Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ
«Шаг в науку» группа Юниор
Тема: Связь времён и поколений
Нахамец Екатерина
Забайкальский край, п. Карымское
МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 7-В класс
Краткая аннотация
В последнее время в стране возрастает интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы, строятся мечети.
Русская земля, а с ней русская церковь, не могут не быть носителями «великой совести». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина. Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням.
Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ
«Шаг в науку» группа Юниор
Тема: Связь времён и поколений
Нахамец Екатерина
Забайкальский край, п. Карымское
МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 7-В класс
Аннотация
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время больше время в стране возрастает интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере.
Цель: получение исторических сведений о прошлом и настоящем храма в с.Кайдалово, определение роли в жизни людей.
Задачи:
-изучить историю храма: разрушение, восстановление, возрождение;
- изучить особенности архитектуры храма;
- ознакомиться с внешним и внутренним устройством храма;
- изучить и проанализировать научную, историческую литературу;
- просмотреть упоминается ли церковь в литературных произведениях;
-отобрать необходимый материал, проанализировать его.
Объект исследования: Свято-Троицкая церковь
Предметом исследования: изучение исторической судьбы церкви с. Кайдалово, её архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.
Гипотеза: храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села и судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей села.
Методы исследования: теоретический (анализ исторической, научной литературы); беседа, опрос; практический метод (изготовления макета храма).
Выводы: Во все времена храмы выполняли нравственную, мировоззренческую и воспитательную деятельность и объединяли общество. Человек, идущий в храм, верит в несокрушимость добра и света, любви и тепла, надежды и мудрости.
Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ
«Шаг в науку» группа Юниор
Тема: Храм родного села
Нахамец Екатерина
Забайкальский край, п. Карымское
МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 7-В класс
Научная статья
Глава 1. Страницы истории
1.1 Исторические сведения храма
На горке над обрывом крутого берега р. Ингоды в северо-восточной окраине села Кайдалово на бывшем кладбище стоит первая, кто встречает солнце, заливаемая его светом, раскрывает вековую монументальность и строгость объемов в сочетании с изяществом рисунка декора. Это памятник культовой архитектуры середины ХIХ века, одна из старых каменных церквей в Забайкалье - Церковь Троицы. На этом месте до нее стояли две деревянные одноименные церкви. Затем отстроили каменную, которую освятили 17 и 18 февраля 1868 г. К традиционному объемно-планировочному решению: апсида1, холодный храм и к характеру декора добавляется ряд своеобразных качеств. Так трапезную заменяют двумя приделами. При этом народные зодчие не нарушили каноническую схему культового сооружения. В формах церкви Троицы, рожденной талантом народа-творца, ярко выражены идеи самоутверждения и высокого национального достоинства
В центре села на самом видном месте расположена гордость кайдаловцев Свято-Троицкая каменная церковь. Купцы Чистохины и Щукины вложили свои средства на церковь в первой половине XIX века. Построена она была еще в 1829 году, была деревянной, однако сгорела в 1843 году по неизвестным причинам. Через два года те же купцы соорудили новую, тоже деревянную, церковь. Как свидетельствуют документы, а именно – клировая ведомость Троицкой церкви за 1861 год, вновь построенная церковь рассматривалась как временная. Поэтому, видимо, и колокольня её была не срубной, а на столбах. Вместо нее была срублена новая деревянная церковь. Затем построили каменную церковь из кирпича, камня и железа. Как говорилось выше, церковь в селе Кайдалово строили братья Чистохины, которые таким образом желали стать казаками. Немало вложено в строительство и народных средств.
Когда церковь была действующей, совершались в ней обряды – от крещения новорождённых до отпевания усопших. И, конечно же, венчания – красивейшее, торжественное действо, посмотреть которое собирались от мала до велика. Имела церковь две половины – зимнюю и летнюю, вся была расписана, изукрашена, сияла белизной снаружи и позолотой изнутри.[1]
Не только из окрестностей Кайдалово, но и из других отдалённых сёл съезжались сюда люди. Шли и ехали, как на праздник, в лучшей одежде, с ясным взором и просветлённой душой. Слушали пение певчих, молились, соблюдали праздники.
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного села, города, страны, если лишён памяти о своём наследии?
Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.
Вся отечественная культура зиждется2 на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. [2]
Храмы - это культовые постройки, воплощающие образ мироустройства в той или иной религии, ее основные ценности.
После революции многие храмы были разрушены или переделаны до неузнаваемости, они стали рабочими общежитиями, клубами, музеями; лишь немногим храмам позволялось служить. Во время Великой Отечественной войны советская власть возвратила некоторые храмы для поддержания народного духа.
На пожертвования верующих в 90-е годы началось массовое восстановление храмов, постройка новых. Вера снова стала опорой, источником сил и чистоты.[3]
1.2 Разрушение Свято-Троицкой церкви
Как и многие другие храмы, в пору борьбы с верой храм отобрали у верующих и с 1928 года разместили в нем колхозные склады: хранили мед, продукты, семечки, зерно... За это время были утрачены две главы церкви, располагавшиеся над теплыми приделами, убранство интерьера. Жгли святые книги, иконы, вырывали могильные плиты. Частично сохранилась чугунная и мраморная отмостка3 полов, подоконники, рамы и ставни, ограда; заложены проемы окон северного фасада, проход из колокольни в правый придел. Планировавшаяся в 1994 году передача храма Читинской епархии не состоялась "в связи с отсутствием прихода". На начало 2010-х годов, будучи бесхозным, здание церкви продолжало разрушаться и восстановлению не принадлежало. Сегодня церковь стоит пустая. Строительная часть цела и разрушению даже времени не подвергалась. Ни одной трещины на её основательно сложенных стенах.
1.3 Особенности архитектуры храма
Каменный трехпрестольный храм освящен 18 февраля 1868 года. В 1913 году производился капитальный ремонт церкви и ограды вокруг нее.
Церковь имеет размеры 32,2 х 12,7 м. Ядром композиции является прямоугольный объем
Храма, перекрытый сводом и увенчанный восьмигранном барабаном с главой. Апсида завершена главкой на тонком барабане. С запада к храму пристроен объем из двух приделов. Колокольня отличается своеобразием декора, увенчана главкой. Стены декорированы линиями карнизов: цокольным, подоконным, венчающим. Карниз импоста переходит в дугообразные сандрики4. Окна и входы фланкированы пилястрами, объединенными полуциркульной аркой. Фасады второго яруса звона оформлены прямоугольными нишами с полуколоннами. Храм признан памятником архитектуры и градостроительства.
Кайдаловская Троицкая церковь каменное здание, покрыта железом, прочна. Снаружи церковь имеет пять главок-куполов, увенчанных пятью железными позолоченными крестами, с крыши идут шесть водосточных, из листового железа, труб и спускаются до низу. Главный Троицкий купол в виде свода освещается вверху двумя окнами, а внизу имеется в алтаре передние восемь окон (неразборчиво) в виде креста рамами. (Приложение 1). В Церкви трое дверей, из них две боковые – внутренние стеклянные, а наружные массивные деревянные, обитые листовым железом, третьи двери стеклянные ведут в тёплые приделы. (Приложение 1).
Стены Троицкого придела выкрашены белой масляной краской с росписью трафаретов, а свод – под вид неба, голубой с изображением на нём позолоченных звёзд, а на самом верху голубь с расходящимися вокруг позолоченными лучами. ( Приложение 2). Как в алтаре, так и в середине Троицкого придела пол каменный. Площадь алтаря 43,5 кв. метра, а средний – 60 кв. метра. Иконостасы5 боковыми стенками, выкрашенными белой краской, образуют между собой проход в главную холодную церковь. Клиросы6 правый и левый огорожены чугунной решёткой с железными столбами и брусьями.
Иконостасы. Троицкий иконостас деревянный в три яруса, середина последнего возвышается в виде полукруга – арки, где наверху установлен крест – распятие Спасителя с лучами вокруг. (Приложение 2).
1.4. Возрождение храма
Первая после многолетнего запустения архейская служба состоялась в Троицком храме с.Кайдалово, 20 июня 2016 года, в день Святого Духа, епископ Нерчинский и Краснокаменский Димитрий были приглашены все верующие Забайкалья в один из самых красивых храмов нашего края - Троицкую церковь села Кайдалово. В 9.00 началась Божественная Литургия, которую возглавит архипастырь. Вместе помолимся о возрождении храма и нашей земли! В 1913 г. производился капитальный ремонт церкви и ограды вокруг нее. В советские годы здание использовалось в хозяйственных целях, последнее время - как склад. В настоящее время церковь не используется, и как следствие - значительные утраты. Утрачены две главы церкви, располагавшиеся над теплыми приделами, убранство интерьера, частично сохранилась чугунная и мраморная отмостка полов, подоконники, рамы и ставни, ограда, заложены проемы окон северного фасада, проход из колокольни в правый придел.[4]
1.5 Воспоминания жительницы этого села, Пакуловой Нелли Сергеевны
Из рассказов своей мамы я запомнила, что строилась она лет десять. И закончилось строительство в 1868 году. В этот же год была освещена.
На все праздники люди в церковь ездили на лодках. Туда надо было переправляться через р. Ингода. Был там свой хор. Состоял он из местных певчих.
Там был Священник, и был он богатый, так как к нему несли крестить младенцев и за это всегда платили. Девки поповские (дочери священника – прим. автора), мама так их и называли, всегда ходили нарядные.
В этой церкви мама крестила своих старших детей, т.е. моих старших братьев и сестёр.
Я в этой церкви бывала. Раньше там была красивая ограда, столбы кирпичные, прочные, витые решётки. Большая мощная дверь. Я помню, что на них была ручка, только не та, которые сейчас на дверях вешают, а в виде большого кольца. Помню там купол, на котором нарисованы, кажется, ангелы. Пожар был, наверное, уже в 80-х – 90-х
годах не могу сказать точно.
Вообще церковь, сколько я ее сама помню, никогда не работала. На неё просто смотрели и любовались её красотой. Так может, когда хоронили кого, некоторые верующие заходили туда. Хоть в те времена (советские) не крестились. В 90-х годах там сделали летний приход. И один раз в неделю шла служба. Приезжал туда молодой священник из Карымской, но я об этом только слышала. Говорили деревенские. Внутри там расписан потолок. Эта роспись была сделана с самого начала. Ведь, сколько я знаю, больше росписей там не было. По крайней мере, моя мама об этом никогда не упоминала, да я и сама не слышала о том, что там заново расписывают потолок.
Так получилось, что эта церковь оказалась отрезанной от мира. До церкви нет прямой дороги. Если ехать с Карымской, то надо пересечь реку. Но можно с противоположного берега Ингоды через село Адриановка. Но там отвратительная дорога, можно сказать, её вообще там нет. В общем, чтобы добраться, нужно приложить усилия и преодолеть преграды.
1.6.Значение символов в православных храмах
Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также - символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов.
Святой Дух часто изображается в виде голубя. Голубь опустился на плечо Иисуса при Его крещении (Луки 3:22). Именно голубь принес зеленый лист Ною во время всемирного потопа. Дух Святой является Одним из Троицы, Который был от начала создания мира. Голубь — птица мира и чистоты. Он прилетает только туда, где есть мир и покой.
Крест – главный христианский символ. ( Приложение 2). Поклоняясь образу креста, мы видим в нем прежде всего символ самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвернись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указует нам на Высочайшего Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа, ибо Давид говорит: «Рице твои сотворите имя, и создаст имя, то есть создал Сын и Святой Дух».
Значение цветов в храме: зеленый цвет животворения и вечной жизни — облачения зеленого цвета используются в Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), в день Святой Пятидесятницы (Троицы), а так же на Праздники в память о
преподобных, подвижниках, юродивых.
Голубой (синий) цвет символизирует высшую чистоту и непорочность — облачения синего (голубого) цвета используют в праздники Пресвятой Богородицы.
Зеленые купола — у храмов в честь Троицы или Преподобных. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
1.7 Упоминание Свято-Троицкой церкви в литературных произведениях
Упоминание церкви было не только в истории села, но и в литературных произведениях. О судьбе церкви пишут наши земляки, краеведы, и просто те, кто хочет показать продолжительную историю Свято-Троицкой церкви. Одно из многих стихотворений под название «Старая церковь» написал краевед, участник клуба «Краеведческие, научных сборников встречи», автор более 700 краеведческих публикаций В. Ю. Апрелков.
Об укладе времени старого,
О казачьей жизни лихой
Порасскажет тебе Кайдалово
Церковь белая над рекой.
Одиноко стоит старуха
У себя в селе, как в гостях,
Только ветер шепчет ей глухо
По ночам о минувших днях.
Как крестились здесь и венчались,
Как судачили старики,
Как домой с войны возвращались
Забайкальские казаки.
Здесь поклоны казачьи били,
Сыновьям удачи прося…
В наши дни... здесь зерно свалили
Прочь отринув всё и вся…
Сапогом пройдя по иконе,
Превратив святилище в склад.
Мы родства своего не помним,
Недосуг нам смотреть назад.
Только что потомкам скажем,
Что останется им от нас?
Вот бы в колокол бухнуть дважды,
Как на сходку в тяжелый час.
Чтобы обществом всем собраться,
На старуху – церковь взглянуть,
И воскликнуть: «Да что ж мы, братцы!
Разве трудно нам всё вернуть?
Чтобы нас не кормили дети,
Что не знаем своих корней.
Мы на Землю свою в ответе
И за всё, что связано с ней!»
Но кому же в набат ударить?
Смолк здесь колокол насовсем.
Осыпается наша память,
Как кирпич из церковных стен.
Вывод: храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться, все ученики школ района, края, желающие знать духовные корни своего народа.
Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Бережно относились к вере своих предков.
Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ
«Шаг в науку» группа Юниор
Тема: Храм родного села
Нахамец Екатерина
Забайкальский край, п. Карымское
МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 7-В класс
Список используемой литературы
Мухомедьярова Т.В., Афанасьев П.В.Здесь мы живём и край нам этот дорог: история Карымского района /сост. Мухамедьярова Т.В.- ИП Непомнящих С.Я Чита 2019.-376 с.
Афонасьев П.В. Кайдалово // Энциклопедия Забайкалья
Яралов Ю.С. - М.: Московский рабочий, 1981. Зодчие Москвы XV-XIX вв
Сергеева Г. П., Г. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.
Мартынюк Г.П. Свято-Троицкая церковь, с. Кайдалово // Энциклопедия Забайкалья
Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. 1981. № 29. С. 70–79
Памятная книжка Забайкальской области на 1897 год. Часть I. - Чита, 1897, с. 105.
Соловьев Ю. 2007, «Мой храм».
Интернет – ресурсы:
http://ez.chita.ru/encycl/concepts/?id=4665
http://www.encycl.chita.ru/encycl/concepts/?id=5526
http://www.eparhiachita.ru/index.php/ct-menu-item-47/ct-menu...245
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/znaki-i-simvoly-very-v-pravoslavii.html#i-11
5. http://mariastudio.ru/gallery/14/
6. http://www.eparhiachita.ru/index.php/ct-menu-item-47/ct-menu...245
3.Памятная книжка Забайкальской области на 1897 год. Часть I. - Чита, 1897, с. 105.
Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ
«Шаг в науку» группа Юниор
Тема: Храм родного села
Нахамец Екатерина
Забайкальский край, п. Карымское
МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 7-В класс
План исследования
Практическая работа «Выполнение макета Свято – Троицкого храма»
Для русского человека это всегда было важно. И если люди обосновывались где-то всерьез, строили поселение, то, в первую очередь ставили храмы. Церковь ещё и объединяет людей. Вот для чего нужны церкви каждому верующему человеку.
Гипотеза: храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села и судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей села.
Методы исследования: теоретический (анализ исторической, научной литературы); беседа, опрос; практический метод (изготовления макета храма).
На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение Храма в селе. Каким только гонениям не подвергалась Церковь! Её пытались разрушить, уничтожить веру. Но все это прошло, и церковь стояла и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша малая Родина!
Практическая значимость данные исследования и разработка технологической карты могут использоваться на уроках технологи, изобразительного искусства, МХК, истории.
Технологическая карта изготовления макета Свято – Троицкого храма в с.Кайдалово.
Для выполнения макета нами были изучена технологи изготовление, работа с материалом, так же проанализированы исторические данные по теме.
Для начала выполнение данного макета нам понадобиться – мелованный картон белого цвета, ножницы, карандаш, белый скотч, клей карандаш.
Рис1.
Свято-Троицкая церковь состоит из 4 отделов: вход, зимняя, летняя и алтарь. Первое что мы начнём делать это зимний отдел. Для этого нам понадобиться расположить на картоне мерки – 15 х 10 х 10 (длина, ширина, высота). И вырезать подобные 4 штуки. Следующее, склеить их белым скотчем по бокам. Вырезать 4 окошка.
Рис 2.
Вот что у нас получилось. Вырезаем на картоне 8 х 10 х 10 (длина, ширина, высота). И с левой стороны мы пристраиваем главный вход в церковь. Позже вырезаем на каждой стенки по одной арке до пола.
Следующее, что мы начнем делать это колокольню. Для изготовление данной модели нам нужно вырезать:
- куб - 7 х 6 х 6 (длина, ширина, высота) 1 шт.;
- параллелепипед 5 х 5 х 7 (длина, ширина, высота) 1 шт.;
- усеченная пирамида 5 х 5 х 4 (длина, ширина, высота) 1 шт.;
- усеченная пирамида 5 х 7 х 2,5 (длина, ширина, высота) 1 шт.;
- купол, сделанный из пластилина.
Далее на колокольне вырезаем 4 одинаковых окошка. Лепим из воздушного пластилина шар и придаем ему форму. Все модели склеиваем белым скотчем к основанию куба.
Рис 3.
Так же мы вырезаем остальные 2 отдела – зимний отдел и алтарь. Склеиваем их между собой и соединяем все вместе. На летнем отделе рисуем вход и вырезаем два окна. На алтаре также вырезаем два окна.
Рис 4.
Приступаем к разработке купола на 8-гранном барабане. Для этого нам понадобится:
- восьмигранник 3 х 3 х 5 (длина, ширина, высота) 1 шт.;
- 6 х 6 х 3 (длина, ширина, высота) 1 шт.
Рис 5.
Все соединяем и на основание рисуем два небольших окошка.
Рис 6.
Далее мы крепим крышу на алтарь, а позже и на всю церковь…
Рис 7.
Последний шаг к завершению данного макета. Нам нужно слепить из воздушного пластилина 3 шара и придать им форму куполов. Сделать кресты и поставить их на купола. Так же доделать крышу. И вот что у нас получилось!
Рис 6.
Одним из методов исследовательской нашей работы, был опрос среди пользователей соц. сети «Вконакте» на тему «Свято – Троицкая церковь».
Диаграмма №1
Из диаграммы 31, можно сделать следующий вывод :большинства пользователей (40%) проголосовали, что никогда не слышали про Свято-Троицкую церковь. Скорее всего, ребята не интересовались архитектурой нашей малой Родины. 37% пользователей знают Свято – Троицкую церковь, наверное, ребята видели данный памятник, либо читали о храме в книгах или Интернет ресурсах, может даже им рассказывали их бабушки или дедушки, которые застали тот период, когда церковь была действующей. Остальные (23%) пользователи, возможно, знают эту церковь.
Диаграмма №2
Вывод из диаграммы №2 показал, что множества пользователей (53%) проголосовали, что церковь возможно действующая по сей день. Но к сожалению, на сегодняшний день Свято - Троицкая церковь не действительная, в связи со многими периодами в истории. 43% ребят не интересовались данной темой, скорее всего они не считают нужным это знать. 4% считают, что церковь действительна.
Диаграмма №3
Вывод из диаграммы №3: 32% ребят проголосовала, что возможно бы приняли участие в поддержке восстановление церкви. 18% не приняли бы участие, скорее всего они не считают это нужным. Похвально, что половина пользователей (50%) поддержали бы тему восстановление Свято-Троицкой церкви. Ведь это очень важно для верующих с. Кайдалово и не только для верующих, а для продолжительности истории этого храма. Ведь на минуточку, Свято – Троицкая церковь единственный архитектурный памятник культуры на территории Карымского района, который является в Забайкальском крае одной из старых церквей с. Кайдалово. Поэтому это было бы здорово сделать петицию по поводу восстановление данной церкви. Но это уже совсем другая история…
Приложение II
1 Аспид – в христианском храме алтарный выступ, расположенный в восточной стороне храма. От 1- до 3 аспид. Каждая аспид прикрывается конкой.
2 Зиждется – основывается, строится на чём либо.
3 Отмостка – водонепроницаемое покрытие вокруг здания – бетонная или асфальтовая полоса, проходящая по периметру здания, с уклоном в направлении от здания. Предназначена для защиты фундамента от вод и паводков.
4 Сандрики – декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз, часто с фронтоном, над окном, дверью. Служил для защиты дверей, окон от дождей.
5 Иконостас - украшенная иконами стена, отделяющая алтарь в православной церкви.
6 Клирос – в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы