирует Солнце. Герб имеет магическое значение.
Слайд№4
ЭГП Японии.
Япония находится в центре Азиатско- Тихоокеанского экономического региона, на пересечении важных морских путей.
Расположена Япония в Восточной Азии, на Японских островах и архипелаге Рюкю.
Лежит в центре Азиатско-Тихоокеанского региона на перекрестке морских путей между Азией, Австралией, Америкой.
Омывается морями Тихого океана, ближайшими соседи есть: Россия, Республика Корея, Северная Корея, Китай
Расположена в умеренном и субтропическом климатических поясах, в области муссонного климата.
Имеет территориальные претензии к России относительно Курильских островов и Юга Сахалина.
Слайд№5
На севере Япония омывается Охотским, на юге – Южно – Китайским, на западе – Японским морями. Япония продолжает считать, принадлежащие России Курильские острова частью своей территории (Северные территории).
Слайд№6
Государственный язык- японский. Многие японцы немного говорят по английский. Вероисповедование : синтоизм, буддизм.Государственное устройство: конституционная монархия. Глава государства – император (у власти с 7 января 1989 г.). Глава правительства – премьер – министр. Денежная единица – иена.
Слайд№7
О. Хоккайдо - второй по величине остров Японии и самый северный из островов. Почти треть территории острова покрыта лесами. Уникальная природа острова охраняется в 6 национальных,5 квазинациональных и 12 префектуральных парках-заповедниках.
Слайд№8
На Хоккайдо насчитывается 10 крупных и намного больше мелких озер вулканического происхождения с горячими минеральными источниками.
Слайд№9
Железнодорожные тоннели соединяют Xонсю с островами Хоккайдо и Кюсю, а система мостов - с островом Сикоку. На Xонсю сосредоточено большинство объектов страны, представляющих интерес для туристов.
Слайд№10
О.Хонсю самый крупный и главный из всех островов Японии. Рельеф гористый, много вулканов, в т. ч. Фудзияма. «О ветер со склона Фудзи!Принёс бы на веере в город тебя, как драгоценный подарок» (Мацу Бассё)
Район сильной сейсмичности. «Землетрясение? Ах, да! Слава богу, что не цунами!»- говорят японцы
Слайд№11
О.Сикоку самый маленький из 4-х островов. Расположен в субтропической зоне с мягким, влажным климатом. В состав района входят 4 префектуры: Токусима, Кагава, Эхимэ, Коти.
Слайд№12
О.Кюсю самый южный из 4-х Японских островов и третий по величине из островов Японского архипелага. Рельеф преимущественно горный. Есть действующие вулканы. Климат: субтропический на севере и тропический на юге.
Слайд№13
Здесь, как нигде, постигаешь, насколько велика народная любовь к Фудзи. Ты убеждаешься, что восхищение её красотой воплощает тот самый культ родной природы, который сидит в душе японца прочнее всех религий.
Слайд№14
У подножия горы Фудзи стоит поднебесный храм Фудзи. Многие туристы – японцы и иностранцы вспоминают далекую от поэтического пафоса японскую пословицу:
« Кто ни разу не взобрался на эту гору, тот дурак; но кто вздумал сделать это дважды, тот дважды дурак».
Слайд№15
Япония - одно из самых густонаселенных государств в мире. В среднем на каждый квадратный километр приходится 337 человек. В 11 крупнейших городах Японии с населением, превышающим миллион человек сосредоточено 20% всего населения.
Численность населения 125 млн. человек. Алтайская языковая семья. Однонациональная страна(99% японцы, 1% айны,)
Урбанизация 80 % . Средняя плотность населения 300 чел./ кв.км. Е.п. +4 %0- 1 тип воспроизводства населения. Мужчин больше, чем женщин
Слайд№16
Средняя продолжительность жизни женщин –82 года. Смертность- 7,46 смертельных исхода на 1000 человек.Иммиграция характерна для этой страны. Крупные агломерации: Токио, Осаки, Нагоя. Мегаполис – Токайдо
Слайд№17
Религии. (краткие сообщения учащихся - опережающее задание, работа с информационными источниками)
СИНТО(синтоизм) религиозная система, распространенная только в Японии. Характерной чертой синтоистской мифологии является соединение в ней мифов земледельцев, охотников и рыбаков, племен алтайской языковой семьи, что отражает сложный процесс энтогенеза японцев.
Слайд№18
БУДДИЗМ- древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни, проповедовавшего в долине Ганга примерно в 5 в. до н. э. Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства). Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и Сангху.
Слайд№19
Япония одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая второе место в мире по экономической мощи.
Семья, школа и компания- три основных звена в жизни японца.
Слайд№20
Уровень обеспеченности природными ресурсамиПриродные ресурсы Японии делятся на:
Минеральные
- Низкокалорийный каменный уголь, незначительные запасы газа и нефти, сера, известняк.
Рекреакционные
- Историко-культурного направления (храмы, дворцы, замки, восемь объектов в списке ЮНЕСКО).
- Экологического направления (живописные природные ландшафты) Храм Byodoin
- горнолыжные направления (Нагано, Саппоро).
Водные
Многочисленные горные реки, наибольшая - Синано, много озер, самое большое – Товада.
Земельные
В Японии преимущественно слабоподзолистые, торфяные, бурые лесные почвы, красноземы.
Лесные
Леса занимают 2/3 территории, но удовлетворяют лишь 1/3 потребностей страны.
Слайд№21
Промышленность и сельское хозяйство:
Черная металлургия-1 место в мире Машиностроение: автомобилестроение, судостроение, радиоэлектроника (видеомагнитофоны 80%),робототехника Растениеводство (рис, пшеница, соя, овощи) Животноводство ( свиноводство, птицеводство) Рыболовство –2 место в мире
место |
1 |
2 |
3 |
место |
1 |
2 |
3 |
Число занятых в промышленности |
Китай |
США |
Япония |
Морские суда |
Япония |
Респ. Корея |
ФРГ |
Производство электроэнергии |
США |
Китай |
Япония |
Промышленные роботы |
Япония |
США |
ФРГ |
Производство электроэнергии на АЭС |
США |
Франция |
Япония |
Продукция электроники |
США |
Япония |
ФРГ |
Сталь |
Китай |
Япония |
США |
Пластмассы |
США |
Япония |
ФРГ |
Легковые автомобили |
Япония |
США |
ФРГ |
Научное оборудование |
США |
Япония |
ФРГ |
Химическая промышленность: органического синтеза и полимеров.
Выгодное ЭГП позволяет развивать чёрную и цветную металлургию, лесную промышленность.
Транспорт:2 место в мире по грузоподъемности занимает морской транспорт.
Электроэнергетика: ТЭС>ГЭС, много АЭС
Ж/д магистраль «Синкансен» идёт через 4 крупных острова с севера на юг.
Подумаем?-
Каким образом эта страна стала одним из экономических лидеров современного мира? Что представляет собой « японская модель» развития экономики?
-
Выработка тщательно продуманной стратегии экономического развития с учетом местных условий. Заимствование многих научно-технических изобретений на Западе и исключительно быстрое внедрение их в производство. Успешная конкуренция японских монополий на мировом рынке благодаря сочетанию новейших технологий с относительно дешевой рабочей силой. Развитие наиболее наукоемких отраслей производства
Слайд№22
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА.
(краткие сообщения учащихся - опережающее задание, работа с информационными источниками)
Кимоно -дословно «вещь, которую надевают».
Японка кимоно не шьёт, она его конструирует, складывая из кусков ткани, вырезанных в виде прямоугольных фигур.
Слайд№ 23
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИЧЁСКА.
Прически древней Японии отличались своей сложностью. Законченную причёску покрывали растопленным маслом или воском для того, чтобы волосы блестели, имели здоровый вид. Для сохранения ярусной причёски голову на ночь клали на специальные скамеечки с углублением для шеи. Благодаря этому причёска долгое время оставалась на весу, женщина была красива в течение 2 недель.
Слайд№ 24
Японский дом – это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор; это кровля, возведенная над пустотой. Здесь нет ни окон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Стены японского дома способны раскрываться, превращая его в подобие беседки.
Слайд№25
Киото – западная столица империи. Промышленный, культурный и
исторический центр Японии, одна из древних столиц страны, на о. Хонсю.
Киото построен в 792-794 годах и до 1868 официально считался столицей.
Главный центр национального и международного туризма.
Здесь находятся:
- Национальный музей современного искусства.
-Храм Тодзи (8-17 вв.);
-Монастыри Сайходзи, Тенрюдзи (оба 14 в.),
-Реандзи (15 в.);
- Кинкакудзи («Золотой павильон», 14 в.),
-Гинкакудзи («Серебряный павильон», 15 в.);
-Дворцовый ансамбль Кацура (17 в.) и др.
Слайд№26
Культура и спорт: Кухня: Обычаи и традиции:
(краткие сообщения учащихся - опережающее задание, работа с информационными источниками)
V. Закрепление. Подведение итогов
Слайд№ 27
Задание№1: используя карты атласа, заполните недостающие данные по экспорту и импорту Японии.
Слайд№ 28
VI. Домашнее задание.
Домашнее задание: тема 7,параграф 3.
Написать сочинение- миниатюру по теме: «Чудеса Японии»Слайд№29
При подготовке презентации использовалась литература:
1.Энциклопедия для детей. Т13. Страны. Народы. Цивилизации. М.:Аванта+,2001
2. Жижина Е.А., Никитина Р.А. Поурочные разработки по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс М.,ВАКО,2006
3.Максаковский В.П. География.10 класс. М. Просвещение.,2008
4.Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География . У нас в гостях Япония.
Волгоград. Учитель., 2003
Заключительное слово учителя.
Япония - это одна из тех стран, которые до сих пор покрыты каким-то завесом таинственности. В этом она чем-то похожа на Россию. Если по нашим улицам, в представлении иностранного обывателя, бродят медведи в обнимку с мужиками в ушанках, то по японским улицам бродят самураи с длинными мечами и гейши в своём кимоно. Так что, русский с японцем - братья на век.
А с чем у вас ассоциируется Япония?
Как вы объясните высказывание: «Есть две страны для сравнения. Это Россия - у которой всё есть и ничего нет, и Япония - у которой ничего нет и всё есть.» ?
- Литература:
- CD. Виртуальная школа Кирилла и Мифодия. Уроки географии 10 класс;
- CD. Учебное электронное издание. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс
- CD. Учебное электронное издание. Экономическая и социальная география мира. 10 класс;
- А.Ф. Романова. Нестандартные уроки в школе. География. У нас в гостях Япония. Волгоград, 2001;
- Энциклопедия для детей. Т13. Страны. Народы. Цивилизации. М.:Аванта+,2001
Интернет:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Japan
- http://world.lib.ru/b/bulygin_w_s/30-japonija.shtml
- http://world.lib.ru/b/belomoina_n/dorogamitoki.shtmlhttp://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/YAPONIYA.html